Научная статья на тему 'Инновации как фактор повышения конкурентоспособности пищевой промышленности'

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ НОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПОРТ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Ирина Ивановна

В статье проанализированы особенности развития инновационных процессов в пищевой промышленности, рассмотрена динамика инвестиционной активности и привлекательности организаций. Предложены мероприятия по реализации инновационных направлений в пищевой промышленности в условиях конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор повышения конкурентоспособности пищевой промышленности»

УДК 338.439

Ирина Ивановна Пантелеева

(аспирант кафедры экономики и организации производства Могилевского государственного университета продовольствия, г. Могилев,

Республика Беларусь)

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, факторы, пищевая промышленность, производство, экспорт, конкуренция.

В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономического развития Республики Беларусь и эффективной деятельности организаций всех форм собственности, являясь основой приобретения конкурентных преимуществ. Переход на новый этап инновационного развития невозможен без проведения инновационной политики, которая смогла бы обеспечить создание благоприятного инновационного климата в Беларуси, необходимого для успешного инвестирования в экономику. Такая политика должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики. На инновационную деятельность организаций влияют различные факторы на макроуровне:

- состояние и динамика развития экономики страны. Это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования в осуществлении инвестиционной деятельности. В качестве важнейших внешних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Республики Беларусь, определены: динамика ВВП стран - основных торговых партнеров (России, Европейского Союза), инфляция в России и еврозоне, обменный курс российского рубля и евро к доллару США, конъюнктура на мировом рынке нефти, а также важнейших для Беларуси сырьевых рынков и др. От величины этих макроэкономических показателей зависят возможности не только государства, но и ком-

мерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования;

- уровень инфляции, которая самым существенным образом влияет на активность инвестиционной деятельности в стране. При этом следует иметь в виду, что с уровнем и динамикой инфляции тесно связан уровень и динамика ставки рефинансирования Национального банка;

- привлечение иностранного капитала, что является важным условием оживления инвестиционной деятельности;

- налоговое законодательство. Совершенствование налоговой системы видится в оптимизации налоговых ставок, а также сокращении количества налогов на всех уровнях;

- уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. Экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами: более высокой отдачей от инвестиций по сравнению с направлением их на развитие крупного, сокращением срока окупаемости инвестиций, более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрением и апробированием новых технологий, проведением автоматизации производства, появлением среднего класса, заинтересованного в стабилизации экономики, располагающего достаточным уровнем доходов, готовым потреблять соответствующие товары. Формирование среднего класса - один из приоритетов национального развития, основа для роста инвестиционной активности.

Среди прочих макроэкономических факторов выделены: правовое обеспечение инновационной деятельности, социальное и политическое положение в обществе, наличие свободных экономических зон и степень риска. При этом факторы между собой тесно взаимосвязаны и влияют не только на инновационную деятельность, но и на состояние экономики страны [1].

В формировании инновационной политики организаций можно выделить ряд этапов: на первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные их варианты. Для этого требуется оценить потребительский спрос на выпускаемую продукцию и выявить ожидаемый спрос, сравнить затраты на выпуск продукции с рыночными ценами, определить производственные возможности предприятия на перспективу, проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить резервы.

На втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия.

На третьем этапе происходит выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Здесь требуется определить стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта; себестоимость заданного объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании; объем инвестиционных ресурсов; размер собственных и привлеченных средств, необходимых для реализации проекта; показатели эффективности проекта и риски.

В основе принятия обоснованных решений, позволяющих получить ожидаемую прибыль, лежат оценка и сравнение объема предполагаемых вложений и будущих доходов от инноваций. При этом необходим учет таких факторов, как: ограниченность финансовых ресурсов, стоимость источников финансирования, предполагаемый вид и стоимость объектов, множественность вариантов каждого вида инноваций, уровень рисков, связанных с принятием того или иного решения, влияние отраслевой, региональной специфики деятель-

ности организаций на выбор объектов и характер источников финансирования, внешние и внутренние условия деятельности организаций. Эти факторы характеризуют качество и эффективность управления инновационной деятельностью, они могут быть оптимизированы в процессе реализации инновационной политики организаций.

При разработке инновационной политики рекомендуется определять общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения. Вышеперечисленные факторы оказывают непосредственное влияние и на инвестиционную политику в целом, заслуживают соответствующего внимания со стороны руководителей и сотрудников организаций [2].

Потребность в ресурсах для реализации инновационной политики организации определяют с учетом их производственного и научно-технического потенциала, необходимого для выпуска продукции в соответствии с потребностями рынка [3].

Анализ особенностей развития инвестиционных процессов на предприятиях пищевой промышленности Республики Беларусь свидетельствует о наметившейся тенденции их перехода на инновационный тип развития, основанной на активизации инновационной деятельности непосредственно в производственной сфере, на формировании и реализации эффективных инновационных механизмов в системе маркетинга и сбыта.

В Республике Беларусь пищевая промышленность занимает третье место, уступая машиностроению и топливной промышленности по объему выпущенной продукции в общем объеме промышленного производства. Ее удельный вес в структуре обрабатывающей промышленности в 2014 г. составил 26,4%, что по сравнению с 2011 г. выше на 7% [4].

Данные таблицы 1 показывают, что за 2011-2014 гг. увеличился удельный вес организаций пищевой промышленности, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций Республики Беларусь на 1,3%.

Анализ инвестиционной привлекательности АПК Республики Беларусь приведен в таблице 2.

Таблица 1

Инновационная активность организаций промышленности Республики Беларусь по видам экономической деятельности

Наименование Количество организаций, осуществлявших технологические инновации, ед. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. +/-, п.п.

Промышленность -в том числе: 443 437 411 383 22,7 22,8 21,7 20,9 1,8

- обрабатывающая промышленность 433 428 399 369 25,0 25,1 23,7 22,7 +2,3

- производство пищевых продуктов 63 73 53 60 17,2 20,7 15,6 18,5 +1,3

Источник: [5], расчеты автора.

Таблица 2

Уровень инвестиционной привлекательности АПК

Характеристика производств АПК Значение показателя Отрасли промышленности

Высокий научно-технический потенциал развития, обусловливающий применение новых технологий, и высокий уровень инвестиционной привлекательности > 0,7 -

Высокий уровень инвестиционной привлекательности (развитая инфраструктура и диверсифицированное производство) 0,6-0,7 Кондитерская, рыбная, масложировая

Инвестиционная привлекательность выше среднего (достаточно высокий уровень производства продукции, высокий уровень ликвидности и рентабельности) 0,5-0,6 Молочная, мясная, хлебопекарная

Средняя инвестиционная привлекательность (высокий потенциал, но подверженность таким рискам, как сезонность и др.) 0,4-0,5 Мукомольно-крупяная, комбикормовая, крахмало-паточная, плодоовощная

Уровень инвестиционной привлекательности ниже среднего (функционирование и развитие отрасли во многом определяет господдержка) 0,2-0,4 Сельское хозяйство

Низкая инвестиционная привлекательность (даже господдержка не может обеспечить нормальное функционирование отрасли) < 0,2 -

Источник: [6].

Молоко- и мясоперерабатывающей промышленности отведено место среди отраслей с инвестиционной привлекательностью выше среднего, так как она обладает достаточно высоким уровнем производства продукции, а также ликвидности и рентабельности. На перспективу ставится задача продолжения процесса интеграции аграрного производства во все более эффективный аграрно-промышленный комплекс, в котором опере-

жающий рост получат сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная пищевая промышленность.

Затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности и видам экономической деятельности в Могилевской области за 2014 г. приведены в таблице 3.

Таблица 3

Состав и структура затрат на технологические инновации организаций по видам экономической деятельности

Наименование Затраты на технологи-ческие инновации Из них

исследования и разработки приобретение машин, оборудования приобретение высоких и новых технологий приобретение компьютерных программ и баз данных производственное проектирование повышение квалификации персонала

Обрабатывающая промышленность 574265 65464 385916 2018 200 147499 168

в том числе: производство пищевых продуктов 8625 2711 4190 292 200 1232

Структура затрат, % 100 31,4 48,6 3,4 2,3 14,3 _

Источник: [7], расчеты автора.

проектирование, приобретение высоких и новых технологий и затраты на приобретение компьютерных программ и баз данных.

Уровень развития пищевой промышленности зависит в большей степени от использования организациями производственных мощностей по выпуску продукции (см. табл. 4).

Таблица 4

Использование производственных мощностей организаций пищевой промышленности Могилевской области по выпуску продукции, %

Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что в 2014 г. в структуре затрат на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности в Могилевской области наибольший удельный вес занимали затраты на приобретение машин и оборудования, исследования и разработки, производственное

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. +/_, п.п.

Мясо 64,0 69,6 83,5 88,4 85,8 +21,8

Изделия колбасные 90,4 84,6 78,3 73,5 68,2 +22,2

Масло сливочное 84,1 80,9 80,5 76,3 72,8 _11,3

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 67,2 65,6 68,4 55,4 75,2 +8,0

Напитки безалкогольные 32,2 25,5 50,4 22,6 10,7 +21,5

Напитки алкогольные дистиллированные 56,6 65,9 77,4 56,5 38,3 _18,3

Пиво 51,7 80,3 71,7 62,4 73,6 +10,7

Источник: [8], расчеты автора.

Необходимо отметить, что за 2010-2014 гг. повысился уровень использования производственных мощностей организациями пищевой промышленности Могилевской области по вы-

пуску основных видов продукции: мяса, изделий колбасных, цельномолочной продукции, напитков безалкогольных, пива. Произошло снижение уровня использования производ-

ственной мощности по следующим видам про- Динамика производства пищевых про-

дукции: масло сливочное, напитки алкогольные дуктов в Могилевской области приведена в дистиллированные. таблице 5.

Таблица 5

Производство пищевых продуктов, тыс. т

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста, %

Мясо и субпродукты пищевые 73,4 84,9 95,0 115,8 118,2 161,1

Изделия колбасные 39,7 33,7 31,9 29,1 27,9 70,3

Масло сливочное 16,2 16,9 17,5 17,5 17,9 110,5

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 157,9 186,7 185,3 219,6 233,7 148,1

Сыры (кроме плавленого) 14,4 14,7 15,7 7,4 9,8 68,0

Хлеб, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, не предназначенные для длительного хранения 68,3 69,8 69,2 64,3 62,9 92,1

Мука 81,5 86,6 93,2 66,5 58,7 72,0

Источник: [9], расчеты автора.

Данные таблицы 5 показывают, что в Мо-гилевской области за 2010-2014 гг. увеличилось производство пищевых продуктов: мяса и пищевых субпродуктов, цельномолочной продукции, масла сливочного. При этом за исследуемый период снизилось производство сыра, колбасных изделий, хлеба, хлебобулочных и

мучных кондитерских изделий, предназначенных для длительного хранения и муки.

Удельный вес экспорта продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции организаций промышленности Могилев-ской области по видам экономической деятельности приведен в таблице 6.

Таблица 6

Удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции

организаций промышленности, %

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. +/_, п.п.

Промышленность 27,2 38,5 50,2 45,6 48,5 +21,3

в том числе обрабатывающая промышленность 27,2 38,5 50,2 45,6 45,6 +21,3

из них производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1,0 2,1 47,7 10,3 10,3 +22,4

в том числе в страны СНГ

Промышленность 24,9 32,2 44,2 41,1 46,7 +21,8

в том числе обрабатывающая промышленность 24,9 32,2 44,2 41,1 46,7 +21,8

из них производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака _ 2,1 47,6 10,3 15,6 +15,6

Источник: [10], расчеты автора.

Анализ данных, приведенных в таблице 6, показывает, что в Могилевской области доля экспорта пищевых продуктов в целом в 2014 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на

22,4%, в том числе в страны СНГ _ на 15,6%. Динамика экспорта основных видов пищевых продуктов организаций Могилевской области приведена в таблице 7.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспорт основных видов пищевых продуктов организаций Могилевской области, тыс. т

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста, %

Говядина 13,6 10,4 9,4 15,7 12,1 88,9

Мясо домашней птицы 1217 7950 19795 21082 27861 22,9

Молоко и сливки несгущенные 21,4 39,9 43,0 43,6 31,0 144,8

Молоко и сливки сгущенные и сухие 16,2 16,1 15,9 26,6 28,2 174,1

Пахта, йогурт, кефир 1321 1547 2279 7540 10702 8,1

Масло сливочное 11,9 11,5 14,0 14,0 14,9 125,2

Сыры и творог 11,3 10,4 14,9 10,7 8,9 78,7

Источник: [11], расчеты автора.

На данном этапе осуществление организациями инновационной деятельности обусловлено объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанных с ориентацией данных организаций на спрос, возрастающими потребностями рынка, обострением конкуренции, развитием науки и техники. В качестве основных направлений деятельности государства в системе поддержки реализации инноваций в пищевой промышленности выделены такие направлении, как развитие системы страхования инновационных проектов, совершенствование информационной системы о передовых технологиях и состоянии их рынков,

реализация венчурных проектов, квалифицированный инжиниринг, консалтинг и аудит, стимулирование предприятий к внедрению стратегии развития, повышения эффективности, конкурентоспособности и расширения экспорта.

Механизм реализации инновационных направлений в пищевой промышленности предполагает использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.

Библиографический список

1. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ : учебное пособие / Т. С. Колмыкова. - М. : Инфра-М, 2010. - C. 154.

2. Игонина, Л.Л. Инвестиции : учебник / Л.Л. Игонина. - М. : Магистр, 2010. - C. 342.

3. Федоров, А.В. Основы финансовых инвестиций / А.В. Федоров. - СПб. : Питер, 2007. - C. 253.

4. Промышленность Республики Беларусь : статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск : [Б. и.], 2015. - 268 с. - URL : http://www.belstat.gov.by/ bgd/-public_compilation/index_438.

5. Там же.

6. Лысенкова, М.В. Управление инвестиционными ресурсами в организациях хлебопекарной промышленности Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М.В. Лысенкова. - Минск, 2012.

- 24 с.

7. Промышленность Республики Беларусь... - URL : http://www.belstat.gov.by/bgd/-public_ compilation/index_438.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

References

1. Kolmyikova, T.S. Investitsionnyiy analiz : uchebnoe posobie / T.S. Kolmyikova. - M. : Infra-M, 2010.

- C. 154.

2. Igonina, L.L. Investitsii : uchebnik / L.L. Igonina. - M. : Magistr, 2010. - C. 342.

3. Fedorov, A.V. Osnovyi finansovyih investitsiy / A.V. Fedorov. - SPb. : Piter, 2007. - C. 253.

4. Promyishlennost Respubliki Belarus : statisticheskiy sbornik / Natsionalnyiy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus. - Minsk : [B. i.], 2015. - 268 s. - URL : http://www.belstat.gov.by/bgd/-public_compilation/ index_438.

5. Tam je.

6. Lyisenkova, M.V. Upravlenie investitsionnyimi resursami v organizatsiyah hlebopekarnoy promyishlennosti Respubliki Belarus : avtoref. dis. ... kavd. ekon. nauk / M.V. Lyisenkova. - Minsk, 2012. - 24 s.

7. Promyishlennost Respubliki Belarus... - URL : http://www.belstat.gov.by/bgd/-public_compilation/ index_438.

8. Tam je.

9. Tam je.

10. Tam je.

11. Tam je.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.