УДК 342.736
Вологдина Екатерина Сергеевна Ekaterina Vologdina
ПРАВО НА ЖАЛОБУ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
RIGHT TO COMPLAINT AND ITS IMPLEMENTATION IN THE ACTIVITIES OF CUSTOMS BODIES
Представлена характеристика института права на жалобу и его реализация в деятельности таможенных органов. Выявлено, что право на жалобу представляет собой не только один из значимых правовых институтов на сегодняшний день, но и является значительной проблемой, связанной с доступом граждан к государственным органам с целью реализации своих прав на обращение и защиту в форме обжалования. В связи с этим актуальным становится предмет специального обжалования в практической деятельности органов исполнительной власти, напрямую осуществляющие работу с различными видами обращений граждан, в том числе с жалобами. В качестве предмета настоящего исследования выступает практика работы с жалобами, как видом обращения в таможенных органах. Подробно описываются отдельные особенности работы с жалобами в деятельности таможенных органов, проблемы института обжалования, предложения по совершенствованию рассматриваемого направления в практике таможенных органов
Ключевые слова: право, жалоба, обращение, таможенные органы, институт обжалования, Федеральная таможенная служба
The characteristics of law institute on complaint and its implementation in the activities of customs authorities is presented. It was revealed that a right to appeal is not only one of the most important legal institutions today, but is a significant problem associated with the access of citizens to public authorities for implementation of their rights to treatment and protection in a form of appeal. Due to this fact the subject of a special appeal in practical activity of Executive power bodies becomes important, as they directly organize work with different types of citizens' appeals, including complaints. The practice of dealing with complaints, as a form of treatment in customs authorities stands for the subject of the present study. The specifics of work with complaints in customs authorities' activities, the problems of institute appeals, suggestions for improvement the practical directions of customs authorities' work are described in details
Key words: law, complaint, appeal, customs authorities, institute of appeal, Federal customs service
Жалобы граждан и юридических лиц в органы публичного управления являются одной из самых распространенных форм обращений граждан, встречающиеся в практике их деятельности. Касаются они самых различных аспектов, направлений и сфер их деятельности. При этом невозмож-
но найти государственный орган, в практике работы которого отсутствовали бы факты рассмотрения жалоб, исключением не являются и таможенные органы. Институт права жалобы в деятельности органов государственной и местной власти базируется на нормах Конституции РФ 1993 г. В част-
Вестник ЗабГУ № 10 (113) 2014
ности, Конституция Российской Федерации содержит норму о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также закрепляет право граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [3].
Проблемы института права обжалования регулярно поднимаются в научных трудах ученых, в том числе административис-тов: Д.Н. Бахраха [1], М.В. Костенникова [4], А.И. Микулина [6], М.М Звягина [2] и др. Авторы отмечают проблемы, связанные с доступом граждан к государственным органам, с целью реализации своих прав на обращение и обжалование, рассматривают отдельные проблемные аспекты правового регулирования права граждан на обращение. Однако, несмотря на то, что рассматриваемые нами вопросы исследовались учеными-административистами многих поколений, утверждать, что институт жалобы исчерпан и не требует дальнейшего изучения нельзя. В этой связи исследование института жалобы в деятельности государственных органов в целом и таможенных органов, в частности, представляется нам, как и другим авторам [10], весьма актуальным.
Рассмотрим институт жалобы более детально, причем наиболее важным нам видится предмет специального обжалования, то есть имеющий место в практической деятельности таможенных органов. Жалоба, как особая категория обращения в таможенные органы, представляет собой форму обращения по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями права или законного интереса лица. Ежегодно граждане направляют в таможенные органы значительное количество жалоб на действия и бездействия должностных лиц. В системе таможенных органов они чаще всего направлены на оспаривание действий (бездействия) таможенных органов; оспаривание решений таможенных органов; обжалование постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности.
Анализ данных Федеральной таможенной службы РФ (далее — ФТС России) по-
казал, что за 2013 г. таможенными органами Российской Федерации рассмотрено по существу 2433 жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, из которых 63 % жалоб по результатам их рассмотрения удовлетворены полностью или частично. Наибольшее количество жалоб, как и в 2012 г., поступило в таможенные органы на решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей, — 78 % от их общего числа (из них решения по таможенной стоимости — 40 %). Жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов при применении таможенных процедур и совершении таможенных операций составили 18 %, при применении специальных таможенных процедур при перемещении товаров физическими лицами — 4 % от общего количества поступивших в таможенные органы жалоб [9].
Подвергнув анализу практику таможенных органов, можно говорить о ряде классификационных критериев жалобы, которые выглядят следующим образом:
а) по субъекту, который подает жалобу, где можно выделить:
— физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности; адвокат физического лица;
— юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов ( законного представителя) ; адвокат юридического лица и иные оказывающие юридическую помощь лица;
б) по основанию подачи. Здесь жалобы могут быть дифференцированы на жалобы, в которых обжалуются действия ( бездействия) должностных лиц таможенных органов и жалобы, в которых обжалуются правовые акты таможенного органа (должностного лица);
в) по предмету обжалования: решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с перемещением физи-
ческими/юридическими лицами или в их адрес товаров и транспортных средств для некоммерческих целей; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при применении таможенных процедур и таможенных операций; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при взимании таможенных пошлин, налогов, сборов, определении таможенной стоимости;
г) по адресату: административные и судебные жалобы;
д) по способу разрешения жалобы делятся на рассматриваемые в обычном порядке и разрешаемые в ускоренном порядке.
Определенной спецификой обладает и порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб на решения, действия ( бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Последний определен главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Статья 36 Закона устанавливает, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, или ему созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, что конкретизирует названные конституционные положения.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана непосредственно в ФТС России, и в таможенный орган, решение, действие ( бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи ( например, факсимиле) для подписания жалобы не допускается. В жалобе, поданной организацией, указывается должность лица, которым она подписана. Закон предусматри-
вает упрощенный порядок подачи жалобы. Так, жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования ( факс, электронная почта) , посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании. Специфические особенности порядка рассмотрения жалоб определены Приказом ФТС России от 27 декабря 2010 г. № 2613 «Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке». Так, например, рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним — начальником таможенного органа или должностным лицом, им уполномоченным.
Реализации права жалобы свойственна стадийность, присущая правоприменительному процессу в целом и представляет собой продолжительную во времени деятельность, или единый процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющих друг друга отдельных операций, составляющих стадии реализации данного права.
Сопоставив некоторые суждения ад-министративистов в части процессуальных процедур особенностей обжалования, можно сказать, что например, А.П. Коренев выделяет четыре стадии производства по жалобам:
1) регистрация жалобы;
2) проверка сведений, содержащихся в жалобе;
3) принятие решения по жалобе;
4) исполнение решения по жалобе [5].
Названные стадии производства по
жалобам вполне сопоставимы при характеристике административно-процессуального механизма реализации права жалобы в деятельности таможенных органов Российской Федерации. При этом анализ ведомственных актов позволяет констатировать, что в административной практике таможенных органов работа по жалобам включает:
— порядок регистрации жалобы;
— порядок рассмотрения жалобы;
— порядок разрешения жалобы;
— контроль за разрешением жалобы;
Вестник ЗабГУ № 10 (113) 2014
— обжалование решения по жалобе;
— исполнение решения по жалобе.
Необходимо отметить, что каждая стадия — это самостоятельная часть процесса, характеризующаяся своими целями, субъектами осуществления. Таким образом, можно утверждать, что процессу производства по жалобам в таможенной сфере свойственен многоаспектный характер, состоящий из определенно-установленных стадий, которые схожи со стадиями различных административных производств. Названные стадии между собой взаимосвязаны и каждая последующая является в определенной степени гарантией законности совершения процессуальных действий на предшествующей стадии.
В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению и рассмотрения жалоб на решения, действия ( бездействие) в области таможенного дела, а также организации работы с такими жалобами должностные лица таможен руководствуются методическими рекомендациями по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.
Сегодня уделяется внимание институту обжалования посредством функционирования консультативных и совещательных органов, назначение которых состоит в разъяснении полномочий лица при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица.
Анализ практики работы с жалобами на решения, действия ( бездействие) таможенных органов и их должностных лиц отдельных таможенных органов показал, что основными являются такие виды, как жалобы на решения, связанные с применением таможенных процедур, со страной происхождения товара, определением
классификационного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также жалобы на решения по контролю таможенной стоимости и взиманию таможенных платежей, поэтому было бы целесообразно установить более сокращенные сроки рассмотрения названных видов таможенных жалоб, а также установить режим ответственности за нарушение сроков рассмотрения соответствующей жалобы.
Рассмотрев отдельные особенности работы с жалобами в практике таможенных органов, можно утверждать, что качественная реализация возможна только в условиях системного взаимодействия структурных подразделений, задействованных в этом процессе. Прежде всего, следует обратить внимание на особенности и значение ведомственного контроля. Так как меры, принимаемые правовыми подразделениями по результатам ведомственного контроля и рассмотрения жалоб, позволяют сократить число незаконных решений в сфере таможенного дела и устранить их негативные последствия, в том числе и предупредить возникновение споров с участниками внешнеэкономической деятельности, разрешить проблемы до того, как они будут вынесены на рассмотрение судебных органов. Но, несмотря на то, что «институт ведомственного обжалования» активно развивается, на сегодняшний день судебное обжалование для большинства участников внешнеэкономической деятельности остается основным способом защиты своего права. Поэтому первостепенной задачей для правовых подразделений таможенных органов остается принятие мер, которые будут направлены, прежде всего, на повышение «авторитета» ведомственного обжалования, сокращение числа обоснованных жалоб, а также сокращение количества незаконных решений в таможенных органах.
Литература_References
1. Бахрах Д.Н. Понятие «административная жалоба» // Административное право на рубеже веков. 2009. № 26. С. 21-22.
2. Звягин М.М. Акты применения в административном процессе производства по жалобам граждан и юридических лиц / / Образование и право. 2010. № 7. С. 112-118.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
4. Костенников М.В. Административные жалобы в деятельности таможенных органов. М., 2009. 145 с.
5. Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. 816 с.
6. Микулин А.И. Право гражданина на жалобу: проблемы осуществления и гарантии реализации // Экономика. Управление. Право. 2012. № 3-2. С. 53-55.
7. Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке: приказ ФТС России от 27.12.2010 № 2613 // Рос. газета. 2011. 7 октября. № 47.
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.06.2014). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 14.10.2014).
10. Савосина Н.Г. Право на обращение в органы государственной власти и его реализация в деятельности таможенных органов / / Юридический мир. 2013. № 9. С. 24-30.
1. Bakhrakh D.N. Administrativnoe pravo na rubezhe vekov (Administrative law at the turn of the century), 2009. no. 26, P. 21-22.
2. Zvyagin M.M. Obrazovanie i pravo (Education and law), 2010, no. T, P. 112-118.
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [Constitution of the Russian Federation] adopted by popular vote 12.12.1993 (including the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-ERPs, from 05.02.2014 № 2- ERPs).
4. Kostennikov M.V. Administrativnye zhaloby v deyatelnosti tamozhennyh organov [Administrative complaints in the activities of customs bodies]. Moscow, 2009. 145 p.
5. Korenev A.P. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative law of Russia]. Moscow, 2000. 816 p.
6. Mikulin A.I. Ekonomika. Upravlenie. Pravo (Economy. Management. Law), 2012, no. 3-2. P. 5355.
7. Ob utverzhdenii form resheniya po zhalobe i akta o rassmotrenii zhaloby v uproshhennom poryadke [On approval of the decision on the complaint and act on the complaint in a simplified manner]: order of the FCS of Russia from 27.12.2010 No 2613.
8. O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalny zakon RF ot 27.11.2010 No 311-FZ (On customs regulation in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated from 27.11.2010 No 311-FL). Access from legal-reference Consultant Plus system.
9. Ofitsialny sait Federalnoy tamozhennoy slu-zhby Rossii [The official website of the Federal customs service of Russia] Available at: http://shhshhshh.cus-toms.ru.
10. Savosina N.G. Yuridicheskiy mir (Legal world), 2013, no. 9. P. 24-30.
Коротко об авторе_
Вологдина Е.С., ассистент, каф. «Административное право и таможенное дело», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ ek.antsiferowa@yandex.ru
Научные интересы: теория государственного управления, административное право, таможенное дело, международное таможенное сотрудничество
_Briefly about the author
E. Vologdina, assistant, Administrative Law and Customs Business department, Law faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: theory of public administration, administrative law, customs right, international customs cooperation