Научная статья на тему 'Рекомендации по совершенствованию производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан'

Рекомендации по совершенствованию производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обращение / жалоба / право на обращение / право на жалобу / жалоба в таможенный орган / рассмотрение обращений таможенным органом / рассмотрение жалоб в таможенных органах / appeal / complaint / the right to appeal / the right to complaint / complaint to the customs authority / consideration of appeals by the customs authority / consideration of complaints in the customs authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены основные проблемные аспекты производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан. Сделан вывод относительно двойственного правового регулирования данного вопроса. Рассмотрены критерии дифференциации жалоб и обращений, на основе которых рекомендовано принять алгоритм для сортировки жалоб и обращений, позволяющий эффективно защитить права всех лиц, обратившихся в таможенный орган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боброва Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for Improving Production in the Customs Authorities on Complaints and Appeals of Citizens

The article discusses the main problematic aspects of the proceedings on complaints and appeals of citizens in the customs authorities. The conclusion is made regarding the mbivalent legal regulation of this issue. The criteria for differentiating complaints and appeals are considered, on the basis of which it is recommended to adopt an algorithm for sorting complaints and appeals, which allows effectively protecting the rights of all persons who have applied to the customs authority.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по совершенствованию производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан»

УДК 342.9

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-23-26

А. В. БОБРОВА

Рекомендации по совершенствованию производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан

В статье рассмотрены основные проблемные аспекты производства в таможенных органах по жалобам и обращениям граждан. Сделан вывод относительно двойственного правового регулирования данного вопроса. Рассмотрены критерии дифференциации жалоб и обращений, на основе которых рекомендовано принять алгоритм для сортировки жалоб и обращений, позволяющий эффективно защитить права всех лиц, обратившихся в таможенный орган.

Ключевые слова: обращение, жалоба, право на обращение, право на жалобу, жалоба в таможенный орган, рассмотрение обращений таможенным органом, рассмотрение жалоб в таможенных органах.

A. V BOBROVA

Recommendations for Improving Production in the Customs Authorities on Complaints and Appeals of Citizens

The article discusses the main problematic aspects of the proceedings on complaints and appeals of citizens in the customs authorities. The conclusion is made regarding the mbivalent legal regulation of this issue. The criteria for differentiating complaints and appeals are considered, on the basis of which it is recommended to adopt an algorithm for sorting complaints and appeals, which allows effectively protecting the rights of all persons who have applied to the customs authority.

Keywords: appeal, complaint, the right to appeal, the right to complaint, complaint to the customs authority, consideration of appeals by the customs authority, consideration of complaints in the customs authorities.

Одним из гарантированных Конституцией Российской Федерации прав является право гражданина на обращение. Как справедливо отмечает А. В. Савоськин, обращения граждан являются неотъемлемым условием реализации большинства конституционных прав и свобод, поэтому надлежащая регламентация этого права претворяет в жизнь сущностные свойства государства как правового и демократического [5].

Как и любое конституционное право, право на обращение граждан действует относительно всех правоотношений, которые тем или иным образом задевают или могут задеть защищаемые законодательством Российской Федерации права граждан. Не являются исключением и таможенные органы, деятельность которых

БОБРОВА Анастасия Владимировна, магистрант юридического факультета Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Завьялов Николай Васильевич, канд. пед. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой таможенного права Российской таможенной академии.

по осуществлению таможенного контроля происходит в непосредственном правовом взаимодействии с гражданами и юридическими лицами. В рамках данного исследования, рассмотрим: каким образом осуществляется рассмотрение жалоб и обращений граждан.

Прежде всего необходимо определить, в чем состоят принципиальные отличия между жалобой и обращением. В данном случае следует учесть правовое регулирование, установленное ст. 4 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 59). В соответствии с данным законом, обращение гражданина - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. В то же время, жалобой признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц [3]. Поддерживают такую классификацию и исследователи, определяя жалобу в качестве одной из разновидностей обращения [7].

При этом следует отметить, что в отношении жалоб существует определенная двойственность правового регулирования. С одной стороны, жалобы, являясь формой обращений, подлежат рассмотрению по общему правилу, предусмотренному Федеральным законом № 59. С другой стороны, главой 51 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее -Федеральный закон № 289) установлен особый порядок рассмотрения таких жалоб [4].

Очевидно, исходя из принципа разрешения конкуренции общей и частной нормы, в таком случае обращение должно быть рассмотрено в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом № 289. Следует обратить внимание, что ст. 290 вышеуказанного закона не установлено каких-либо особых требований к содержанию такой жалобы в части ее наименования. Так, обращение, являющееся по сути жалобой в понимании главы 51 Федерального закона № 289, может называться ходатайством или заявлением. Исходя из вышеизложенного, представляется крайне важным создание в таможенном органе механизма, который сразу после принятия соответствующего обращения гражданина будет решать вопрос относительно того, в каком порядке такое обращение должно быть рассмотрено.

Следует отметить, что главой 51 Федерального закона № 289, установлены следующие критерии, позволяющие дифференцировать обращение гражданина и жалобу, поданную в порядке главы 51.

1. Порядок подачи жалобы: жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган исключительно через орган, который принял то решение (действие, бездействие), которое обжалуется. Обращение, которое подается в порядке Федерального закона № 59, может быть подано в любой таможенный орган.

2. Срок подачи жалобы составляет 3 месяца, при этом может быть подано ходатайство о восстановлении срока. В случае с обращением в порядке Федерального закона № 59 такой срок не устанавливается.

3. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Подача обращения не требует приложения вышеуказанных документов.

Для устранения возможных противоречий, предлагается внесение изменений в приказ ФТС России от 30.06.2020 № 600 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской Федерации» с целью формирования алгоритма, который позволит на первом же этапе после поступления обращения эффективно дифференцировать полученные обращения и жалобы.

Как отмечает Е. С. Вологдина, еще одной проблемой рассмотрения жалоб является необходимость соблюдения письменного порядка подачи такой жалобы. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) для подписания жалобы не допускается [1]. При этом обращения граждан, как отмечает Е. В. Тру-нина, могут подаваться различными способами, в том числе:

- лично;

- по телефону;

- в письменном виде на почтовый адрес ФТС России, таможенного органа;

- в письменном виде факсимильной связью;

- в форме электронного документа на официальный сайт ФТС России в сети Интернет;

- в форме электронного документа на адрес электронной почты ФТС России, таможенного органа [6].

Следует отметить, что ранее существующие Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела утратили силу, однако новые рекомендации таможенным органом приняты не были, в связи с чем в научной литературе продолжается анализ таких рекомендаций как последнего официального акта таможенных органов в данной сфере [2]. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным принятие новых Методических рекомендаций, в которые, среди прочего, будут имплементи-рованы вышеизложенные в данном исследовании позиции.

Подводя итог рассмотрения проблемных аспектов производства по жалобам и обращениям граждан в таможенных органах, следует сделать следующие выводы. Жалоба является разновидностью обращения, правовое регулирование которого имеет двойственный характер. Поэтому в таможенных органах возникает потребность в принятии алгоритма, с помощью которого у должностных лиц появится возможность эффективно дифференцировать полученные обращения и жалобы, обеспечивая реализацию конституционного права гражданина на обращение.

Список литературы

1. Вологдина Е. С. Право на жалобу и его реализация в деятельности таможенных органов // Вестник ЗабГУ. 2014. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

pravo-na-zhalobu-i-ego-realizatsiya-v-deyatelnosti-tamozhennyh-organov (дата обращения: 01.04.2021).

2. Мясников А. П., Миллеров Е. В. Институт ведомственного (административного) обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в этическом аспекте современной таможенной культуры // Юрист-правовед. 2016. № 6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-vedomstvennogo-administrativnogo-obzhalovaniya-resheniy-deystviy-bezdeystviya-tamozhennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lits-v (дата обращения: 01.04.2021).

3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_59999.

4. о таможенном регулировании в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 01.04.2021).

5. Савоськин А. В. Место конституционного права на обращение в системе прав и свобод человека // Антиномии. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/mesto-konstitutsionnogo-prava-na-obraschenie-v-sisteme-prav-i-svobod-cheloveka (дата обращения: 01.04.2021).

6. Трунина Е. В. К вопросу совершенствования Порядка рассмотрения обращений граждан в таможенных органах российской Федерации // Социально-политические науки. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sover shenstvovaniya-poryadka-rassmotreniya-obrascheniy-grazhdan-v-tamozhennyh-orga nah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.04.2021).

7. Хафизова А. И. Право граждан на обращения // Символ науки. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-grazhdan-na-obrascheniya (дата обращения: 01.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.