Научная статья на тему 'Рекомендации по повышению конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК в условиях инновационного развития'

Рекомендации по повышению конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева И. И.

В статье исследована роль кластерного подхода в повышении конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК, рассмотрены основные факторы, обоснована их классификация с учетом специфики АПК. Особое внимание уделено обоснованию создания инновационного кластера в хлебопекарной промышленности Могилевской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR INCREASED COMPETITIVENESS OF PROCESSING ORGANIZATIONS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article examines the role of cluster approach in improving the competitiveness of processing organizations of agro-industrial complex, discusses the main factors, justifies their classification taking into account the specifics of agro-industrial complex. Particular attention is paid to the rationale for creating an innovation cluster in the baking industry of the Mogilev region.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по повышению конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК в условиях инновационного развития»

УДК 339: 637.12

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

И. И. ПАНТЕЛЕЕВА, аспирантка УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

RECOMMENDATIONS FOR INCREASED COMPETITIVENESS OF PROCESSING ORGANIZATIONS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

I. I. PANTELEEVA, postgraduate Mogilev State University of Food Technologies

Введение. На данном этапе инновационное развитие перерабатывающих организаций АПК зависит от создания от создания инновационных производственных систем на основе интеграции с целью осуществления технологического прорыва, который невозможен без формирования целевых устойчивых связей между важнейшими сферами деятельности организаций, построения взаимосвязей и взаимозависимостей связей в цепочке «конку-

В статье исследована роль кластерного подхода в повышении конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК, рассмотрены основные факторы, обоснована их классификация с учетом специфики АПК. Особое внимание уделено обоснованию создания инновационного кластера в хлебопекарной промышленности Могилевской области.

The article examines the role of cluster approach in improving the competitiveness of processing organizations of agro-industrial complex, discusses the main factors, justifies their classification taking into account the specifics of agro-industrial complex. Particular attention is paid to the rationale for creating an innovation cluster in the baking industry of the Mogilev region.

рентоспособность - производственная система - технология -инновация», построения управляемого процесса в единой системе [1-3, 6, 7].

В Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь под кластером понимается совокупность юридических и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости [5].

Анализ источников. Результаты изменения инновационной активности и привлекательности организации связаны с улучшением ее конкурентоспособности. М. Л. Новожилов исследовал факторы конкурентоспособности, связанные с их инновационной деятельностью: качественные - технико-технологические параметры продукции, эргономические, экологические параметры и патентная чистота товара; коммерческие - использование гибкой ценовой политики, организация послегарантийного обслуживания, качество ведения деловых операций; маркетинговые - эффективность маркетинговых мероприятий; гудвилл -имидж организации и корпоративный бренд, степень лояльности потребителей по отношению к продукции организации, а также интеллектуальную собственность [4].

Методы исследования. Абстрактно-логический, метод сравнения и др.

Основная часть. На данном этапе оценка конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК осуществляется по ряду индикаторов: рост добавленной стоимости перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства, увеличение удельного веса экспорта на мировом рынке, рост производительности труда. Глобализация рынков, новая парадигма конкуренции, трансформация системы потребительских ожиданий требуют на современном этапе концептуально нового подхода к обеспечению конкурентоспособности. В условиях непрерывного изменения внешней среды повышается значение системы внутренних условий конкурентоспособности, в частности, это обладание уникальными ресурсами, знаниями,

компетенциями, технологиями, образующими конкурентные преимущества.

Проведенные исследования показали, что конкурентоспособность перерабатывающих организаций АПК зависит от выбора ресурсов, способности осуществлять и оптимизировать их сочетание. Учитывая специфику функционирования перерабатывающих организаций АПК и структурные элементы инновационного потенциала, факторы сгруппированы по следующим направлениям:

1) факторы ресурсного обеспечения: основные и оборотные средства, трудовые ресурсы;

2) факторы, обеспечивающие соответствующий уровень финансово-экономического и технического развития организаций;

3) организационно-управленческие факторы, характеризующие уровень организации производства и труда, связанные с оптимизацией производственной и управленческой структуры;

4) факторы коммерческой деятельности организаций (возможности эффективной деятельности, уровень и динамика цен на ресурсы и готовую продукцию, прибыль, рентабельность).

Первые три группы факторов определяют ресурсы и возможности перерабатывающих организаций АПК, при этом степень реализации этих возможностей зависит от использования факторов второй группы. Коммерческие факторы определяют условия сбыта продукции на конкретном рынке, которые включают: конъюнктуру продовольственного рынка (уровень конкуренции, соотношение между спросом и предложением, особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию), рекламу, имидж организации.

На рисунке представлены основные мероприятия по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной и готовой продукции.

Оптимизация затрат на производство, повышение качества продукции, производство экологически чистой продукции и здорового питания

Формирование и развитие инновационного потенциала

Разработка направлений повышения эффективности использования экспортного потенциала

Внедрение современных, безотходных технологий, модернизация, совершенствование организации производства на основе кластерного подхода

Рис. Основные мероприятия повышения конкурентоспособности продукции

Реализация и использование потенциала перерабатывающих предприятий АПК на базе существующих ресурсов формируют соответствующие конкурентные преимущества, которые являются ключевыми факторами их позиционирования на рынке.

В современных условиях инновационного развития экономики конкурентные преимущества достигаются в результате комплексного подхода, что требует слияния отдельных элементов системы для достижения общей цели, предполагает активное использование ресурсов организаций на основе развития кооперативно-интеграционных отношений и кластерного подхода.

Рынок хлебобулочных изделий является одним из наиболее приоритетных в структуре экономики Республики Беларусь. Данный рынок объединяет 20 комбинатов хлебопродуктов, 12 комбикормовых заводов, 8 хлебоприемных предприятий, 6 республиканских предприятий хлебопекарной промышленности. Хлебопекарная промышленность является одной из ведущих и наиболее развитых отраслей пищевой индустрии в Беларуси. Более 98 % хлебобулочных изделий производится на крупных хлебозаводах государственной собственности — Департамента по хлебопродуктам (57 % предприятий), коммунальной (21,7 %) и системы потребительской кооперации (21,2 %). Организации потребительской кооперации проводят

а 8 а

& £ I

а ч

активную работу по продвижению собственной продукции в торговых предприятиях разных форм собственности. Для этого постоянно ведется работа по обновлению ассортимента, разработке и внедрению новых наименований продукции, совершенствуются графики и маршруты поставки хлебобулочных и кондитерских изделий. На хлебопекарных предприятиях системы хлебопродуктов работает более 13 тыс. человек, хлебозаводы вырабатывают более 75 % хлеба и хлебобулочных изделий от общего производства в республике, обеспечивают работой 7 млн человек, поставляют свою продукцию во все областные центры, крупные города, организована выездная торговля в отдельные районы сельской местности, поставляется продукция на экспорт [8].

На данном этапе крупные торговые сети продолжают активно внедряться не только в крупных городах, но и в сравнительно небольших районных центрах, конкуренция по реализации хлебобулочных изделий возросла. У покупателей имеется огромный выбор в приобретении хлебной продукции.

С целью обеспечения качества и безопасности производимой продукции система НАССР внедрена во всех хлебопекарных организациях. В 48 хлебопекарных организациях имеются сертификаты соответствия СТБ ИСО 9001-2001 и на 18 - сертификаты системы НАССР. Для увеличения объемов производства кондитерских изделий и стабилизации объемов производства хлебобулочной продукции хлебопекарными организациями принимаются следующие меры: модернизация действующих и организация новых импортозамещающих производств; совершенствование ассортимента продукции в соответствии с конъюнктурой рынка; увеличение поставок на экспорт и совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования.

Важным направлением в обеспечении полной переработки сельскохозяйственного сырья должно стать развитие инновационных кластерных структур за счет проведения организационно-управленческих мероприятий по формированию единой цепочки добавленной стоимости и продвижению готовой продук-

ции. Ключевым элементом их создания выступают современные инновационные кластеры - производители продукции, конкурентоспособной, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

На региональном рынке головная организация ОАО «Булоч-но-кондитерская компания «Домочай»» является центром формирующегося инновационного кластера и главным координатором действий организаций, поставляющих сырье. Основными целями создания инновационного кластера хлебопекарной промышленности Могилевской области являются: повышение конкурентоспособности участников кластера за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия, связанного с их участием в производстве хлеба и хлебобулочной продукции, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижение транзакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных проектов; улучшение внешнеэкономической интеграции и повышение конкурентоспособности участников инновационного кластера хлебопекарной промышленности Могилевской области за счет включения кластера и его участников в глобальные цепочки создания добавленной стоимости; упрощение доступа участников кластера к финансовым ресурсам; снижение затрат и повышение качества в цепях поставок продукции для участников кластера и обеспечение высоких темпов экономического роста участников кластера.

Высшим органом управления инновационного кластера хлебопекарной промышленности Могилевской области является совет управляющих, формируемый путем включения в его состав представителя от каждого ее участника. Каждый из элементов кластерной структуры выполняет определенные функции, взаимодействуя с другими организациями с учетом факторов внешней среды и для осуществления деятельности функции всех ее элементов системы должны быть между собой согласованы.

Задачами эффективной деятельности инновационного кластера хлебопекарной промышленности Могилевской области

являются: обеспечение высоких темпов развития хлебопекарной промышленности в Могилевской области и в других областях; обеспечение развития экономики Могилевской области и других областей Республики Беларусь через развитие хлебопекарной промышленности и смежных отраслей; содействие эффективной реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера; обеспечение внутрикластер-ной прозрачности процессов развития и информации для бенчмаркинга (сопоставления степени развития различных производственных и управленческих технологий в передовых организациях); обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной, научной и образовательной поддержки функционирования кластера на и отраслевом уровне; формирование единой технологической платформы производства и реализации продукции; формирование эффективной системы взаимодействия между участниками кластера; создание и развитие механизмов повышения качества управления в организациях-участниках кластера; содействие маркетингу продукции, выпускаемой участниками кластера, и развитие внешнеэкономической деятельности; содействие взаимодействию в кластере владельцев инновационных технологий в сфере производства и сбыта продукции; развитие малых и средних организаций в рамках кластера; консолидация действий профессиональных ассоциаций.

Наряду с этим необходимо осуществлять также развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка и улучшение сотрудничества между исследовательскими коллективами, образовательными учреждениями и производством; привлечение профессиональных экспертов для реализации проектов в областном, национальном и международном масштабах; обеспечение предоставления комплексных услуг диверсифицированным по отраслям участникам кластера; создание материально-технической базы для функционирования и развития инновационно-внедренческих организаций и организаций инновационной инфраструктуры; содействие внедрению перспективных производственных, инжиниринговых и управленческих техно-

логий и оборудования; обеспечение получения участниками кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям; получение участниками кластера возможностей выхода на конкурентные внешние рынки; содействие привлечению прямых иностранных инвестиций для инновационных проектов, реализуемых в рамках кластера.

В Могилевской области для устойчивого развития АПК используются исследования и разработки следующих учреждений образования: Могилевского государственного университета продовольствия и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. В этой связи важным элементом является научное и кадровое обеспечение, так как включенные в кластер высшие учебные заведения в состоянии удовлетворить соответствующие требования по подготовке высококвалифицированных специалистов. Учреждение образования «Могилевский государственный университет продовольствия» - это крупный учебный и научный центр, осуществляющий подготовку инженеров-технологов для организаций перерабатывающей и пищевой промышленности. В университете осуществляется подготовка специалистов по специальности «Технология переработки растительного сырья». Основное научное направление кафедры технологии хлебопродуктов - это повышение эффективности использования ресурсов местного растительного сырья и разработка на его основе новых видов продуктов питания. Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» обладает большим научным потенциалом в области растениеводства, селекции зерновых культур и технологии их производства, осуществляет подготовку по специальностям «Агрономия» и «Селекция и семеноводство».

При организации инновационного кластера уточняются функции участников, а также разрабатывается соглашение о создании кластера, положение о задачах и структуре управления инновационным кластером хлебопекарной промышленности, заявление о присоединении к соглашению о создании инновационного кластера и политика взаимоотношений участников инновационного кластера хлебопекарной промышленности.

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о том, роль кластерного подхода в повышении конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК заключается в снижении себестоимости продукции за счет доступности ресурсов и услуг специализированных организаций благодаря тесным связям и близости поставщиков ресурсов; снижения транзакцион-ных издержек и совместного финансирования инновационных проектов. Повышается потребительская удовлетворенность заказчиков благодаря осведомленности о спросе и потребностях в результате объединения с корпоративными потребителями и совместных программ исследований и обслуживания потребителей. Возрастает активизация инновационной деятельности в кластере за счет сотрудничества организаций с научно -исследовательскими и информационными организациями; взаимного образовательного процесса и обмена информацией; быстрой диффузии инноваций внутри локальных инновационных систем; взаимодействия субъектов производственной системы (цепочки ценностей) и создания новых комбинаций знаний и навыков.

Список литературы

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: указ Президента Республики Беларусь, № 31 от 31.01. 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/. -Дата доступа: 15.11.2017.

2. Гнатюк, С. Н. Конкурентоспособность предприятия: теория, методология, практика: моногр. / С. Н. Гнатюк, А. Г. Барановский, Л. В. Наркевич. -Смоленск: Маджента, 2016. - 180 с.

3. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. -Минск, 2017. - 138 с. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/bgd/-public_compilation/index_438. - Дата доступа: 30.09.2018.

4. Новожилов, М. Л. Теория и методология формирования модели повышения инновационной активности промышленных компаний: моногр. / М. Л. Новожилов. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2007. - 141 с.

5. Об утверждении концепции формировании и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятия по ее реализации [Электронный ресурс]: Пост. Совета Министров Республики Беларусь 16.01.2014. - 20.01.2014, 5/38322, №27 от 16.01.2014 / Национальный правовой

Интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by/. - Дата доступа: 25.09. 2018.

6. Основные концептуальные положения развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 г. / В. Г. Гусаков [и др.] // Аграрная экономика. - 2012. - №9. - С. 2 - 14.

7. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер: пер. с англ.; под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896с.

8. Промышленность Республики Беларусь: стат. сборник [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. - Минск, 2017. - 268 с. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/bgd/-public_compilation/index_438. -Дата доступа: 05.10.2018.

Информация об авторе

Пантелеева Ирина Ивановна - магистр экономических наук, аспирантка кафедры экономики и организации производства УО «Могилевский государственный университет продовольствия», тел. раб. 8 (0222) 64-87-45; е-mail: т-na_pantielieieva@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.