Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Абдульманова Динара Каримовна

В статье приводится анализ основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы. Рассматривается психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников, приводятся условия, соблюдая которые можно достичь успехов в учебе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Абдульманова Динара Каримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

УДК 373.6. 016

АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ

ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Абдульманова Д.К.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье приводится анализ основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы. Рассматривается психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников, приводятся условия, соблюдая которые можно достичь успехов в учебе.

Ключевые слова: трудности в обучении, школьная программа, эффективность учебной деятельности.

Трудности в учебном процессе, особенно если они возникают еще в начальных классах, существенно затрудняют усвоение ребенком обязательной школьной программы. В начальной фазе обучения у детей закладывается основа воспитательной системы, которая в последующие годы дополняется, при этом формируются мыслительные и практические операции, умственные действия и умения, без которых не может нормально формироваться учебная и практическая деятельность. Отсутствие этой основы, отсутствие базовых знаний и навыков, которые ребенок должен получить в начальной школе, приводит к слишком большим трудностям в освоении программы обучающимися как следствие и среднего звена, из-за чего такие дети часто бросают школу, либо избегают и противятся процессу обучения.

Данная проблема рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, так, например, ученые М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С.Славина, Ю.К. Бабанский описывают причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе [1].

В современных условиях цифровизации общего образования Казахстана проблема отставания в освоении школьной программы остается актуальной. По данным статистики число учащихся начальных классов, которые с трудом усваивают школьные предметы только увеличивается.

Потребность учителей в выявлении практических основ работы со слабоуспевающими школьниками, в поиске и обосновании таких эффективных подходов и методов обучения на уроках, которые способствовали бы успешному освоению учащимися предметных понятий, сокращению числа слабоуспевающих учащихся сегодня очень велика.

И все потому, что проблема отставания младших школьников в освоении школьной программы требует комплексных и неоднозначных подходов к ее решению. Несоответствие содержания образования современным требованиям, низкий авторитет педагогической профессии, кризис современной семьи, все это способствуют снижению качества образования и увеличению количества обучающихся, испытывающих трудности в освоении школьной программы.

Принимая во внимание собственный опыт работы при анализе основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы можно с уверенностью утверждать, что основной и первостепенной причиной, исследуемой нами проблемы, является несовершенство

методов преподавания. И опыт работы российских и казахстанских ученых, таких как В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой, А.К. Акишевой подтверждает верность такой точки зрения.

Вместе с тем, А.К. Акишева в одном из своих научных трудов пишет о том, что «Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе. Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости» [2].

В свою очередь другие ученые рассматривают особенности отставания от школьной программы школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. В данном случае учащиеся не умеют учиться по-настоящему, так как учебная деятельность, как и любая другая, требует владения определенными навыками и приемами, а в случае с детьми у которых наблюдается несформированность правильных приемов учебной деятельности, эти процессы затруднены и протекают не совсем адекватно, при этом, неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер.

Так, психолог К.В. Бардин приводит пример работы девочки-первоклассницы с переписыванием образца буквы. В процессе переписывания, девочка ориентировалась на предыдущую букву, а не на тот образец, который представил ей учитель. Наблюдались и такие случаи, когда учащийся мог формально освоить методы обучения и принять от педагога лишь внешнюю сторону их применения. Есть случаи, когда со стороны педагога в процессе работы над формированием навыков чтения по отношению к учащимся с плохой успеваемости наблюдается грубость и упрощение методов работы [3, 67].

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина [4], выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:

1 Пропуск букв в письменных работах. Причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

2. Неразвитость орфографической зоркости. Причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

3. Невнимательность и рассеянность. Причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

4. Трудности при решении математических задач. Причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

5. Трудности при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

6. Неусидчивость. Причины: низкий уровень развития произвольности, индивидуально-типологические особенности личности, низкий уровень развития волевой сферы.

7. Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза [3, с. 78].

Отставания младших школьников в освоении школьной программы может быть вызвана и другими причинами. Важно определить зону ближайшего развития ребёнка, то есть то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребёнок к предлагаемым ему задачам. Каждый педагог обязан знать о причинах отставания школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше школьников, которые плохо усваивают школьную программу [2].

Таким образом, чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, как минимум учитывать четыре важных условия: первое условие - отсутствие существенных недостатков умственного развития; второе условие - достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; третье условие - материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека; четвертое условие - мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

Знание и предотвращение причин неуспеваемости школьников позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Библиографический список

1. Шибинтаева Г.А. Отставание младших школьников и пути ее преодоления в процессе обучения. - Оренбург: ОГПУ, 2008. - 80 с.

2. Акишева А.К., Караменди А.М. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы // Наука и реальность / Science & Reality. - 2021. - №2(6). - С. -243-245.

3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983. -96 с.

4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М.: Академия, 1999. - 280 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ОЯСГО 0000-0002-9899-2831 е-таП: d_Lepeshev@mail.ru

Абдульманова Динара Каримовна, магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 19.01.2022

© Лепешев Д.В.., Абдульманова Д.К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.