УДК 347:339.543(470+571)
ТРУНИНА Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Автор 80 научных публикаций
О ПОЗИТИВНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Рф
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме упорядочения административных процедур в деятельности таможенных органов РФ. Автор указывает, что доктринальная разработка видов административных процедур в деятельности таможенных органов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т. к. является необходимой основой повышения качества правового регулирования данных процедур, обеспечения режима законности в области таможенного дела, в т. ч. соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. В статье обобщаются доктринальные подходы к определению понятия «административная процедура», а также к критериям классификации административных процедур. В качестве базового критерия классификации административных процедур в деятельности таможенных органов автор предлагает использовать их деление на позитивные и юрисдикционные процедуры. Аргументируется точка зрения о том, что помимо указанного критерия для полной систематизации многообразия процедур управленческой деятельности таможенных органов, в которых преобладают позитивные административные процедуры, необходимо использование и иных критериев классификации. В связи с этим предлагается авторское видение систематизации основных позитивных процедур в деятельности таможенных органов с учетом предметного содержания, дается их краткая характеристика. Кроме того, автором обосновывается значимость классификации позитивных административных процедур с учетом сферы их осуществления на внутриорганизационные и внешнеорганизационные, выделяются основные виды указанных процедур.
Ключевые слова: административная процедура, классификация, позитивная процедура, порядок, таможенный орган, таможенное дело.
Деятельность органов исполнительной власти требует четких правовых рамок, особенно если данные органы выполняют еще и правоохранительные функции. В последние годы боль-
шое значение в упорядочении деятельности органов публичного управления приобретает институт административных процедур, вокруг которого вот уже несколько десятилетий ведется
© Трунина Е.В., 2014
оживленная научная дискуссия. При этом единый концептуальный подход так и остается не-выработанным, что предопределяет наличие разнообразных научных суждений - как общетеоретического характера, так и применительно к административной деятельности конкретных федеральных органов исполнительной власти.
В юридической литературе предложено большое количество определений административной процедуры, отражающих различные аспекты данного явления. Так, административные процедуры определяются как «закрепленные в нормах права последовательность и порядок действий органов государственной власти, их должностных лиц, необходимые для осуществления нормативно установленных задач и функций» [3, с. 45]; «нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей» [11, с. 8]; «нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленных на разрешение юридического дела или выполнения управленческих функций» [9, с. 13]; «нормативная регламентация деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающая порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в т. ч. рассмотрения и разрешения конкретных административных дел» [10, с. 4]; «нормативно установленный порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенции и законодательных и иных правовых актов» [1, с. 5]; «установленная последовательность деятельности уполномоченных органов государственного управления по реализации своей компетенции на основе административно-процессуальных норм» [6, с. 53-54] и др. Можно продолжить перечень определений, поэтому следует согласиться с А.В. Филатовой, указывающей, что «единственным бесспорным моментом сегодня является характеристика административной процедуры в виде разновидности правовой (юридической) процедуры» [12].
Актуальным вопросом института административных процедур является их систематизация. В доктрине встречается большое разнообразие их классификации. В зависимости от видов решаемых задач в рамках компетенции субъектов права подробная классификация административных процедур дается Ю.А. Тихомировым, Э.В. Талапиной, которые выделяют следующие административные процедуры:
а) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений); б) принятие решений (правовые акты, устные решения и др.); в) использование информации (документооборот, информационное обслуживание); г) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.); д) делегирование полномочий; е) совершение юридических действий (лицензирование и т. п.);
ж) проведение координации; з) осуществление контроля; и) деятельность в рамках целевых программ; к) рассмотрение обращений граждан; л) рассмотрение предложений общественных объединений; м) разрешение разногласий и споров; н) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т. п.); о) порядок реорганизации и упразднения организаций; п) международные и смешанные процедуры [11].
РС. Тихий административные процедуры по содержательному критерию подразделяет на: 1) юрисдикционные административные процедуры; 2) административные процедуры организации деятельности исполнительной власти (обращения, аттестация, процедуры принятия правовых актов управления); 3) административные процедуры совершения юридически значимых действий органами исполнительной власти (лицензирование, регистрация, контроль, надзор) [10, с. 9].
М.О. Ефремов к административным процедурам (правоприменительным и правотворческим) относит: 1) процедуры реализации правового статуса юридических лиц (юрисдикционные процедуры или административные производства, а также управленческие процедуры); 2) процедуры принятия нормативных
правовых актов управления, а также их исполнения; 3) процедуры координации работы подразделений как внутри органа власти, так и на межведомственном уровне; 4) процедуры, связанные с распределением обязанностей между должностными лицами внутри органа власти;
5) процедуры осуществления делопроизводства; 6) процедуры получения и предоставления информации заинтересованным органам власти; 7) контрольно-надзорные процедуры [4, с. 16].
В классификации, предложенной С.Д. Ха-зановым, прослеживается деление административных процедур в зависимости от их субъектного состава. Административные процедуры, функционирующие в сфере публичного управления, он подразделяет на три группы: 1) процедуры внутренней организации публичной администрации, определяющие структуру органа, работу с кадрами, формы и методы деятельности; 2) процедуры взаимодействия между субъектами публичной организации;
3) процедуры взаимодействия публичной администрации с физическими и юридическими лицами [13, с. 58].
Безусловно, использование данного классификационного критерия позволяет структурировать разнообразие административных процедур. Вместе с тем видится, что выделяемые автором виды административных процедур нуждаются в дальнейшей детализации, исходя из содержания данных процедур. Представляется, что дополнением указанной классификации является классификация И.М. Лазарева, выделяющего следующие виды административных процедур, осуществляемых органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями: 1) правопре-доставительные; 2) связанные с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями; 3) лицензионно-разрешительные;
4) регистрационные; 5) контрольно-надзорные;
6) государственно-поощрительные [5, с. 38-43].
О.В. Морозова разделение административных процедур предлагает проводить «в зависимости от основных задач, стоящих перед
государством при реализации его функций в рамках соответствующих административных процедур, а именно удовлетворения публичного или частного интереса», и выделяет охранноограничительные и наделительные процедуры [7, с. 45-46]. К охранно-ограничительным процедурам автор относит лицензионно-разрешительные и контрольно-надзорные процедуры, а к наделительным - правопредоставительные; регистрационные; по рассмотрению предложений граждан и организаций; поощрительные.
По мнению А.А. Никольской, универсальным критерием классификации административных процедур, «охватывающей все существующие (и по возможности те, которые появятся в будущем) процедуры», является их деление на позитивные и юрисдикционные [8, с. 92]. Разделяя в целом указанную точку зрения, мы считаем, что систематизация многообразия процедур управленческой деятельности таможенных органов требует обязательного использования предметного критерия классификации административных процедур, особенно позитивных. Позитивные процедуры являются наиболее многочисленными, т. к. призваны упорядочить основные направления административной деятельности органов публичного управления. При рассмотрении позитивных процедур мы будем исходить из их понимания как «урегулированного административноправовыми нормами порядка действий органов государственной администрации, направленного на исполнение их компетенции, оказание государственных услуг гражданам и их объединениям по реализации их прав и свобод, на исполнение обязанностей и не связанного с привлечением к ответственности или рассмотрением публично-правовых споров» [2, с. 65].
С учетом предметного содержания представляется возможным выделить в деятельности таможенных органов следующие основные позитивные административные процедуры, закрепленные таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством РФ в области таможенного дела, а также ведомственными нормативными правовыми актами Фе-
деральной таможенной службы (ФТС) России (приказами, регламентами, положениями и др.):
Организационные: а) порядок планирования работы; б) распорядок работы; в) порядок создания, ликвидации и реорганизации таможенных органов; г) порядок проведения совещаний, комиссий, коллегий; д) порядок работы с документами (документооборот и др.); е) порядок распределения обязанностей, делегирование и распределение полномочий; ж) порядок проведения организационно-штатной работы и др.
Данные процедуры достаточно многообразны и направлены на обеспечение надлежащего функционирования таможенных органов. Наибольший объем организационных процедур присутствует в административной деятельности ФТС России, на которую возложено обеспечение непосредственной реализации задач в области таможенного дела. Как центральное таможенное ведомство ФТС России определяет ключевые вопросы организации не только своего аппарата, но и всей системы таможенных органов: создает, реорганизует, ликвидирует территориальные таможенные органы, определяет регион их деятельности; утверждает общие и индивидуальные положения о них, осуществляет стратегическое планирование, определяет прогнозные показатели деятельности и т. д.
Порядок подготовки и принятия решений является составной частью организационных процедур, однако ввиду значимости в административной деятельности таможенных органов представляется целесообразным рассмотреть его отдельно. К данному виду относятся прежде всего нормотворческие процедуры, связанные с подготовкой и принятием ФТС России нормативных правовых актов. Нормотворческие процедуры характерны только для ФТС России, на которую возложены функции по выработке го-
сударственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. Территориальные таможенные органы лишены нормотворческих функций.
Кадровые (служебные) процедуры связаны в первую очередь с наличием в таможенных органах государственной службы. При раскрытии видов и содержания данных процедур следует учитывать, что в таможенных органах проходят службу две категории должностных лиц: сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие. Каждый вид государственной службы в таможенных органах характеризуется особым порядком поступления на службу и ее прекращения, условиями прохождения, применяемыми кадровыми технологиями. Это обуславливает различный перечень и (или) содержание служебных процедур в рамках конкретного вида государственной службы. К числу общих служебных процедур, но с различным содержательным наполнением следует отнести: а) порядок поступления на службу; б) порядок прохождения испытания; в) порядок заключения служебного контракта; г) разработку и утверждение должностных регламентов (инструкций);
д) аттестационные процедуры; е) порядок применения физической силы, специальных средств, оружия; ж) порядок поощрения и продвижения по службе; з) процедуры гарантий для служащих; и) порядок проведения служебных проверок; к) порядок прекращения службы и т. п.
Процедуры решения функциональных задач. Задачи, возложенные на таможенные органы государств - участников Таможенного союза, определены ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС)1, на основе задач ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены основ-
1 Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов; Приказ ФТС России от 9.06.2012 № 1128 // Рос. газ. 2012. 01 авг
ные функции (обязанности) таможенных органов РФ2. Указанные документы определяют основные функциональные направления деятельности таможенных органов. Реализация функций таможенных органов, осуществляемых на основе административно-правовых норм, сопровождается применением определенного набора административных процедур.
Например, одной из важнейших функций таможенных органов является фискальная функция, заключающаяся во взимании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в контроле правильности их исчисления и своевременности уплаты, а также в принятии мер по их принудительному взысканию (подп. 4 п. 1 ст. 6 ТК ТС). В рамках ее исполнения таможенными органами применяются следующие процедуры: взимание таможенных платежей; взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; контроль правильности их исчисления; предоставление льгот по уплате таможенных платежей; принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов; возврат авансовых платежей, принудительное взыскание таможенных платежей; распределение уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами Таможенного союза - и др.
Контрольно-надзорные процедуры включают в себя: а) порядок проведения ведомственного контроля; б) порядок проведения финансового контроля; в) порядок проведения инспекторских проверок таможенных органов;
г) порядок проведения таможенного контроля;
д) порядок проведения валютного контроля;
е) порядок проведения иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, и др.
Правопредоставительные процедуры связаны с предоставлением гражданам и юридиче-
ским лицам определенных прав и получением специальных правовых статусов в области таможенного дела. Данные процедуры достаточно разнообразны. Они могут быть связаны с получением прав на какую-либо информацию в области таможенного дела либо обеспечением доступа к данной информации (о нормативных правовых актах в области таможенного дела, данных таможенной статистики внешней торговли РФ, о предварительных решениях по классификации товаров и др.); получением таможенных льгот, отсрочки либо рассрочки по уплате таможенных платежей, предварительных решений и т. п. Примером получения статусов в области таможенного дела является получение российским юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора.
Разрешительные процедуры являются составной частью правопредоставительных процедур. Мы разделяем точку зрения специалистов о целесообразности выделения таких процедур в качестве самостоятельного вида в силу их специфики [5, с. 17]. В области таможенного дела данные процедуры связаны с получением разрешений на осуществление деятельности в сфере таможенного дела (таможенного представителя, таможенного перевозчика и др.); получением специальных правомочий в области таможенного дела (использование специальных упрощений, временное хранение товаров в определенных местах); применением административно-правовых режимов в области таможенного дела (переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления и др.); аттестацией на соответствие квалификационным требованиям в отношении лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям.
Обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами обязанностей в области таможенного дела. Важнейшей обязанностью
2 О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 нояб. 2010 г № 311-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 нояб. 2010 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.
в области таможенного дела является обязанность лиц, перемещающих товары (транспортные средства) через таможенную границу Таможенного союза, произвести их таможенное декларирование. Ее выполнение влечет за собой обязанности подать в таможенный орган таможенную декларацию, произвести исчисление и уплатить таможенные платежи и иные налоги, поместить товары под соответствующую таможенную процедуру и др.
Участниками данных процедур являются, с одной стороны, таможенные органы, а с другой -лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Таможенного союза, а также лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. Субъектный состав, содержание, порядок осуществления данных административных процедур обусловлены юридическим фактом, с которым связано возникновение соответствующей обязанности в сфере таможенного дела. Так, участниками административных процедур, связанных с исполнением обязанности по таможенному декларированию, являются должностные лица уполномоченных таможенных органов, декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Особенности совершения административных процедур определяются разновидностью таможенных процедур, категорией лиц, перемещающих товары, формой, способом декларирования.
Координационные и процедуры взаимодействия различаются предметом, субъектами и целями взаимодействия. Достаточным многообразием отличаются административные процедуры взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Одной из форм подобного взаимодействия, уже достаточно длительное время применяемой таможенными органами, является работа консультативных советов, создаваемых при таможенных органах.
Консультативные процедуры. В современных условиях данным процедурам при-
дается особое значение, т. к. деятельность таможенных органов направлена на содействие развитию национальной экономики, ускорение торгового оборота, создание благоприятных условий для прохождения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных формальностей. К числу данных процедур относится прежде всего консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование в области таможенного дела относится к одной из основных функций таможенных органов, а порядок ее осуществления урегулирован административным регламентом ФТС России3. Впервые законодатель выделил такой вид консультирования, как консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров (ст. 113 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Новый вид консультирования закреплен также в ч. 3 ст. 53 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которой при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводятся консультации с определяемыми правительством РФ общероссийскими некоммерческими организациями в порядке, установленном ФТС России.
Информационно-технологические процедуры. Для обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач используются различные информационные системы и информационные технологии. Область применения данных информационных технологий в деятельности таможенных органов является достаточно обширной. Современные реалии диктуют необходимость их активного применения прежде всего при совершении
3 Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги...
таможенных операций. В настоящее время при таможенном декларировании применяются следующие перспективные информационные технологии: предварительное информирование таможенных органов; декларирование товаров в электронной форме; удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.
Процедуры реализации программ в области таможенного дела. Перечень и содержание данных процедур определяются конкретными программами в области таможенного дела. Процедуры носят перспективный характер, определяя необходимые к реализации мероприятия на длительный период времени. Принимаемые в целях совершенствования организации таможенного дела, они включают положения, направленные на совершенствование порядка реализации существующих процедур, а также внедрение новых.
Учетные процедуры включают в себя: а) порядок ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; б) порядок ведения таможенной статистики по субъектам РФ; в) порядок ведения специальной таможенной статистики. В деятельности таможенных органов присутствуют и узкопредметные виды учетов, например, учет товаров, обращенных в федеральную собственность; учет условно выпущенных товаров; учет банковских гарантий, поручительств и залогов имущества, принятых в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, и др.
Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. Данные процедуры могут являться составными частями иных процедур, например разрешительных, правонаделительных и др., однако могут носить и самостоятельный характер.
Административно-хозяйственные процедуры. Их целью является обеспечение нормального функционирования таможенных органов и объектов, относящихся к инфраструктуре таможенных органов. Они включают процедуры, связанные с управлением имуществом таможенных органов, а также учреждений и предприятий, находящихся в ведении ФТС России (обеспечение надлежащей эксплуатации, охраны, учета и др.); материально-техническим
обеспечением (размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг; обеспечение вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов, формирование служебного жилья и др.).
Представляется, что использование только предметного критерия классификации административных процедур не позволяет определить ту систему, в которой могут найти свое логическое место иные виды административных процедур. С этой точки зрения позитивные административные процедуры видится целесообразным классифицировать с учетом сферы их осуществления на внутриорганизационные и внешнеорганизационные. К внутриорганиза-ционным административным процедурам таможенных органов следует отнести прежде всего организационные процедуры, обеспечивающие надлежащую организацию деятельности таможенных органов. Участниками данных процедур являются таможенные органы, их структурные подразделения, должностные лица. Внешнеорганизационные административные процедуры в деятельности таможенных органов весьма разнообразны и возникают между таможенными органами и субъектами, не находящимися в их организационном подчинении, в частности, с участниками внешнеэкономической деятельности, субъектами «околотаможенной инфраструктуры»: таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и др.
Безусловно, вышеуказанный перечень видов позитивных административных процедур в деятельности таможенных органов не является исчерпывающим, поскольку невозможно охватить все их многообразие. Доктринальная разработка видов позитивных административных процедур в деятельности таможенных органов является необходимой основой повышения качества правового регулирования данных процедур. Вместе с тем проблема упорядочения административных процедур имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т. к. неразрывно связана с обеспечением режима законности в области таможенного дела,
совершенствованием деятельности таможенных органов, системы их внутренних и внешних связей, а также реализацией прав и
законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Список литературы
1. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Гос-во и право. 2008. № 3. С. 5-11.
2. Габбасов А.Б. Позитивная административная процедура: поиск новой парадигмы отношений между человеком и чиновником // Журн. рос. права. 2011. № 8. С. 65-72.
3. Женетль С.З. Административный процесс и административные процедуры в условиях административной реформы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
4. Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
5. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
6. Лапина М.А. Объединенная концепция системы административного процесса // Юрид. мир. 2012. № 3. С. 38-43.
7. Морозова О.В. Административные процедуры в РФ, США, ФРГ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
8. Никольская А.А. Административные процедуры в системе публичного управления (проблемы административно-правового регулирования): дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007.
9. Помазуев А.В. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
10. ТихийР.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в РФ (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005.
11. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журн. рос. права. 2002. № 4. С. 4-17.
12. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2009.
13. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Рос. юрид. журн. 2003. № 1. С. 58-63.
References
1. Bartsits I.N. Prioritetnye napravleniya sovershenstvovaniya administrativnykh protsedur [Priority Areas for Improvement of Administrative Procedures]. Gosudarstvo ipravo, 2008, no. 3, pp. 5-11.
2. Gabbasov A.B. Pozitivnaya administrativnaya protsedura: poisk novoy paradigmy otnosheniy mezhdu chelovekom i chinovnikom [Positive Administrative Procedure: Search for a New Paradigm of Relations Between Man and Official]. Zhurnal rossiyskogo prava, 2011, no. 8, pp. 65-72.
3. Zhenetl' S.Z. Administrativnyyprotsess i administrativnyeprotsedury v usloviyakh administrativnoy reformy: dis. ... d-ra yurid. nauk [Administrative Process and Administrative Procedures Under the Administrative Reform: Dr. Jurid. Sci. Diss. Abs.]. Moscow, 2009.
4. Efremov M.O. Administrativnye protsedury kak forma realizatsii kompetentsii organov publichnoy vlasti vo vzaimootnosheniyakh s chastnymi litsami: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Procedures as a Form of Realization of Competence of the Public Authorities in Their Relations with Private Persons: Cand. Jurid. Sci. Diss. Abs.]. Moscow, 2005.
5. Lazarev I.M. Administrativnye protsedury v sfere vzaimootnosheniy grazhdan i organizatsiy s organami ispolnitel'noy vlasti v RF: dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Procedures in the Sphere of Relations of Citizens and Organizations with the Executive Authorities of the Russian Federation: Cand. Jurid. Sci. Diss.]. Moscow, 2002.
6. Lapina M.A. Ob"edinennaya kontseptsiya sistemy administrativnogo protsessa [Joint Concept of the Administrative Process]. Yuridicheskiy mir, 2012, no. 3, pp. 38-43.
7. Morozova O.V. Administrativnye protsedury v RF, SShA, FRG: dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Procedures in Russia, USA and Germany: Cand. Jurid. Sci. Diss.]. Moscow, 2010.
8. Nikol'skaya A.A. Administrativnye protsedury v sisteme publichnogo upravleniya (problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya): dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Procedures in the System of Public Administration (Issues of Administrative and Legal Regulation): Cand. Jurid. Sci. Diss.]. Voronezh, 2007.
9. Pomazuev A.V. Administrativnye protsedury dostupa grazhdan kpublichnoy informatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Procedures of Citizens' Access to Public Information: Cand. Jurid. Sci. Diss.]. Yekaterinburg, 2007.
10. Tikhiy R.S. Problemypravovogo regulirovaniya administrativnykhprotsedur vRF (regional'nyy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Issues of Legal Regulation of Administrative Procedures in the Russian Federation (Regional Aspect): Cand. Jurid. Sci. Diss. Abs.]. Tyumen, 2005.
11. Tikhomirov Yu.A., Talapina E.V. Administrativnye protsedury i pravo [Administrative Procedures and Law]. Zhurnal rossiyskogo prava, 2002, no. 4, pp. 4-17.
12. Filatova A.V Reglamenty iprotsedury v sfere realizatsii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) [Regulations and Procedures in State Control (Supervision)]. Saratov, 2009.
13. Khazanov S.D. Administrativnye protsedury: opredelenie i sistematizatsiya [Administrative Procedures: Definition and Systematization]. Rossiyskiyyuridicheskiy zhurnal, 2003, no. 1, pp. 58-63.
Trunina Ekaterina Vladimirovna
Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)
POSITIVE ADMINISTRATIVE PROCEDURES OF RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES
The paper dwells on streamlining administrative procedures of customs authorities in Russia. Doctrinal development of the types of administrative procedures for customs authorities is not only of theoretical but also of practical importance, since it is basic for the higher quality of legal regulation of these procedures and for ensuring lawfulness in this sphere, including observance of the rights and legitimate interests of persons engaged in movement of goods and vehicles across the border of the Customs Union. The paper makes a summary of doctrinal approaches to the definition of "administrative procedure" and to the criteria for classification of administrative procedures. As the basic criterion, the author suggests using their division into positive and jurisdictional procedures. The author proves that, in addition to the criterion above, some other classification criteria are required in order to systematize the diverse management procedures of customs authorities (dominated by the positive ones). In this regard, the author suggests her own vision of systematization of key positive procedures in customs' activity, taking into account their subject, and provides their brief description. Further, the author proves the importance of dividing positive administrative procedures into internal and external, depending on their sphere of application, and singles out the main types of these procedures.
Keywords: administrative procedure, classification, positive procedure, order, customs authority, customs procedures.
Контактная информация: адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Чертова Н.А., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, директор юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова