Научная статья на тему 'МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ'

МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / КОНТРОЛЬ / СУДЕБНЫЙ НАДЗОР / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / PROSECUTOR'S SUPERVISION / BAILIFFS / CONTROL / JUDICIAL SUPERVISION / REPRESENTATION / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баснина Ксения Михайловна

В данной статье рассматривается контроль органов прокуратуры за деятельностью судебных приставов. Сообщается о понятиях «контроль» и «надзор», их общих признаках. Перечисляются процессуальные формы надзора и контроля за деятельностью судебных приставов. Также выделены и раскрыты три основных направления надзора. Опираясь на федеральные законы Российской Федерации, сравнены судебный и прокурорский контроль, выделены их основные признаки. Представлены два направления реализации, осуществляемые другими участниками исполнительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баснина Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF BAILIFFS

This article discusses the control of the Prosecutor's office over the activities of bailiffs. The concepts of "control" and "supervision" and their common features are reported. The procedural forms of supervision and control over the activities of bailiffs are listed. Three main areas of supervision are also identified and disclosed. Based on the Federal Laws of the Russian Federation, judicial and prosecutorial control are compared, and their main features are highlighted. Two directions of implementation carried out by other participants in enforcement proceedings are presented.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕСТО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Баснина К.М. Email: Basnina6100@scientifictext.ru

Баснина Ксения Михайловна - магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима, г. Сыктывкар

Аннотация: в данной статье рассматривается контроль органов прокуратуры за деятельностью судебных приставов. Сообщается о понятиях «контроль» и «надзор», их общих признаках. Перечисляются процессуальные формы надзора и контроля за деятельностью судебных приставов. Также выделены и раскрыты три основных направления надзора. Опираясь на федеральные законы Российской Федерации, сравнены судебный и прокурорский контроль, выделены их основные признаки. Представлены два направления реализации, осуществляемые другими участниками исполнительного производства.

Ключевые слова: прокурорский надзор, судебные приставы, контроль, судебный надзор, представление, производство.

PLACE OF PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF BAILIFFS

Basnina Х.М.

Basnina Ksenia Mikhailovna - - Graduate Student, DEPARTMENT OF CRIMINAL PROCEDURE AND FORENSIC SCIENCE, SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER PITIRIM, SYKTYVKAR

Abstract: this article discusses the control of the Prosecutor's office over the activities of bailiffs. The concepts of "control" and "supervision" and their common features are reported. The procedural forms of supervision and control over the activities of bailiffs are listed. Three main areas of supervision are also identified and disclosed. Based on the Federal Laws of the Russian Federation, judicial and prosecutorial control are compared, and their main features are highlighted. Two directions of implementation carried out by other participants in enforcement proceedings are presented.

Keywords: prosecutor's supervision, bailiffs, control, judicial supervision, representation, production.

Деятельность судебных приставов направлена на реализацию всей совокупности предусмотренных законом прав и обязанностей должностных лиц Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Осуществление данных полномочий ФССП РФ в большинстве случаев вызывает нарушение прав и законных интересов участников исполнительного производства. Именно поэтому для обеспечения правильного и полного исполнения требований исполнительных документов законом определены виды контроля и надзора за деятельностью судебных приставов и всей службы в целом.

Понятие «контроль» и «надзор» обладают общими, можно сказать, схожими признаками, однако проведение проверочных мероприятий и комплекс полномочий, присущих конкретной форме различны.

Существуют некоторые отличия предмета проверочных мероприятий, проводимых в рамках надзорных функций органов.

Помимо этого, производство надзора происходит извне, в определенном соотношении с объектами прочих систем. Вследствие этого, различают несколько процессуальных форм надзора и контроля за деятельностью судебных приставов:

• судебный надзор;

• контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства.

• прокурорский надзор;

• внутриведомственный контроль.

Здесь можно сделать вывод, что отождествление этих понятий представляется ошибочным.

Судебный надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов (судов) по рассмотрению жалоб и исковых заявлений, в рамках исполнения исполнительных производств, а также принятие различных судебных актов, оказывающих влияние на исполнительное производство. Этот вид проверки, соответственно, инициируется исключительно по заявлению какого-либо участника конкретного производства. Решения, которые будут приняты в ходе рассмотрения дела, носят общеобязательный характер.

Выделяют три основных направления надзора:

1. рассмотрение вопросов, вытекающих или меняющих ход исполнения, например, заявление о замене стороны исполнительного производства;

2. рассмотрение административных исковых заявлений об оспаривании действий или бездействия должностных лиц ФССП РФ, оспаривание вынесенных ими постановлений и пр.;

3. рассмотрение вопросов, взаимосвязанных с исполнительным производством, но не предусмотренных к разрешению в рамках исполнения, например, рассмотрение заявлений о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Разрешение указанных вопросов в суде требует четкого соблюдения всей процедуры, установленной соответствующим процессуальным законодательством (Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ), начиная от формы и содержания искового заявления, заканчивая требованиями, предъявляемыми к решению, принятому по итогам рассмотрения дела [1, с. 145].

Учитывая, что подавляющее большинство населения России не обладает юридическими знаниями в объеме, достаточном для составления искового заявления и денежными средствами для обращения за квалифицированной помощью, судебная инстанция не является общедоступным средством защиты нарушенных прав. Поэтому наиболее распространенными являются обращения в прокуратуру РФ и по подведомственности.

Положения ст. 19 ФЗ «О судебных приставах», ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») относят к компетенции органов прокуратуры надзор за исполнением действующего законодательства, при выполнении предусмотренных законом полномочий судебными приставами. Реализация данных норм направлена на обеспечение неукоснительного исполнения законов, соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, общества и государства в целом.

Выделяют два направления надзора, которые можно соотнести с деятельностью должностных лиц службы:

1. за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

2. за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

Следует отметить, что прокурорский надзор охватывает более широкий спектр вопросов и проблем, чем судебный надзор.

Механизм отправления правосудия носит исключительно заявительный характер. Органы прокуратуры помимо рассмотрения обращений наделены полномочиями по инициированию проведения проверок - как плановых, так и внеплановых. Процедура их проведения отличается отсутствием обязательных процессуальных элементов, присущих судебному контролю.

В органы прокуратуры с жалобой, обращением может обратиться любой гражданин. При соблюдении заявителем установленных законом формальных требований, обращения рассматриваются, и дается ответ по всем доводам, изложенным в заявлении. В случае обнаружения нарушений, применяются меры прокурорского реагирования, независимо от того, требовал ли этого заявитель.

В подавляющем большинстве случаев прокурорами вносятся представления, в которых они указывают на нарушения законодательства и выдвигают требования о принятии соответствующих мер, устранении причин, способствующих нарушению, привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В случаях выявления административного правонарушения, прокурор возбуждает соответствующее производство.

Ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусматривает принятие прокурором мер для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет преступную направленность.

Законодатель помимо ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет в ст. 39 КАС РФ возможность обращения в суд с административным исковым заявлением в интересах неограниченного круга лиц или лиц, не способных по состоянию здоровья возраста и иных причин обратиться в суд за защитой своих прав и свобод [2, ст. 1391].

Все эти положения свидетельствуют о всестороннем надзоре за деятельностью службы, однако судебный контроль по некоторым вопросам носит исключительный характер, а решения, принимаемые по данным делам, являются общеобязательными.

Относительно ведомственного контроля, можно сказать, что его эффективность в настоящее время повышается, активно используются меры дисциплинарного взыскания, а также регрессные требования о возмещении компенсаций, предусмотренных за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и за вред, причиненный незаконными действиями судебного пристава. При его осуществлении соблюдается служебная иерархия: главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав соответствующего субъекта РФ, старший судебный пристав, судебный пристав.

Контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства, сводится к двум направлениям реализации:

1. обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, оспаривание постановлений судебного пристава, решений, принимаемых в рамках исполнения;

2. предъявление исковых заявлений по различным основаниям, возникающим в ходе принудительного исполнения требований исполнительного документа.

В настоящее время, активность граждан и организаций в этих направлениях находится на высоком уровне, что говорит о повышении уровня юридической заинтересованности в самозащите, а также в охране прав, свобод и законных интересов со стороны юрисдикционных органов.

Активность полномочий прокуратуры и обязательность решений суда является фундаментом укрепления принципа законности, гарантией охраны прав и свобод участников исполнительного производства.

Следует согласиться с мнением А.В. Гришина о том, что «к основным мерам предупреждения и пресечения нарушений законности в сфере исполнительного производства можно отнести качественное проведение служебных проверок, в том числе по обращениям участников исполнительного производства; своевременное принятие должных мер по актам прокурорского реагирования на выявленные

нарушения; активизацию работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; тщательную проверку кандидатов, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы в ФССП России; повышение уровня профессиональной подготовки в системе ФССП России и др.

Немалую роль здесь играет взаимодействие территориальных подразделений ФССП России с органами прокуратуры, которое, в частности, выражается в заключении соответствующих соглашений; проведении совместных расширенных совещаний, семинаров; участии представителей прокуратуры в работе межведомственных рабочих групп, в заседаниях коллегии управлений ФССП России; в реализации плана совместных мероприятий» [3, с. 40].

Указанные меры направлены на закрепление основных принципов исполнительного производства, профилактику и предупреждение нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, и, вместе с тем, также являются залогом эффективного исполнения.

Список литературы /References

1. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В.Г. Бессарабов. М.: Городец, 2014. С. 145.

2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 2015. № 10. Ст. 1391.

3. Гришин А.В. О состоянии законности в сфере исполнительного производств // Практика исполнительного производства, 2012. № 4. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.