УДК 378.14.015.62
Исаева Татьяна Евгеньевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения
ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ
Isaeva Tatiana Evgenyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Foreign Languages Department, Rostov State Transport University
THE PROBLEM OF FUNCTIONAL SUSTAINABILITY OF THE UNIVERSITY STUDENTS' COMPETENCES
Аннотация:
Процесс формирования компетенций обучающихся вузов выявил не только возможность поступательного совершенствования количественных и качественных показателей компетенций, но и случаи их деактивации, что не может не вызывать обеспокоенности в ходе реализации задач, определенных в государственных документах, регулирующих образовательный процесс в вузах. Ситуация усугубляется тем, что вопрос о функциональной устойчивости компетенций остается практически неразработанным в российских и зарубежных исследованиях. В статье на основе анализа теоретической литературы и опыта автора выявлены условия, негативно влияющие на формирование компетенций, а также факторы, которыю могут обеспечить функциональную устойчивость компетенций на протяжении достаточно долгого времени.
Ключевые слова:
компетенция, «срок жизни» компетенции, функциональная устойчивость компетенции, компе-тентностно-ориентированный подход, Федеральные государственные образовательные стандарты, стабильность компетенции.
Summary:
The process of competence development of the university students has revealed the opportunity of progressive improvement of qualitative and quantitative competences' indicators as well as their deactivation. It cannot but raise concerns while implementing challenges identified by the state documents governing the educational process in the universities. The situation is compounded by the fact that the problem of functional sustainability of the competences has not been studied both in Russian and foreign researches. Based on the analysis of the theoretical literature and the author's experience the article identifies the conditions having a negative impact on the competence development as well as the factors that have provided a functional sustainability of the competences for a long time.
Keywords:
competence, competence durability, functional sustainability of a competence, competence-based approach, federal state educational standards, competence stability.
Разработка общеевропейских образовательных стандартов, российских Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определение учебно-методического, организационно-методического, технологического и контрольно-оценочного компонентов образовательного процесса в высшей школе в терминах компетенций сконцентрировали усилия исследователей на определении методологических составляющих модернизированного содержания образования, сущности и структурного состава формируемых у обучающихся компетенций, а также методах их измерения и оценки. Вместе с тем уже по прошествии нескольких лет с момента принятия ФГОС 3-го поколения стало понятно, что компетенции нельзя исследовать как статичное, стабильно функционирующее и неизменное явление. Поэтому ученые обратились к изучению уровней формирования компетенций и способов их замера [1]. Однако практически во всех исследованиях, а также в разрабатываемых «паспортах компетенций», или «компетентностных картах», развитие компетенций рассматривалось «по нарастающей»: от низкого или недостаточного уровня к высокому, притом выделение уровней осуществлялось по принципу полноты сформированности и степени интенсивности проявления отдельных компонентов компетенции [2]. Ученые не принимали во внимание такую особенность компетенций, как их способность к «угасанию», потере определенных компонентов, что ведет к неизбежному снижению уровня сформированности, а иногда и к полному исчезновению компетенции. Однако накопленный вузами за последние несколько лет опыт фиксирования уровня «остаточных знаний» обучающихся показал, что вместо ожидаемых регулярно увеличивающихся результатов показатели по ряду компетенций могут принимать отрицательное значение.
В связи с изложенным представляется актуальным рассмотреть условия, которые могут негативно сказаться на процессе развития компетенции, а также выявить факторы, обеспечивающие функциональную устойчивость компетенций на протяжении достаточно долгого времени.
Анализ разработанности отмеченных вопросов в педагогической литературе показывает, что российские ученые практически не проводили исследования по данной теме. С момента постановки нами проблемы «срока жизни» компетенции в работах, опубликованных в 2009-2010 гг. [3], никаких новых публикаций по этому вопросу найти не удалось. Хотя стоит отметить, что эти работы
активно цитируются. В диссертации Е.Б. Аврускиной аргументированно доказана возможность неравномерного развития отдельных компонентов компетенции, что отражается на ее общем уровне сформированности [4].
Что касается зарубежных публикаций, то в них ситуация складывается следующим образом: в статье Сары К. Джаффи и Роберта Гэллопа, которая относится к области психолого-медицинских исследований, а конкретнее к психопатологии, «стабильность компетенции» рассматривается как устойчивость, способность быстро восстанавливать прежнее физическое и душевное состояние (resilience) после любых форм физического или морального насилия [5]. По мнению исследователей, устойчивость может быть охарактеризована как постоянное и относительно ровное проявление некоторых определяемых компетенций в области психического здоровья, учебной деятельности и социальной сфере. Экспериментальные данные, полученные американскими учеными в ходе широкомасштабного федерального исследования детей разных возрастных групп, расовой принадлежности, пола и пр., убедительно показывают, что степень устойчивости компетенции, ее стабильность и охват всех трех областей деятельности детей зависят от эффективности оказанной поддержки после полученного стресса, социального окружения, помощи родителей и усилий самого ребенка продолжать нормальную и наполненную событиями жизнь.
В еще одной статье группы американских исследователей [6] приведены результаты продолжительного экспериментального исследования, направленного на выявление стабильности компетенций детей (в их развитии от раннего детского до среднего подросткового возраста) в трех сферах: социальной, когнитивной и эмоциональной. Понимая компетенцию как эффективность и качество адаптации индивида к изменениям в окружающем мире, состоящей из умений использовать внутренние и внешние ресурсы для личностного развития [7, p. 858], ученые пришли к выводу, что стабильность компетенции зависит от сферы ее проявления, а также от возраста ребенка. Например, когнитивные компетенции сохраняли свою стабильность у отдельных индивидов в течение всего экспериментального периода, а социальные компетенции продемонстрировали снижение качества функционирования в среднем детском возрасте. Наименьшую стабильность показали эмоциональные компетенции, особенно в подростковом возрасте. Причем по половому признаку стабильность компетенций у мальчиков и девочек не имела существенной разницы. Кроме того, в разные возрастные периоды в компетенциях начинали проявляться новые компоненты, усиливающие или, наоборот, тормозящие эффективность функционирования компетенции в целом.
Таким образом, анализ зарубежной научной литературы и собственные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Компетенции, будучи особым образованием в структуре личности, обладают теми же свойствами, как, например, системообразующие качества личности (ответственность, самостоятельность и др.), следовательно, согласно результатам психологических исследований, они способны как к поступательному развитию, так и к «угасанию», редуцированию полноты и качества функционирования.
2. Внедрение регулярных измерений компетенции на разных этапах развития личности и в разные возрастные периоды по единым критериям, соответствующим ее основным компонентам, может дать более объективную картину уровня сформированности и стабильности компетенции.
3. Компетенции являются многокомпонентными структурными системами, причем внешней фиксации в деятельности личности подвергаются не все компоненты. Более того, отдельные компоненты компетенций обладают разными свойствами в развитии и усложнении уровня функционирования. На разных этапах жизни человека отдельные компоненты могут как активизироваться, так и угасать, уступая место другим проявлениям компетенции.
4. Компетенции, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности человека (когнитивной, социальной, коммуникативной, эмоциональной, профессиональной), обладают разной стабильностью и устойчивостью функционирования.
5. На данный момент в научной литературе отсутствуют психологические исследования стабильности проявлений компетенций возрастных групп, соответствующих возрасту обучающихся в высших учебных заведениях (18-23 года).
Приступая к выявлению условий, которые могут негативно сказаться на развитии компетенций, отметим, что под функциональной устойчивостью мы понимаем такие количественные и качественные показатели отдельной компетенции, которые позволяют определять ее регулярное использование личностью в определенной сфере деятельности, а также регистрировать перенос входящих в эту компетенцию знаний, умений, навыков и приобретенного жизненного опыта в новые ситуации в целях наиболее эффективной адаптации к постоянно изменяющемуся окружающему миру.
Стабильность компетенции, в свою очередь, мы рассматриваем как достаточно высокий уровень сформированности этого качества, не позволяющий личности утратить приобретенные знания, умения и опыт, способствующий дальнейшему самопроектированию личностного развития.
Учитывая, что основными свойствами компетенций являются их ситуативно-деятельностный характер и скрытый от индивида характер появления и развития [8, с. 74], основными условиями, вызывающими сначала деактивацию их проявления, а затем и полное угасание, можно считать:
1. Устранение из жизни человека или сферы его профессионального труда тех видов деятельности, которые сопровождались востребованностью конкретных компетенций. В качестве примера можно привести потерю специальных компетенций теми людьми, которые увлекались проявлением фотопленок и печатанием фотографий в домашних условиях, после того как появились цифровые фотокамеры и воспроизводящее оборудование.
2. Утрата смыслов и ценности использования компетенции (в связи с изменением сферы профессионального труда, условий жизни). Например, человек перестает изучать иностранный язык, а затем постепенно забывает его, если эта иноязычная коммуникативная компетенция не является для него значимой.
3. Взаимное негативное влияние компетенций. К примеру, при изменении содержания ключевых компетенций, которые базируются на мировоззрении, этических ценностях и моральных регулятивах личности, происходит трансформация других компетенций (профессиональных, специальных и пр.).
Некоторые ученые полагают, что когда-либо приобретенные компетенции полностью не исчезают, а переходят в «дремлющее», «латентное» состояние и могут быть активизированы при благоприятном стечении обстоятельств. Такая точка зрения подкрепляется многочисленными эмпирическими наблюдениями. Однако, по нашему мнению, факт исчезновения компетенции или перехода в латентное состояние зависит от факторов, определяющих функциональную устойчивость.
К факторам, обеспечивающим функциональную устойчивость компетенций на протяжении достаточно долгого времени, относим [9, с. 79-80]:
- Тип компетенции в структуре личности и ее значение в развитии личности. Так, например, если компетенция относится к общекультурным, ключевым, а не к узкопрофессиональным, то она связана с разнообразными личностными структурами, например аксиологическими или интегративными качествами, мировоззрением и пр., поэтому ее изменение или «угасание» весьма затруднено.
- Достигнутый уровень в процессе первоначального формирования компетенции. Если все компоненты компетенции поднялись к достаточно высоким показателям и была достигнута целостность всей компетенции как системы, то разрушить ее крайне сложно. Это как раз тот случай, когда при отсутствии востребованности компетенция может перейти в латентное состояние, но она не потеряна.
- Частота востребованности компетенции в жизни человека. В психолого-педагогической литературе давно известен способ активизации личностных структур: при постоянном возникновении ситуаций, в которых требуется проявление определенного качества, оно закрепляется, а затем генерализуется в другие сферы.
- Структура самой компетенции. В некоторых случаях компетенции, обладающие сложной структурой и состоящие из многих компонентов, могут более надежно сохранить свое функционирование, если даже будут ослаблены некоторые их элементы.
В целом изучая вопросы функциональной устойчивости компетенций, можно сделать вывод, что задачи по их формированию следует рассматривать как единую психолого-педагогическую проблему, отражающую динамику и комплексные изменения в развитии личности, которые сопровождают этапы взросления человека, перехода его в новый социальный и профессиональный статус.
Ссылки:
1. Исаева Т.Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания : монография. Ростов н/Д., 2010. 152 с.
2. Аврускина Е.Б. Стимулирующая коммуникация в профессиональной подготовке студентов социально-экономического профиля (на материале изучения иностранного языка) : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2010. 231 с. ; Яд-ченко Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 22 с. ; и др.
3. Исаева Т.Е.: 1) Компетенции студентов ... С. 72-82 ; «Срок жизни» компетенции как социально-образовательная проблема // Преподаватель высшей школы в XXI веке : тр. 7-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 7, ч. 1. Ростов н/Д., 2009. С. 15-22.
4. Аврускина Е.Б. Указ. соч.
5. Jaffee S.R., Gallop R. Social, emotional, and academic competence among children who have had contact with child protective services: prevalence and stability estimates // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2007. June. Vol. 46, no. 6. P. 757-765.
6. Development assessment of competence from early childhood to middle adolescence / E. Obradovic, M.H.M. van Dulmen, T.M. Yates, E.A. Carlson, B. Egeland // Journal of Adolescence. 2006. Vol. 29, no. 6. Р. 857-889.
7. Ibid. P. 858.
8. Исаева Т.Е. Компетенции студентов ... С. 74.
9. Там же. С. 79-80.