УДК 378.147
Berkutova O.V., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF STUDENTS' TRAINING WITH THE CASE-STUDY METHOD. The article discusses recommendations for organization of effective classes with the help of the case study method. Different variants for carrying out the case study with step-by-step instructions are considered. The requirements that must be followed while planning and conducting effective case studies in class are shown. The paper highlight advantages of work with the case study method on lectures in detail, and reveals the positive impact of work with the case study method on the key professional competencies of students, since the students learn the model of expert behavior (working with missing data, conducting experiments to confirm the hypothesis, finding the missing information, hypothesizing, the selection of the necessary data, etc.)
Key words: case-study, lecture, science, small groups.
О.В. Беркутова, ст. преп., Казанский национальный исследовательский технологический университет, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДУ КЕЙС-СТАДИ
В статье рассматриваются рекомендации по эффективной организации занятий по методу кейс-стади. Рассматриваются различные варианты проведения кейс-стади с пошаговой инструкцией. Приводятся требования, которые необходимо соблюдать при планировании и проведении кейс-стади на занятии, для того, чтобы оно было эффективным. Подробно рассмотрены преимущества работы по методу кейс-стади над лекционными занятиями, выявлено положительное влияние работы по методу-кейс-стади на ключевые профессиональные компетенции студентов, так как студенты осваивают модель поведения экспертов (работа с недостающими данными, проведение опытов для подтверждения гипотезы, поиск недостающей информации, выдвижение гипотез, отбор необходимых данных и т. д.).
Ключевые слова: кейс-стади, лекция, наука, малые группы.
Требования к преподавателю высшей школы в период модернизации вузов и внедрения новых образовательных стандартов значительны. Помимо наличия базовых специальных знаний и умений, согласно ФГОС, от преподавателя требуется владение широким спектром образовательных технологий, компетенциями педагогического проектирования образовательных программ, прогнозирования изменений в сфере образования и использования инновационных методов преподавания. Развитие ключевых профессиональных компетенций у студентов предполагает интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, игре, поиске и сотрудничестве. Из всего многообразия подходов и методов активизации познавательной деятельности студентов особое внимание заслуживает такой интерактивный метод обучения, как метод анализа проблемных ситуаций (кейс-стади).
Рассмотрим различные варианты проведения кейс-стади на занятиях [1; 2; 3]. Наиболее эффективным и простым в использовании является, так называемый, незаконченный кейс-стади, это метод обучения на основе кейс-стади, который сравнивается Клайдом Херрейдом с классическим проблемным кейс-стади, когда информация преподносится студентам небольшими порциями и работа происходит в малых группах. Преимуществом проблемного кейс-стади также как и незаконченного кейс-стади является тот факт, что все студенты задействованы в решении проблемы. Но, в отличие от проблемного кейс-стади, незаконченный кейс-стади может быть рассмотрен в рамках одного занятия, а не растягиваться на несколько.
Данный метод анализа кейсов, в котором чередуются ремарки преподавателя, который является постановщиком проблемы изучаемого кейса и того, кто решает данную проблему (обучающийся) также может быть пройден в течение нескольких следующих занятий. Перед преподавателем стоит задача разработки проблемы и затем написания соответствующего сценария. Сценарий - это диалог между тем, кто ставит проблему (эксперт) и тем, кто ее решает (новичок). Преподаватель может представить студентам кейс, например, при помощи метода «двух шляп». Так, используя этот метод, преподаватель сначала играет роль постановщика проблемы, а затем, меняя шляпу, он действует от лица решающего проблему. Или же, как вариант, студенты могут поочередно зачитывать роли диалога. Данный метод презентации кейса является достаточно пассивным, однако его преимущество состоит в том, что он является иллюстрацией того, каким образом новичок или эксперт действуют при размышлении над какой-либо проблемой. Такой метод работы над проблемой будет иметь такие же слабые стороны любой пассивной формы презентации, если преподаватель не будет периодически делать паузу и проводить дискуссию со студентами.
Наиболее интересным и мотивирующим для всех студентов является использование метода незаконченного кейс-стади на занятиях. По мнению К. Херрей-да, для применения данного способа нужно взять какую-либо статью из научного журнала. Далее необходимо выбрать вопрос, который обычно находится в начале статьи. Студентам дается задание спроектировать эксперимент в малых группах, для решения той проблемы, которая поднимается в статье. После некоторого времени предоставленного на обсуждение, группы должны представить свой проект эксперимента и объяснить причину использования данного подхода.
На следующем этапе преподаватель кратко рассказывает о том, какие подходы применили авторы статьи для решения проблемы. Преподаватель описывает фактические методы решения проблемы, которые использовали учёные. Затем группы должны предсказать то, какими могут быть результаты данного решения. Можно дать малым группам заполнить пустую таблицу или график. Группам еще раз дается задание доложить о своих способах решения проблемы перед всей студенческой группой. Студенты должны привести свои рассуждения,
таким образом, чтобы они были бы понятны всем присутствующим. Далее должны последовать комментарии со стороны преподавателя и студентов.
На данном этапе преподаватель раскрывает реальную дату проведенного исследования, указанного в статье. Группам дается задание интерпретировать результаты и сделать выводы в свете оригинальной гипотезы. После обсуждения преподаватель раскрывает авторскую интерпретацию результатов и их выводы. Далее идет завершающий этап.
Как заявляет К. Херрейд, вышеуказанный способ является предпочтительным при использовании кейсов среди преподавателей естественнонаучных дисциплин. Он является реальной моделью того, как мы вынуждены принимать решения при недостаточном количестве данных и должны постоянно пересматривать наши заключения по мере того, как нам становится доступным большее количество информации. Студенты «бьются» над реальной исследовательской проблемой и подвергают критическому анализу идеи друг друга и исследуемые данные. Важным является то, что они видят альтернативные подходы решения проблемы, которые предлагают различные группы, и они также видят модель поведения экспертов. Таким образом работает настоящая наука - мы должны работать с недостающими данными, проводить опыты для подтверждения гипотезы, собирать больше информации, дорабатывать гипотезу, делать больше предположений, собирать больше данных и т. д. [4].
Лекционный метод преподавания материала редко раскрывает то, что действительно происходит в процессе сбора данных, в отличие от метода кейс-ста-ди. В процессе работы вышеуказанным способом, мышление студентов меняется навсегда. Они быстро осознают, что существуют альтернативные пути решения проблемы и альтернативные пути интерпретации данных. Они начинают сомневаться. Большинство учебников и лекций предоставляют факты таким образом, как будто изложенные в них знания, являются неоспоримыми и непреложными. Таким образом, мы оказываем студентам медвежью услугу.
Студенты вряд ли будут задаваться вопросом о способах обнаружения какого-либо научного факта, если мы говорим о нем догмами. Действуя таким образом, мы не разовьем пытливость ума у студентов. Виллиам Перри, профессор гарвардского университета, разработчик модели развития студента указал, что ранней стадией зрелости у студента является стадия «дуальности». Студент на данной стадии развития воспринимает преподавателей и родителей как абсолютные авторитарные фигуры и убежден, что все, что написано в учебниках является правильным и существуют только правильные и неправильные ответы на вопросы. Для такого студента все, что говорит преподаватель является истиной и он автоматически будет повторять усвоенное в тестах. К сожалению, лекционный метод, укрепляет данную стадию у студентов. Более того, он искажает знания о том, как создаются научные исследования. В кейс-стади такого не происходит, так как они показывают студентам, что реальное занятие наукой это тяжелый, грязный труд. Кейсы требуют от студента скептицизма, гибкости и способности видеть альтернативные подходы. Решение проблем - это их необходимое условие. Таким образом, кейсы развивают критическое мышление [5].
К. Херрейд приводит необходимые условия, которым необходимо следовать преподавателю для успешной работы по методу кейс-стади. В данной статье мы рассмотрим лишь несколько самых основных. Самое главное условие - необходимо хорошо подготовиться. Но проблемой может быть то, что некоторые преподаватели не знают, как нужно готовиться к кейс-стади. У них нет ясного понимания собственных целей при использовании кейсов. Они не знают, как задавать правильные вопросы. Они не подготовили себя и своих студентов к этому главному переходу от традиционного лекционного формата, пребывают в иллюзии, что само собой произойдет хорошее обсуждение.
И еще одно немаловажное условие - не следует начинать обсуждение с закрытого вопроса. Самым важным является первый вопрос. Первым критерием подходящего вопроса является его способность вовлечь всех без исключения студентов в обсуждение. Если начать со слишком сложного вопроса, с такого вопроса, который покажется слишком мудреным, никто не ответит Но есть и еще один неверный способ - это задать вопрос, который имеет однозначный ответ, например «Какова химическая формула глюкозы?». Большинство студентов предпочтут воздержаться от ответа, даже если они уверены в том, что знают правильный ответ Они не хотят рисковать, они деловито опустят головы, будут избегать зрительного контакта, и будут старательно записывать что-либо в своих тетрадях. Более того, если какой-нибудь смелый студент даст на него ответ, то послужит ли это началом обсуждения?
Самыми лучшими вопросами для эффективного начала дискуссии являются открытые вопросы, то есть те, которые допускают большое количество подходящих ответов, или же если преподаватель задаст нейтральный вопрос, на который студентам будет легко ответить. Предположим, что кейс содержит материал об урожае ГМО растений и его сюжет происходит за обеденным столом, вся семья напряженно спорит В данном случае подходящим заданием для студентов было бы определить какова позиция по данному вопросу у каждого члена семьи. И наоборот, не стоило бы задавать такой вопрос «Как ученые внедряют гены из одного организма в другой?»
Модерация обсуждения со стороны преподавателя является важным этапом в работе над кейс-стади. К. Херрейд считает, что важно вовлечь всех студентов в обсуждение темы, для этого преподавателю необходимо работать не только с теми студентами, которые тянут руку и готовы отвечать. Тех студентов, у которых есть намерение ответить, можно поддержать вопросами, которые по-
Библиографический список / References
зволяют посмотреть на проблему с другой стороны, например «Что Вы думаете об этом предположении? Что бы мог возразить тот, кто против этого плана?».
Также для полноценной дискуссии необходимо, чтобы участники умели слышать друг друга. Для этого преподавателю необходимо связывать идеи одного студента с идеями того, кто высказывал свое мнение ранее. Для этого можно попросить одного студента высказаться о том, как его идея связана с ранее высказанными идеями других студентов, а для этого он должен научиться слушать своих одногруппников. Преподавателю, со своей стороны, следует применять прием перефразирования того, что сказали студенты, например «Я правильно понял, что Вы хотели сказать...». Итак, К. Херрейд говорит о том, что не следует превращать обсуждение темы в некоторое подобие теста, где обратной связью со стороны преподавателя выступают лишь ответы «правильно» или «неправильно».
Таким образом, рассмотренные нами рекомендации организации занятий по методу кейс-стади являются эффективными и универсальными и могут быть использованы любым преподавателем для планирования лекционных или семинарских занятий. Важнейшим преимуществом кейс-стади над лекциями является то, что студенты видят альтернативные подходы решения проблемы, которые предлагают одногруппники или преподаватель. Также организация занятий с использованием метода кейс-стади оказывает положительное влияние на ключевые профессиональные компетенции студентов, так как они видят и осваивают модель поведения экспертов и то, как работает наука в реальности, так как студентам, подобно ученым, приходится работать с недостающими данными, проводить опыты для подтверждения гипотезы, собирать больше информации, дорабатывать гипотезу, делать больше предположений, собирать больше данных и т.д.
1. National Center for case study teaching in science. Available at: http:// www.science.cases.lib.buffalo.edu/
2. Case Method in Practice. Harvard Business School. Available at:http://www.hbs.edu/teaching/case-6method6in6practice/
3. eLearning at Missouri [Electronic resource]. Educational Technologies at Missouri. Available at: http://elearning.missouri.edu/teaching-6with6the6case6study6method/
4. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science. Arlington, VA: NSTA. 2007.
5. Herreid C.F. Science Stories you can count on: 51 Case studies with quantitative reasoning in Biology. Arlington, VA: NSTA. 2014.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 351.74/76
Brazhenskaya N.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Psychology and Pedagogy Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal
Affairs of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Isachenko E.A., student, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODS OF FORMING THE IMAGE OF THE POLICE IN THE CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC. The article deals with the experience of the Peoples Republic of China in building a positive image of the police as the representative of the state organization and of the police officers as subjects of the law. On the basis of Chinese regulatory legal acts, the position of the state in the matters of forming the image of this state service is determined. In connection with the developing relations of the Russian Federation and the People's Republic of China, the border location of the two states, as well as the large amount of practical experience in the interaction with the staff of the Ministry of Public Security of the PRC, it is advisable to turn to the foreign experience of creating a positive police image. Positive foreign experience can be taken into account both by the governing body of the internal affairs bodies in the preparation of legal acts and by the employees in their daily work. The article presents the results of a study of the opinions of Chinese citizens regarding their attitude to the promisingly developing direction of state policy - the image of the police.
Key words: image, police, People's Republic of China, forming positive image, internal affairs bodies.
Н.Е. Браженская, канд. пед. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]
Е.А. Исаченко, курсант, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье рассматривается опыт Китайской Народной республики в построении положительного имиджа полиции как представителя государственной организации и полицейских, как субъектов воплощения закона. На основе китайских нормативно-правовых актов определяется позиция государства в вопросах формирования имиджа данной государственной службы. В связи с развивающимися отношениями Российской Федерации и Китайской Народной Республики, приграничным расположением двух государств, а также наличием большого объема практического опыта взаимодействия с сотрудниками Министерства Общественной Безопасности КНР, целесообразно обратиться к иностранному опыту формирования положительного имиджа полиции. Положительный зарубежный опыт может быть учтен как руководящим аппаратом ОВД при подготовке нормативно-правовых актов, так и сотрудниками в их ежедневной работе. В статье приведены результаты исследования мнений граждан Китая в вопросах их отношения к перспективно развивающемуся направлению политики государства - имиджу полиции.
Ключевые слова: имидж, полиция, Китайская Народная республика, формирования положительного имиджа, органы внутренних дел.
Постоянное усложнение системы и характера международных отношений, возрастающая информатизация общества делают все более актуальной проблему имиджа страны и государства в целом, а государственных служащих - в частности. Ведь от того как должен выглядеть представитель государственной власти зависит авторитет государства.
Сегодня имидж превращается в один из ключевых элементов международных отношений.
Имидж как термин в широком понимании появился в нашей стране в конце 80-х годов, в период активного проникновения в СССР западных идеологии и ценностей. В это же время начинается активное изучение данного, явления отечественными психологами и социологами. Под имиджем сотрудника органов внутренних дел понимается эмоционально окрашенный публичный образ, формируемый с целью создания положительного отношения со стороны общества к сотруднику ОВД. При этом внутренняя самооценка специалистом собственных