Научная статья на тему 'Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики'

Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-СТАДИ / КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-СИТУАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-ТЕСТ / CASE-STUDY / CASE-METHOD / CASE-SITUATIONS / OPINION POLL / COMPETENCE / CASE-TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварева Ольга Васильевна

Представлен и охарактеризован опыт использования в рамках компетентностного подхода различных форм кейс-метода (социологический опрос с элементами кейс-стади; написание и решение кейс-ситуаций студентами; кейс-тест) в преподавании дисциплины «История педагогики и образования» будущим бакалаврам. Обоснована возможность перевода большинства историко-педагогических тем на язык кейс-метода, эффективного их усвоения будущими бакалаврами в условиях сокращенной аудиторной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CASE-METOD APPLICATION IN THE TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGY

The article presents and describes the experience of using different types of case-method (the opinion poll with elements of case-study; independent modeling and resolving the case-situations by students; case-test) in the competency building approach within “History of Pedagogics and Education” discipline for future Bachelor’s degree holders. The article also substantiates the opportunity of translation of most of the historical and pedagogical topics into the language of case-method. The article includes the examples of case-tests and cases described by Bachelor’s degree holders which contributed to the case bank of the discipline. The practice of different forms of the indicated interactive learning approach considering its own principles and teaching principles developed by pedagogics made it possible to solve the following problems that can be faced in the conditions of reduced classroom load: failure to make conclusions on the basis of existing knowledge, failure to establish the connection between the material that is studied at the moment and material studied previously and the interdisciplinary cause-and-effect relationships.

Текст научной работы на тему «Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики»

УДК 378.02:37.016

О. В. Шварева

ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Представлен и охарактеризован опыт использования в рамках компетентностного подхода различных форм кейс-метода (социологический опрос с элементами кейс-стади; написание и решение кейс-ситуаций студентами; кейс-тест) в преподавании дисциплины «История педагогики и образования» будущим бакалаврам. Обоснована возможность перевода большинства историко-педагогических тем на язык кейс-метода, эффективного их усвоения будущими бакалаврами в условиях сокращенной аудиторной нагрузки.

Ключевые слова: кейс-стади, кейс-метод, кейс-ситуации, социологический опрос, компетенции, кейс-тест.

В связи с сокращением аудиторной нагрузки, увеличением количества часов, отводимых на самостоятельное изучение, возникла трудность усвоения будущими бакалаврами историко-педагогиче-ского материала, выражающаяся в недостаточной способности устанавливать межпредметные и причинно-следственные связи в рамках изучаемого предмета, допущении грубых ошибок при ответах на коллоквиумах и экзаменах, и, как следствие, отношение к историко-педагогическому знанию как ненужному в будущей профессиональной деятельности. Для решения обозначенной проблемы автором статьи в рамках опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования был сделан акцент на применении приведенных ниже различных форм кейс-метода при преподавании в третьем семестре дисциплины «История педагогики и образования». Организация обучения осуществлялась с учетом собственных принципов кейс-метода и принципов обучения, выработанных педагогической наукой: соответствия содержания и методов цели обучения; преодоления имеющихся в настоящий момент реальных трудностей студентов; объединения историко-педагогического знания, современной практики обучения и воспитания; развития аналитических умений студентов; руководства преподавателем процессом, приводящим студентов к открытиям; межпредметных связей (философия, история, психология, культурология и т. д.).

Первой формой применения кейс-метода стал социологический опрос с элементами кейс-стади. Кейс-стади - ситуационное исследование, осуществляемое в следующей логике: подготовительный этап, сбор данных в естественных условиях и их обработка, анализ данных и их представление [1]. Данную форму выбрали с целью формирования способности бакалавров понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8) [2].

Представим методику применения социологического опроса с элементами кейс-стади, внедренного авторами в начале изучения дисциплины: выбор среди студентов модератора в микрогруппе

постоянного состава; самостоятельная совместная формулировка темы; разработка плана проведения интервью для социологического опроса; фиксация проведения интервью одним из способов (письменно, видеозапись, аудиозапись); обработка результатов, подтверждение или их опровержение иллюстративным материалом (архивными документами, действиями Правительства РФ и Министерства образования РФ и т. д.); оформление результатов в виде текста (видеофильма) в соответствии с его структурными частями; презентация проделанной работы. Обсуждение и корректировка хода работы с преподавателем и одногруппниками осуществлялись на всех этапах.

Практика проведения студентами социологического опроса с элементами кейс-стади показала, что интервьюеры формулировали разнообразные темы (например, «Влияние знаний отечественной и зарубежной истории и педагогики образования на становление современной системы образования», «Значение „Истории педагогики и образования" для профессиональной и личной жизни глазами студентов непедагогических вузов» и др.). В качестве респондентов предпочитали одногруппни-ков, студентов и преподавателей своего и других вузов. Для разработки вопросов интервью, оформления результатов своей деятельности обращались к дополнительной историко-педагогической и методологической (с целью уточнения специфики метода интервью) литературе. Презентация проделанной работы позволила будущим бакалаврам сделать вывод о том, что большинство опрошенных ими респондентов не видят прямого влияния историко-педагогических знаний на их настоящую или будущую профессиональную деятельность. Но применение интервьюерами метода майевтики Сократа помогло респондентам открыть для себя, что большинство инновационных методов обучения и воспитания не являются таковыми, а известны людям со времен античности (например, идеи активизации обучения впервые были применены в просветительской деятельности древнеримскими философами и т. п.).

Таким образом, социологический опрос с применением кейс-стади возможно внедрять на любом

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)

этапе изучения дисциплины с условием формулирования актуальной темы, так как он позволяет сформировать у студентов активный интерес к историко-педагогическим знаниям; способствует развитию коммуникативных умений; умений профессионального самообразования и исследовательской деятельности.

Кроме традиционной схемы использования кейс-метода акцент перенесли на самостоятельное написание студентами кейс-ситуаций способами, различающимися по содержанию и формулируемым к ним вопросам. Методика обучения будущих бакалавров написанию кейс-ситуаций заключалась в следующем: изучение на первых занятиях требований к написанию кейс-ситуаций (реалистичность, жизненность, напряженность, профессиональность; скрытость проблемы; выраженность личностных качеств персонажей; вариативность и неоднозначность решений; информативность и многоплановость; объем до одной страницы); представление способов разнообразия написания кейс-ситуаций (по материалу лекционного или семинарского занятия, вызвавшего положительный или отрицательный эмоциональный отклик; по материалу, выходящему за рамки учебной программы; постановка вопросов, требующих ответа только в рамках изучаемой темы; постановка вопросов, содержащих заранее запланированные ошибки и требующих ответа только в рамках изучаемой темы; постановка вопросов, требующих для ответа обращения к ранее изученному или перспективному материалу); воспроизведение ранее известного студентам традиционного алгоритма решения кейс-ситуации [3, с. 189-190].

Анализ написанных студентами кейс-ситуаций по материалу лекционного или семинарского занятия, вызвавших у них положительный или отрицательный эмоциональный отклик, позволил выявить значимость современных проблем для студентов, их умение размышлять, установить степень их заинтересованности историко-педагогическим материалом - чем качественнее пишет студент кейс-ситуации, тем больше он стремится понять изучаемый материал. Представим пример такой ситуации: «В Древнем Египте считалось, что у мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит. Как вы считаете, если в современную школу ввести физическое наказание, процесс обучения стал бы эффективнее? Почему?» Практика показала, несмотря на свои достоинства, подобного типа кейс-ситуации отвлекают студентов от историко-педагогического контекста на решение актуальных проблем для современного общества. В связи с этим обозначенный тип кейс-ситуаций целесообразно применять на занятиях с целью активизации мышления студентов или с целью реф-

лексии, а вопросы к ним следует формулировать не с акцентом на современность.

Примером кейс-ситуации, требующей для ответа на поставленные к ней вопросы поиска дополнительной информации, выходящей за рамки учебной программы, может служить кейс-ситуация, написанная студенткой второго курса ТГПУ: «Грече -ский историк, риторик и критик Дионисий Гали-карнасский, современник Юлия Цезаря, жил в I в. до н. э. В 30-8 гг. до н. э. Дионисий Галикарнас-ский жил и преподавал ораторское искусство в Риме. Критики Дионисия замечают, что автор в своем труде „Римские древности" предстает более ритором, искусным оратором, чем историком. Вопросы и задания к кейс-ситуации: 1. Почему Дионисия называют Галикарнасским, если это не его фамилия? 2. Прочитайте труды Дионисия Галикар-насского „Римские древности", „О соединении слов", обратитесь к критикам его деятельности и докажите, что Дионисий был более риториком, чем историком».

Написание и решение подобных кейс-ситуаций позволяют расширить историко-педагогический кругозор студентов, обозначить их заинтересованность определенной историко-педагогической проблемой, оценить владение изучаемым материалом и умение работать с дополнительными разнообразными источниками информации. Так как решение подобного типа кейс-ситуаций требует достаточного количества времени, то представлять их целесообразно предварительно в качестве одного из заданий коллоквиума.

Написание кейс-ситуаций, требующих ответа только в рамках изучаемого материла, по утверждению студентов, является самым легким, так как направлены на совершенствование их владения материалом определенной темы. Объем таких ситуаций может быть разнообразным (от десяти предложений до одной страницы печатного текста) и зависит от цели их применения. Например, с целью закрепления изучаемого материала студентка написала для одногруппников следующую кейс-ситуацию: «Средневековые педагоги считали, что процесс обучения и воспитания должен быть организован в строгости. Каким, по мнению средневековых педагогов, формируется человек в процессе подобного воспитания?»

С целью контроля знаний в непринужденной обстановке применяли кейс-ситуации, требующие ответа на поставленные к ним вопросы только в рамках изучаемого материала, но содержащие заранее запланированные ошибки. Решение таких ситуаций вызывает у будущих бакалавров здоровый спортивный азарт, а постоянное их использование на семинарских занятиях позволяет избежать казусов на экзамене, связанных с отнесением

будущими бакалаврами определенного историко-педагогического события или представителя к иной исторической эпохе.

Изложенное выше позволило расширить традиционную классификацию видов кейс-ситуаций (иллюстративные, аналитические, сюжетные, бессюжетные, смешанные), разнообразить их применение и способствовать овладению студентами историческим методом, умением его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2) [2], увеличился банк кейсов для обозначенной дисциплины.

Следующей формой применения кейс-метода стал кейс-тест - качественный измеритель, состоящий из набора тестов, предлагающих готовые варианты решения на выбор или содержащих графу «свободный ответ». Кейс-тест применялся как самостоятельное оценочное средство на коллоквиумах и зачетах и как дополнительное оценочное средство на экзаменах. Объем кейс-теста не должен превышать одной печатной страницы.

Приведем пример кейс-теста по разделу «Воспитание и обучение в античном мире»: «Вопрос о нравственности привлекал внимание многих во времена античности. Представьте, что вы эйрен и вам предоставлена честь присутствовать на собрании всех греческих философов, цель которого - решение насущных проблем воспитания и обучения молодого поколения. Исходя из тематики собрания, встреча ваша состоялась в одной из философских школ эллинистического периода (1._(здесь и далее необходимо поставить один из вариантов ответа)). Вы можете все слушать, но вступить в диалог не имеете права, так как (2._). Диалог греческих философов оказался просто огненным. Кстати, один из философов все время говорил об огне, считая его первоначалом всего сущего (3._). «О чем это он?» -подумали вы, но тут ваши мысли прервали рассуждения великого ученика Сократа (4._), говорившего о трудном пути к нравственному и физическому совершенствованию (5._).

Философы долго думали, с помощью каких методов осуществлять нравственное воспитание подрастающего поколения. Философ, выдвинувший тезис о том, что нравственное самосовершенствование - это главная жизненная цель человека (6._), утверждал, что донести до ребенка нормы нравственности обязательно должен наставник с помощью пробуждения мощных душевных сил ученика, т. е. «повивального искусства» (7._). Эту идею поддержал автор первого античного педагогического романа „Воспитание Кира" (8._), считавшего, что без сформированного у ребенка чувства справедливости человек никогда не будет воспитан нравственно. Вам эта мысль тоже пришлась по душе, и, спокойный, вы отправились упражняться в счете на (9._).

Варианты ответов: 1) вы не владеете ораторским искусством; 2) вы не являетесь членом общины; 3) вы являетесь членом общины, но имеете только некоторые гражданские права; 4) академия; 5) сад; 6) ликей; 7) Сократ; 8) Платон; 9) Гераклит; 10) Демокрит; 11) Аристотель; 12) Ксенофонт; 13) абака; 14) майевтика; 15) педоном; 16) калокага-тия».

Методика применения кейс-теста включала подготовительный, экспертный этапы и этап решения кейс-ситуации студентами. Охарактеризуем каждый этап подробно.

На подготовительном этапе определили тематический модуль дисциплины, вид планируемого контроля, тип кейс-ситуации, разработали оценочную шкалу. На втором этапе в качестве экспертов выступали преподаватели кафедры по общей и социальной педагогике, задача которых заключалась в разработке экспертной карты (включающей в себя демонстрируемые предметно-практические умения) и критериев оценки. Оценка «отлично» ставилась студенту за отсутствие ошибок при выполнении теста, за знание истории возникновения и развития института образования и педагогической науки; закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления; знание педагогических теорий, концепций в их исторической взаимосвязи; знание тенденций развития мирового историко-педагогического процесса; знание особенностей современного этапа развития образования в мире; владение базовыми понятиями по курсу и практическими навыками их применения. Этап решения кейс-теста будущие бакалавры осуществляли индивидуально с последующей беседой с преподавателем по актуализации имеющихся историко-педагогических знаний.

По наблюдениям авторов и высказываниям студентов, решение кейс-теста на контрольных занятиях за счет сюжетной линии снимает отрицательную эмоциональную нагрузку, позволяет систематизировать имеющиеся историко-педагогические знания и выявить уровень их понимания. Сложность решения кейс-теста для студентов заключается в том, что один неверный ответ автоматически приводит к неправильному его решению, так как каждый вариант ответа может применяться однократно.

Вышеизложенное позволяет сформулировать вывод о том, что применение различных форм кейс-метода при подготовке будущих бакалавров педагогики позволило опровергнуть принцип равновесия между содержанием и методами обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия, выделяемого Л. Б. Барнс [4], согласно которому не всякую тему можно перевести на язык кейс-метода; способствовать формированию у будущих бакалавров познавательной самостоятельности,

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)

проявляющейся, с точки зрения О. А. Степановой, в способности организовывать свою познавательную деятельность, определять и корректировать ее [5]; усовершенствовать преподавание дис-

циплины «История педагогики и образования» с целью преодоления затруднения усвоения будущими бакалаврами историко-педагогического материала.

Список литературы

1. Сорокина Н. В. Анализ динамики национальных стереотипов в межкультурной коммуникации на основе метода кейс-стади // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dinamiki-natsionalnyh-stereotipov-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-na-osnove-metoda-keys-stadi (дата обращения: 22.01.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр). URL: http://www.tspu.edu.ru/pedfak/ (дата обращения: 22.01.2014).

3. Шварева О. В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11. С. 185-191.

4. Барнс Л. Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): пер. с англ. / под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарики, 2000. 154 с.

5. Степанова О. А. К проблеме развития познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение

(Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 65-67.

Шварева О. В., ст. преподаватель, аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.02.2014.

O. V Shvareva

4.

TYPES OF CASE-METOD APPLICATION IN THE TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGY

The article presents and describes the experience of using different types of case-method (the opinion poll with elements of case-study; independent modeling and resolving the case-situations by students; case-test) in the competency building approach within "History of Pedagogics and Education" discipline for future Bachelor's degree holders. The article also substantiates the opportunity of translation of most of the historical and pedagogical topics into the language of case-method. The article includes the examples of case-tests and cases described by Bachelor's degree holders which contributed to the case bank of the discipline. The practice of different forms of the indicated interactive learning approach considering its own principles and teaching principles developed by pedagogics made it possible to solve the following problems that can be faced in the conditions of reduced classroom load: failure to make conclusions on the basis of existing knowledge, failure to establish the connection between the material that is studied at the moment and material studied previously and the interdisciplinary cause-and-effect relationships.

Key words: case-study, case-method, case-situations, opinion poll, competence, case-test.

References

Sorokina N. V. Analiz dinamiki natsionalnykh stereotipov v mezhkulturnoy kommunikatsii na osnove metoda keys-studi [The analysis of the dynamics of national stereotypes in intercultural communication on the basis of case-study method]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta - The Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology, 2011, no. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/ analiz-dinamiki-natsionalnyh-stereotipov-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-na-osnove-metoda-keys-stadi (accessed 22 January 2014) (in Russian). Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 "Psihologo-pedagogicheskoye obrazovaniye" (kvalifikatsiya (stepen') bakalavr) [Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of the specialty training 050400 Psychological and pedagogical education (Bachelor qualification (degree)]. URL: http://www.tspu.edu.ru/pedfak/ (accessed 22 January 2014) (in Russian).

Shvareva O. V. Keys-metod i yego resursy v formirovanii pedagogicheskoi kompetentnosti sotsialnykh pedagogov [The case method and its formation resources of social teachers' pedagogical competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 11, pp. 185-191 (in Russian).

Barnes Louis. B., Christensen C. Roland, Hansen Abby J. Prepodavaniye i metod konkretnykh situatsiy (konkretnyye situatsii i dopolnitelnaya literature [Teaching and the Case Method: Text, Cases, and Readings]. Translated from English. Edited by Naumova A. I. Moscow, Gardariki Publ., 2000. Pp. 154-161 (in Russian).

Stepanova O. A. K probleme razvitiya poznavatelnoy samostoytelnosnti studentov vuza [On the problem of cognitive self-suffciency of university students]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 65-67 (in Russian). Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.