Научная статья на тему 'Организационно-управленческий механизм предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия предварительных решений по классификации товаров'

Организационно-управленческий механизм предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия предварительных решений по классификации товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРА / ТН ВЭД ЕАЭС / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КОД / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ КЛАССИФИКАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ / STATE SERVICE / PRODUCT CLASSIFICATION / HS EAEC / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / CLASSIFICATION CODE / A PRELIMINARY CLASSIFICATION DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова С. Я., Кнышов А. В.

Анализируются порядок предоставления участникам внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов государственных услуг для принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Раскрывается состав реализуемых в рамках государственной услуги административных процедур; даётся характеристика алгоритма действий должностных лиц таможенных органов по присвоению классификационного кода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-administrative mechanism of the customs authorities of public services for the adoption of the preliminary decision on the classification of goods

The authors analyzed the order of the participants of foreign economic activity on the part of the customs authorities of public services for the adoption of the preliminary decision on the classification of goods under the CN FEA EAEC. The article reveals the structure implemented in the framework of public service administrative procedures, given the characteristic algorithm of actions of customs officials on the award of a classification code.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческий механизм предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия предварительных решений по классификации товаров»

УДК 33 ББК 67

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

САВДА ЯРАГИЕВНА ЮСУПОВА,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Российской таможенной академии E-mail: s.ysupova@customs-academy. ru;

Александр викторович кнышов,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления Российской таможенной академии E-mail: a.knyshov@customs-academy. ru Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке ниион

Аннотация. Анализируются порядок предоставления участникам внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов государственных услуг для принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Раскрывается состав реализуемых в рамках государственной услуги административных процедур; даётся характеристика алгоритма действий должностных лиц таможенных органов по присвоению классификационного кода.

Ключевые слова: государственная услуга, классификация товара, ТН ВЭД ЕАЭС, административный регламент, административные процедуры, классификационный код, предварительное классификационное решение.

Annotation. The authors analyzed the order of the participants of foreign economic activity on the part of the customs authorities of public services for the adoption of the preliminary decision on the classification of goods under the CN FEA EAEC. The article reveals the structure implemented in the framework of public service administrative procedures, given the characteristic algorithm of actions of customs officials on the award of a classification code.

Keywords: state service, product classification, HS EAEC, administrative regulations, administrative procedures, classification code, a preliminary classification decision.

В последние годы среди участников ВЭД набирает популярность предоставляемая Федеральной таможенной службой России (далее — ФТС России) государственная услуга по получению ими предварительных классификационных решений по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС). Причиной этого является сложившаяся судебная практика оспаривания таможенными органами изначально заявленных декларантами классификационных кодов ТН ВЭД ЕАЭС.

Всего по результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности классификации товаров в 2015 году принято 36 615 решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (на 17% меньше по сравнению с 2014 годом (44 136 решений)). По направлению классификации товаров в 2015 году

заведено на 10% больше дел об АП по сравнению с 2014 годом (1 967 дел в 2015 г. и 1 784 дел в 2014 г.), в результате чего доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 113,5 млн. рублей, что на 16% больше по сравнению с 2014 годом (97,9 млн. рублей). Взыскано при этом 82,8 млн. рублей в 2015 году, что на 48% больше по сравнению с полученными 56,1 млн. рублей в 2014 году.

Позиция таможенных органов понятна, ведь собранные в бюджет страны средства формируют показатели их работы. Вместе с тем, предлагаемый таможенным органом классификационный код чаще всего неприемлем для декларанта (что, собственно говоря, и является причиной судебных разбирательств), поскольку влечёт повышение ставки таможенной пошлины либо приводит к необходимости в представлении тех или иных дополнительных разрешительных докумен-

тов. Разногласий и споров по коду товаров поможет избежать заблаговременное обращение участника ВЭД в уполномоченный таможенный орган с целью получения предварительного классификационного решения.

Порядок и сроки предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС определяется административным регламентом, установленным приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

С 31 марта 2013 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.09.2012 № 1907 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами». В соответствии с этим приказом, предоставлять государственную услугу по принятию предварительных квалификационных решений по отдельным группам товаров, установленным в ТН ВЭД ЕАЭС, помимо Управления товарной номенклатуры ФТС России уполномочены: Дальневосточное таможенное управление — по группам товаров 01-97; Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление, Южное таможенное управление — по группам товаров 01-26, 28-97; Центральная энергетическая таможня — по группе товаров 27.

В 2015 году в целом по ФТС России принято 1 556 предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в 2014 году — 2 746 предварительных решений). Из общего количества принятых в 2015 году предварительных решений 57% приходилось на Центральное таможенное управление, 16% — на Северо-Западное таможенное управление, 11% — на Приволжское таможенное управление и 7% — на Южное таможенное управление.

На уровне региональных таможенных управлений непосредственным исполнителем функций по принятию предварительных классификационных решений является специализированное подразделение, носящее название: отдел по принятию предварительных квалификационных решений по ТН ВЭД ЕАЭС службы федеральных таможенных доходов (далее — отдел по принятию предварительных решений).

В соответствии с пунктом 2 административного регламента к кругу заявителей анализируемой государственной услуги могут относится лица, правомочные выступать в качестве декларанта товара или обладающее полномочиями в отношении классифици-

руемого товара, к числу которых относятся:

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

• организации, не являющиеся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

• индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;

• физические лица, имеющие постоянное место жительства в государстве-члене ЕАЭС.

Предварительное классификационное решение действует в течение трёх лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано или его действие не прекращено в соответствии с положениями статьи 56 Таможенного кодекса Таможенного союза. В 18 пункте административного регламента определён срок предоставления государственной услуги, который составляет 90 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения ФТС России. В 2015 году средний срок принятия таможенным органов предварительного решения составил 26 дней и сократился по сравнению с 2014 годом в 1,5 раза (в 2014 году — 40 дней).

В процессе получения государственной услуги личного взаимодействия заявителя с должностными лицами таможенных органов не требуется. В настоящее время ФТС России полностью реализована возможность подачи заявления и принятия предварительного решения в электронном виде посредством размещения документа на интернет-сайте www.gosuslugi.ru федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Результат предоставления услуги выражается в оформленном на специальном бланке предварительном квалификационном решении, выданном уполномоченным таможенным органом.

С 2014 года государственная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС стала оказываться на платной основе. Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлен размер государственной пошлины за принятие предварительных классификационных решений по ТН ВЭД ТС в сумме 5 000 рублей. Это позволило в 2015 году федеральному бюджету получить дополнительные 10 млн. рублей государственной пошлины.

Участникам внешнеэкономической деятельности необходимо представлять, вместе с заявлением о принятии предварительного решения, документ об оплате государственной пошлины за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается до подачи заявления. Тем не менее, В I квартале 2016 года 73% от всех отказов в принятии Центральным таможенным управлением предварительных классификационных решений приходится на причи-

ны, связанные с неисполнением (исполнением не в полном объёме) обязанности по уплате госпошлины. В этом случае основаниями для отказа уполномоченным таможенным органом в рассмотрении заявления о принятии предварительного решения являются:

• отсутствие денежных средств на лицевом счёте заявителя в уполномоченном таможенном органе либо отсутствие в заявлении сведений об оплате госпошлины;

• оплата госпошлины другим лицом, не являющимся заявителем;

• сумма поступивших денежных средств не соответствует количеству решений, которые должны быть приняты по данному заявлению, например, в одном заявлении указано несколько артикулов.

Представленная на рисунке 1 блок-схема отражает алгоритм принятия уполномоченным таможенным органом предварительного решения, начиная с момента подачи заявления до направления предварительного решения заявителю. При этом нужно понимать, что порядок предоставления государственной услуги по принятию предварительных квалификационных решений по ТН ВЭД ЕАЭС в своей сути основан на присвоении уполномоченным таможенным органом товарам, перемещаемым через таможенную границу, классификационного кода по товарной номенклатуре. Для реализации данной задачи служит ряд установленных в административном регламенте процедур (включая внесение изменений в выданное предварительное решение):

• рассмотрение исполнителем заявления о принятии предварительного решения;

• отказ в рассмотрении заявления о принятии предварительного решения;

• отклонение заявления о принятии предварительного решения;

• принятие предварительного решения;

• выдача дубликата предварительного решения;

• принятие решения о прекращении действия предварительного решения;

• принятие решения об отзыве предварительного решения;

• принятие решения об изменении предварительного решения.

Как показывает практика, успех в получении классификационного решения во многом зависит от правильно составленного заявления на предмет достаточности представляемых сведений. На данном этапе у участника ВЭД возникает острая необходимость качественной подготовки предоставляемой таможенным органам информации и проведения, соответствующего установленному порядку оформления направляемого заявления.

При поступлении заявления в отдел по принятию предварительных классификационных решений должностное лицо осуществляет его рассмотрение путём изучения электронной базы ранее выданных предва-

рительных решений. Если в отношении указанного в запросе товара имеется действующее предварительное решение, то исполнитель отказывает заявителю в получении аналогичного нового документа, указывая при этом в проекте письма-ответа соответствующую информацию. Если по указанному в запросе товару ранее не принималось предварительное классификационное решение, то исполнитель приступает к подготовке проекта предварительного решения, изучает различные материалы и документы, которые могут помочь однозначно отнести товар к той или иной группе ТН ВЭД ЕАЭС.

Процедура уведомления заявителя о представлении дополнительных сведений необходима, если имеющейся информации недостаточно для принятия предварительного решения. РТУ оповещает заявителя о необходимости представления дополнительной информации в письменном виде или путём направления электронного уведомления. Для принятия предварительных решений в 2013 году ЦТУ в адрес заявителей было направлено 595 запросов о предоставлении дополнительной информации, что составило 49,3% от общего количества поступивших заявлений. Это означает, что для принятия предварительных решений почти по каждому второму заявлению потребовалось получение дополнительной информации.

В выдаче предварительного классификационного решения отказывается при непредставлении заявителем дополнительных сведений в установленный в уведомлении срок или при предоставлении заявителем неполной, недостоверной или недостаточной для определения классификационного кода информации. При этом следует отметить крайне неоднозначное понимание исполнителями запросов достаточности получаемых ими сведений. Конкретный исполнитель субъективно определяет для себя достаточность информации. Нередки случаи, когда для одного исполнителя запроса полученные документы для присвоения классификационного кода достаточны, а для другого их недостаточно, что свидетельствует о недостатке профессиональных знаний по тем группам товаров, с которыми ему приходится работать.

Качество предоставления услуги по принятию квалификационных предварительных решений во многом зависит от правильно составленного заявления о принятии предварительного решения. Административным регламентом установлены показатели доступности и качества, к которым относятся правильная классификация товара, указанного в заявлении и своевременность предоставления услуги, сроки которой установлены в Таможенном кодексе Таможенного союза. Предоставление заявителем сведений, недостаточных для принятия предварительного решения, или сведений, в которых содержится противоречивая информация, влечёт за собой увеличение сроков принятия предварительного решения, что в свою очередь не может не отразиться на показателях качества услуги.

Рис. 1. Блок-схема принятия предварительным квалификационных решений по ТН ВЭД ЕАЭС

Приказом ФТС России от 21 декабря 2015 г. № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России,

на 2016 год» утверждён контрольный показатель № 24 «Качество предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС».

Показатель является комплексным и состоит из трех подпоказателей:

Тпр. — количество предварительных решений, принятых в отчётном квартале с превышением срока 90 календарных дней;

Тди. — количество предварительных решений, принятых в отчётном квартале с превышением срока 30 календарных дней, установленного для направления заявителю уведомления о представлении дополнительных документов и сведений;

Lпр. — средняя длительность процедуры принятия предварительного решения (с точностью до одного знака после запятой).

Администрирует показатель Управление товарной номенклатуры ФТС России. Подпоказатели рассчитываются в отношении предварительных решений, принятых по заявлениям, поданным как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Показатель установлен для всех региональных таможенных управлений и Центральной энергетической таможни на все кварталы 2016 года. Если в отчётном квартале предварительные решения не принимались, показатель не рассчитывается и не оценивается. Расчёт фактических значений подпоказателей осуществляется автоматически с использованием специальной программной задачи в составе ИАС «Тарифы-1».

Подпоказатели Тпр. и Тди. рассчитываются по результатам анализа сроков проведения предусмотренных процедур по принятию предварительных решений с учётом дат регистрации заявлений на оказание государственной услуги и уведомлений таможенными органами заявителей о представлении дополнительных документов и сведений.

Подпоказатель Lпр. рассчитывается как среднее по таможенному органу в отчётном квартале количество дней между датой регистрации заявления и датой принятия предварительного решения без учёта времени приостановления срока оказания государственной услуги на получение необходимой дополнительной информации от заявителя. При расчёте подпоказателя Lпр. не учитываются заявления, по которым отказано в принятии предварительного решения или принято решение об отклонении.

Показатель № 24 «Качество предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС» считается выполненным, если в отчётном квартале отсутствуют предварительные решения, принятые с нарушением установленных сроков (Тпр. = 0; Тди. = 0), и средняя длительность процедуры принятия предварительного решения составляет менее 42 дней (Ъпр. < 42 дней).

Вполне очевидно, что в случае несоответствия заявления о принятии предварительного решения установленным в административном регламенте требованиям применяется процедура отказа в его рассмотрении. Административный регламент в 29 пункте

содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В приёме заявления о принятии предварительного решения заявителю отказывается, если:

1. Заявление направлено юридическим или физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, организацией, не являющейся юридическими лицом, которые не могут быть отнесены к обозначенному кругу заявителей государственной услуги;

2. Заявители неправомочны выступать в качестве декларанта товара или не обладают полномочиями в отношении классифицируемого товара;

3. Заявление не подписано руководителем (или его заместителем) организации-заявителя либо подписано без указания должности, фамилии и инициалов, не заверено оттиском печати заявителя или не заверено электронной цифровой подписью заявителя в случае подачи заявления в электронном виде. Аналогичным образом должны быть заверены и пронумерованы представляемые с заявлением документы;

4. Предварительное решение на указанный в заявлении товар выдавалось раннее, его срок действия ещё не истёк.

По указанным признакам в 2014 году ЦТУ было отказано в предоставлении государственной услуги по 141 заявлению, что составляет 28,8% от общего количества поступивших заявлений. По итогам 2013 года процент отказов составил 17,6%. Столь значительное увеличение количества отказов в принятии предварительного решения в 2014 году вызвано тем фактом, что в отношении одновременно поданных двумя заявителями 72 не оформленных должным образом заявлений приняты решения об отказе в рассмотрении. Без учёта данного частного случая процент отказа составляет порядка 17% и остаётся на прежнем уровне по сравнению с 2013 годом.

В целях исключения случаев повторного отказа в рассмотрении заявлений, каждый отказ содержит указание на методические рекомендации рекомендательного характера, размещённые на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru) (раздел «Информация для участников ВЭД» подраздел «Вниманию участников ВЭД») и на официальном сайте Центрального таможенного управления (http://ctu.customs.ru). В виде данных методических рекомендаций подробно изложены все требования, предъявляемые к оформлению заявлений и прилагаемым документам.

Решение о прекращении действия предварительного решения принимается таможенным органом в случае выявления недостоверных сведений или подложных документов, которые были представлены заявителем. Если уполномоченный таможенный орган или заявитель выявляет ошибку, которая была допущена при принятии предварительного решения, происходит административная процедура изменения предварительного решения.

Утрата заявителем бумажного носителя предварительного классификационного решения является основанием для выдачи дубликата предварительного решения. Для этого заявитель направляет в уполномоченный таможенный орган, принявший предварительное решение, письменное заявление, содержащее сведения о заявителе, наименование товара и его краткое описание, реквизиты утраченного предварительного решения. После чего таможенный орган рассматривает заявления о выдаче дубликата предварительного решения, осуществляет подготовку дубликата предварительного решения и выдаёт его в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления участника ВЭД в отделе документационного обеспечения.

Таким образом, деятельность Федеральной таможенной службы направлена не только на выполнение её основных функций, таких как проведение таможенного контроля товаров, взимание таможенных платежей, осуществление мер по защите экономической безопасности, но и связана с предоставлением участнику ВЭД ряда государственных таможенных услуг. Деятельность РТУ по предоставлению государственных услуг основывается на административных регламентах ФТС России, согласно которым определены порядок, сроки и результат предоставления государственных таможенных услуг, а также необходимый перечень документов для получения конкретной услуги. Также административным регламентом раскрывается состав административных процедур, которые включают в себя отдельные этапы предоставления государственных услуг. Установленный приказом ФТС России приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 административный регламент регулирует порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. В основе анализируемой государственной услуги лежит алгоритм действий должностных лиц таможенных органов по присвоению классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, а также внесению изменений в выданное предварительное классификационное решение, отзыву и принятию решения о его прекращении действия.

Литература

1. Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

2. Приказ ФТС России от 24.09.2012 № 1907 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами».

3. Гупанова Ю. Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. — 106 с.

4. Гупанова Ю. Е. Статистический эксперимент: анкетирование по вопросам управления качеством таможенных услуг: научно-практическое пособие. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 52 с.

5. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., О.Г. Симахин. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 140 с.

6. Гупанова Ю.Е. Управление качеством таможенных услуг: учеб. пособие. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 186 с.

7. Мантусов В.Б. Основные проблемы, направления и механизм интеграционного внутрирегионального сотрудничества в СНГ / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2002

8. Официальный сайт Центрального таможенного управления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://ctu.customs.ru.

9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.