УДК 159.95+373.3/.5+37.0 Научная статья
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛЕ
Лепешев Д.В.
НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова
Бобкова Е.Е.
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: В работе освещены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрены основные понятия «сопровождение» различными авторами, а также исследованы основные функции психолого-педагогического сопровождения, а также выявлены основные проблемы при организации службы сопровождения.
Ключевые слова: задержка речевого развития, педагог-ассистент, специальный педагог, психолого-педагогическое сопровождение, словесно-логическое мышление, центральная нервная система, сопровождение.
Для цитирования: Лепешев, Д.В. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе. /Д.В. Лепешев, Е.Е. Бобкова //Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 41-47.
В настоящее время в Республике Казахстан активно набирает темпы инклюзивное образование. Включение каждого ребенка с трудностями в обучении в общеобразовательный процесс, и реализация в нем вариативных моделей совместного обучения, социально-педагогическая адаптация с целью интеграции данного ребенка в общество - являются основными целями и задачами инклюзивного образования.
Инклюзивное образование — это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию. Несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд ребенка и адаптации образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий.
На сегодняшний день специалисты, работающие в сфере специального образования, обладают достаточным багажом знаний для того, чтобы уже с раннего возраста проводить соответствующую диагностику развития ребенка. Различные методики дают возможность установить и степень развития ребенка, и определить его способности к обучению и познанию, степень дисциплинированности и развитости, умственного и психического развития, степень готовности к общению и обучению в коллективе.
Однако, как показывает практика, задачи коррекционной работы могут быть решены только на основе комплексной психолого-педагогической диагностики, которая позволит определить прогноз психического развития ребенка, оценить его потенциальные возможности и зону ближайшего развития, решив при организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями.
Так, термин «сопровождение» в странах СНГ, впервые появился в работах по практической психологии в книге Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году. Данный термин употреблялся в работе в сочетании со словом «развитие» -«Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» [1].
В 1999 году Е. Г.Огольцова объяснила понятие сопровождения так: «это система мероприятий для педагогов, родителей и их детей. В данную систему входит создание оптимальных условий для функционирования образовательной среды для самореализации личности» [2].
По мнению С.И. Сабельникова, сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа. Поэтому в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития человека в каждом конкретном случае выступает и сам субъект развития, и педагоги, и ближайшее окружение [3].
Понятие «сопровождение» в современной педагогике приобретает все большее значение, рассматривается в контексте гуманистического подхода, использование которого и продиктовано необходимостью интеграции
процесса обеспечения, поддержки, помощи, защиты, формирования самостоятельности субъекта в принятии решений, рассмотренными и казахстанскими педагогами-психологами.
В современном Казахстане определение «психолого-педагогическое сопровождение» обычно применяется к основным проблемам учебного заведения и воспитания в контексте с модернизацией полного образования в Республике. Огромную роль при этом играет актуализация психолого-педагогического сопровождения как в системе профессиональной деятельности педагога-ассистента, психолога, а также специального педагога в направлениях социально-психологических условий для получения необходимого обучения и психолого-педагогического развития школьника. Рассмотрим некоторые определения, которые встречались в различных источниках.
В современном мире понятие сопровождения рассматривается в различных аспектах. Одним из видов сопровождения, который выделяет С.К. Аканбаева, является психолого-педагогическое сопровождение. В данном аспекте понимается совокупность социально-психологической, педагогической деятельности на основе определенной методологии, которая обеспечивает современное качество образования [4].
Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально педагогических и психолого-
« тл « _
педагогических явлений. В научной литературе указанное понятие рассматривается с нескольких сторон, таких как:
- помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание детей, установка на открытое общение;
- система профессиональной деятельности педагога, которая направлена на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, в процессе этого приобщения он самореализуется и саморазвивается;
- сфера деятельности педагога, которая ориентирована на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки, помощи в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности;
- поддержка, помощь в развитие субъектности личности;
Т.С. Алхатова дала более развернутое определение «сопровождения». Отечественный психолог объясняла так: «...сопровождать ребенка - это значит двигаться рядом с ним и вместе с ним, иногда немного впереди, если нужно показать возможный путь. Взрослый, приглядываясь и прислушиваясь, фиксирует достижения и трудности, а затем помогает советом и собственным примером понимать и принимать себя. При этом взрослый не должен пытаться навязываться, контролировать, а помогать лишь тогда, когда ребенок потеряется или попросит о помощи [5].
По словам Ш.А.Есимовой «психолого-педагогическое сопровождение» - это особый вид помощи школьнику, который протекает в образовательном процессе, внедрение технологий, направленные вместе на оказание полноценной поддержки на любой стадии развития для дальнейшего решения или предупреждения возникающих проблем в процессе обучения [6].
К.Н. Хамитова пишет о том, что психолого-педагогическое сопровождение - это комплексная система педагогических мер по созданию всеми субъектами образовательного процесса социально-психологических и педагогический условий для оказания помощи и поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации в инклюзивном образовательном пространстве [7].
С.К. Алпысбаева считает, что психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью образовательного процесса у детей с особыми потребностями, то есть без сопровождения происходит ассоциализация личности ребенка [8].
Н.К. Ахметова считает, что психолого-педагогическое сопровождение создание условий для перехода сопровождаемого от помощи к «самопомощи». Можно сказать, что в процессе сопровождения создаются условия (педагогом) и оказывается необходимая и достаточная (не избыточная) поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справится с трудностями» [9]
В методических рекомендациях предназначенных для использования руководителями, учителями и специалистами психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных школ для создания специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями, авторами которых являются И.Г.Елисеева и А.К.Ерсарина пишется, что психолого-педагогическое сопровождение является системно-организованной деятельности учителей и специалистов для успешного обучения и развития ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями [10].
Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет нам определить данное понятие в следующих аспектах. Сопровождение можно рассматривать как совместные действия - систему, процесс, вид деятельности людей в социальном окружении. Сопровождение может предполагать взаимодействие различных субъектов, находящихся в субъектно-обьектных отношениях и субъектно-субъектных. Сопровождение включает в себя «субъекта-путника», сопровождающего и их совместный путь. И, благодаря приставки «со», сопровождение указывает на некую совместность, совместимость сопровождающего и сопровождаемого.
Сопровождение отличается от коррекции тем, что оно предполагает не исправление недостатков или их переделку, а поиск ресурсов, которые скрыты в человеке, поиск опоры на возможности и создание на этой основе условий, которые помогут восстановить связь с
миром. Главные принципы психологического сопровождения — это гуманное отношение к личности и вера в ее силы, квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в следующих значениях: система педагогических действий; комплекс мер различного характера; целенаправленный процесс; педагогическая технология.
Система психолого-педагогического сопровождения в условиях массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций, которые рассмотрены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные функции психолого-педагогического сопровождения в условиях массовой общеобразовательной школы
Каждая функция выполняет свои особенности при сопровождении, поэтому рассмотрим их. Итак, компенсаторная функция заключается в создании условий, обеспечивающих развитие ребенка с особыми образовательными потребностями наряду со здоровыми детьми, но с использованием для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств, «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации».
Стимулирующая функция направлена на активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых детей. Развивающая функция предполагает создание условий для нормальной социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых детей. И коррекционная функция выступает процессом психолого-педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.
На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, высших учебных заведениях.
Основные проблемы при организации службы сопровождения детей с ООП:
- общеобразовательные организации не имеют достаточной кадровой, учебно-методической, материально-технической базы для инклюзивного образования;
- не осуществляются мониторинг и оценка качества обучения с учетом инклюзивного подхода в общеобразовательном классе,
- отсутствует адаптация критериальной системы оценивания учебных достижений, обучающихся к условиям инклюзивного образования (есть только методические рекомендации НАО Алматы -2019 г И. Г. Елисеева, А. К. Ерсарина),
- не созданы достаточные условия для ранней профессиональной ориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями;
- необходима система оценивания качества обучения на дому;
- необходима адаптация типовых учебных планов и программ технического и профессионального, высшего образования к условиям обучения лиц с особыми образовательными потребностями в системе ТиПО,
- остро стоит проблема раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей и ранней коррекции, и развития таких детей;
- отсутствует подготовка специалистов ранней коррекции и развития детей с ООП,
- отсутствует в образовательном учреждении тьюторство, необходимость которого показал международный опыт ИО;
- недостаточно принимаются превентивные меры по предотвращению возникающих проблем у детей морально-психологического и социального характера;
- недостаточно организована информационно-консультативная поддержка инклюзивного образования в организациях образования, система «Кундел1к» не адаптирована под ученика с ООП,
- нет требований к обеспечению организаций образования и вузов вспомогательными техническими средствами (тифло-, сурдо- и др. техники), повышающих эффективность освоения им образовательных программ и наличие специальных мест в учебных кабинетах и аудиториях для инвалидов.
- нет в наличии специальных оборудованных кабинетов коррекции для работы с детьми ООП,
Из ряда выделенных проблем, представим на рисунке 2 условия особенности организации психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с особыми образовательными потребностями в массовой общеобразовательной школе, которые способствуют социализации воспитанника и успешному усвоению учебного материала.
Принятие факторов, \ обуславливающих \ наличие у \ обучающегося особых \ образовательных \ потребностей, и их / влияние на специфику / овладения учебной / программы и участие / в жизни / Ориентация на \ субъектное включение \ обучающегося и его \ семьи в общий процесс образовательной / инклюзии Создание для \ данного процесса особой формы жизнедеятельности обучающегося - \ специальной развивающей среды, организация которой / зависит от педагогов. /
Рис. 2. Основные условия особенностей организации психолого-педагогического
сопровождения детей с особыми потребностями
Поэтому, исходя из сущности педагогической поддержки, Х.С. Ералиева выделила следующие этапы совместной деятельности педагога с ребенком с ООП:
1. Диагностический этап (обнаружение проблем ребенка, осознание значимости и желания их разрешить).
2. Поисковый (поиск причин, способов решения).
3. Проектировочный (построение договорных отношений между педагогом и ребенком для продвижения к решению проблемы).
4. Деятельностный (действия ребенка и педагога дополняют друг друга).
5. Рефлексивный (анализ и обсуждение полученных результатов) [11].
Принимая во внимание все вышесказанное, в образовательной организации
составлена система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
- индивидуальное сопровождение детей;
- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сначала мы собираем общую информацию о ребенке, о его семье, анамнез его физического и психического развития;
- выявляем проблему - сложности в обучении или сложности адаптации, или нет друзей в классе и т.д.
- разрабатывается план работы с ребенком;
- разрабатываются рекомендации для учителей, родителей и специалистов
- реализация плана по решению поставленной проблемы
- проводится анализ решена ли проблема и проводится дальнейшая работа.
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения,
дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или потребностей.
Специалисты ОО начинают сопровождение с ребенком в следующих случаях
- выявление проблем в ходе массовой диагностики;
- обращение родителей за консультациями;
- обращения педагогов, администрации;
- обращение специалистов других социальных служб.
В системе этого взаимодействия четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения (учителя, кл. рук., психолога, соц. пед., учителя-логопеда).
Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, но и по более общим показателям:
- удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
- способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
- успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
Программа психолого-педагогического сопровождения на ступени как начального, так и основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.
В настоящее время происходит смена подходов к образованию и к социальной культуре. Обуславливаются такие перемены переориентацией общества на формирование и развитие качеств личности. Данные изменения способствовали появлению новой парадигмы образования, опирающаяся на подходы и понятия современной практики.
Библиографический список
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан. - СПб.: Дорваль, 1993. - 96 с.
2. Огольцова Е. Г.Развитие инклюзивного образования / Е.Г. Огольцова, А.Э. Тимохина, Е.А. Сергеева // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 249-252.
3. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2019. - №1. - С.42-54
4. Аканбаева С.К. Инклюзивное образование в казахстанских школах // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 12-4. - С. 513-514
5. Алхатова Т.С. Подготовка будущих преподавателей предмета «Самопознания», как фактор динамического развития общества Стандарты нового поколения, 2021. № 7. 68 с.
6. Есимова Ш.А. Недоразвитие речи у детей школьного возраста. - Алматы: 2017. -
245 с.
7. Хамитова К.Н. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. - А.: Принт-Экспресс, 2018. - 120 с.
8. Алпысбаева С.К. Особенности лексического запаса, учащихся с общим недоразвитием речи начальных классов общеобразовательной школы. - Астана, 2017. - 98 с.
9. Ахметова Н.К. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у школьников с ОНР и ЗПР. - Алматы: ОО Центр САТР, 2019. - 398 с.
10. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019. - 118с.
11. Ералиева Х. С. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане / Х. С. Ералиева. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2016. - С. 26-28.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
: d_Lepeshev@mail.ru
Бобкова Е.Е., магистрант, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Дата поступления: 31.01.2023
© Лепешев Д.В., Бобкова Е.Е., 2023