Рис.5.Причиныотказаотпредложенийработы, %
Особо остро проблема безработицы и трудоустройства стоит перед лицами с ОВЗ и инвалидностью [6]. При этом инвалиды трудоспособного возраста представляют собой значительную долю потенциальных рабочих кадров, не использовать которую не только не гуманно, но и не рационально с экономической точки зрения. На рис. 5 представлена статистика причин отказа от предложений работы. На первом месте стоит низкая заработная плата - 36,5%, в том числе среди инвалидов - 51,5%, на последнем работа не по специальности - 3,5%, в том числесредиинвалидов-14,7%.
Несмотря на то, что профессиональная деятельность не по специальности не является одной из первостепенных причин отказа от работы, перепрофилировать её или получить иное образование желают лишь 8% опрошенных, инвалидов - 6,7%.
Библиографический список
Итак, формированию готовности к успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, будет способствовать правильный выбор специальности, исходя из всех факторов, на него влияющих, а также получение качественного профессионального образования в условиях его модернизации, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.
В целом развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на повышение доступности и качества квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения.
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/
2. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Анализ состояния инклюзивного профессионального образования в Ставропольском крае. Современные тенденции развития науки и технологий: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Белгород, 2016; № 11-13: 126 - 130.
3. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58 (4): 278 - 281.
4. Образовательныепрограммысреднегопрофессиональногообразования. Availableat: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/soobsch.htm
5. Занятость и безработица Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
6. Труд и занятость инвалидов Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
References
1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/
2. Hil'ko A.A., Filimonyuk L.A. Analiz sostoyaniya inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniyav Stavropol'skom krae. Sovremennye tendenciirazvitiya nauki i tehnologij: materialy ХХ Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 2016; № 11-13: 126 - 130.
3. Hil'ko A.A., Filimonyuk L.A. Professional'naya socializaciya lic s OVZ i invalidnost'yu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58 (4): 278 - 281.
4. Obrazovatel'nyeprogrammy srednego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/soobsch.htm
5. Zanyatost' i bezrabotica Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
6. Trud i zanyatost' invalidov Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
Статья поступила в редакцию 11.11.18
УДК 378.147
Khusainova G.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia),
E-mail: english4@yandex.ru
Giniyatullina D.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia),
E-mail: dianar.g2014@yandex.ru
RECOMMENDATIONS FOR INITIATING CASE STUDIES ON NATURAL SCIENCES (ON THE MATERIAL OF THE US UNIVERSITIES). The experience of the National Center for Case Study Teaching in the Sciences created in 1994 in the United States, promoting the use of case studies or interactive stories, to reform the teaching of natural sciences was studied. The article deals with the recommendations of the professor at the State University of New York, Clyde Freeman Herreid, how to create a case study at the natural sciences classes. The author gives recommendations, steps to be followed by a person who decided to write his own case for his students. His recommendations are valuable, as they enable the teacher to develop his own case, adapting it to his own educational program.
Key words: case study, multimedia resources, natural sciences, guidelines.
Г.Р. Хусаиноеа, канд. пед. наук, доц., Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: english4@yandex.ru
Д.Р. Гиниятуллина, канд. пед. наук, ст. преп., Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: dianar.g2014@yandex.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КЕЙС-СТАДИ
ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН (НА МАТЕРИАЛЕ ВУЗОВ США)
Был изучен опыт работы созданного в 1994 году Национального центра по преподаванию естественнонаучных дисциплин с помощью методов кейс-ста-ди в США, способствующий продвижению кейсов или интерактивных историй, для реформирования преподавания естественнонаучных дисциплин. В статье рассмотрены рекомендации профессора Государственного Университета Нью-Йорка, Клайд Фриман Херрейд, по созданию кейс-стади на занятиях по естественнонаучным дисциплинам. Автором даются рекомендации, шаги, которым должен следовать тот, кто решил написать собственный кейс для своих обучающихся. Его рекомендации являются ценными, так как они дают возможность преподавателю разработать свой собственный кейс, адаптировав его под свою образовательную программу и своих студентов.
Ключевые слова: кейс-стади, мультимедийные ресурсы, естественнонаучные дисциплины, рекомендации.
Многие исследователи признают, что так называемое поколение миллен-ниалов учится настолько много, как никакое другое до них. Тем не менее, по мнению исследователей [1], мало было сделано для того, чтобы изменить практические занятия в соответствии с этими изменениями в поколениях. До сих пор на лабораторных занятиях в основном используется традиционное, формальное обучение. Это так называемое обучение по инструкциям, находится на самом низком уровне таксономии Блума и оказывает лишь небольшое влияние на достижение высоких образовательных результатов студентов. По данным исследователей, студенты, которых обучают по так называемой, педагогике инструкций, не способны применить полученные знания в реальных лабораторных условиях и не сохраняют полученные навыки на долгое время.
Обучающиеся-миллениалы имеют множество уникальных и позитивных качеств, «бросающих вызов» преподавателям, что приводит к тому, что преподавателям приходится постоянно учиться и расширять свои знания. Данное поколение имеет такие качества, как способности работать в сотрудничестве, они командоориентированы, продвинуты в технологиях, социально-адаптированы, и смотрят с оптимизмом на свое будущее [2]. Имея ввиду эти уникальные характеристики поколения, исследователи считают, что в процессе обучения следует применять различные образовательные технологии. Исследование показало, что студенты лучше воспринимают педагогику активного обучения, включающую в себя кейс-стади, задания с использованием сервисов интернета и проблемного обучения, которые требуют знаний и навыков критического мышления, а также использование мультимедийных ресурсов (таких как Фейсбук, Твиттер, ЮТьюб и подкасты) при усвоении ключевых концепций курса, а также активные методы обучения, такие как обучение в сотрудничестве и использование различных обучающих сервисов [3].
Несмотря на все известные характеристики обучающихся-миллениа-лов, в традиционном образовании недостаточно внедряются эффективные методы обучения. Например, ученые и преподаватели вузов США утверждают, что большинство лабораторных курсов 21 века используют традиционное, поэтапное обучение, берущее начало в первой половине 19 века. Эта педагогика находится на самых низших уровнях таксономии Блума и часто почти не затрагивает высшие иерархии обучения, такие как, анализ, синтез и оценка. Несмотря на доказанную эффективность интерактивных методов обучения по сравнению с традиционными, основанными на простом запоминании, преподаватели продолжают применять те же самые методы обучения, которые применялись их учителями, а именно, формальные лекции и поэтапное обучение.
Исследователями доказано, что кейс-стади повышают мотивацию студентов, их способности применять критическое мышление и использовать полученные навыки в реальной практике. В 1994 году в США был создан National Center for Case Study Teaching in the Sciences (Национальный центр по преподаванию естественнонаучных дисциплин с помощью методов кейс-стади), способствующий продвижению кейсов или интерактивных историй, для реформ в области преподавания естественнонаучных дисциплин. При организации обучения при помощи методов кейс-стади используются ролевые игры или, можно также использовать незаконченные рассказы с реальными или вымышленными персонажами, от имени которых преподаватель повествует студентам изучаемую тему. Студенты становятся главными героями рассказа или истории, что способствует мотивации обучения. Развитие дискуссии по теме кейса осуществляется при помощи наводящих вопросов.
Интересен опыт использования кейс-стади на занятиях профессора Государственного Университета Нью-Йорка, Клайд Фриман Херрейд [4]. По его мнению, отличительным признаком удачного кейс-стади является то, что оно содержит какую-либо сюжетную линию.
Его рекомендации являются ценными, так как они дают возможность преподавателю разработать свой собственный кейс, адаптировав его под свою образовательную программу и своих студентов.
Итак, в хорошем кейсе должна содержаться какая-либо увлекательная история, её сюжет происходит за последние пять лет, главные герои должны вызывать эмоциональный отклик, он должен содержать цитаты, вызывать интерес у читателя, служить педагогической цели, должен содержать процесс разрешения какой-либо дилеммы, должен быть универсальным и кратким. Эти правила не являются непреложными, но они работают в большинстве случаев.
Автором даются рекомендации, шаги, которым должен следовать тот, кто решил написать собственный кейс для своих обучающихся.
1. Сначала вы должны определить тему. Если у вас есть интригующая сюжетная линия, то это не проблема, но, возможно, таковой у вас и нет В качестве следующего шага необходимо придумать одну или две темы, которые являются важными для вашего курса. Существует ли конфликт, противоречие, последняя новость или ваш личный опыт, который бы ассоциировался с предметом изучения. Если таковое имеется, то все идет отлично. Задайте себе такой вопрос: может ли изучаемая тема быть связана с любой современной проблемой, такой, как глобальное потепление, экологическая катастрофа, социальные вопросы. Данные вопросы являются тем «крючком», который будет вызывать интерес к вашему кейс-стади.
2. Пересмотрите и исследуйте тему под таким углом, чтобы вы могли увидеть дальнейшие связи и возможности.
3. Выпишите быстро все возможные ключевые вопросы, которые студенты могли бы усвоить во время изучения данной темы на занятии. Не производите оценку этих идей в данное время, так как вы проводите мозговой штурм.
4. Сделайте список всех возможных персонажей (вымышленных или реальных), которые могли бы, по всей вероятности, быть связанными с изучаемой темой. Может быть, у этих людей имеются проблемы, которые необходимо решить?
5. Набросайте сюжет вашего кейса с точки зрения человека, вовлеченного в его проблему. Это хорошо, если имеется кризисная ситуация. Тему кейса можно изложить как повесть, хотя техники, которые используются при написании коротких рассказов (например, ретроспективный эпизод, диалог) тоже приветствуются. Если вы пишете для курса проблемного обучения, то рассказ должен быть поделен на две или три части. В курсе проблемного обучения студенты должны получить страницу или две вводной части, затем им необходимо будет провести свое исследование до того момента, как вы предоставите им последующие страницы рассказа.
6. Пока вы пишете вышеуказанные разделы, осуществляйте поиск возможностей ввести термины или концепции, которые являются ключевыми вашего курса. Не все из них должны быть пройденными. Ваши студенты могут изучить эту информацию заранее самостоятельно.
7. После того, как у вас появился план или проект, просмотрите кейс еще раз и перечислите главные и второстепенные темы, которые, возможно, возникнут при обсуждении кейса. Будем надеяться, что вы будете удивлены количеством тем, которые вы изучили, хотя некоторые из них, возможно, вы даже и не планировали в действительности.
8. После того, как у вас будет готовая версия кейса, напишите к нему серию вопросов для обсуждения, чтобы включить их в конце каждого раздела. Эти вопросы для обсуждения позволят вашим студентам увидеть и признать важные и ключевые моменты, присутствующие в кейсе.
Наконец, после некоторых доработок, ваш кейс будет готов. Остается открытым вопрос о том, как управлять кейсом на занятии. Для этого необходимо его тщательно спланировать. Можно представить его в повествовательной форме, можно сделать в форме ролевой игры или дать студентам задание провести исследование. Клайд Харейд иллюстрирует вышеупомянутые принципы написания хорошего кейса тем, как он реализовал их на практике. Данные шаги выстраиваются не в том порядке, в котором они указаны выше, хотя все они присутствуют.
Библиографический список / References
1. Hargrove S.A Cross-institutional Study of the Case Study Teaching in the Sciences Method. S. Luster-Teasley, W. Gibson. ASEE Annual Conference & Exposition. 2015: 26.30.126.30.9.
2. Strange C.C. Constructions of Student Development Across the Generation: Serving the Millenial Generation. New Directions for Student Services ed. San Francisco. 2004: 47 - 57.
3. Smith K.A. Sheppard S.D., Johnson D.W., Johnson R.T. Pedagogies of Engagement: Classroom-Based Practices. Journal of Engineering Education. 2005: 87 - 101.
4. Herreid C.F. Cooking with Betty Crocker. A Recipe for Case Writing. JCST. 2000: 156 - 158.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 373:374
Chalenko N.N., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Economics, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia),
E-mail: chalenkon@yandex.ru
Kosienko R.S., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: Alter_ego15@mail.ru
MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article examines the issues of organizing the interaction of educational institutions and institutions of additional education. The work develops the idea that due to such interaction the additional education becomes an integral component of a single educational space, is a catalyst for the positive and stable functioning of the entire educational environment. Nevertheless, there is a lack of a unanimous opinion of the pedagogical community about the preference of a particular approach to a number of problems in the additional education of children. As a research task, the authors identified an attempt to assess the potential for interaction between educational institutions and institutions of additional education. It justifies the idea that such potential should be fully realized. It is necessary to work clearly and coherently on the whole system of integration of general and additional education in each region. The authors come to the conclusion that promising areas for improving the interaction management system of educational institutions and supplementary education institutions are the development and testing of new mechanisms, procedures, and management technologies.
Key words: educational institutions, additional education, educational environment, child's personality, interaction.
Н.Н. Чаленко, канд. ист. наук, доц. каф. экономики, Дальневосточный федеральный университет (филиал), г. Уссурийск,
E-mail: chalenkon@yandex.ru
Р.С. Косиенко, магистрант Школы педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: Alter_ego15@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье исследуются вопросы организации взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. На основе изученных источников обосновывается мысль о том, что, благодаря такому взаимодействию, дополнительное образование становится неотъемлемым компонентом единого образовательного пространства, является катализатором положительного и стабильного функционирования всей образовательной среды. Тем не менее, прослеживается отсутствие единого мнения педагогической общественности о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования детей. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить потенциал взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Обосновывается мысль о том, чтобы такой потенциал был реализован в полной степени, необходимо четко и слаженно работать над всей системой интеграции общего и дополнительного образования каждого региона. Авторы приходят к выводу, что перспективными направлениями совершенствования системы управления взаимодействием общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования является разработка и апробация новых механизмов, процедур, технологий управления.
Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, дополнительное образование, образовательная среда, личность ребенка, взаимодействие.
Инновационное развитие российских регионов невозможно представить без соответствующих изменений в сфере образования. Именно в развитии и повышении эффективности рынка образовательных услуг многие ученые видят потенциал трудового, технологического, экономического, культурного и социального развития регионов. Рынок образовательных услуг удовлетворяет не только производственные, но и социальные и духовные потребности, как отдельных граждан, так и общества в целом [1]. На современном этапе дополнительное образование детей занимает особое место в образовательном пространстве и значительно расширяет спектр образовательных услуг
Научные подходы к изучению, содержанию и организации деятельности в сфере дополнительного образования, представленные в публикациях российских авторов, достаточно разнообразны. Преемственность исторического опыта в организации системы внешкольного воспитания детей поднимает в своей работе Д.Е. Яковлев [2]. Подробное исследование всех аспектов организации дополнительного образования детей рассматривают в своих исследованиях Е.Б. Евладова [3], О.Е. Лебедева [4], В.Н. Иванченко [5]. Изучение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования поднимает в своей работе Б.В. Куприянов [6], а Л.Н. Буйлова исследует формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования [7]. Л.Б. Малыхина предлагает интересный опыт проведения аттестации педагогических работников дополнительного образования [8]. В.А. Березина отмечает уникальные социально-педагогические возможности по развитию различных творческих способностей детей в различных областях [9], а ГА. Шепотько изучает развитие практики социального партнерства учреждения дополнительного образования детей [10].
Мы согласны с мнением А.В. Золотаревой, что для того, чтобы данная система взаимодействия отвечала современным тенденциям развития образования, необходима четкая смоделированная система управления, разработанная органами управления образования конкретного региона [11].
Вместе с тем, при анализе научных источников, был выделен ряд проблем, которые не получили должного освещения и остаются дискуссионными и в настоящий период: это недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования в регионах, нехватка материальной заинтересованности педагогов и других мер мотивации их труда. Кроме того, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема социального заказа на дополнительное образование детей, прослеживается нехватка технологий и разработанных методик по его изучению, невозможность полностью удовлетворить социальный заказ детей из-за недостаточной развитости материальной базы учреждений дополнительного образования.
В качестве исследовательской задачи в данной статье авторами была определена попытка обобщить научные подходы к организации развития системы дополнительного образования детей, оценить потенциал взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
20 июня 2017 года в г. Владивостоке были выработаны Рекомендации заседания «круглого стола» по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования». С января 2018 года, по словам министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, был введен профессиональный стандарт педагога дополнительного образования [12].
Эмпирические исследования деятельности организаций дополнительного образования в Приморском крае показали, что перспективными направлениями совершенствования системы управления взаимодействием общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования данного региона являются:
- совершенствование механизмов вовлечения детей в систему дополнительного образования;
- развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, а