Научная статья на тему 'ОБЗОР ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА'

ОБЗОР ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущинская Анна Андреевна

В данной статье рассматривается вопрос обращения граждан в таможенные органы и осуществление прокурорского надзора за данным видом деятельности таможенного органа. Основным направлением исследования выступает вопрос квалификации обращения заявителя как жалобы или обращения. Основной целью прокурорского надзора является соблюдение конституционных норм, исполнение законов. Надзорные функции осуществляются в рамках соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Факты нарушения законов должностными лицами таможенных органов требуют принятия мер, в частности, по итогам прокурорского надзора. Оценка прокуратуры законности действий должностных лиц таможенных органов, принимаемых ими решений производится не только с учетом национального законодательства, но и международных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF CONSIDERATION OF COMPLAINTS AGAINST DECISIONS OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE PROSECUTOR'S SUPERVISION CONTEXT

This article deals with the issue of citizens to the customs authorities and the implementation of prosecutor's supervision over this type of activity of the customs body. The main focus of the study is the question of the applicant's treatment qualification as a complaint or appeal. The main purpose of the prosecutor's supervision is the observance of constitutional norms, the implementation of laws. Supervisory functions are carried out within the framework of the observance and protection of human and civil rights and freedoms. The facts of violation of the laws by customs officials require taking measures, in particular, following the results of the prosecutor's supervision. The Prosecutor's office's assessment of the legality of the actions of customs officials and their decisions is carried out not only taking into account national legislation, but also international standards.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА»

Обзор проблемных вопросов рассмотрения жалоб на решения таможенных органов в

контексте прокурорского надзора

Problematic issues of consideration of complaints against decisions of customs authorities in

the prosecutor's supervision context

Кущинская Анна Андреевна

Студентка 1курса, ф-т юридический, Московский университет им. М.И. Витте Санкт-Петербург e-mail: anna. gu97@mail. ru

Kushchinskaya Anna Andreevna

1th year student, faculty of law, MUIV Saint Petersburg e-mail: anna.gu97@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос обращения граждан в таможенные органы и осуществление прокурорского надзора за данным видом деятельности таможенного органа. Основным направлением исследования выступает вопрос квалификации обращения заявителя как жалобы или обращения. Основной целью прокурорского надзора является соблюдение конституционных норм, исполнение законов. Надзорные функции осуществляются в рамках соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Факты нарушения законов должностными лицами таможенных органов требуют принятия мер, в частности, по итогам прокурорского надзора. Оценка прокуратуры законности действий должностных лиц таможенных органов, принимаемых ими решений производится не только с учетом национального законодательства, но и международных норм.

Annotation.

This article deals with the issue of citizens to the customs authorities and the implementation of prosecutor's supervision over this type of activity of the customs body. The main focus of the study is the question of the applicant's treatment qualification as a complaint or appeal. The main purpose of the prosecutor's supervision is the observance of constitutional norms, the implementation of laws. Supervisory functions are carried out within the framework of the observance and protection of human and civil rights and freedoms. The facts of violation of the laws by customs officials require taking measures, in particular, following the results of the prosecutor's supervision. The Prosecutor's office's assessment of the legality of the actions of customs officials and their decisions is carried out not only taking into account national legislation, but also international standards.

Ключевые слова: государственная власть, таможенный орган, прокурорский надзор, публичная власть, прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства.

Key words: state power, customs authority, prosecutor's supervision, public government, prosecutor's supervision over the implementation of customs legislation.

Рассматривая вопросы деятельности таможенных органов, необходимо отметить сложность, многофункциональность и динамичность законодательства, а также задач, стоящих перед государственными служащими, обеспечивающими экономическую безопасность Российской Федерации. Вышеизложенное порождает необходимость постоянного контроля как со стороны таможенных органов в рамках правового регулирования деятельности, так и со стороны органов прокуратуры.

Нарушения норм таможенного права в 2020 году составили ~ 50% выявленных в ходе прокурорского надзора нарушений. Прокурорский надзор не обходит стороной также нарушения, норм, связанных с обжалованием решений, действий или бездействия таможенных органов.

Анализируя результаты рассмотрения актов прокурорского надзора, следует отметить, что зачастую акты прокурорского реагирования (далее - АПР) являются комплексными и охватывают широкий спектр вопросов, относящихся не только к таможенному праву.

Отдельным направлением прокурорского надзора выступает надзор за рассмотрением таможенными органами жалоб и заявлений. Данная сфера таможенных правоотношений строится, прежде всего, на положениях Конституции Российской Федерации, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Обращаясь к положениям Конституции, необходимо отметить, что каждому принадлежит право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. [1]

В свою очередь, система таможенных органов является составной частью органов публичной власти. Функция публичного органа по рассмотрению обращений граждан регламентируется соответствующими положениями нормативных правовых актов. Анализ таких законодательных актов, а также теоретических положений обосновывает значение института обращения в государственные органы. Последний носит комплексный характер, что подразумевает использование права: во-первых, участия в управлении делами государства; во-вторых, защиты своих прав, свобод и законных интересов; в-третьих, в выражении своего мнения. Тем самым организовывается обратная связь между государством и обществом.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Соблюдение конституционных норм, определяющих права и свободы граждан, соответственно, исполнение законов является прерогативой прокурорского надзора. Надзорные функции связаны с признанием соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. []

Прокуратура Российской Федерации осуществляет функции за соблюдением органами государственной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина. В частности, прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляет транспортная прокуратура, согласно Положению об управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Также отметим, что в соответствии со статьей 258 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Неправомерными решениями, действиями (бездействием) (далее- РДБД) органов государственной власти и их должностных лиц могут быть причинены значительные убытки.

Обжалование РДБД таможенных органов, заключающееся в подаче жалобы и представляет собой институт административного обжалования РДБД таможенных органов и их должностных лиц, что непосредственно относится к их административной юрисдикционной деятельности. [9]

Стоит отметить, что должностное лицо таможенного органа, в целях реализации функций, должен осознавать ответственность за последствия своих действий, принимаемых решений, от чего зависят и эффективность, и результативность профессиональной деятельности.

Незаконные действия сотрудников являются поводом к возбуждению дисциплинарного производства. Приказом ФТС РФ предусмотрена инструкция по проведению служебной проверки, которая проводится по решению начальника таможенного органа в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков, в число которых относится и вынесение незаконно решения.

Порядок способ обжалования, а также порядок, сроки и процедура рассмотрения жалоб заявителей определена положениями главы 51 Закона о таможенном регулировании.

В статье 300 Закона о таможенном регулировании закреплено право заявителя на подачу жалобы в электронном виде. Указанное право может быть реализовано заявителем с 2022 года. Вместе с тем, в практике таможенных органов распространен факт подачи жалоб на РДБД таможенных органов в электронном виде (около 45 % от всех поданных жалоб). Вышеуказанное является самой распространенной причиной отказа в рассмотрении жалоб. Анализ таких жалоб показывает, что заявителями, использующими электронную подачу жалоб, являются физические лица, перемещающие товары для личного пользования, столкнувшиеся с одной из форм таможенного контроля. Именно факт отказа в рассмотрении жалобы данной категории заявителей порождает собой практику обжалования отказов таможенных органов в органы транспортной прокуратуры.

Вышеуказанная проблема возникает в связи с отсутствием четкого понимания порядка обжалования РДБД таможенных органов и порядка обращения в таможенный орган с заявлениями, который определен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон о порядке рассмотрении обращений).

Отнесение электронного обращения заявителя к жалобе на РДБД таможенных органов, подлежащей рассмотрению в порядке главе 51 Закона о таможенном регулировании или к заявлению (обращению), подлежащему рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные Законом о рассмотрении обращений и является основным проблемным вопросом при проведении прокурорского надзора.

Анализ жалоб, поступивших в таможенные органы, показал, что из 300 поступивших жалоб, таможенными органами принято к рассмотрению порядка 65%. Вместе с тем, 45% поступивших жалоб, поданы с нарушениями положений главы 51 Закона о таможенном регулировании. Большая часть таких жалоб подана (—75%) в электронном виде и впоследствии обжалована в органы прокуратуры.

Так, например, в аппарат таможенных органов поступила жалоба гражданки П, перемещающей товары для личного пользования в размерах, допустимых положениями ТК ЕАЭС. Гражданка П в своей жалобе описала процесс перемещения через таможенную границу, таможенного досмотра, а также указала на факт неправомерного изъятия товара с целью проведения таможенной экспертизы. Данное заявление было направлено посредством электронного обращения, впоследствии квалифицировано как жалоба. Однако, таможенным органом в рассмотрении указанной жалобы было отказано, ввиду несоблюдения формы, а именно направление жалобы в электронном виде. Отказ таможенного органа был обжалован гражданкой П в органы прокуратуры.

В ходе проведения надзора, прокуратурой не было установлено факта нарушения таможенным органом норм Закона о таможенном регулировании при вынесении отказа в рассмотрении жалобы. Вместе с тем, право на обжалование, по мнению гражданки П не было реализовано, а нарушенные права не восстановлены.

В настоящее время рассмотрение обращений граждан таможенными органами Российской Федерации осуществляется в соответствии с Порядком работы с обращениями граждан ФТС России и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФТС России от 30 июня 2020 г. № 600 Указанный документ подразумевает цели совершенствования работы с обращениями граждан и определяет последовательность

действий должностных лиц ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Проблема квалификации заявления как жалобы или обращения является актуальной проблемой в рамках нормативных положений Закона о таможенном регулировании и Закона о порядке обращения как у заявителей, так и органов прокуратуры. Стоит отметить, что наличие в заявлении гражданина слова «жалоба» не является однозначным критерием для рассмотрения такого заявления в соответствии с положениями Закона о таможенном регулировании, как и подача заявления в таможенный орган в электронном виде не влечет рассмотрения такого заявления в порядке, предусмотренном Законом о порядке рассмотрении обращений.

Посредством обращений, заявлений, жалоб в таможенные органы происходит защита прав граждан, их свобод и законных интересов, осуществление общественного контроля за деятельностью публичных органов, информирование об имеющихся общественных проблемах, в том числе о несовершенстве действующего законодательства.^] Однако, не рассмотрение обращения заявителя в том порядке, который, по мнению заявителя, не может быть применим в данной сфере не может однозначно рассматриваться как нарушение прав заявителя и являться объектом прокурорского надзора.

Распространенным способом реализации прав на обжалование РДБД таможенных органов выступают обращения к Президенту Российской Федерации, уполномоченному по правам предпринимателей и органы прокуратуры непосредственно. Анализ статистической информации показал, что данный способ используют наиболее часто физические лица, а также порядка 10% юридических лиц. Вместе с тем, подача заявления в указанные институты влечет лишь затягивание сроков для восстановления нарушенных прав заявителя, поскольку полномочиями для отмены решений таможенных органом обладают лишь вышестоящий таможенный орган. Данный факт также порождает повторную подачу жалоб в надзорные органы, ввиду отсутствия восстановления законных прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что процедура обжалования РДБД таможенных органов в настоящее время является наиболее распространенным способом для восстановления прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности. Органы прокуратуры, в свою очередь, по мимо реализации своей основной функции, проводят работу, направленную на разъяснение порядка и способов обжалования РДБД таможенных органов, вместе с тем, ввиду отсутствия настоящий момент возможности подачи жалобы в соответствии с Законом о таможенном регулировании в электронной форме, восстановление прав и законных интересов подателей жалоб, заявлений, обращений затягивается, дублируется как в таможенные органы, так и в органы прокуратуры, что в свою очередь не является способом скорейшего восстановления нарушенных прав, а порождает возникновение проблемных вопросов, связанных с восстановление нарушенных прав заявителей.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) ст.53 // Офиц. Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 04.05.2021 г.)

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гл.51 // «Собрание законодательства РФ». 06.08.2018. № 32 (часть I). ст. 5082.

4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 08.01.2019) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.05.2006. № 19. ст. 2060

5. Приказ ФТС России «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской Федерации» № 600 от 30.06.2020 // Офиц. сайт ФТС РФ

https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/202009/24/Приказ%20от%2030.06.2020%20№%20600.pdf (дата обращения - 04.05.2021 г.)

6. Приказ Федеральной таможенной службы от 2 августа 2012 г. № 1557 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» // «Российская газета» от 24 октября 2012 г. № 245

7. Положение об управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере. Утв. Генпрокуратурой России 30.07.2009 // СПС Консультант Плюс (дата обращения - 04.05.2021 г)

8. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан: методич. пособие / [Д.В. Григорьев и др.]; рук. авт. кол. Д.В. Григорьев; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. 72 с.

9. Мясников А.П./ Миллеров Е.В. Институт ведомственного (административного) обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в этическом аспекте современной таможенной культуры // «Юрист-Правовед». 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.