Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГ-АССИСТЕНТ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Бобкова Е.Е.

В работе освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе, рассмотрены основные принципы и задачи, а также необходимость изучения мотивации педагогического состава общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Бобкова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛЕ»

УДК 159.96

Научная статья

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ В ШКОЛЕ

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

Бобкова Е.Е.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В работе освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе, рассмотрены основные принципы и задачи, а также необходимость изучения мотивации педагогического состава общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: задержка речевого развития, педагог-ассистент, специальный педагог, психолого-педагогическое сопровождение, словесно-логическое мышление, центральная нервная система.

Для цитирования: Лепешев, Д.В. Основные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе / Д.В. Лепешев, Е.Е. Бобкова //Наука и реальность. - 2022. - № 4 (12).- С. 36-39.

В последние время внимание специальных педагогов и педагогов-ассистентов сконцентрировано на ежегодном увеличении количества детей, поступающих в школы с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста к условиям образовательной среды в общеобразовательные учреждения Республики Казахстан становятся особенно актуальными.

По наблюдениям последнего пятилетия, можно увидеть, что практически в каждой школе начального образования открываются коррекционные классы и классы с инклюзивным образованием. А в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом начального образования с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2021 г. в котором переход от старой модели школьного образования к новой, приводит к необходимости разработки новых методов и технологий, созданию необходимых условий при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями [1].

В современном мире определение «психолого-педагогическое сопровождение» обычно применяется к основным проблемам учебного заведения и воспитания в контексте с модернизацией полного образования в Республики Казахстан. Огромную роль при этом играет актуализация психолого-педагогического сопровождения как в системе профессиональной деятельности педагога-ассистента, психолога, а также специального педагога в направлениях социально-психологических условий для получения необходимого обучения и психолого-педагогического развития школьника.

Психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи школьнику, который протекает в образовательном процессе, внедрение технологий, направленные вместе на оказание полноценной поддержки на любой стадии развития для дальнейшего решения или предупреждения возникающих проблем в процессе обучения [2].

В основе системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями - лежит решение возникающих проблем, с которыми сталкиваются педагоги и педагоги-ассистенты, необходимо решать. Так, к основным проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе можно отнести:

1. задержка речевого развития школьника, дети-колясочники, слабовидящие, слабослышащие и другие нозологии;

2. сниженная мотивация и низкий уровень соответствующих компетенций у педагогов;

3. недостаточное информирование и использование, а также анализ данных психолого-педагогической диагностики школьников.

Рассматривая первую проблему, которая связана с задержкой развития речи, ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, в котором последовательно происходит развитие поведения. Это тормозит и искажает психическое развитие ребенка. Поэтому очень важно на постоянной основе проводить коррекционно-логопедическую работу со школьниками, начиная с младшего звена посредством сопровождения педагога-ассистента.

Проблеме «задержки речевого развития» в современном обществе уделяется огромное внимание. Данное явление тесно связано с развитием общего мышления учащегося, протекающих психических процессов при развитии основных компонентов речи

' и и и и и

школьников, включая общий грамматический строй поставленной речи, и конечно с другой стороны фонематического разбора слов [3].

При психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями в школе огромную роль играют возрастные особенности школьников. Обычно характеризуется незрелостью функционального состояния центральной нервной системы, напрямую отражающие проблемы, возникающие с речью у школьника. Таких школьников не интересует общение со сверстниками, у них преобладает повышенная тревожность к окружающему миру и закрытость от происходящих вокруг процессов. Для включения таких деток в общеобразовательный процесс необходим педагог-ассистент.

Особенность школьников с особыми образовательными потребностями предполагает в основном недоразвитие словесно-логического мышления, изменения в поведении, действиях, выражении и изменения психолого-педагогических проблем, возникающие при общении. Такой ребенок иначе не может высказать мысли, поэтому закрывается от окружения и сверстников. Так, речевое развитие является сложным многоаспектным процессом, в котором отражены такие стороны овладение речью в младшем школьном возрасте, как педагогические, психологические, лингвистические и нейропсихологические.

Ввиду первого рассмотренного выше пункта, вытекает следующая проблема, а именно «сниженная мотивация и низкий уровень соответствующих компетенций у педагогов». Работать с такими детьми очень сложно и для этого необходимо повышать постоянно квалификацию, повышать уровень знаний, при этом вести все необходимые данные в реестр, которого просто не существует в Казахстане.

Таким образом, основными принципами психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями является время и ценность выбора школьника, а также самоопределения в различных ситуациях. Так, основные задачи по практике при сопровождении детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях можно рассмотреть на рисунке 1.

э

Основные задачи психолог о-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями

Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса, остающегося и разработка индивидуальной образонательной траектории на основе формирования устойчивой

учебной мотивации ребенка

Формирование у общающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и создание психолог о-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные

потребности.

Оказание психолог о-педагогической помощи родителям обл~чающихся и

педагогам

Рис. 1. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей с

особыми потребностями

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития. Все вышеперечисленное доказывает тот факт, что психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе просто необходимо.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 «Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000

2. Есимова Ш.А. Недоразвитие речи у детей школьного возраста. - Алматы: 2017. -

245 с.

3. Хамитова К.Н. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. - А.: Принт-Экспресс, 2018. - 120 с.

4. Алпысбаева С.К. Особенности лексического запаса, учащихся с общим недоразвитием речи начальных классов общеобразовательной школы. - Астана, 2017. - 98 с.

5. Ахметова Н.К. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у школьников с ОНР и ЗПР. - Алматы: ОО Центр САТР, 2019. - 398 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, заведующий кафедрой педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

: d_Lepeshev@mail.ru

Бобкова Е.Е., магистрант, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Дата поступления: 05.12.2022

© Лепешев Д.В., Бобкова Е.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.