9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
9.1. К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Трунина Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению Порядка работы с обращениями граждан ФТС России и таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1240. В числе направлений совершенствования работы с письменными обращениями граждан автором выделяются: конкретизация сферы действия Порядка; конкретизация и уточнение сроков исполнения административных процедур по работе с обращениями граждан; упорядочение, детализация административных процедур и административных действий таможенных органов (должностных лиц) по работе с обращениями граждан.
Ключевые слова: таможенный орган; обращение; жалоба; гражданин; должностное лицо; административная про-цедура; рассмотрение; ответ; срок.
QUESTION TO ENHANCEMENT OF AN ORDER CONSIDERATION OF CITIZENS ADDRESSES IN CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Trunina Ekaterina V., candidate of legal sciences, associate professor of international and European law Place of employment: Mordovian State University. N. P. Ogarev
Abstract: The article is devoted to consideration of the Procedure for handling appeals of citizens to the FCS of Russia and customs bodies of the Russian Federation, approved by order of FTS of Russia dated 30 June 2014 № 1240. The number of ways of improving the work with written references of citizens the author of stand out: the specification of the scope of the Order; the specification and clarification of terms of execution of administrative procedures for work with citizens ' appeals; streamlining, detailing administrative procedures and administrative actions of customs bodies (officials) on work with references of citizens.
Keywords: customs authority, appeal, complaint, citizen, official, administrative procedure, review, response, period.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Указанное конституционное право направлено на создание гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти.
Статистика последних лет свидетельствует о росте количества поступающих в таможенные органы Российской Федерации обращений граждан. Так, таможенными органами в 2015 году получено 13 242 письменных обращений граждан, ФТС России - 7 587; в 2014 году - 9 831; ФТС России - 6 771. Вместе с тем следует отметить, что система таможенных органов Российской Федерация в отдельные годы имела и более высокие показатели по данному направлению ра-
боты. К примеру, в 2006 году в таможенные органы Российской Федерации поступило 118 775 письменных обращений граждан1; в 2007 - 30 8522.
В настоящее время рассмотрение обращений граждан таможенными органами Российской Федерации осуществляется в соответствии с Порядком работы с обращениями граждан ФТС России и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1240 (далее - Порядок). Указанный документ разработан в целях совершенствования работы с обращениями граждан и определяет последовательность действий должностных лиц ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов (п. 1 Порядка). Вместе с тем анализ Порядка, а также правоприменительная практика его реализации указывают на необходимость его переработки. Приоритетными направлениями данной работы видятся следующие:
1. Конкретизация сферы действия Порядка. Согласно п. 4 Порядка он не распространяется на обращения граждан по вопросам, предусмотренным:
1 ФТС России подвела итоги работы с обращениями граждан за 2006 год // Официальный сайт ФТС России. http://www.customs.ru/ 1пс1ех.рЬ|р?орйоп=сот_согЛегЛ&у1е\л/=агйс!е&1с1=3894
2 Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»
- уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- законодательством о гражданском судопроизводстве РФ;
- законодательством РФ об административных правонарушениях;
- трудовым законодательством РФ;
- таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, по вопросам перемещения товаров, транспортных средств, таможенного контроля, таможенных процедур, таможенных платежей (продление срока временного ввоза (допуска) транспортных средств, внесение изменений в таможенную декларацию, корректировки таможенной стоимости, подтверждение ввоза (вывоза) товаров, создание временных зон таможенного контроля, возврат и зачет таможенных платежей, выдача паспорта транспортного средства и др.)
Представляется, что подобная регламентация оставляет открытым вопрос о том, какого же характера обращения подпадают под действие Порядка? Следует отметить, что официальный сайт ФТС России содержит ежегодные квартальные Обзоры рассмотрения ФТС России обращений граждан. Так, согласно Обзору за первый квартал 2016 года основными вопросами, по которым обращались граждане в ФТС России в этот период были:
- таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений;
- разъяснение таможенных правил;
- правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили;
- выдача справок о заработной плате, подтверждение стажа работы, трудоустройство в таможенные органы;
- социальное обеспечение;
- жалобы на действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
- вопросы предпринимателей и физических лиц из Республики Крым3.
Уместно добавить, что круг вопросов обращений граждан в предыдущие периоды времени практически аналогичный. Как можно заметить, указанная тематика обращений все же затрагивает вопросы, исключенные из действия Порядка, что подтверждает необходимость конкретизации сферы его действия. Кроме того, положения Порядка не увязаны с нормативными правовыми актами, касающимися предоставления государственных услуг. Например, согласно ч. 10 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»4 (далее - Закон № 59-ФЗ). Согласно административным регламентам ФТС России рассматриваются и ряд иных обращений граждан, например, по консультированию и информированию в области таможенного дела. Таким образом, из сферы действия Порядка должны быть исключены обращения граждан, связанные с предоставлением таможенными органами государственных услуг.
2. Конкретизация и уточнение сроков исполнения административных процедур по работе с обращениями граждан. По общему правилу, установленному ста-
3 Обзор обращений граждан в ФТС России за 1 квартал 2016 года // URL:http://reception.customs.ru/index.php?option= сот_ соп!еп1&у1е\л/=а|Ис!е&1с1=156:-1-2016-&сайс1=52:- 2016&Кет1с1=57
4 Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4179
тьей 12 Закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно Порядку работа с обращениями граждан включает следующие административные процедуры:
1. прием и регистрация обращения;
2. направление обращения руководству;
3. рассмотрение обращения руководством;
4. направление обращения на исполнение;
5. подготовка проекта ответа;
6. согласование проекта ответа;
7. подписание ответа руководством;
8. регистрация ответа;
9. направление ответа.
При этом только три из указанных административных процедур содержат конкретные сроки их выполнения.
Во-первых, это направление обращения на исполнение согласно поручения руководства - в течение одного рабочего дня после рассмотрения руководством ФТС России (п. 12 Порядка). Примечательно, что указанный срок установлен только применительно к обращениям, поступившим в ФТС России;
Во-вторых, согласование проекта ответа. Проект ответа на обращение согласовывается с начальником (заместителем начальника) структурного подразделения ФТС России, ответственного за исполнение поручения, в срок до одного рабочего дня с момента получения проекта ответа от должностного лица структурного подразделения ФТС России, ответственного за исполнение поручения; начальником (заместителем начальника) структурного подразделения ФТС России - соисполнителя поручения в срок до трех рабочих дней с момента получения проекта ответа от структурного подразделения ФТС России, ответственного за исполнение поручения (п. 18 Порядка). Аналогичный порядок применяется в отношении территориальных таможенных органов (п. 29 Порядка);
В-третьих, регистрация ответа на обращение, которая должна быть осуществлена в течение рабочего дня (п. 34 Порядка).
Между тем отсутствие конкретных сроков применительно к остальным административным процедурам по работе с обращениями граждан, и, прежде всего, в отношении такой основной процедуры, как подготовка проекта ответа, может привести к нарушению установленных законодателем сроков рассмотрения обращений граждан. Подтверждением сказанному является судебное дело по иску главного государственного таможенного инспектора правового отдела таможни о признании незаконным приказа таможни о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившегося в нарушение сроков рассмотрения обращений граждан и порядка продления сроков их рассмотрения5. Решением суда данные исковые требования были удовлетворены. Суд установил, что истцу обращение было передано за три дня до истечения месячного срока рассмотрения, вручено ему по выходу из отпуска, и в это же время он был направлен в арбитражный суд для представления интересов таможни в судебном заседании. Суд пришел к обоснованному выводу, что имевшееся у истца время с учетом проведения проце-
5 Определение Приморского краевого суда от 29 сентября 2015 года // СПС «КонсультантПлюс»
дуры согласования проекта ответа с руководством являлось явно недостаточным для подготовки проекта ответа. Примечательно, что проект истцом все-таки был подготовлен, однако руководителем отдела был согласован уже за рамками месячного срока рассмотрения обращения, так как приходился на выходные и праздничные дни. При этом суд подчитал необоснованным довод ответчика (таможни) о том, что истец должен был подготовить проект ответа заблаговременно или продлить срок рассмотрения обращения. В силу ч. 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ срок рассмотрения обращения может быть продлен в исключительных случаях. Между тем суд отметил, что поскольку случай с рассмотрением данного обращения исключительным не является, и тот факт, что истцу обращение передано для исполнения за три дня до истечения месячного срока рассмотрения, не может свидетельствовать о его исключительности.
Данное судебное дело наглядно показывает необходимость четкого определения срока совершения административных процедур (административных действий), связанных с рассмотрением письменных обращений граждан. Представляется, что во избежание возникновения подобных случаев необходимо нормативно определить:
Во-первых, срок подготовки проекта ответа на обращение, позволяющий осуществить согласование проекта и иные дальнейшие административные процедуры в пределах месячного срока рассмотрения обращения, например, пятнадцать календарных дней;
Во-вторых, определить срок направления в структурное подразделение, ответственное за подготовку ответа на обращение, а также срок, в течение которого руководитель структурного подразделения обязан передать данное обращение должностному лицу - исполнителю, ответственному за подготовку ответа на обращение. При этом необходимо указать, что руководитель структурного подразделения обязан обеспечить условия для качественной и своевременной подготовки проекта ответа; изменение исполнителя допускается только при наличии уважительных причин (болезнь, командировка и т.д.). Наличие данных норм позволит предотвратить ситуации, когда к непосредственному исполнителю обращение попадает за несколько дней до истечения месячного срока рассмотрения обращения либо его чрезмерную загруженность выполнением иных поручений руководства.
3. Упорядочение, детализация административных процедур и административных действий таможенных органов (должностных лиц) по работе с обращениями граждан. Следует отметить то обстоятельство, что Порядок включает два самостоятельных раздела: прием, регистрация и рассмотрение обращений граждан в ФТС России (раздел II) и прием, регистрация и рассмотрение обращений граждан в таможенных органах (раздел III). При этом раздел II более подробно и содержательно регламентирует последовательность действий должностных лиц. Например, п. 15 Порядка предусматривает необходимость принятие структурным подразделением ФТС России в течение трех дней с момента поступления обращения на исполнение следующих решений: о принятии обращения к рассмотрению; о передаче обращения на исполнение в другое подразделение ФТС России либо в таможенный орган; о направлении по принадлежности в государственные органы РФ, если затронутые вопросы не относятся к компетенции ФТС России. При этом дан-
ные нормы не содержаться в разделе III Порядка, хотя, представляется, являются общими и логичнее распространить их на все таможенные органы РФ.
В то же время административные процедуры и административные действия таможенных органов (должностных лиц) по работе с обращениями граждан отражены и в том и другом разделах Порядка довольно неполно и нечетко. Так, Порядок не регламентирует полно итоги рассмотрения письменных обращений граждан. В частности, помимо указанных в п. 15 Порядка решений, по результатам рассмотрения обращений граждан могут быть приняты и иные решения:
- об отказе в рассмотрении;
- о прекращении рассмотрения; о возврате заявителю и др.
Например, по результатам рассмотрения поступивших в ФТС России в 2015 году 7 587 письменных обращений граждан было принято 256 положительных решений, отказано на основании законодательства Российской Федерации о таможенном деле и права ЕАЭС в 221 случае, даны разъяснения 6 779 заявителям, 2 169 обращений направлены на исполнение в региональные таможенные управления и сторонние организации по принадлежности, принято 106 информационных писем, не требующих письменного ответа6.
В качестве примера подробного описания результатов рассмотрения письменных обращений граждан следует привести Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации7, п. 4.14 которой закрепляет, что по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:
- «удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- «удовлетворено повторное обращение» - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
- «отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- «разъяснено» - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
- «принято иное решение» - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
- «направлено» - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
Представляется, что подобную конкретизацию итогов рассмотрения обращения применительно к системе таможенных органов РФ целесообразно включить в Порядок.
Далее, Порядок не регламентирует административную процедуру продления сроков рассмотрения обращения, хотя значимость данной процедуры не вызывает сомнений. Уместно отметить, что упомянутая Инструкция в п. 5.8. устанавливает, что в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разреше-
6 Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=arti с!е&1с1=7995&Кет1с1=1845
7 Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 // Законность. № 4. 2013.
ния обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней. П. 5.9. Инструкции предусматривает составление ходатайства о продлении срока проверки по обращению, а также содержит требование к его содержанию, сроку составления, согласования. Аналогичные положения применительно к системе таможенных органов РФ также представляется уместным отразить в Порядке.
Пункт 18 Порядка предусматривает согласование проекта ответа на обращение. Между тем данная процедура может закончиться не только согласованием, но и возращением проекта ответа на доработку должностному лицу, ответственному за подготовку ответа. Поэтому во избежание нарушения сроков рассмотрения обращения, указанную административную процедуру следует детализировать.
Безусловно положительной оценки заслуживает предусмотренный Порядком широкий перечень форм принятия обращений граждан:
- лично;
- по телефону;
- в письменном виде на почтовый адрес ФТС России, таможенного органа;
- в письменном виде факсимильной связью;
- в форме электронного документа на официальный сайт ФТС России в сети Интернет;
- в форме электронного документа на адрес электронной почты ФТС России, таможенного органа.
Приказом ФТС России от 13 августа 2014 г. № 1525 «О создании автоматизированной системы сетевого
справочного телефонного узла ФТС России по работе с устными обращениями граждан и организаций» создана система, при помощи которой реализовывается возможность приема, регистрации и перевода в реальном режиме времени обращений граждан в устной форме в региональные таможенные управления, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, ФОИВ и иные государственные органы. Как показывает статистика, данная форма обращений граждан за последние годы стала особо востребованной. Так, если в 2014 году ФТС России обработано 6192 звонка, то в 2015 году уже 18563 звонка8 Представляется, что нормы, касающиеся приема и дальнейших административных действий с обращениями граждан в устной форме, должны найти в Порядке соответствующую регламентацию.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Российская газета. N 95. 05.05.2006.
2. Приказ ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан ФТС России и таможенных органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // иР1_:11Йр://\\\\\\.си81от8.ги/^ех.р11р?орйоп= сот_соп1еп1&у1е\^=а|Ис1еШ=7995&11егг^=1845.
4. Обзор обращений граждан в ФТС России за 1 квартал 2016 года // иР1_:1тйр://гесерйоп.си81от8.ги/Ыех.р11р? орйоп=сот_сопЛеп1&у1е\\=агйс!еМ=156:-1-2016-&саМ=52:— -2016-&Кет1а=5
8 Официальный сайт ФТС России// URL:http://www.customs. шМех.рИр?орйоп=сот_сопЛепЛ&у1е\л/=агйс1е&1с1=7995&Кет1с1=1845