Научная статья на тему 'Проблемы обжалования действий и решений государственных органов в таможенной сфере'

Проблемы обжалования действий и решений государственных органов в таможенной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1109
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАМОЖНЯ / ЖАЛОБА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Томазова Оксана Евгеньевна, Медведев Вадим Николаевич

Cтатья посвящена актуальным проблемам защиты прав лиц в таможенной области. Автор анализирует современное состояние и проблемы института обжалования в таможенном деле. В статье дан анализ современного состояния и перспектив дальнейшего совершенствования законодательной базы данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Томазова Оксана Евгеньевна, Медведев Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обжалования действий и решений государственных органов в таможенной сфере»

О.Е. ТОМАЗОВА, В.Н.МЕДВЕДЕВ O.E. TOMAZOVA, V.N. MEDVEDEV

ПРОБЛЕМЫ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

W

В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

PROBLEMS OF APPEAL AGAINST ACTIONS AND DECISIONS OF PUBLIC AUTHORITIES IN CUSTOMS MATTERS

Ключевые слова:

государственное управление, таможня, жалоба, правовое регулирование

&атья посвящена актуальным проблемам защиты прав лиц в таможенной области. Автор анализирует современное состояние и проблемы института обжалования в таможенном деле. В статье дан анализ современного состояния и перспектив дальнейшего совершенствования законодательной базы данного института.

Key words:

public administration, customs, appeal, legal regulation

The article is devoted to actual problems of the rights of persons in the customs area. The author analyzes the current state and problems of the Institute of appeal in customs. The article analyzes the current state and prospects for further improving the legal framework of the institution.

Ежегодно граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления большое число жалоб на действия (бездействие) должностных лиц. Граждане просят восстановить права в случае их нарушения, провести проверку служебной деятельности того или иного должностного лица, а также привлечь к ответственности виновных должностных лиц. Жалобы граждан и юридических лиц в органы публичного управления касаются самых различных аспектов их жизнедеятельности, в том числе защиты прав в таможенной сфере. Однако большое число жалоб, поступающих в раз-

личные органы государственной власти, как показывает практика, вовсе не гарантирует, что права граждан, а также хозяйствующих субъектов будут восстановлены, а виновные в этом должностные лица понесут соответствующую юридическую ответственность [1].

С 2006 г. в России действует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1, однако говорить о том, что этот законода-

1 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

Томазова О.Е., Медведев В.Н. Проблемы обжалования действий и решений государственных органов...

Власть и экономика

тельный акт решил все проблемы в механизме совершенствования административно-правового регулирования производства по жалобам, пока нельзя. Ряд положений Закона носит декларативный характер, а некоторые из них не содержат в себе механизма реализации права жалобы. Все это самым негативным образом сказывается на формировании института права жалобы, а также ограничивает права граждан и юридических лиц, предпринимающих попытки обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и тем самым восстановить свои права и законные интересы. Во многих ведомствах в настоящее время приняты собственные нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок производства по жалобам, а это снижает эффективность Закона.

Федеральная таможенная служба, к сожалению, в этом смысле исключением не является. Так, в настоящее время принят и действует Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Фе-

дерации срок» от 10 сентября 2009 г. № 16601. На законодательном уровне вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенной службы были урегулированы до 2010 г. Таможенным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время положения Таможенного кодекса Российской Федерации в большинстве своем утратили силу в связи с принятием Федерального закона «О таможенном регулировании». Данный Федеральный закон регулирует и процедуры ведомственного контроля в таможенном деле, т. к. очевидно, что одним из важнейших способов защиты прав лиц в таможенной сфере является институт ведомственного контроля.

Институт обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц впервые был закреплен положениями Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. (раздел XIII). Представляется, что положения данного раздела были более

1 Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок: Приказ Федеральной таможенной службы Рос. Федерации от 10 сентября 2009 г. № 1660 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 9.

прогрессивными по сравнению с нормами соответствующего раздела действующего Таможенного кодекса Российской Федерации: они включали первичное и вторичное обжалование. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. содержал процедуру обязательного досудебного прецедента.

Действующий до 2011 г. Таможенный кодекс Российской Федерации (гл. 7) достаточно подробно регламентировал процедуры обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, устанавливая при этом альтернативный порядок обжалования. Согласно ст. 46 Таможенного кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могли быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также при организации работы с такими жалобами, Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС России) были приняты методические рекомендации по рассмотрению жалоб на

решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, разработанные по результатам анализа практики таможенных органов по рассмотрению жалоб1.

Новый Федеральный закон в отношении процедуры обжалования основывается на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. В тоже время в Законе содержится ряд дополнений, касающихся процедуры обжалования..

Согласно ст. 36 Закона, правом на обжалование обладает любое лицо в отношении решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, в случае если нарушены права, свободы или законные интересы данного лица, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

При этом отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы

1 См.: О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела: письмо Федеральной таможенной службы Рос. Федерации от 29 июня 2010 г. № 01-11/31888. [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

Томазова О.Е., Медведев В.Н. Проблемы обжалования действий и решений государственных органов...

Власть и экономика

и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд.

Порядок, определенный главой 3 Закона, не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования (ст. 37 Закона).

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются.

Таможенный орган, на решение, действия (бездействие) которого или должностного лица которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган

вместе с подтверждающими материалами не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действия (бездействие) иного таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее не позднее пяти рабочих дней в вышестоящий таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего жалобу. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа ФТС России, подается исключительно в этот орган (ст. 38 Закона).

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

— со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

— со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации

о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела (ст. 40 Закона).

При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действия не соответствуют таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действий таможенного органа может иметь необратимый характер либо может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действий до принятия решения по существу жалобы (ст. 43 Закона).

Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в следующих случаях:

— если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

— если не соблюдены требования, установленные положениями Закона;

— если лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята к рассмотрению судом, арбитражным судом, либо по ней вынесено решение;

— если предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) учреждения, не являющегося таможенным органом, или его должностного лица;

— если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном положениями Закона;

— если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого не были затронуты обжалуемым решением, действиями (бездействием);

— если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не содержащий решения в области таможенного дела;

— если имеется решение, принятое в соответствии с положениями Закона этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы;

— если отсутствует предмет обжалования, т. е. факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действий (бездействия) не подтвердился (ст. 44 Закона).

Необходимо отметить, что, по

сравнению с положениями ст. 52

Томазова О.Е., Медведев В.Н. Проблемы обжалования действий и решений государственных органов...

Власть и экономика

Таможенного кодекса Российской Федерации, в ст. 44 Федерального закона «О таможенном регулировании» расширен перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, а именно — добавлены основания, указанные в пп. 5—9 ст. 44 Закона.

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается вышестоящим таможенным органом. От имени вышестоящего таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо таможенного органа, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемые действия (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом (ст. 46 Закона).

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать

указанную жалобу. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить срок рассмотрения данной жалобы, этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц. Об этом решении сообщается лицу, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления (ст. 47 Закона). Закон также предусмотрел в ряде случаев упрощенный порядок обжалования решения, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа (ст. 49 Закона).

Еще одним документом, который также определяет порядок работы с обращениями граждан и прием граждан, является Регламент ФТС России1. На нем также необходимо остановиться, т. к. по его результатам возможна реализация функции ведомственного контроля в таможенной сфере.

Так, разделом 11 данного акта определенно, что обязательному рассмотрению подлежат индивиду-

1 О Регламенте Федеральной таможенной службы: приказ Федеральной таможенной службы Рос. Федерации от 28 ноября 2007 г. № 1479 (ред. от 24 декабря 2009 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 17.

альные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФТС России, порядка исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

Обращения граждан, поступившие в ФТС России, могут направляться для рассмотрения и подготовки ответа заявителю в таможенные органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением автора обращения о пересылке обращения.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц ФТС России, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов) ФТС России, направляются соответствующим управлениям ФТС России (в том числе в правовое управление) для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае заявителю дает ответ заместитель руководителя ФТС России, информируя о принятом решении и при

необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости рассмотрение обращений граждан осуществляется по поручению руководителя (заместителя руководителя) ФТС России по месту нахождения заявителей. При этом разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются в случаях, если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.

Если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФТС России, то его в течение 7 дней со дня регистрации направляют в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Вопросы, поставленные в обращениях граждан, считаются разрешенными, если приняты необходимые меры и даны на них ответы в письменном виде.

Личный прием граждан руководством ФТС России, начальниками главных управлений (управлений) ФТС России организуется по рабочим дням Управлением делами

Томазова О.Е., Медведев В.Н. Проблемы обжалования действий и решений государственных органов...

Власть и экономика

в специально оборудованном помещении с соблюдением мер безопасности в соответствии с графиком, утвержденным руководителем ФТС России.

Руководитель ФТС России осуществляет личный прием граждан в приемной Правительства Российской Федерации по отдельному графику, утверждаемому Председате-

лем Правительства Российской Федерации.

В случае если во время личного приема граждан невозможно решение поставленных вопросов, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется в соответствующие управления ФТС России и исполняется в установленном порядке.

1. Звягин М.М., Сафронов В.А. Административно-правовое регулирование принципов производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 5-14.

References

1. Zvyagin M.M., Safronov V.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie printsipov proizvodstva po zha-lobam v administrativnoy deyatelnosti tamozhennykh organov // Administrativnoe i munitsipalnoe pravo. 2010. № 1. S. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.