УДК 378.02:372.8 Юрьева Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей математики и информатики
Амурского государственного университета
Филимонова Анна Павловна
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей математики и информатики Амурского государственного университета
Гришкина Татьяна Евгеньевна
старший преподаватель кафедры общей
математики и информатики
Амурского государственного университета
КЕЙС-МЕТОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация:
В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к решению исследовательских профессиональных задач. Исследуется возможность применения кейс-метода в организации лекционных занятий по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований».
Ключевые слова:
интерактивное обучение, кейс-метод, исследовательские профессиональные задачи, качественные и количественные методы.
Yuryeva Tatiana Aleksandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University
Filimonova Anna Pavlovna
PhD in Physics and Mathematics, Assistant Professor, General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University
Grishkina Tatiana Evgenyevna
Senior Lecturer, General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University
THE CASE-METHOD IN TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY IN THE CONTEXT OF SOLVING THE VOCATIONAL RESEARCH TASKS
Summary:
The article discusses the methodological aspects of educational psychology bachelors' training to resolve the vocational research tasks. The authors investigate the possibility of applying the case-method in the organization of lectures on the subject "The qualitative and quantitative methods of psychological and educational researches".
Keywords:
interactive learning, case-method, vocational research tasks, qualitative and quantitative methods.
Современное общество нуждается в бакалаврах психолого-педагогического образования (ППО), способных ставить и решать задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать эффективную технологию трудовой деятельности. Необходимость своевременного выявления и разрешения проблемной ситуации обусловливает рассмотрение исследовательской деятельности как необходимого элемента профессиональной деятельности бакалавра ППО [1], который должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями и практическими умениями, но и компетенцией применения качественных и количественных методов исследования.
Подготовка бакалавров ППО в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования к эффективной исследовательской деятельности требует от преподавателя высшей школы неизбежного перехода к активному использованию интерактивных форм обучения.
«Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения» [2, с. 9].
В то же время процесс обучения в вузе до сих пор строится с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов и направленности на накопление определенного количества
знаний и умений. Что обусловлено прежде всего традиционным способом организации учебного процесса (классические лекции, практические и лабораторные занятия, итоговый контроль в конце семестра), который ограничивает возможность использования интерактивных форм обучения. Применение интерактивных форм обучения носит «точечный», мероприятивный характер.
Попытка «вписать» интерактивные формы обучения в классический учебный процесс привела нас к необходимости использования одного из сложных в организационном плане, но в то же время наиболее отвечающего целям подготовки бакалавров ППО к решению исследовательских профессиональных задач - кейс-метода.
В отечественной литературе используется несколько синонимов для обозначения данной технологии: метод конкретных ситуаций, кейс-стади, кейс-метод.
Возникновение этого метода как технологии изучения студентами ситуаций из деловой практики датируют началом XX в. Ведущая роль в распространении кейс-метода принадлежит Гарвардской школе бизнеса. В отечественной системе образования кейс-метод используют с середины 80-х гг. XX в. при подготовке специалистов экономического и управленческого профилей с целью формирования умений по принятию профессиональных решений.
Изучением кейс-метода занимались многие отечественные (Н.Д. Ярмухамедова, К.В. Марков, Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, А.П. Панфилова, Ю.П. Сурмин, А.А. Вербицкий, А.В. Щербакова и т. д.) и зарубежные (М. Мюнтер, М. Линдерс, Дж. Эрскин, М. Норри и т. д.) авторы. Анализ работ названных авторов позволил сделать вывод о том, что в современном образовании кейс-метод используется в процессе преподавания экономических, технических, психологических, медицинских и других дисциплин. В последнее время кейс-метод активно внедряется в педагогическое образование (Л.В. Гуревич, Н.П. Колесник, А.С. Земскова, М.Б. Насырова и т. д.).
Кейс-метод является формой обучения на основе обсуждения в группе студентов реальной профессиональной ситуации, для разрешения которой необходимо ее многостороннее исследование. В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей ее решения на основе материалов с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов. Кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются и обсуждаются студентами в аудитории под руководством преподавателя.
Стандартной схемы использования кейс-метода не существует, однако важно следовать таким принципам, как инициирование самостоятельного изучения студентами практических ситуаций, развитие умения дискутировать, формирование собственного видения проблем и их решений.
Как показывает опыт, преподаватели используют кейс-метод при проведении практических занятий. В статье мы рассмотрели возможность использования кейс-метода при проведении лекционных занятий, что позволило улучшить качество подготовки студентов, вовлечь их в решение реальных исследовательских задач будущей профессиональной деятельности.
Конкретные ситуации применялись нами как материал для построения так называемого прерванного кейса. Автор данного формата кейс-метода К.Ф. Херрейд [3] предлагает вариант его использования в работе с большими группами студентов. Большие лекционные аудитории экономически выгодны, однако имеют серьезные недостатки: проблемы посещения, дисциплины, низкого уровня усвоения студентами материала и их общего отчуждения от процесса обучения. Единственный выход из подобной ситуации автор видит в отработанной системе обратной связи, превращающей лекционную аудиторию в пространство интерактивного взаимодействия [4].
Рассмотрим применение кейс-метода в рамках дисциплины «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований». Одной из основных целей данной дисциплины является формирование умения решать исследовательские профессиональные задачи: аналитические, диагностические, прогностические, проективные, рефлексивные [5]. Самым наглядным примером прерванного кейса является использование статьи из научного журнала. Данный формат более всего соответствует реальным условиям научного поиска: студенты работают с неполными данными, выдвигают спорные гипотезы, дискутируют, знакомятся с дополнительной информацией, снова делают предположения, проверяют и изменяют собственную позицию. Так, на лекции по теме «Структурные элементы научного поиска» студентам для ознакомления была предложена следующая статья: «Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете» [6]. Из вводного раздела статьи зачитывается описание проблемы и задачи исследования:
За последние десятилетия Интернет стал той технологией, без которой большинство людей не представляют свою жизнь, работу, общение и свое будущее. Он привел к психологическим и социальным изменениям, которые невозможно игнорировать, в том числе -изменениям опасным, связанным с рисками для здоровья и жизни. Если раньше многие риски для ребенка и подростка определялись попаданием в «дурную» компанию, где рассказывали о
плохом и приучали к алкоголю, наркотикам и преступлениям, то теперь эта информация доступна каждому. Интернет вместе с его рисками и угрозами стал частью жизни современных детей. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и, соответственно, приобретать определенный уровень меди-аграмотности. Отсидеться на безопасном берегу уже не получится - надо учить всех плавать, ставить буйки, обучать спасателей. В какой роли сегодня выступают родители? Могут ли они, не ограничивая возможностей и интересов детей, участвовать в деле снижения онлайн-рисков и помогать детям справляться с возникающими трудностями в сети?
Немногочисленные эмпирические исследования по данной теме свидетельствуют о том, что многие типичные родительские стратегии не помогают снизить риски, связанные с Интернетом.
Прочтение вводного раздела статьи направлено на постижение сути происходящего, распознавание той области проблематики, для которой кейс разработан. Очень важно после прочтения вернуться к теоретическому материалу и выделить те ключевые положения, которые могут стать основой для понимания происходящего. Преподаватель дает определения следующих понятий: проблема, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования. После теоретической подготовки студентов просят ответить на следующие вопросы: какая проблема заключена в статье; кто является объектом исследования; каков предмет исследования; каковы ваши предложения по решению данной проблемы; как вы думаете, какие задачи ставит автор; каковы, по вашему мнению, задачи данного исследования?
Далее лектор зачитывает (или демонстрирует на слайде) цель и задачи, поставленные авторами статьи.
Целью данной работы является исследование эффективности действий родителей (запретов и ограничений, объяснений и поощрений, технического контроля) по обеспечению безопасности ребенка в Интернете. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) разработка надежных шкал оценки различных родительских стратегий;
2) выявление социально-демографических факторов, определяющих особенности действий родителей по обеспечению безопасности ребенка в Интернете;
3) выявление эффективности действий родителей в отношении частоты, с которой ребенок пользуется Интернетом, а также столкновения и совладания с онлайн-рисками.
Дальнейшее чтение текста статьи предполагает углубленный анализ данных и фактов для выявления той проблемы в профессиональной задаче, при решении которой студенты знакомятся со структурными элементами научного поиска. На этом этапе может быть разработан возможный план по проведению исследования. Студентов просят разработать программу эксперимента, подобрать соответствующие качественные и количественные методы исследования. Следующий этап - групповая дискуссия, направляемая преподавателем, где каждая группа представляет свои результаты, обосновывает выбор предполагаемых методов и построение экспериментального исследования. Здесь важную роль играет система грамотно поставленных вопросов. На этом этапе конкретизируется проблема и вырабатываются общие варианты ее решения.
Например, студентам задают следующие вопросы: какие качественные и количественные методы исследования применяются при решении данных задач; какие этапы исследования можно выделить в данном случае; какие действия родителей помогают ребенку в Интернете; предложите свой вариант анкеты для сбора данных и первичного анализа; какие родительские стратегии вы бы выделили; какие критерии используются для оценки эффективности стратегий помощи детям?
На следующем этапе обсуждения преподаватель описывает качественные и количественные методы, использованные авторами статьи, зачитывает фактические данные, опубликованные в статье, и снова дает задание для групповой работы, предлагая проанализировать имеющиеся результаты и сделать вывод в отношении методов исследования. Работа завершается чтением описания результатов и выводов, представленных авторами статьи, и обсуждением со студентами их обоснованности и корректности. Задаются следующие вопросы: какие методы обработки использовали авторы; корректны ли полученные результаты; какие практические рекомендации можно предложить по профилактике столкновения детей с интернет-рисками?
Завершающий этап - это подведение итогов, когда не только анализируются применяемые качественные и количественные методы исследования, но и формулируются выводы о причинах происходящего, о возможных сценариях развития. Студентам предлагается исследовать и описать аналогичные профессиональные ситуации из дополнительных источников. Важной составляющей этапа выступает обобщение теоретического материала, в котором подчеркиваются теоретические постулаты и методы, используемые в предложенном кейсе. В частности, в заключение описываемой лекции преподавателем формулируются основные структурные элементы
научного поиска, которые были выделены на примере данной статьи: проблема и тема исследования; объект и предмет исследования; цели и задачи исследования; концепция исследования; качественные и количественные методы исследований; результаты и выводы.
При использовании кейс-метода в подготовке бакалавров ППО к решению исследовательских задач нами был отмечен высокий уровень усвоения учебной информации, развитие исследовательских умений, вовлеченность студентов в образовательный процесс.
Очевидно, что представленный вариант использования кейс-метода обеспечивает решение одной из главных задач профессионального образования - подготовку будущего бакалавра к профессиональной деятельности.
Ссылки:
1. Лейфа А.В., Юрьева Т.А., Чалкина Н.А. Педагогические условия формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 133-137.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
3. Herreid C.F. Clicker cases: Introducing case study teaching into large classrooms // Journal of College Science Teaching. 2006. Vol. 36. № 2. P. 43-47.
4. Екимова В.И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 86-95.
5. Юрьева Т.А., Гришкина Т.Е. Качественные и количественные методы исследования в решении профессиональных задач бакалавров психолого-педагогического образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 87-90.
6. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-15.