УДК 378.02 : 372.8 Юрьева Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры общей математики и информатики Амурского государственного университета тел.: (924) 670-35-58
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Yuryeva Tatyana Aleksandrovna
Senior Lecturer of the General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University tel.: (924) 670-35-58
DYNAMICS OF FORMING THE COMPETENCE OF APPLICATION QUANTITATIVE AND QUALITATIVE RESEARCH METHODS IN TRAINING OF SOCIAL TEACHERS IN A UNIVERSITY
Аннотация:
В статье рассматриваются компетенции применения качественных и количественных методов исследования как структурный элемент профессиональной компетентности будущего социального педагога. Исследуются состав и динамика сформированности компонентов компетенции применения качественных и количественных методов исследования.
Ключевые слова:
социально-педагогическое исследование, компетенция, компоненты компетенции, качественные и количественные методы.
Summary:
This article discusses the application of quantitative and qualitative research methods as a structural element of professional competence of the future social teachers. The author studies the structure and dynamics of competence components maturity for qualitative and quantitative research methods application.
Keywords:
social and educational research, competence, competence components, qualitative and quantitative methods.
Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе осуществляется в настоящее время в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго и третьего поколения. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности «031300 - Социальная педагогика» был принят в 2005 г. В этом же году специальность «031300 - Социальная педагогика» получила код и название «050711 - Социальная педагогика». В 2010 г. в соответствии с европейской системой подготовки специалистов высшего профессионального образования, модернизацией российской системы образования был утвержден Федеральный государственного образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «050400 - психолого-педагогическое образование» квалификации бакалавр и магистр. ФГОС ВПО рекомендует профили в соответствии с характеристикой видов деятельности бакалавров и магистров, в том числе «Психология и социальная педагогика».
Несмотря на то, что социальный педагог не является научным работником, специфика социально-педагогической деятельности обуславливает характер и способы получения профессиональной информации практика работы и требует от социальных педагогов проведения социально-педагогического исследования (диагностики). Методы социально-педагогического исследования - это способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальнопедагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношения к миру, с миром и с самим собой [1].
Социально-педагогическое исследование является междисциплинарным. Поэтому социальный педагог в своей профессиональной деятельности использует общенаучные (анализ, синтез, теоретическое моделирование и др.), педагогические (наблюдение, беседа, психологопедагогическая характеристика, обобщение опыта, педагогический эксперимент и др.), психологические (личностные опросники, тесты достижений, интеллекта, способностей, социометрия и т.д.), социологические (опрос, анкетирование, социальная статистика, фокус-группа, экспертные оценки и др.), медицинские (метод анамнеза, история поведения, клиническое интервью, семейная гено-грамма и т.п.), собственные социально-педагогические методы (социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирова-
ние и его анализ, социально-педагогическое обследование качества жизни, социальнопедагогический мониторинг) [2]. Осуществление социально-педагогического исследования невозможно без наличия у социального педагога компетенции применения качественных и количественных методов исследования [3].
Компетенция применения качественных и количественных методов исследования как неотъемлемая часть профессиональной компетентности социального педагога определяется нами способность и готовность социального педагога к выполнению профессиональной диагностической и аналитико-прогностической деятельности, основанные на совокупности знаний, умений, навыков, практического опыта качественного и количественного анализа результатов эмпирического психолого-педагогического исследования.
В структуре указанной компетенции нами выделены мотивационно-волевой, когнитивнопроцессуальный и исследовательско-рефлексивный компоненты.
Мотивационно-волевой компонент состоит в осознании социальным педагогом потребности использования качественных и количественных методов и постоянно увеличивать степень владения знаниями об этих методах; проявлении интереса к совершенствованию знаний и умений производить рациональные методы по применению качественных и количественных методов в учебном и не учебном познавательных процессах и овладению эффективными приемами мышления; понимании значимости знаний о методах получения и обработки информации в процессе проведения социально-педагогических исследований.
Когнитивно-процессуальный компонент включает систему знаний о способах получения и обработки информации в социально-педагогическом исследовании; умения осуществлять процедуры качественного и количественного исследования, отбирать и структурировать статистическую информацию, осуществлять перенос и применение обобщенных способов действия к частным ситуациям, что проявляется в готовности студента принять во внимание новые для него факты в процессе деятельности.
Исследовательско-рефлексивный компонент включает исследование различных вариантов постановки профессиональных проблем; поиск оптимальных путей решения проблем; планирование, оценивание и анализ своей деятельности по применению качественных и количественных методов исследования.
Указанные компоненты действуют одновременно, взаимообуславливая и взаимо-дополняя друг друга.
Динамику формирования компетенции применения качественных и количественных методов в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов можно оценить, опираясь на характеристики уровней, выделяемых в освоении компонентов указанной компетенции.
Для мотивационно-волевого компонента низкий уровень сформированности характеризуется отсутствием или неосознанностью интереса, негативным или равнодушным отношением к изучению качественных и количественных методов исследования, отсутствием потребности в использовании знаний и умений либо формальным изучением только для получения диплома о высшем образовании. Студент считает применение качественных или количественных методов в профессиональной деятельности социального педагога невозможным. Средний уровень характеризуется неустойчивым интересом, возникающим при изучении конкретной темы, но формальным отношением к изучению разделов, кажущихся студенту необязательными. Необходимость использования знаний и умений осознается, но только для решения практических задач. Осознание ценности изучения качественных и количественных методов, но только при изучении профильных дисциплин. Высокий уровень сформированности подразумевает, что интерес возникает независимо от внешних требований, отношение к применению количественных и качественных методов исследования как к неотъемлемой части профессиональной подготовки; осознается ценность применения качественных и количественных методов исследования не только при изучении профильных дисциплин, написании курсовых и дипломных работ, но и в будущей профессиональной деятельности.
Низкий уровень сформированности когнитивно-процессуального компонента характеризуется усвоением материала на обязательном уровне или на уровне представлений; ограниченностью знаний о возможности применения качественных и количественных методах для решения задач в социальной педагогике; трудностями при самостоятельном воспроизведении; умением применять методы при решении прикладных задач только по образцу или под руководством преподавателя. Для среднего уровня характерно полное усвоение материала, умение самостоятельно воспроизводить учебную информацию; знание качественных и количественных методов, но затруднение в интерпретации получаемого решения, умение самостоятельно применять качественные и количественные методы при решении прикладных задач только со стандартным условием. Высокий уровень предполагает полное усвоение материала, умение находить осо-
знанные взаимосвязи между знаниями; давать аргументированные ответы на вопросы преподавателя; умение классифицировать качественных и количественных методы решения профессиональных задач; умение самостоятельно применять методы при решении прикладных задач с нестандартным условием, выбирать наиболее рациональные способы решения.
Низкий уровень исследовательско-рефлексивного компонента подразумевает неумение самостоятельно выявлять и формулировать задачу исследования; умение выдвинуть альтернативную гипотезу по известной нулевой; неумение выбрать наиболее рациональный метод решения; действие только по известному алгоритму; отсутствие потребности в оценке своих действий; недостаток знаний для выявления и исправления неверного результата. Для среднего уровня характерно: умение самостоятельно выдвигать гипотезы в знакомых ситуациях; выбирать рациональный метод решения задачи среди представленных; оценивать уже решенную задачу; затруднение в корректировании неверного результата. Высокий уровень характеризуется умением анализировать ситуации с целью выявления проблемы; самостоятельностью формулировки гипотезы и выборе наиболее приемлемого метода решения задачи, как среди известных, так и среди выходящих за рамки программы; умением оценить полученный результат, изменить способ решения, спланировать свои действия для успешного продолжения исследования.
Приведенные теоретические положения легли в основу нашего исследования по разработке модели формирования компетенции применения качественных и количественных методов в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.
Ссылки:
1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
2. Там же.
3. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 21.11.2011).
References (transliterated):
1. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga sotsial'nogo pedagoga. M., 2001.
2. Ibid.
3. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty,
primernye uchebnye plany i pro-grammy vysshego professional'nogo obrazovaniya. URL:
http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (date of access: 21.11.2011).