УДК 378.6 ББК Ч48-951.8
Коротун Анна Валериановна
преподаватель кафедра социальной педагогики Институт социального образования Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Korotun Anna Valerianovna Lecturer Chair of Social Pedagogics Institute of Social Education Ural State Pedagogical University Yekaterinburg
Модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки Model of Future Social Educators’ Legal Competence Development in the Process of Professional Training
В статье рассматривается структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов; описываются педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
The author deals with structural-contextual model of future social educators’ legal competence developing; describes pedagogical environmental complex which enables effectiveness of its realization.
Ключевые слова: социальный педагог, правовая компетенция, модель.
Key words: social educator, legal competence, model.
Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к серьезным трансформациям в современном обществе, системе общественных ценностей, вследствие чего несовершеннолетние и семьи оказались социально незащищенными, увеличилось количество случаев нарушения прав детей, рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Ярко выразилась практическая потребность общества в развитии профессиональной деятельности специалистов социального профиля как особой сферы социальнопедагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это и обусловило необходимость профессиональной подготовки социальной педагогов.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031300 - Социальная педагогика (2005 г.) выпускник вуза должен знать основы социальной политики,
социально-правовой защиты детей различных категорий в образовательном учреждении, международные нормативно-правовые акты и законы РФ в области образования, защиты детства и др. [2].
В связи с этим возникает острая потребность обращения к вопросу формирования правовой компетенции как одной из приоритетных компетенций выпускника по специальности «Социальная педагогика».
В квалификационной характеристике социального педагога, включающей перечень должностных обязанностей, определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку, среди которых выделяется социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование по жилищным, семейнобрачным, трудовым, гражданским вопросам. Для того чтобы эффективно осуществлять эти виды деятельности, социальный педагог должен обладать знанием нормативно-правовых документов в области прав человека и ребенка и умением применять их в профессиональной деятельности, знаниями социальноправовых и социально-экономических основ деятельности образовательных учреждений, оказывающих помощь ребенку и его семье и др.
Однако, по мнению работодателей, у большинства выпускников - социальных педагогов, которым предстоит осуществлять социальное воспитание, социально-правовую защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отмечаются значительные пробелы в области правовых знаний и умений, что обусловливает несформированность правовой компетенции. Среди них -практически полное незнание нормативно-правовых основ образования, механизмов и способов социально-правовой защиты детей, неумение работать с нормативно-правовыми документами и осуществлять правовое информирование и воспитание несовершеннолетних, что сказывается на формировании наиболее значимых профессиональных качеств социального педагога таких, как правовая активность, ответственность, толерантность.
Руководители образовательных учреждений определяют должностной круг обязанностей социального педагога исходя из потребностей своего учреждения, и оценивают качество образования и подготовленность специалистов к профессиональной деятельности по уровню их компетентности. Работодатели испытывают потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих профессионалах, способных самостоятельно решать многообразные социальноправовые вопросы. Практическая деятельность специалиста приобретает все большую правовую направленность.
Правовые дисциплины в педагогическом вузе не обеспечивают в полной мере формирование и развитие профессионально важных знаний, умений и навыков студентов - будущих социальных педагогов, необходимых им в будущей профессиональной деятельности (в соответствии с ГОС ВПО 2005 года преподавание правовых дисциплин («Правоведение», «Нормативно-правовое обеспечение образования») осуществляется только на 3 курсе обучения).
Данный анализ позволил сделать вывод, что существующая профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе не соответствует ожиданиям общества, данные специалисты недостаточно владеют правовой компетенцией.
Под компетенциями В.И. Байденко понимает готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооце-нивать результаты своей деятельности [1].
Следовательно, в понятие компетенции входят понятия «способность» и «готовность», между которыми существует различие. Под способностью чаще понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятию «готовность» в большей степени присущ процессный (деятельностный) аспект -«подготовленный к использованию». Кроме того, готовность предполагает также и согласие, желание что-либо сделать, то есть включает и аспекты мотивированности личности (сформированного внутреннего побуждения на выполнение работы), что позволяет личности мобилизоваться на реализацию дейст-
вий. В целом, способность и готовность определяют успех в профессиональной деятельности, поэтому часто с помощью них выражают профессионально важные качества специалиста.
В.И. Андреев подчеркивает, что любая компетенция начинается со слова «уметь», так как основой компетенции является умение. Однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества и даже опыт творческой деятельности. Таким образом, компетенция - это интегральный показатель, степень готовности личности (включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности и опыт творческой деятельности), которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач.
В свою очередь, опираясь на толкование компетенции В.И. Андреева, В.И. Байденко, правовую компетенцию социального педагога мы определяем как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее способность и готовность применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовую активность, ответственность, коммуникативность и толерантность.
В структуре правовой компетенции мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-ценностный (наличие системы социально-правовых ценностей и мотивов деятельности), когнитивный (наличие системы правовых знаний о теоретических и методических основах деятельности, необходимых для ее осуществления), коммуникативный (наличие коммуникативных способностей), деятельностно-рефлексивный (наличие системы правовых умений, навыков, контроль и анализ результатов своей деятельности) и личностный (наличие профессионально значимых качеств (правовая активность, ответственность, коммуникативность, толерантность)).
Поэтому в вузе необходимо организовать профессиональную подготовку, направленную на формирование не только знаний, но и определенных профессиональных умений, навыков и профессионально значимых качеств будущего специалиста, который впоследствии сможет реализовать социальный заказ общества.
Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов -сложный и длительный процесс, поэтому он должен осуществляться в течение всего периода обучения в вузе. При этом необходимо отметить, что образовательный процесс вуза благодаря своим особенностям (непрерывности, системности, последовательности, практикоориентированности) обладает для этого большим потенциалом.
Процесс формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов представлен как система, являющаяся совокупностью взаимосвязанных структурных блоков (в соответствии с компонентами профессиональной подготовки специалистов [5]), объединенных для реализации обозначенных цели и задач, и описывается структурно-содержательной моделью (рис.1).
Анализ литературы по вопросам моделирования показал, что модель - такая система элементов, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его [6].
В основу структурно-содержательной модели должны быть положены требования стандартов высшего профессионального образования, учет социального заказа общества и востребованности конкретных специалистов на рынке труда. Обязательным является описание методологических подходов, на основе которых будет строиться модель. Остальные части модели должны описывать логику взаимодействия предмета моделирования, субъекта моделирования и образовательной среды, в которой взаимодействуют все участники педагогического процесса [4].
Методологической основой разработанной модели формирования правовой компетенции стали аксиологический, деятельностный, контекстный, ком-петентностный и личностно ориентированный подходы.
В процессе формирования правовой компетенции социального педагога необходимо использование следующих педагогических принципов: преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействия (преподавателей, студентов, потенциальных работодателей и др.).
Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции будущего социального педагога состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и уровнево-результативного.
Целевой блок модели представлен единством цели и задач (обусловленные потребностью формирования соответствующей компетенции и этапами подготовки социального педагога), комплексное решение которых обеспечивает ее достижение. Именно целевой блок создает предпосылки для объединения других блоков в целостное единство, их целенаправленного подбора и развития.
Содержательный блок реализуется в соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами и включает развитие правовых ценностей, усвоение целостной системы знаний и умений, развитие коммуникативных способностей, профессионально значимых качеств личности будущего социального педагога (правовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности), овладение разнообразием технологий, форм и методов реализации компетенции на практике в соответствии с нормами права.
Организационно-деятельностный блок включает организационную деятельность и методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки социального педагога. Он представлен в модели содержанием правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов в рамках учебно-профессиональной деятельности, деятельности в период практики, социокультурной и научной деятельности. В этом блоке раскрываются педагогические методы и формы формирования правовой компетенции будущих специалистов. Необходимость выделения данного блока диктуется тем, что отбор методов и форм, используемых в профессиональной подготовке,
Социальный заказ
Государственная ценность (создание гибкой системы удовлетворения профессиональных запросов образования)
й 8 ё ^ к ц
к
лок
Ю
й
ы
н
ь
ч
о
в
Л
о
о
о
н
н
о
и
к
о
л
ю
й
ы
н
М
и
Й
Й
ч
0 Л
1
о
М
О
н
М
о
Л
и
5
ъ
с. с 13
и
с а
6
& &
I
Ценностные ориенти-І
Общественная ценность
(формирование гражданской зрелости и социальной ответственности)
I
Личная ценность (стремление личности к деятельности в рамках правового поля в соответствии с требованиями профессии и профессионального сооб-
I
ГОС ВПО специальности 050711 - Социальная педагогика
Формирование правовой компетенции у будущих социальных педаго-
Цель - создание условий для формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов.
Задачи: совершенствование профессиональной подготовки социальных педагогов; формирование правовых знаний, умений; развитие профессионально значимых качеств
Методологическая основа - аксиологический, деятельностный, контекстный, компетентност-ный, личностно ориентированный подходы Принципы: преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействия
Мотивационно-ценностный
компонент
Когнитивный компонент
Коммуникативный компонент
Деятельностно-рефлексивный
Личностный компонент
познавательная мотивация, система правовых ценностей, интерес
система правовых знаний, накопление и осмысление правовой информации
коммуникативные способности (способность к сотрудничеству, установление межличностных связей между субъектами права)
система правовых умений, контроль и анализ результатов своей деятельности
профессионально значимые качества личности (правовая активность, ответственность, коммуникативность, толерантность)
Учебнопрофессиональная деятельность студента
» р ►
Деятельность Социокультурная дея- Научная
студента в тельность деятельность
период практи- студента студента
Методы: активные методы обучения (проблемные методы, кейс-метод, деловая игра и др.), метод проек-
I
Формы: лекции, семинары, конференции, круглые столы, экскурсии
I
Критерии сформированности правовой компетенции
* * * * *
Мотивационно- ценностный Когнитив- ный Коммуника- тивный Деятельностно- рефлексивный Личност- ный
♦ ♦ ♦ ♦ ♦
Уровни сформированности правовой компетенции:
низкий (критический), средний (достаточный), высокий (оптимальный)
і
Результат: социальный педагог, обладающий правовой компетенцией
Рис. 1. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции у будущих
социальных педагогов
позволяет моделировать профессиональную деятельность, направлять учебный процесс, деятельность преподавателей и студентов на наиболее полную реализацию поставленной цели и задач процесса обучения, направленного, в свою очередь, на формирование правовой компетенции.
Среди методов и форм, применяемых в процессе формирования правовой компетенции, нами выделены проблемные методы, кейс-метод, деловая игра, метод проектов, лекции, семинары, работа в малых группах, конференции, круглые столы и др.
В учебно-профессиональной деятельности осуществляется изучение студентами дисциплин федерального, регионального компонента и курсов по выбору («Правоведение», «Педагогика (нормативно-правовое обеспечение образования)», «Методика и технология работы социального педагога», «Основы самопознания и самореализации личности» и др.). Преподавание дисциплин построено на принципе интеграции содержания предметов. Для усиления профессиональной направленности подготовки социальных педагогов были разработаны и внедрены в учебный процесс спецкурсы «Основы правовой защиты несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога». Это позволяет студентам овладеть знаниями не только в области педагогики, социальной педагогики, права, но и изучить основы социально-правовой защиты детства, ознакомиться с основными методиками, технологиями и приемами правового просвещения, правового воспитания детей, научиться способам социальноправовой защиты несовершеннолетних, самоорганизации, овладеть умениями самовоспитания и саморазвития и др.
Осуществляя деятельность в период практики, студенты отрабатывают умения и навыки решения профессиональных задач в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, творчески применять социальнопедагогические технологии в профессиональной деятельности, видеть перспективы их совершенствования в рамках правого поля, представлять в различных инстанциях интересы участников учебно-воспитательного процесса в соответствие с нормами права, осуществлять правовоспитательную и правозащитную
функции при организации, планировании и реализации профессиональной деятельности. Также студенты работают над развитием личностных качеств (правовой активности, ответственности, коммуникативности, толерантности и др.). Эта работа, на наш взгляд, дает ценнейший опыт правовой деятельности в условиях самостоятельности.
Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, участвуя в научнопрактических конференциях, семинарах по правовым проблемам, студенты углубляют имеющиеся правовые знания, развивают правовое мышление, проявляют интерес к правовой деятельности. Осознавая социально-правовую значимость своих исследований, студенты активизируют свои положительные правовые установки, корректируют мотивы своего поведения.
Участие в социокультурной деятельности стимулирует организаторские качества, чувства гражданского долга, ответственности, самостоятельность, позитивное отношение студенческой молодежи к социально-правовым ценностям и др.
Включение студента во все виды деятельности в рамках процесса его профессиональной подготовки способствует не только развитию у него позитивного отношения к правовой деятельности, к приобретению и усвоению соответствующих знаний и умений, но и осознанию ценностей, мотивов, на основе которых будет строиться его поведение, как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизнедеятельности.
Завершающим блоком модели формирования правовой компетенции социального педагога является уровнево-результативный, который создает предпосылки для качественной оценки эффективности формирования правовой компетенции (осуществление мониторинга и оценки действенности формирования правовой компетенции). Данный блок включает критерии, уровни сфор-мированности правовых знаний, умений, определенных навыков и профессионально значимых качеств личности. В качестве основных критериев в соответствие со структурой правовой компетенции нами выделены: мотивационно-
ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностно-рефлексивный, личностный.
Разработанная в ходе исследования модель процесса формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов позволила системно рассмотреть специфику исследуемого процесса.
В ходе теоретического и экспериментального этапа исследования нами было доказано, что эффективная реализация модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов возможна при обязательном соблюдении создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий:
1. Организации в вузе среды, где поддерживаются правовые установки и социально-правовые ценности.
2. Реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социокультурной деятельности и деятельности в период практики.
3. Прагматизации (сближение содержания дисциплин с профилем подготовки, спецификой будущей профессиональной деятельности выпускника), диверсификации учебных дисциплин (разработка новых дисциплин «Основы правовой защиты несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога») и интеграции содержания учебных дисциплин в последовательности основной образовательной программы.
Таким образом, построенная нами модель позволила раскрыть структуру и содержание процесса формирования правовой компетенции будущих социальных педагогов.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] / В.И. Бай-денко // Высшее образование в России. - 2004. - №11, С. 26-33.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности «031300 - Социальная педагогика», Москва, 2005.
3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы : учеб. пособие [Текст] / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн. : Тесей, 2003, -352 с.
4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
5. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
6. Старикова, Л.Д. Методы педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / Л.Д. Старикова, С.А. Стариков. - Екатеринбург, 2010. - 336 с.
Bibliography
1. Baidenko, V.I. Competences in Professional Training [Text] / V.I. Baidenko // Higher eEucation in Russia. - 2004. - №11. - P. 26-33.
2. Dyachenko, M.I. Higher School Psychology: Study Guide [Text] / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. - Mn.: Tesei, 2003. - 352 p.
3. Novikov, A.M., Educational Project: Methodology of Educational Activity [Text] / A. M. Novikov, D.A. Novikov. - М: «Agves», 2004. - 120 p.
4. Pedagogy of Professional Training: Study Guide for Students of Higher Pedagogical Schools [Text] / E.P. Belozertsev, A.D. Goneev, A. G. Pashkov, and oth.; Under Editorship of V.A. Slastenin. - М: "Academy" Publishing Centre, 2004. - 368 p.
5. Starikova, L.D. Methods of Pedagogical Research [Text]: Study Guide / L.D. Starikova, SA. Starikov. - Yekaterinburg, 2010. - 336 p.
6. State Educational Standard of Higher Professional Education for Qualification «031300 -Social Pedagogics». - Moscow, 2005.