УДК 378.02 : 372.8 Юрьева Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей математики и информатики
Амурского государственного университета
Гришкина Татьяна Евгеньевна
старший преподаватель кафедры общей
математики и информатики
Амурского государственного университета
КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Yuryeva Tatiana Aleksandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University
Grishkina Tatiana Evgenyevna
Senior Lecturer, General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University
QUALITATIVE AND QUANTITATIVE RESEARCH METHODS IN SOLVING PROFESSIONAL TASKS OF BACHELORS MAJORING IN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Аннотация:
Проблема корректного использования качественных и количественных методов исследования в практической деятельности бакалавров психо-лого-педагогического образования является одной из ключевых в реализации современных образовательных стандартов. В статье предложена конкретизация данных методов исследования с позиции возможности их использования в решении профессиональных задач.
Ключевые слова:
профессиональные задачи, качественные и количественные методы исследования, бакалавры, психолого-педагогическое образование, стандарт образования.
Summary:
The problem of proper use of qualitative and quantitative research methods in professional activity of bachelors majoring in educational psychology is a key one in the implementation of the modern educational standards. The paper proposes a specification of the qualitative and quantitative research methods from the perspective of their possible application in resolving of the vocational tasks of bachelors of educational psychology.
Keywords:
professional tasks, qualitative and quantitative research methods, bachelors, educational psychologists’ training, standard of education.
Профессиональная деятельность бакалавра психолого-педагогического образования (далее - ППО) профиля «Психология и социальная педагогика» состоит в содействии социализации личности, гуманизации социокультурной среды ее обитания, решении проблем неблагополучия в деятельности и взаимоотношениях личности в микросоциуме и требует от него проведения тщательной диагностики индивидуальных свойств, состояний, особенностей личности и окружающей ее социальной среды [1].
Профессиональная деятельность бакалавра ППО реализуется через комплекс соответствующих задач.
Согласно ФГОС ВПО [2], бакалавр по направлению подготовки 050400 «Психолого-педаго-гическое образование» должен решать следующие профессиональные задачи:
- общие для всех видов профессиональной деятельности: реализация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; систематическое повышение своего профессионального мастерства; соблюдение норм профессиональной этики; повышение собственного общекультурного уровня; соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- в области социально-педагогической деятельности: осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда; организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.
Таким образом, классификация профессиональных задач, приведенных в ФГОС ВПО, осуществлена в соответствии с видами профессиональной деятельности, но не отражает этапов ее реализации.
Под профессиональными задачами бакалавра мы будем понимать конкретные педагогические цели, предусматривающие выполнение определенных операционных действий в соответствии с функциональными процессами (этапами), которые осуществляются с учетом условий, методов, технологий и средств педагогической деятельности.
Анализ требований ФГОС ВПО, квалификационных характеристик и ключевых позиций исследователей [3; 4; 5; 6] позволил нам выделить группы профессиональных исследовательских задач (таблица 1) с учетом этапов профессиональной деятельности.
Таблица 1 - Профессиональные исследовательские задачи бакалавров ППО________________
Группы профессиональных задач Перечень профессиональных задач
1 2
Аналитические 1. Оценка тенденций социального напряжения в обществе, общественного мнения о состоянии социально-педагогической помощи и защиты. 2. Анализ демографической ситуации, причин социального и семейного неблагополучия. 3. Анализ результатов профессиональной деятельности. 4. Самоанализ
Диагностические 1. Изучение учащихся: а) наблюдение за их характерами и поступками, накопление и анализ наиболее существенных фактов; б) изучение учебно-творческих работ учащихся; в) проведение диагностических методик по изучению интересов и способностей, ценностных ориентаций и мотивов участия в совместной деятельности и т.д. 2. Изучение коллектива: а) характера взаимоотношений; б) уровня сплоченности; в) эмоционально-нравственного единства и т.д. 3. Изучение состояния и отношения к учебной деятельности: а) обучаемость; б) обученность; в) кругозор; г) учебные навыки; д) познавательные интересы и т.д.
Прогностические 1. Прогноз развития событий, процессов, происходящих в семье, группе людей, обществе. 2. Определение целей воспитательной деятельности на основе диагностических знаний, выделение конкретных задач для их достижения. 3. Уточнение ведущих принципов и направлений совместной деятельности педагога и учащихся. 4. Планирование совместной деятельности педагога и учащихся с включением в этот процесс самих учащихся
Проективные 1. Определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. 2. Перевод деятельности в конкретные задачи, учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи. 3. Учет личных возможностей, опыта и материальных условий. 4. Отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач. 5. Создание программы деятельности для конкретного субъекта
Рефлексивные 1. Выработка критериев и показателей совместной деятельности и общения. 2. Проведение анализа результатов и эффективности совместной деятельности и общения: а) по линии самоуправления; б) в педколлективе; в) с родителями - с точки зрения поставленных задач, реализации планов и достижения поставленных целей. 3. Педагогическая рефлексия: сумел ли педагог осуществить все задуманное, всегда ли действовал тактично и корректно, смог ли создать оптимальные условия для самореализации учащихся и т.п. 4. Выделение нерешенных проблем, ошибок, недоработок и определение новых целей и задач
Каждая задача, входящая в ту или иную группу, предусматривает фиксацию последовательности событий, их классификацию, верификацию на основе законов поведения, либо установление взаимосвязей между переменными с той или иной степенью вероятности, то есть предполагает использование качественных и количественных методов исследования.
Качественные методы - это методы, позволяющие выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них и постигать их сущность. Количественные методы дают формальную характеристику изучаемого объекта.
В становлении представлений о качественных и количественных методах В.В. Семенова [7] выделяет несколько этапов.
В 30-40-е гг. ХХ в. С.Л. Рубинштейн разделил методы психологического исследования на основные и дополнительные. Метод тестов был отнесен к ненаучным, поскольку предполагал стандартизацию и математизацию психологического исследования.
На рубеже 60-70-х гг. широкую известность получила комплексная классификация Б.Г. Ананьева, в которой были представлены 4 группы методов, соответствующие этапам научного исследования: 1) организационные; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы. Во 2-й группе Б.Г. Ананьев выделил психодиагностические методы, частично упорядочив их по критерию стандартизированности сбора информации. Для характеристики приемов обработки данных он прямо использовал дихотомию «количественное/качественное». В данном случае разделение не было масштабным и затрагивало в основном аналитическую часть исследований.
Через 20 лет В.Н. Дружинин распространил эту дихотомию почти на все эмпирические методы психологии, предложив трехмерную классификацию, куда он ввел ось объективности (наряду с осями изоляции и взаимодействия испытуемого с инструментом исследования).
В настоящее время существуют два подхода к определению качественных и количественных методов: с точки зрения первого (Б.Г. Ананьев, В.В. Никандров) качественный и количественный методы относятся к группе методов обработки уже полученных данных. В этом случае количественные - это методы количественного анализа (методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм), методы вторичной обработки данных (вычисление статистик) и корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный, кластерный анализы). Качественные методы - это методы, позволяющие выявлять наиболее существенные стороны изучаемых объектов (классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика).
С точки зрения второго (О.А. Артемьева, А.Д. Демин, В.В. Семенова) о разделении качественных и количественных методов говорят на эмпирическом уровне (методы сбора данных количественные (наблюдение, аппаратурные методики, тест, опрос, эксперимент, моделирование, метод семантического дифференциала) и качественные (фокус-группа, контент-анализ)) и на теоретическом уровне (методы анализа данных).
Использование только качественных или только количественных методов может привести к «однобокости» полученной информации. Необходимо соблюдение баланса между качественными и количественными методами. Л.Я. Лаба выделяет две модели интеграции исследовательских методов: классическая фазовая модель, предполагающая применение качественных методов исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны быть проверены с помощью количественных методов; «методологическая триангуляция» - качественный и количественный методы хотя и различны, но в определенном смысле методологически сопоставимы.
Классификация профессиональных задач и обзор исследовательских методов позволили установить соответствие между группами профессиональных задач и качественными и количественными методами, используемыми для их решения (таблица 2).
Таблица 2 - Качественные и количественные методы исследования в решении
профессиональных задач бакалавров ППО
Группы профессиональных задач Качественные и количественные методы исследования
1 2
1. Аналитические Опросы: интервью, анкетирование, изучение документации, беседа с представителями служб, учебных заведений.
2. Диагностические Социометрия, опросы, наблюдение (экспертные оценки), тестирование, анкетирование, контент-анализ, биография семьи, проективные, изучение документации.
3. Прогностические Моделирование, описание результатов в виде карты-схемы, графики и таблицы. Регрессионный, факторный анализ.
4. Проективные Статистические методы обработки данных, многофакторный анализ.
5. Рефлексивные Самонаблюдение, самоотчет, типологизация, классификация, периодизация, корреляционный, дисперсионный анализ
Проведенный анализ был положен в основу разработки содержания дисциплины «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» базовой части профессионального цикла основной образовательной программы для бакалавров ППО.
Ссылки:
1. Лейфа А.В., Юрьева Т.А., Чалкина Н.А. Педагогические условия формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 133-137.
2. Портал ФГОС высшего образования. URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 15.02.2014).
3. Гришкина Т.Е., Юрьева Т.А. Современные подходы в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 282.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 2000. 416 с.
5. Юрьева Т.А. Динамика формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 154-156.
6. Двоерядкина Н.Н., Чалкина Н.А. Проблема интеграции математики с дисциплинами профессионального цикла при подготовке студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11. С. 263-268.
7. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. 289 с.