УДК 378.1 ББК 74.5
Новаковская Виктория Сергеевна
преподаватель кафедра педагогики и методики начального образования Технический институт (филиал)
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
г. Нерюнгри Novakovskaya Viktoria Sergeevna Lecturer
Chair of Pedagogics and Methods of Primary Education Technical Institute (Branch)
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Neryungri
Обоснование психолого-педагогической модели подготовки бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» в Южно-Якутском
регионе
Bachelors’ Psycho-Pedagogical Training Model Rational of «Psychological and Pedagogical Education» Program in the South Yakut Region
В статье изучаются условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования в Южно-Якутском регионе. Анализируется анкетный опрос работодателей региона, направленный на определение современных квалификационных требований к специалистам в области психо-лого-педагогического образования.
The article examines conditions for bachelors’ psycho-pedagogical professional training in South-Yakut region. It analyses the poll of employers of the region aimed at definition of modern qualification requirements to specialists in the field of psychological-and-pedagogical education.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, бакалавр, компетенции, функциональные задачи.
Key words: psychological-and-pedagogical education, bachelor, competence, functional tasks.
Переход с традиционной сложившейся модели подготовки педагога-психолога на многоуровневую модель «бакалавр-магистр», актуализирует проблему изменения содержания и технологии профессиональной подготовки бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» в условиях Южно-Якутского региона. Данный аспект требует пересмотра содержания блоков основной образовательной программы, усиливая в ней содержание способов профессиональной деятельности, технологий работы, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех
уровнях системы образования с учетом накопленных традиций, опыта модернизации регионального образования и особенностей регионального рынка труда.
Разработчиками ФГОС ВПО подготовки бакалавров направления «Пси-холого-педагогическое образование» отмечается, что «в предложенной модели стандарта отдельные параметры входят в различные компетентности». В качестве теоретической основы перехода к малопараметрической модели авторы выбрали модель психологической функциональной системы деятельности, позволяющей вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся [3].
В основе компетенций направления «Психолого-педагогическое образование» лежат функциональные задачи, которые осуществляются в процессе психолого-педагогической деятельности: психолого-педагогическое сопрово-
ждение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социальнопедагогическая деятельность; педагогическая деятельность в дошкольном образовании; педагогическая деятельность на начальнойй ступени общего образования [4].
В связи с этим, соответствующие компетентности бакалавра данного направления были сведены в шесть групп, соответствующих компонентам функциональной системы деятельности. Каждая группа включает в себя от двух до шести компетентностей.
Требования к бакалавру направления «Психолого-педагогическое образование» сгруппированы в семь содержательных (объективных) общих категорий - «групп компетенций». В их числе:
1. Общекультурные компетенции (ОК); всего 11 частных формулировок;
2. Профессиональные компетенции (ПК); всего 51.
В том числе - компетенции, общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК); всего 12 частных формулировок.
3. ПК в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП); всего 11;
4. ПК в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП); всего 7;
5. ПК в социально-педагогической деятельности (ПКСП); всего 7;
6. ПК в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД); всего 6;
7. ПК в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО); всего 8 [2].
Таким образом, 7 общих «групп компетенций» бакалавра объединяют 62 частные формулировки («компетенции»). Для модели бакалавра специфичны три группы компетенций: в социально-педагогической деятельности, в
дошкольном образовании и в образовании в начальной школе.
Специфика требований к подготовке бакалавра заключается в бoльшей конкретизации условий для его работы, это существенно что при формулировке абсолютного большинства «компетенций». Это свидетельствует в пользу того, что сторонники «компетентностного подхода» при моделировании бакалавра отталкиваются от субъектности человека, который преодолевает различные препятствия, в том числе - ситуативную неопределенность и собственную ограниченность. По мнению Б. А. Еремеева, «другие грани субъектности при выработке стандарта оказались практически незамеченными. Так, направленность упомянута при формулировке только одной из 62-х «компетенций» бакалавра (ПКПП-8), рефлексия упомянута в одной «компетенции» бакалавра (ПКПП-4) [2]. В стандарте бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование» предусмотрены специфичные профессиональные ситуации, меньше число «компетенций» и раскрываются они посредством наиболее устойчивой
категоризации, прежде всего, через внешние обстоятельства бакалаврской деятельности. Для бакалавра - это «деятельность» и «готовность». В бакалавриате для подготовки студентов, в общем случае, задаются определенные условия, исходным среди которых является включение в деятельность.
Нами проведен экспертный опрос, направленный на определение современных квалификационных требований к специалистам в области психологопедагогического образования. Были получены сведения от 50 работодателей: руководителей муниципальных образовательных учреждений дошкольного, школьного, коррекционного и дополнительного образования Южно-Якутского региона, представляющие интерес для бакалавров с точки зрения возможного трудоустройства. Им предложено два анкетных опроса. Первый, построенный на основе опроса, проведенного в контексте проекта TUNING, выявлял значимые для работодателей общекультурные универсальные компетенции [1], второй направлен на выявление профессиональных компетенций, при его составлении учитывались функциональные задачи и компетенции будущей психоло-го-педагогической деятельности бакалавра.
Анализ результатов показал, что наиболее важными компетенциями, которые нужно развивать являются:
- инструментальные компетенции (способность к организации и планированию (93%), способность к анализу и синтезу (65%), навыки управления информацией (55%), решение проблем и принятие решений (61% и 72%));
-системные (способность адаптироваться к новой ситуации (89%), способность порождать новые идеи (91%), способность работать самостоятельно (82%)).
Высокий ранг получили межличностные компетенции (способность к критике и самокритике (98%), способность работать в команде (86%), навыки межличностных отношений (91%), способность работать в междисциплинарной команде (69%)).
Таким образом, мы можем констатировать, что универсальные компетенции, и в частности межличностные, являются основополагающими для про-
фессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования, потому что прояляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии. В подготовке бакалавров их развитие обеспечивается высоким уровнем развития общекультурных компетенций (ОК) - 11 частных формулировок. Сравнительный анализ общекультурных компетенций ФГОС ВПО и выявленных значимых компетенций с помощью анкетного опроса работодателей показал, что в ФГОСе достаточно представлены компетенции системные и инструментальные. Недостаточно представлены, хотя отмечены работодателями как наиболее важными для психолого-педагогической деятельности межличностные компетенции: индивидуальные способности, способность выражения чувств, способность к критике и самокритике, межличностные навыки, сотрудничество и работа в команде
Выявление значимых профессиональных компетенций показало, что их оценки различаются в зависимости от специфики образовательной деятельности учреждения. Работадателями высоко отмечены компетенции, базирующиеся на всестороннем системном знании о человеке как субъекте образования и выражающееся в способности и готовности работать с установкой на личностно-ориентированный, этнокультурный подходы (ОПК-1, ОПК-8, ОПК-9), именно они являются базисом профессиональной деятельности и связывают ее цели, задачи, содержание, технологию образования в целостную гуманистическую систему.
Компетенции, отражающие профессиональную психолого-
педагогическую деятельность бакалавра с учетом его взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (ОПК-5, ОПК-6, ОПК-10) включены во все функциональные задачи будущей деятельности и отражают процесс обмена информацией, организации межличностного и делового взаимодействия, организации различных видов деятельности, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
Организационно-методическая составляющая деятельности бакалавра включает в себя высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения психолого-педагогических задач: владение методами диагностики развития, общения, деятельности, знание теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ, знание нормативных документов, права ребенка, инвалидов, использование здоровьесберегающих технологий (ОПК-3, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-11, ОПК-12). В таком смысле данная составляющая представляет собой программу общей организации педагогического процесса как взаимодействия субъектов в определенных условиях и позволяет «просмотреть» весь педагогический процесс в целом.
Для полного представления модели бакалавра психолого-педагогического образования необходимо рассмотреть наряду с общепрофессиональными компетенциями, компетенции, решающие частные функциональные задачи. Данные группы компетенций отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. В данном случае: ПКПП, ПКСПП, ПКСП, ПКД, ПКНО.
Востребованными работадателями являются компетенции по психологопедагогическому сопровождению в системе образования. Именно данная группа компетенций является основополагающей для решения следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; создание во всешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка; помощь школь -никам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
Данная группа компетенций призвана формировать готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-S), а также рефлексию способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4) т.е. личностную готовность к осуществлению психолого-педагогической деятельности.
Таким образом, в основе модели подготовки бакалавров лежит интегративный подход, сочетающий в себе основные положения личностноориентированного, деятельностного, системного и компетентстного подходов.
Для реализации запросов работодателей при подготовке бакалавров учитывались дидактические принципы построения непрерывного образовательного процесса в вузе: ориентация на конечный результат и на потребности рынка труда, преемственность уровней образования, целостность и комплексность, сотрудничество и сотворчество.
Мы полагаем, что устойчивое своеобразие требований к бакалавру по направлению «Психолого-педагогическое образование» проявляется, прежде всего, в бoльшем использовании категорий социальности, готовности, в учете различий у дошкольников, учащихся и других участниках образовательного процесса.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING)» [Текст] / В.И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200б. - 211 с.
2. Еремеев, Б.А. Требования к бакалавру и магистру в рамках стандарта психолого-педагогического образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/Yeremeyew treb bak mag.pdf (дата обращения 24.07.2011).
3. Проектирование Основных Образовательных Программ по направ-
лению «Психолого-педагогическое образование» на основе ФГОС ВПО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psy.1september.ru/view article.php?ID=200900114 (дата обращения
24.07.2011).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgppu.ru/foreign affairs/ (дата обращения: 24.05.2010).
Bibliography
1. Baidenko, V.I. "The Bologna Process: Finding Common in European Higher Education Systems (project TUNING)" [Text] / V.I. Baidenko. - Moscow: Research Center of Specialists’ Training Quality Problems, 2006. - 211 p.
2. Design of the Basic Educational Program in "Psycho-Pedagogical Education" Based on FSES HPE [Electronic Resource]. - Access Mode: Http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200900114 (Date Accessed:
07.24.2011).
3. Federal State Educational Standard of Higher professional Education in
the Field of Training 050400 "Psychological and Pedagogical Education" (Qualification (Degree) "Bachelor") [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.mgppu.ru/foreign_affairs/ (Date Accessed: 24.05.2010).
4. Yeremeyev, B.A. Requirements for the BS and MS in the Standard of Psycho-Pedagogical Education. [Electronic Resource]. - Access Mode: Http://humanpsy.ru/articles/Yeremeyew_treb_bak_mag.pdf (Date Accessed:
07.24.2011).