УДК 378+371+159.9
Скрыпникова Екатерина Михайловна
Магистрант кафедры педагогики и психологии ИИГСО Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск.
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮщИхСя ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, К ОРГАНИЗАЦИИ
участия детей в принятии решений*
Аннотация. Процесс принятия решений влияет на ребенка и на его окружение, поэтому необходимо грамотно выстраивать этот процесс. Для этого важно, чтобы человек, организующий процесс принятия решений, обладал набором определенных компетентностей, помогающих ему грамотно выстроить этот процесс. В статье показаны результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования с целью выявления наиболее оптимального содержания подготовки бакалавра к организации участия детей в принятии решений.
Ключевые слова: участие детей в принятии решений, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетенция.
Skrypnikova Ekaterina Michailovna
Undergraduate student of the department of pedagogy and psychology IIGSO Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk.
DIAGNOSIS OF READINESS BACHELORS, STUDENTS in the DIRECTION OF psyho-pedagogical AND PEDAGOGICAL EDUCATION, TO THE ORGANIZATION OF THE INVOLVEMENT OF CHILDREN IN DECISIONMAKING"
Abstract. Process of making decisions influences the child and his surrounding therefore it is necessary to build this process competently. It is important for person who organizes a process of making decisions to possess a set of the certain competences helping to build this process competently. In article shows the results of the analysis Federal state educational standards of higher education are compared for the purpose of detection of the most optimum content of the training of a bachelor for the organization of involvement of children in decision-making.
Keywords: involvement of children in decision-making, the Federal state educational standard of higher education, competence.
В современном мире приобретает масштабное развитие социальный процесс -участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, - который «включает обмен информацией и диалог между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении» [1, с. 9] и, по сути, является поиском новых эффективных форм управления все усложняющейся социальной реальностью (И. Е. Калабихина). Очевидно, что субъекты этого процесса не только дети, но и взрос-
лые, которые должны быть компетентны и способны организовать участие детей, помочь им узнать о своих правах, способах и формах их реализации. Взрослые, включенные в организацию участия детей в принятии решений, должны «четко уметь разграничить права и интересы детей от интересов родителей, других социальных групп, государства, учреждений и прочих» [2, с. 40] и отвечать следующим критериям:
- обладать необходимым объемом знаний
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-06-00078а
** Article is prepared with Russian Humanitarian Scientific Fund (RFH) support, the project № 13-06-00078а.
стадий развития ребенка и в области психосоциального благополучия детей;
- достаточно четко понимать вопросы, связанные с обеспечением права ребенка на жизнь, участие, защиту и развитие, включая вопросы обеспечения образования, интеграции в семью, физическое и культурное развитие;
- обладать знаниями в области права и вопросов безопасности ребенка;
- понимать вопросы культуры и религии;
- обладать знаниями в области социальных и экономических вопросов;
- обладать навыками по вовлечению детей в процесс выработки и принятия решений [Там же. С. 39].
Необходимые компетенции для организации процесса участия детей в принятии решений могут быть приобретены в ВУЗе. Для того, чтобы проследить, насколько современное педагогическое образование способно ответить на социальный запрос в компетентных педагогах-организаторах участия детей в принятии решений, сравним Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (ППО)* и ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (ПО)**.
Основная ориентация процесса обучения на подготовку к работе педагога с детьми, участвующими в принятии решений, отражена в пункте 4.1. образовательных стандартов психолого-педагогического и педаго-
* Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_10/pim200-1.pdf (дата обращения: 15.10.2013).
** Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 15.10.2013).
гического образования, где отмечается, что область профессиональной деятельности будущих выпускников, обучавшихся по данным направлениям, включает социальную сферу. Бакалавры, обучающиеся по направлению ППО, в отличие от бакалавров, обучающихся по направлению ПО, должны выполнять на практике задачи (См. п. 4.4. ФГОС ВПО) реализации прав ребенка, что является основой процесса участия детей в принятии решений. Поэтому можно предположить, что их готовность к организации данного процесса в итоге будет выше.
Анализ содержания компетенций, представленных в стандартах, дал следующие результаты. Во ФГОС ВПО ППО, на наш взгляд, подготовку студентов к организации процесса участия отражают 10 компетенций во всех блоках подготовки: общекультурные (1 компетенция), общие профессиональные (5 компетенций) и профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности (4 компетенции).
В учебном плане подготовки бакалавров психолого-педагогического образования по профилю «Психология и социальная педагогика» в ФГБОУ ВПО «НГПУ» на формирование выделенных компетенций направлены, прежде всего, дисциплины, относящиеся к вузовской компоненте: Социальное влияние, Психология толерантности, Гражданское патриотическое воспитание, Педагогика детского отдыха, Право в образовании, Психология общения, Социальное воспитание, Конфликтология, Сопровождение детей в замещающей семье, Теория и методика волонтерской деятельности, Теория и практика воспитательных систем, Теория и практика детского и молодежного движения, Технологии проектной деятельности и др.
Во ФГОС ВПО ПО подготовку студентов к организации процесса участия отражают три компетенции, две из которых относятся к общекультурным компетенциям и одна -к профессиональным. В учебных планах подготовки бакалавров педагогического образования на формирование выделенных компетенций направлены дисциплины, относящиеся к федеральной компоненте: История, Философия, Иностранный язык, Культура речи, Экономика образования, Психология, Педагогика, Безопасность жиз-
недеятельности, Методика обучения и воспитания.
Полученная информация позволяет выдвинуть предположение о том, что оптимальным, отвечающим социальному запросу в компетентных педагогах, соответствующих вышеназванным критериям, является ФГОС ВПО ШЮ, который обладает большим содержательным ресурсом.
Для того, чтобы выявить актуальный уровень подготовленности студентов, обучающихся по представленным направлениям, к организации участия детей в принятии решений, было проведено исследование, в котором принимали участие бакалавры ППО 2 - 4 курсов (29 чел.) и бакалавры ПО 2 - 3 курсов (38 чел.) Новосибирского государственного педагогического университета (см. таблицу).
Отвечая на вопрос: «По вашему мнению, в решении каких вопросов, затрагивающих
Таблица - Результаты с
их интересы, дети могут принимать участие?», - студенты данных направлений подготовки выделили следующие: увлечения, хобби, дополнительные занятия, внеурочная деятельность, свободное время, общение со сверстниками, права и обязанности в семье, будущая профессия, место учебы. Данный ряд ответов, выделенных студентами, ориентирован на сферу личностных потребностей и, как видим, выпадает чрезвычайно актуальная социальная сфера участия в жизни общества. Это может говорить о недостаточной сформированности представлений студентов о процессе участия детей в принятии решений.
Исследование также показывает: несмотря на то, что опыт практической деятельности по организации участия детей в принятии решений больше у студентов ППО, уверенность в своей теоретической и моти-вационной готовности демонстрируют сту-
кетирования студентов
% опрошенных студентов, % опрошенных студентов,
Вопрос ответивших положительно ответивших положительно
(направление «психолого-пе- (направление «педагогическое
дагогическое образование») образование»)
Могут ли дети принимать участие в 95 95
решении вопросов, затрагивающих их интересы?
Имеете ли вы опыт, в оказании по- 85 70
мощи детям в принятии решений?
Какими навыками для оказания по-
мощи детям в принятии решений вы обладаете?
а) организаторские а) 10 а) 15
б)сотруднические б) 80 б) 65
в) управленческие в) 10 в) 20
Обладаете ли вы необходимым 40 30
объемом знаний стадий развития ре-
бенка и в области психосоциального
благополучия детей?
Обладаете ли вы знаниями в обла- 55 65
сти права и вопросов безопасности
ребенка?
Обладаете ли вы знаниями в об- 30 70
ласти социальных и экономических
вопросов?
Готовы ли вы решать вопросы, 45 65
связанные с обеспечением права
ребенка на жизнь, участие, защиту
и развитие, включая вопросы обе-
спечения образования, интеграции
в семью, физическое и культурное
развитие?
денты ПО. При этом налицо разрыв между теоретическими знаниями и практикой.
Анализ содержания компетенций, представленных в стандартах, показал, что ФГОС ВПО ППО обладает б'ольшим содержательным ресурсом для подготовки бакалавра к организации процесса участия детей, но результаты анкетирования показывают, что меньше половины опрошенных готовы организовывать данный процесс. По нашему предположению есть два фактора, влияющих на это. Во-первых, отсутствие сформированного представления о процессе участия детей в принятии решений в обществе в целом, и в профессиональном сообществе, в частности; и, во-вторых, недостаточный объем знаний различных вариантов, форм, моделей организации участия детей.
Очевидно также, что одних теоретических занятий для формирования представлений к готовности к процессу участия детей в принятии решений недостаточно. Их расширение возможно за счет опыта, который студенты могут приобретать в ходе прохождения профессиональной практики, а также
за счет опыта приобретаемого в волонтерской деятельности студентов [1; 5], что актуализирует внеаудиторную и воспитательную работу в ВУЗе [4].
Библиографический список
1. Богданова Е. В., Ромм Т. А. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 278 с.
2. Калабихина И. Е. Анализ положения детей в Российской Федерации. Как обеспечить развитие каждого ребенка. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. - М.: МГУ, 2012. - 72 с.
3. Методика преподавания прав ребенка: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений // Под ред. проф. Д. М. Маллаева и проф. П. О. Омаровой. - Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. - 218 с.
4. Киселёв Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе ИИГСО как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 1. - С. 190-196.
5. Ромм Т. А. Стратегия социального воспитания в современном обществе // Сибирский педагогический. - 2013. - № 2. - С. 60-67.