ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ
УДК 378.02:37.016
О. В. Шварева
КЕЙС-ТЕСТ: ИННОВАЦИОННОЕ ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Уточняется сущность понятий «кейс-тест», «кейс-измерители», представлен вариант конструкции кейс-теста как инновационного оценочного средства бакалавров в рамках компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентность, кейс-измерители, конструкция кейс-теста, экспертная карта.
Государственные образовательные стандарты третьего поколения построены на компетент-ностной модели выпускника, поэтому проблема оценки уровня сформированности компетентности бакалавров занимает особое место и является достаточно трудной задачей как в теоретическом, так и в практическом плане, а вопрос о методах оценки до сих пор не нашел должного решения.
Из отечественных исследователей проблеме оценивания уровня сформированности компетентностей уделяли внимание такие авторы, как В. В. Алесковский, А. А. Козырев, М. В. Уша -ков, А. Чучалин, З. М. Махмутова, Т. П. Вострикова, О. Г. Берестнева, Р Гурина, Р. В. Бульбо-вич, Н. Н. Зайцева, И. Д. Столбова, Н. Ф. Ефремова, В. И. Сухочев, А. М. Завьялов, Т. Игони-на, Г. Вертохвостова, Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева [1]. Среди зарубежных исследователей обозначенной выше проблеме уделяли внимание Дж. Равен («Эдинбургские опросники»), Дж. Кулман, Р. Коллинз, Е. Д. Боно, Н. Фитер, Л. Спенсер, А. Фрелей, Д. Макклеланд и др.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что в отечественной современной системе образования для оценки уровня сфор-мированности компетентностей используются в основном уже разработанные валидные и стандартизированные методики зарубежных и отечественных авторов, обосновывается возможность выявления уровня сформированности компетентности с помощью различных процедур мониторинга: анкетирования, тестирования, собеседования (со старших курсов), анализ портфолио и т. д., а также исследователи разрабатывают собственные варианты методов оценивания компетентности.
В зарубежной литературе, по данным М. М. Шалашовой [2, с. 54], одним из распространенных средств оценивания компетентности являются тесты минимально допустимой компетентности выпускников образовательных учреждений (Minimum Competency Test) и квалификационные тесты (mastery tests). Однако в исследованиях недостаточно изучена проблема применения кейс-теста как способа оценивания компетентности бакалавров.
Разделяя утверждение Л. М. Митиной и соавт. о том, что «компетентность - категория оценочная, характеризующая человека как субъекта специализированной деятельности, а развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей» [3, с. 133], авторы статьи считают целесообразным использовать в качестве одного из
эффективных способов оценивания компетентности бакалавров кейс-тест. Следует заметить, что в научных работах встречаются понятия «кейс-тест», «кейс-измерители». Для ясности изложения необходимо уточнить их характеристику.
Кейс-тест как новый класс психолого-дидактического инструментария, по данным авторов, одним из первых открыл Е. Б. Моргунов. Он доказал прогностическую валидность стандартных тестов, на основе которых уровень предсказания успешной работы невысок, во-первых, из-за слабой связи тестового материала с практическими профессиональными задачами, во-вторых, на основе тестов невозможно научить успешному исполнению профессиональной деятельности, но все эти проблемы вполне решаемы, по убеждению Е. Б. Моргунова, при использовании кейс-теста.
Кейс-тест, по определению Е. Б. Моргунова [4], - это методика оценки и развития потенциала способностей, сочетающая в себе преимущества и преодолевающая недостатки традиционных кейсов и тестов. По мнению авторов, определение кейс-теста, данное Е. Б. Моргуновым, не раскрывает полностью смысл данного понятия, в связи с этим следут обратиться к данным центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при факультете психологии МГУ (руководитель проф. А. Г. Шмелев). Специалисты названного центра определяют кейс-тест как набор тестов, каждый из которых проверяет маленькую порцию функциональности в отличие от кейсов открытого типа, предлагающих решение в виде свободного текста с обоснованием, кейс-тест предлагает обучающемуся готовые варианты решения на выбор. В более гибких случаях кейс-тесты допускают кроме заданных решений применение и граф «свободный ответ» [5].
По мнению авторов, данное определение отвечает требованиям компетентностного подхода в современном образовании и может быть применено при обучении и контроле знаний бакалавров различных направлений подготовки.
Кроме исследований Е. Б. Моргунова проблема применения кейс-теста нашла отражение в работах Е. А. Конопко, И. В. Королевой, Н. С. Михайловой, М. Г. Минина, Е. А. Муратовой, М. М. Шалашовой, В. И. Звонникова и др. Ниже представлены некоторые результаты их исследований с целью уточнения методики разработки кейс-теста как способа оценивания компетентности бакалавров.
Е. А. Конопко утверждает, что при использовании кейс-тестов оценка результатов обучения студентов более дифференцирована и точна, так как кейс-тест отличается от обычных кейсов, «во-первых, большей применимостью к нему критериев валидности и надежности, а во-вторых, более глубокой дифференцируемостью осуществляемой оценки» [6, с. 94-96].
Н. С. Михайлова и соавт. вместо понятия «кейс-тест» используют понятие «кейс-измерители» и применяют его с целью преодоления одного из главных недостатков кейс-метода - трудности оценивания результатов обучения студентов. Кейс-измерители, по утверждению указанных авторов, это совокупность ситуационных моделей, включающая проблемные задачи, предлагающие студенту осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых для разрешения данной проблемы [7, с. 77].
Более детальный вариант организации процесса оценивания компетентности с использованием кейс-измерителей представлен в исследовании М. М. Шалашовой [2, с. 59]. При решении кейс-измерителей, как считает автор, бакалавр должен использовать понятия и методы из разных дисциплин, переносить технологии из освоенной области в новую сферу, строить модели и оценивать их адекватность. В этом случае имитируется профессиональная ситуация. Совокупность таких ситуационных моделей, отмечает цитируемый автор, называют кейсом.
При обосновании кейс-теста как инновационного оценочного средства компетентности бакалавров важным является факт представления его конструкции. Из вышеотмеченного следует, что у исследователей нет однозначного подхода к разработке кейс-теста. В связи с этим, опираясь на исследования Е. Б. Моргунова [3], Е. А. Конопко [6], В. И. Звонникова, М. Б. Че-лышковой [8], представим собственный вариант конструкции кейс-теста как инновационного оценочного средства педагогической компетентности бакалавров, принципиальное отличие которого заключается в обозначении и характеристике подготовительной стадии, дополнении деятельности экспертов и стадии мониторинга:
1. Подготовительная стадия:
- определение дисциплины, ее тематического модуля для применения кейс-теста, определение вида планируемого контроля (чаще всего - итоговый);
- определение вида кейс-ситуации (иллюстративный, аналитический, управленческий, сюжетный, бессюжетный, смешанный);
- написание кейс-ситуации в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и развернутыми характеристиками: история, ситуация - реальная, интересная, жизненная; конфликт -напряженность, профессиональность; проблема - сложность, скрытый характер проблемы; концепция - требуется применение концепции; действия - многовариативность, реальность, напряженность; персонажи - обладают выраженными личностными качествами; решения -возможность принятия решений, их вариативность, неоднозначность; опыт - концентрируется в содержании; информация - информативность и многоплановость; объем - краткость;
- разработка оценочной шкалы со стандартизированными градациями для работы экспертов с учетом определенного заранее научного подхода, критериев и показателей компетентности бакалавров;
- психологическая и коммуникативная подготовка участников к решению проблемы;
- формирование двух или более рабочих групп (в зависимости от количества студентов);
- обеспечение участников необходимой информацией, разъяснение логики, процедуры и правил игрового цикла, знакомство с инструментарием, предлагаемым для решения кейс-ситуации.
2. Стадия решения кейс-ситуации бакалаврами:
- выявление участниками характеристики проблем, задач, ситуаций, представленных в кейс-ситуации; систематизирование информации о действующих лицах ситуации: первичный анализ поступков персонажей, ключевых фигур, их окружения;
- осуществление бакалаврами прогнозирования по отдельным аспектам случая с попытками обоснования собственного мнения.
Задача бакалавров на этой стадии - структурировать предлагаемую работу со случаем в определенной последовательности: знакомство с кейсом; выдвижение максимально возможного количества потенциальных гипотез относительно событий, изложенных в кейс-ситуации; предположение небольшого количества потенциальных методов проверки выдвинутых гипотез; определение релевантных интервенций, путей вмешательства заинтересованных лиц при решении проблемы, содержащейся в кейсе.
3. Экспертная стадия. Деятельность экспертов может заключаться в оказании помощи на стадии разработки кейс-теста, оценивании педагогической компетентности бакалавров и обработке результатов.
На стадии разработки кейс-теста эксперты осуществляют:
- дополнение решений по кейс-стуации (с целью оптимизации кейс-теста);
- самостоятельное формулирование экспертами кейс-ситуаций и решений к ним с целью обеспечения кейс-теста профессиональной практической информацией (чем в большинстве случаев не обладают преподаватели вузов);
- согласование экспертами между собой ключей к кейс-тесту.
При осуществлении экспертной работы по оцениванию педагогической компетентности бакалавров в состав экспертной комиссии могут входить преподаватели психолого-педагоги-ческих дисциплин не из числа сотрудников выпускающей кафедры; представители учреждений, выполняющих образовательную и социальную функции, в которых студенты проходили практику; потенциальные работодатели (в идеальном варианте). Так как в большинстве случаев решение кейс-теста организуется в форме дискуссии, то количество экспертов зависит от количества студентов (на трех-четырех студентов одна экспертная группа в количестве одно-го-двух человек).
Экспертная карта по оценке педагогической компетентности бакалавров включает в себя следующие графы: № п/п; фамилия, имя бакалавра; демонстрируемые предметно-практические умения (умение ставить педагогические задачи, умение программировать способы педагогических взаимодействии, умение выполнять педагогические действия, умение изучать процесс и результаты решения педагогических задач); количество выдвигаемых гипотез; количество методов проверки; количество предлагаемых интервенций; обоснованность выбранного решения. Применение экспертной оценки компетентности бакалавров по различным направлениям обучения целесообразно только на итоговом решении кейс-теста, т. е. после его апробации.
IV. Стадия мониторинга:
- повторное проведение кейс-теста через определенный промежуток времени с той же группой бакалавров с целью определения его надежности;
- сбор информации о качестве трудовой деятельности выпускников по отзывам работодателей с целью валидизации кейс-теста [8];
- корректировка кейс-теста.
При разработке кейс-теста в соответствии с обозначенной конструкцией необходимо учитывать содержание профессиональной подготовки бакалавров, дисциплины, ее тематического модуля, содержание учебной деятельности студентов - академической, квазипрофессиональ-ной, учебно-профессиональной. При работе с кейс-тестом бакалаврам необходимо не просто решить кейс-ситуацию, а проанализировать предложенные варианты и выбрать из них оптимальный, актуализировав имеющиеся профессиональные теоретические и практические знания, что способствует формированию навыка успешного исполнения профессиональной деятельности и получению количественной и качественной оценки педагогической компетентности бакалавров. В связи с этим, с точки зрения авторов, применение кейс-теста возможно только на старших курсах бакалавриата при соблюдении условия, что обучение решению кейс-ситуаций начинается с первых курсов. Варианты решения кейс-теста закладываются в него только после опробования с бакалаврами кейс-ситуации, что способствует правильности вариантов решения. Представленная специфика конструкции кейс-теста позволит сформировать адекватный современным требованиям фонд оценочных средств педагогической компетентности бакалавров.
Список литературы
1. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Вып. 8. 2009.
2. Шалашова М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. № 4. 2008. С. 54-59.
3. Митина Л. М., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. и др. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
4. Моргунов Е. Б. Модели и методы управления персоналом. Книга, 2001. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/model
5. Лаборатория «Гуманитарные технологии». Экспертные системы и тесты для специалистов и организаций. URL: http:// www.ht.ru/cms/component/content/article/3-dictionary/1250-2009-10-09-15-43-26?directory=74
6. Конопко Е. А. Использование компьютерного тестирования в процессе подготовки бакалавров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. С. 94-96.
7. Михайлова Н. С., Минин М. Г., Муратова Е. А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007. С. 77.
8. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 224 с.
Шварева О. В., ст. преподаватель, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: schwarewa.olga@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 09.10.2012.
O. V. Shvareva
CASE-TEST: INNOVATIVE EVALUATION MEANS OF THE COMPETENCE OF UNDERGRADUATE STUDENTS
The article specifies the nature of such concepts as “case-test”, “case-measurements”; it presents the case-test structure variant as the innovative evaluation means of undergraduate students within the competency building approach.
Key words: competence, case-measurements, case-test structure, expert card.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: schwarewa.olga@yandex.ru