ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 301.3
Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе
М. М. Журавлева, В. Н. Наконечных
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Введение. В статье проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Изменения, связанные с интеграцией федеральных образовательных стандартов с профессиональными стандартами, определяют навыки и умения, сопряжённые с формированием профессиональных компетенций. Цель исследования - разработка модели формирования профессиональной компетенции на основе анализа научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Материалы и методы. В ходе проводимого исследования были выбраны три группы методов: методы эмпирического исследования; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; методы теоретического исследования. Результаты исследования. На основании проведённого исследования мы пришли к следующим выводам: формирование профессиональной компетентности возможно при сформированности профессиональных компетенций. Показатели профессиональных компетенций отражают потребности будущего специалиста. Все профессиональные компетенции соответствуют видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Ключевые компетенции будущего специалиста составляют такие компоненты, как когнитивная, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность и профессиональная мобильность, что возможно в процессе использования технологии «Портфолио», повышающей уровень сформированности профессиональной компетенции студентов. Заключение. Проблематика исследования продиктована положениями, связанными с тем, что современному профессиональному сообществу необходимы специалисты, получившие качественное профессиональное образование, сочетающее фундаментальную подготовку и сформированность профессиональных компетенций. Именно поэтому развитие профессиональной компетентности как одной из значимых характеристик будущего специалиста является
Ключевые слова:
важнейшей задачей высшего профессионального образования. Для установления условий и последовательности формирования профессиональной компетенции, а также для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности в целом нами в качестве образовательной технологии рассматривается портфолио студента. Оценить компоненты компетенции на разных стадиях обучения позволит процесс разработки портфолио и траектория формирования профессиональной компетенции. И, таким образом, можно диагностировать протекание процесса формирования профессиональной компетенции.
Благодарности
компетенции, профессиональные компетенции, педагогическое моделирование, модель формирования профессиональных компетенций, коммуникативные навыки, порт-фолио, высшее образование, критериально-оценочная модель.
Выражаем благодарность факультету сервиса и рекламы за предоставленную возможность для проведения диагностики уровней сформированности профессиональной компетентности.
Для цитирования: Журавлева М. М., Наконечных В. Н. Научно-методологические
подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 77-89. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-77-89
Дата поступления статьи в редакцию: 30 января 2019 г.
1. Введение
Целью данной статьи является разработка модели формирования профессиональной компетенции на основе анализа научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе.
Задачи, которые решались в рамках исследования: анализ терминологического аппарата, определяемого темой научного исследования и связанного с тематикой научной статьи; разработка и представление модели формирования профессиональной компетенции; описание структуры профессиональной компетентности студентов на основе модели профессиональной компетентности студентов; выявление уровня сформированности профессиональной компетентности.
При проведении исследования были использованы методы эмпирического исследования,
такие как наблюдение, сравнение, эксперимент, социологический опрос; методы, применяемые как на практическом уровне, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, моделирование); а также методы теоретического исследования. Под компетенцией мы понимаем совокупность связанных между собой личностных качеств, среди которых можно выделить знания, умения, навыки и способы деятельности. Компетенции определяются в соответствии с определённым кругом процессов, необходимых для качественной эффективной деятельности. Компетентность, таким образом, определяется как способность человека обладать/владеть соответствующей компетенцией, которая включает в себя его личностное отношение к предмету деятельности. Компетенция предполагает способность субъекта (в данном случае это студент) к самостоятельной, успешной и эффективной деятельности в соответствии с полученным уровнем образования и выражается в готовности к профессиональной деятельности.
2. Обзор литературы
Вопросы формирования профессиональной компетентности нашли отражение в работах Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына, М. Е. Дуранова., И. С. Ломакиной., Н. Н. Двуличанской., В. Н. Наконечных, А. В. Сивковой и др. Кроме того, более глубоко рассмотреть вопросы педагогики профессионального образования, педагогического исследования и методологические аспекты построения педагогической концепции позволили работы Л. Л. Балакиной, И. В. Блауберга, Э. Ф. Зеера, Е. А. Сластенина, Е. В. Яковлева, Н. О. Яковлевой.
Так, анализ работ Э. Ф. Зеера позволяет характеризовать профессиональную компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков [5, с. 125]. Профессиональная компетентность определяется как специально организованный образовательный процесс в вузе, сочетающий в себе различные методы и формы обучения и воспитания и направленный на формирование и развитие набора ключевых профессиональных компетенций. Рассматривая профессиональную компетенцию как способность к выполнению актуальной деятельности, А. Г. Пашков считает, что профессиональная компетентность есть не что иное, как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Такие качества отражаются в знаниях, умениях, навыках, в достижении профессиональных целей [2, с. 14].
3. Материалы и методы
В качестве научно-методологической основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе выделен компетентностный подход, заключающийся в единстве теоретической и практической готовности личности к профессиональной деятельности [6, с. 178-181]. Анализируя соотношение содержания видов профессиональной деятельности и уровня профессиональных знаний современного специалиста и директивных предписаний компетентностного подхода, мы приходим к необходимости создания модели подготовки обучающихся. Модель содержит профессиональные компетенции и показатели компетенций, которые сгруппированы во взаимосвязанные блоки и отражают потребности будущего специалиста. Профессиональные компетенции соответствуют виду (видам) профессиональной деятельности. Модель профессиональной компетентности представлена на рис. 1.
Согласно работе Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой компетентностный подход выполняет следующие задачи:
- способствует выявлению возможностей совершенствования процесса образования через согласование его организации, содержания, а также через определение и обоснование соответствующего набора компетентностей, позволяющих личности эффективно взаимодействовать в обществе;
- обеспечивает определение состава характеристик компетентности личности как показателя качества образовательного процесса [11, с. 100; 12, с. 118]
ФГОС во Требования профессиональных сообществ и работодателей Паспорт компетенции
Цель: формирование профессиональной компетентности «-I
Методологическая основа: интегративный подход; основные аспекты формирования профессиональной компетентности: компетентностный, аксиологический, информационно-коммуникативный
Уровни интеграции:
межпредметная, внутрииредметная, межличностная, внутриличностная
Профессиональная компетентность студентов
Компетенции:
когнитивная готовность, информационная квалифицированность, креативность, маркетинговая грамотность, коммуникативная готовность, профессиональная мобильность
Принципы: интерактивность, системность, целостность, интегративность, прикладная направленность, инструментальность
Компоненты профессиональной компетентности студентов: когнитивный, сиетемно-деятелыюстный, эмоционально-личностный, мотивационный
Этапы формирования профессиональной компетентности в вузе
Мотивационный (1-й курс) Рспродуктивно-деятельностный (2-3-й курс) Продуктивно-творческий (4-й курс)
Развитие интегративной активности личности студентов
Создание единого образовательного пространства через интеграцию учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности
Использование интеграгивного подхода при построении учебных курсов (ингегративных курсов) и программ практики
Применение современных форм и методов обучения
Виды деятельности студента вуза Учебная, научно-исследовательская, внеучебная
Методы активного обучения
Теоретическая подготовка Активные (проблемные) лекции, бинарные лекции, семинары, учебные конференции, дискуссии, круглые столы
1 фактическая подготовка I фактические интегративные занятия, учебные экскурсии, деловые игры, мастер-классы, фото-кроссы, олимпиады, учебные проекты, консультации, самостоятельная работа, практика
Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности студентов вуза Fig.1. The model of the students' professional competence at the higher educational
establishment
Компетентностный подход выявляет содержание формируемых видов компетенций. Благодаря этому появляется возможность определить организационно-дидактические ориентиры образовательного процесса, технологически описать его структуру и ожидаемый результат [3, с. 48].
4. Результаты исследования
Компетентностный подход - это скоординированный педагогический процесс формирования у личности конкретной структуры и содержания компетентности.
Процесс формирования профессиональной компетентности студентов вуза в условиях компетентностного подхода заключён в развитии профессиональных ценностей и профессиональной культуры, в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации [9, с. 5]. А для развития и формирования профессиональных компетенций у студентов необходимо успешное моделирование целостного педагогического процесса, так как только в процессе системного и целенаправленного обучения можно достичь желаемого результата [4]. Педагогическое моделирование, таким образом, позволяет формировать профессиональную компетентность с помощью продуктивной образовательной деятельности, что создаёт потенциал для подготовки выпускника. Структура профессиональной компетентности студентов включает в себя следующие компоненты:
1. Когнитивная компонента. Во-первых, она сопряжена с овладением студентами вуза системой профессиональных знаний; во-вторых, нацелена на освоение профессиональных умений и навыков профессиональной направленности; в-третьих - на формирование способности организовывать новое интегративное знание.
2. Деятельностная компонента. Раскрывает готовность личности к реализации профессиональных задач, освоению способов формирования профессиональной компетентности за счёт интеграции различных видов практической деятельности.
3. Эмоционально-личностная компонента. Ориентирована на развитие системы профессиональных ценностей, направленности чувств и переживаний, формирование устойчивых и развивающихся профессионально значимых личностных качеств (способность к рефлексии, ответственность, целеустремлённость, решительность, толерантность, самокритичность).
4. Мотивационная компонента. Формирует мотивы профессиональной деятельности [8, с. 250; 10, с. 16; 11, с. 100].
Итак, содержание компонентов профессиональной компетентности реализуется в процессе обучения студента. Исходя из содержания структуры профессиональной компетентности студентов, можно утверждать, что уровень профессиональной компетентности является показателем качества образования, результатом и необходимым условием его конкурентоспособности на рынке труда [4].
Структура профессиональной компетентности и аспекты её формирования определили основные, на наш взгляд, компетенции будущего специалиста. К ним относятся когнитивная готовность, включающая в себя базовые общепрофессиональные знания, умения и навыки; наличие образовательной грамотности, отражающей интегративную степень владения знаниями в про-
фессиональной области; коммуникативная готовность, свидетельствующая о владении коммуникативной техникой и технологией; способность устанавливать контакты и осуществлять взаимодействие в различных группах; знание основ деловой этики профессионального общения; информационная квалифицированность; профессиональная мобильность (гибкая ориентация в профессиональных условиях, высокая адаптивность к различным ситуациям в будущей профессиональной деятельности) [1, с. 350].
Таким образом, в основе модели формирования профессиональной компетентности лежит интегративный подход с помощью методов и форм обучения, позволяющих подготовить студента вуза к профессиональной деятельности.
Модель учитывает создание профессиональной среды, определяющей высокую потребность студентов в познании и практической деятельности.
Образовательный процесс формирования профессиональной компетентности студентов вуза имеет комплексный, многоаспектный характер. К основным компонентам образовательного процесса формирования профессиональной компетентности будут относиться: мотивационно-ценностный, он раскрывает цель, задачи, научно-методологическую основу и принципы и развивает устойчивую мотивацию к качественной профессиональной деятельности; содержательный, он включает в себя освоение новой системы знаний, умений и личностных качеств благодаря обновлению содержания образования; орга-низационно-деятельностный, он содержит комплекс практических умений и навыков для решения задач профессиональной деятельности; контрольно-оценочный - определяет критерии и показатели сформированности компетенций; рефлексивно-коррекционный, формирует умение осмысливать собственную деятельность и давать ей оценку, обеспечивать необходимую коррекцию и личную ответственность за результат [9, с. 5].
Вышеизложенный анализ даёт основание согласиться с Ю. Г. Татур: прежде чем формировать модель специалиста в стиле компетентностного подхода, т. е. определять число и содержание компетентности каждого вида, необходимо очень тщательно определить круг полномочий, функций специалиста, выполняя которые, он должен проявить свою компетентность. Сами компетентности следует формулировать без оглядки на их диагностичность в прямом виде. Пусть они указывают направление образовательного процесса, а проверка этой направленности (при аттестации вуза) не требует измерения всех элементов компетентности непосредственно в ходе контроля качества подготовки специалистов [10, с. 16].
К условию, отражающему современные тенденции формирования профессиональной компетентности обучающихся, относим использование коммуникативных навыков и проектную деятельность. Последняя позволяет сочетать как традиционные, так и инновационные способы освоения знаний по формированию профессиональных умений и навыков как основы профессиональной компетентности [5].
5. Заключение
В данном исследовании представлено формирование профессиональной компетенции с использованием технологии «Портфолио». Портфолио студента рассматривается как образовательная технология, необходимая для формирования профессиональной компетенции, а также для оценки уровня сформи-
рованности профессиональной компетентности в целом. Процесс разработки портфолио и траектория формирования профессиональной компетенции позволяют оценить компоненты компетенции на разных этапах обучения и таким образом диагностировать протекание процесса формирования компетенции.
Для оценки уровня сформированности компоненты компетенции в качестве диагностического инструментария были использованы тесты, индивидуальные задания и критериально-оценочная модель. Диагностический инструментарий оценки сформированности компонент профессиональной компетенции представлен в таблице 1.
Таблица 1
Критериально-оценочная модель
Table 1
The model of the criteria-based assessment
Уровень Качественная характеристика Количественная характеристика
Высокий Характеризуется умением осуществлять выбор самой эффективной формы комбинирования ресурсов (факторов) производства, позволяющим организовать процесс производства, а также сформированным гражданско-профессиональным мировоззрением и профессиональным мышлением, развитой самоответственностью, умением определять и налаживать любые контакты на основе целеполагания и прогноза, сформированностью и расширением всех компонентов профессиональной компетенции > 80 %
Средний Характеризуется осознанностью выполняемых действий, рациональным их исполнением с учётом психолого-экономических и предпринимательских знаний. Действия целенаправленны и результативны. Студенты начинают анализировать собственную деятельность, возникает положительная мотивация овладения навыками эффективных профессиональных функций в учебно-воспитательном процессе. Профессиональное мировоззрение и самоответственность - на среднем уровне формирования. Мотивация более устойчивая 60-79 %
Низкий Знаком с приёмами организации самостоятельной индивидуальной деятельности, а с правилами и технологией работы в группе не знаком, знания декларативного типа, но знания процедурного характера тоже имеются < 60 %
Для оценивания уровня сформированности каждой из компонент профессиональной компетенции был разработан оценочный аппарат в траектории формирования профессиональной компетенции и проведено исследование
по выявлению уровня сформированности профессиональной компетентности студентов вуза.
Первый, диагностический, этап исследования был направлен на определение исходного уровня сформированности профессиональной компетентности и предполагал проведение тестирования с целью выявления исходного уровня сформированности профессиональной компетентности (табл. 2).
Таблица 2
Уровень сформированности профессиональной компетенции студентов, выявленный при проведении диагностического исследования
Table 2
The level of the formed students' professional competence as part of the
diagnostic research
Количество Сумма Количество % Итоговое
правильных баллов(%) ответивших ответивших количество
ответов студентов студентов баллов
8 100 -
7 87,5 2 3,8 175
6 75 1 1,4 75
5 62,5 9 17,3 562,5
4 50 13 24,7 650
3 37,5 12 22,8 450
2 25,5 6 11,4 153
1 12,5 9 17,3 112,5
Итого: 52 100 2178
Далее необходимо определить ёмкость уровня сформированности профессиональной компетенции (табл. 3).
Таблица 3
Ёмкость уровня сформированности профессиональной компетенции
Table 3
The capacity of the formed professional competence
Уровень Показатель уровня Кол-во респондентов %
Высокий 80 - 100 % 2 3,9
Средний 60 - 79 % 10 19,2
Низкий Ниже 60 % 40 76,9
Показатель 76,9 % демонстрирует низкий уровень сформированности профессиональной компетенции наибольшего количества студентов.
Видим, что у студентов не сформированы критерии, определяющие профессиональную компетентность.
Далее определяем уровень сформированности профессиональной компетенции студентов, выявленный при проведении контрольно-диагностического исследования (табл. 4).
Таблица 4
Уровень сформированности профессиональной компетенции студентов, выявленный при проведении контрольно-диагностического исследования
Table 4
The level of the formed students' professional competence as part of the control and diagnostic research
Количество правильных ответов Сумма баллов (%) Количество ответивших студентов Количество ответивших (%) Итоговое количество баллов
8 100 18 34,2 1800
7 87,5 22 41,8 2012,5
6 75 9 11 675
5 62,5 3 8,7 187,5
4 50
3 37,5
2 25,5
1 12,5
Итого: 52 100
Сравнительные показатели эффективности формирования профессиональной компетенции с использованием технологии «Портфолио» показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные показатели эффективности формирования профессиональной компетенции с использованием технологии «Портфолио» Fig.1. The comparative measure of the effective formed students' professional
competence with the technology Portfolio
Анализ динамики уровня сформированности профессиональной компетентности студентов при формировании профессиональных компетенций позволяет заключить следующее:
- уровень сформированности профессиональной компетентности существенно повысился у 76 %, максимальные показатели уровня сформирован-ности продемонстрировали 34,2 % студентов благодаря формированию профессиональной компетентности у студентов с использованием технологии «Портфолио» (на начальном этапе низкий уровень наблюдался у 76,5 % студентов, минимальные показатели были у 17 %), что показали результаты оценочно-формирующего исследования;
- ёмкость групп студентов, показавших высокий, средний и низкий уровни сформированности профессиональной компетентности за время исследования, существенно различается.
Результаты формирования профессиональной компетентности представляют собой параметры, которые могут быть измерены, их достижение является подтверждением сформированности профессиональной компетенции.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. Компетентностный подход позволяет выявить содержание формируемых видов компетентности. Под компетентностным подходом понимается скоординированный педагогический процесс формирования у личности определённой структуры и содержания компетентности.
2. Профессиональные компетенции и показатели компетенций сгруппированы в модели подготовки обучающихся, во взаимосвязанные блоки, и отражают потребности будущего специалиста, все профессиональные компетенции соответствуют виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована соответствующая программа.
3. Структура профессиональной компетентности студентов - будущих специалистов включает в себя следующие компоненты: когнитивный, деятель-ностный, эмоционально-личностный, мотивационный.
4. Структура профессиональной компетентности и аспекты её формирования позволили определить ключевые компетенции будущего специалиста в зависимости от направления его подготовки: когнитивная готовность, наличие образовательной маркетинговой грамотности, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность, креативность, профессиональная мобильность.
5. К основным компонентам образовательного процесса формирования профессиональной компетентности будут относиться: мотивационно-ценностный, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный.
6. Результаты формирования профессиональной компетентности представляют собой параметры, которые могут быть измерены. Уровень сформирован-ности профессиональной компетентности студентов благодаря использованию технологии «Портфолио» повысился.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
2. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании : монография. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2012. 240 с.
3. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс : учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 121 с.
4. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. 2011. № 3. С. 2. URL: http://engineering-science.ru/doc/170201.html (дата обращения: 23.04.2019).
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 480 с.
6. Наконечных В. Н., Сивкова А. В. Проблематика реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза / Образование и наука в современных условиях : сб. мат-лов VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 26 февр. 2016 г. / ред-кол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 1 (6). С. 178-181.
7. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2019).
8. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев и др.; под ред. Е. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.
9. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода : монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.
10. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 16 с.
11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск. : РБИУ 2010. 317 с.
12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВЛАДОС, 2006. 239 с.
Scientific-Methodological Approaches to Development of Professional Competence in Students of a Higher Educational Institution
Margarita M. Zhuravleva, Valentina N. Nakonechnykh
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. Introduction. The paper presents a scientific-methodological approach to the concept of professional competence and methods for the development of professional competence in students of a higher educational institution. Nowadays, the changes related to the integration of federal educational standards with the professional standards determine the skills and abilities associated with the development of professional competences.
The aim of the present paper is to build a model for developing the professional competence based on an analysis of scientific-methodological approaches to the development of professional competence in students learning at a higher educational institution.
Materials and Methods. The research is based on three groups of methods: empirical research methods; combined empirical and theoretical research methods; and theoretical research methods.
Results. The paper aims to develop a model of student's professional competence based on the scientific-methodological approaches to shaping the professional competence of students learning in higher educational institution. Based on the research findings, the following conclusions have been drawn in this paper: the competence approach makes it possible to identify the types ofcompetence; the indices ofprofessional competences mirror the requirements of future experts; all professional competences correspond to the kind of professional activity the educational program is oriented to. The key competences of future experts are cognitive willingness, educational marketing literacy, communicative willingness, information proficiency, creativity, and professional mobility. The use of the Portfolio technology enhances the level of professional competence in students.
Conclusion. The key issues of the research were dictated by the need of the modern society for the specialists with high-quality professional education that combines the fundamental education and practical knowledge and competencies. Therefore, the development ofprofessional competence as one of the most significant future experts' characteristics is the main objective in the higher educational system. Portfolio of a student is considered as an educational technology intended to establish the conditions and sequence of developing the professional competence as well as to assess the level of professional competence as a whole. Moreover, the Portfolio development process and a path of the professional competence formation will make it possible to assess the competence components in different educational stages. Thus, the process of the professional competence building can be diagnosed.
Keywords: competence, professional competence, pedagogical modeling, the model of a student professional competence, communicative skill, portfolio, higher education, the criterion-based assessment model.
Журавлева
Маргарита Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9081
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
тел.: +7(3952)241843 e-mail: [email protected]
Наконечных Валентина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0846-4873
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
тел.: +7(3952)241843 e-mail: [email protected]
Zhuravleva
Margarita Mikhailovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Tourism Department
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9081
Irkutsk State University
1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)241843 e-mail: [email protected]
Nakonechnykh Valentina Nikolaevna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0846-4873
Irkutsk State University
1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: +7(3952)241843 e-mail: [email protected]