Научная статья на тему 'Рекомендации по планированию и организации сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью: от исследования до проекта'

Рекомендации по планированию и организации сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью: от исследования до проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / дети с ОВЗ и инвалидностью / сетевое взаимодействие / сетевой партнер / обучающиеся с особыми образовательными потребностями / inclusion / children with disabilities / network interaction / network partner / students with special educational needs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавринова Ирина Игоревна

В статье рассматривается вопрос сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Приводятся обобщенные данные опроса представителей образовательных организаций Смоленской области, который позволил проанализировать текущее состояние практик сетевого взаимодействия в регионе. На основе проведенного исследования в статье описан и представлен алгоритм планирования и организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью посредством сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавринова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for Planning and Organizing Networking of Educational Organizations in the Education of Children with Disabilities: from Research to Project

The article deals with the issue of network interaction of educational organizations when teaching children with disabilities. Generalized data of the survey among representatives of educational organizations of Smolensk Oblast, which allowed analyzing the current state of network interaction practices in the region, are presented. On the basis of the conducted research, the article describes and illustrates the algorithm for planning and organizing the education of children with disabilities through network interaction.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по планированию и организации сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью: от исследования до проекта»

Лавринова Ирина Игоревна

ш

Рекомендации по планированию и организации сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью: от исследования до проекта

Recommendations for Planning and Organizing Networking of Educational Organizations in the Education of Children with Disabilities: from Research to Project

Аннотация. В статье рассматривается вопрос сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Приводятся обобщенные данные опроса представителей образовательных организаций Смоленской области, который позволил проанализировать текущее состояние практик сетевого взаимодействия в регионе. На основе проведенного исследования в статье описан и представлен алгоритм планирования и организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью посредством сетевого взаимодействия. Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ и инвалидностью, сетевое взаимодействие, сетевой партнер, обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Abstract. The article deals with the issue of network interaction of educational organizations when teaching children with disabilities. Generalized data of the survey among representatives of educational organizations of Smolensk Oblast, which allowed analyzing the current state of network interaction practices in the region, are presented. On the basis of the conducted research, the article describes and illustrates the algorithm for planning and organizing the education of children with disabilities through network interaction.

Keywords: inclusion, children with disabilities, network interaction, network partner, students with special educational needs

Лавринова

Ирина Игоревна,

магистрант программы «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ, учитель, методист ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», г. Смоленск email: lavrinovaii@ya.ru

Irina

Lavrinova,

Master's Student in Educational Administration, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Teacher, Methodologist of Smolensk Center for Children with Special Educational Needs, Smolensk

Проблематика

Сетевое взаимодействие в настоящее время является актуальным и перспективным направлением деятельности образовательных организаций. В Федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» обозначено, что «к концу 2024 года не менее чем 70 % общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования» [Федеральный проект, 2023].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет сетевую форму реализации образовательных программ как «возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [ФЗ, 2022, ч. 1 ст. 15].

Еще одним острым вопросом является создание условий для реализации образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации.

Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, проведенным в 2019 году, только третья часть школ имеет условия для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Данные Министерства просвещения РФ (2017) [Дети, 2023; Основные результаты, 2018] говорят, что лишь пятая часть школ приспособлена для обучения данной категории детей. Опрос родителей (законных представителей), проведенный ОНФ «Равные возможности — детям» совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования» в 2019, 2020 годах [Колесникова, 2020], а также исследование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2017) [Отношение общества, 2017], указывают на противоречия между мнением родителей и условиями, созданными в образовательных организациях.

Лавринова Ирина Игоревна

Таблица 1. Противоречия между мнением родителей и условиями, созданными в образовательной организации

Потребности родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью Условия, предоставляемые ОО, в которых обучается ребенок в рамках инклюзии

Освоение программы в полном объеме Не удовлетворяет качество реализации адаптированных образовательных программ (36,6 % респондентов); не хватает программ дополнительного образования (28,9 % респондентов)

Желание посещать кружки дополнительного образования Нет подходящего кружка (27,9 % респондентов); нет финансовой возможности (24 % респондентов); нет территориальной возможности (26,8 % респондентов); нет доступной архитектурной среды (17,7 % респондентов)

Индивидуализация процесса обучения Отсутствуют тьюторы (50 % респондентов); отсутствуют индивидуальные учебные планы (30 % респондентов)

Социализация детей с ОВЗ и инвалидностью Недостаточное количество мероприятий с включением данной категории обучающихся; негативное отношением к совместному обучению со стороны родителей здоровых детей, а также сверстников (15-20 % респондентов)

Необходима работа с компетентными специалистами в области дефектологии Отсутствие необходимого оборудования; отсутствие необходимых специалистов

Использование сетевого взаимодействия образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью представляется одним из вариантов разрешения выявленных противоречий. Доктор экономических наук С. С. Неустроев считает, что расширение возможностей образовательных программ учреждений образования и формирование индивидуальных траекторий обучения детей с ОВЗ и инвалидностью связано с сочетанием сетевых форм реализации образовательных программ [Неустроев, 2017]. А Европейское агентство по специальным потребностям и инклюзивному образованию отмечает в докладе, что школы могут развивать профессиональное сотрудничество и включаться в сетевое взаимодействие вместо того, чтобы бороться с трудностями в одиночку [Organisation, 2014].

Таким образом, в рамках данной статьи будут представлены выводы проведенного исследования перспектив сетевого взаимодействия и запросов образовательных организаций Смоленской области при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью, а также описан проект по внедрению сетевого взаимодействия в инклюзивную практику школ региона.

ИНДЕКС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

®|<втйе

Согласно анализу качества образовательных условий, созданных в субъектах РФ, представленному в исследовании НИУ ВШЭ [Индекс, 2019], Смоленская область характеризуется средними значениями индекса инфраструктуры по общему образованию, немного превышая общероссийские показатели по уровню материально-технического обеспечения, но уступая по инклюзии. Данные выводы подтверждают аналитические материалы органов управления образования региона. В соответствии с отчетами Министерства образования и науки Смоленской области, только в 23 % учреждений созданы условия для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках инклюзии — ощущается нехватка педагогов коррекционного и психолого-педагогического сопровождения. Например, на одного учителя-дефектолога приходится 389 обучающихся, на одного учителя-логопеда — 64 обучающихся (по отчету на 2020-2021 учебный год) [Информационная справка, 2020].

Опрос, проведенный среди представителей школ региона (в выборку попали 144 школы), курирующих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, показал низкую включенность в сетевое взаимодействие, но большое желание узнать о практиках и получить консультацию по организации данного рода партнерства. Так, только у 27,08 % образовательных организаций имеется сетевое взаимодействие с организациями-партнерами на основе сетевых договоров, 51,39 % респондентов ответили, что в образовательной организации нет таких практик либо взаимодействие носит неформальный характер (21,53 %).

Из числа респондентов, в чьих образовательных организациях нет практик сетевого взаимодействия либо данное взаимодействие носит неформальный характер,

Нет практик сетевого взаимодействия

Неформальный принцип нэяимидейсшин

Бааиыллейстяие на основе сетевых договоров

51,4%

21,5% 1

27,1% ^^^Н

1

Рисунок 1. Ответы респондентов о наличии практик сетевого взаимодействия

Рисунок 2. Ответы респондентов, не имеющих договоров о сетевом взаимодействии, об актуальности данной темы

Лавринова Ирина Игоревна

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос о сетевых партнерах

74,3 % отметили, что им было бы актуально получить больше информации о возможностях данного партнерства при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.

Интересно отметить, 66,7 % респондентов обозначили, что сетевое взаимодействие на основе договоров заключено со специализированными образовательными организациями, у 28,2 % — с образовательными организациями. Официальное сотрудничество с партнерами, выходящими за рамки реализации общеобразовательной программы, носит единичный характер.

Причем удовлетворены практиками сетевого взаимодействия 100 % респондентов. 82,1 % представителей образовательных организаций оценивают данный опыт как положительный, 17,9 % — скорее положительный.

Опрос показывает, что в Смоленской области сетевое взаимодействие образовательных организаций при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью развито неактивно, однако практики существуют, и они успешны.

В чем же заключается причина низкого охвата сетевым взаимодействием образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с особыми образовательными потребностями?

Более 60 % представителей всех образовательных организаций, не имеющих опыта регулярного сетевого взаимодействия, ответили, что в регионе недостаточно развита система просвещения и информирования школ о возможностях построения программ совместно с организациями-партнерами.

Рисунок 4. Оценка респондентами опыта сетевого взаимодействия образовательной организации с партнерами при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью

Рисунок 6. Ответы респондентов на вопрос о темах, по которым необходима консультация

Также представители образовательных организаций отметили, что нуждаются в консультации по вопросам алгоритма построения образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидностью на основе сетевого взаимодействия (42,9 %), нормативно-правового сопровождения (35,2 %), построения учебного плана (28,6 %), а также им необходима информация о потенциальных партнерах (37,1 %) и описание успешных практик (22,9 %).

Таким образом, можно говорить, что одной из главных причин низкого охвата сетевым взаимодействием является недостаточное количество информационного и консультационного сопровождения школ, желающих развивать данное направление.

Рисунок 5. Ответы респондентов о развитии системы информирования представителей образовательных организаций по вопросам сетевого взаимодействия

Проектирование

На основании проведенного теоретического и эмпирического исследований был разработан проект: рекомендации по внедрению сетевого взаимодействия для школ, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Данный проект представляет собой алгоритм — ряд шагов по планированию и организации сетевого взаимодействия, которые должна пройти управленческая команда образовательной организации, желающая внедрить данную практику в своей школе (Рисунок 7), а также модель сетевого партнерства (Рисунок 8 на стр. 232).

Лавринова Ирина Игоревна

Рисунок 7. Алгоритм действий по планированию и организации сетевого взаимодействия

Рисунок 8. Модель сетевого партнерства

Данный алгоритм составлен на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»;

• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391);

• Методических рекомендаций Минпросвещения России для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения Российской Федерации 28.06.2019 № МР-81/02вн).

География проекта: Смоленск и Смоленская область, однако разработанный алгоритм является универсальным и может быть адаптирован и принят в работу в других регионах РФ со сходной образовательной инфраструктурой.

Лавринова Ирина Игоревна

Критериями оценки результативности проекта могут являться:

• увеличение числа образовательных организаций-сетевых партнеров по реализации образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

• удовлетворенность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их родителей (законных представителей) качеством реализации образовательной программы;

• увеличение количества выпускников с ОВЗ и инвалидностью, продолжающих свое обучение по программам профессионального образования;

• увеличение числа профессиональных контактов и мероприятий по методической поддержке педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

• наличие публикаций по теме проекта с целью масштабирования практик.

Ожидаемые эффекты проекта:

• удовлетворение запросов образовательных организаций по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью при помощи сетевого взаимодействия;

• совершенствование научно-методического потенциала педагогов образовательных организаций региона по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью;

• увеличение уровня лояльности к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях. Рассмотрим более подробно шаги алгоритма и обратим

внимание на результаты.

Шаг 1. Первым этапом на пути к организации сетевого взаимодействия является оценка собственных ресурсов образовательной организации. На данном этапе важно проанализировать, в каком формате обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью (инклюзия, интегративные классы, обучение на дому), какие ресурсы необходимы школе для организации образовательного процесса. Администрации школы совместно с коллегиальными органами управления необходимо обсудить и зафиксировать в форме аналитической справки выявленные ресурсные дефициты (кадровые, материальные, технические, методические и т. д.), а также провести анализ негативных последствий на реализацию образовательных программ (основных и дополнительных).

Шаг 2. Администрация образовательной организации формирует пул сетевых партнеров на основе оценки их материально-технического, кадрового и инфраструктурного потенциала. Проведенное количественное исследование показывает, что представители школ нуждаются в информации об организациях, готовых предоставить свои услуги на основе сетевых договоров. В Смоленской области не сформирована консультационная служба, оказывающая данную услугу,

однако оказать консультационную поддержку могут специалисты Отдела специального образования Департамента общего образования Министерства образования и науки Смоленской области. В рамках проекта разработана модель сетевого партнерства с указанием перечня организаций, имеющих опыт большой работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в том числе и в рамках сетевого взаимодействия (Рисунок 8 на стр. 232).

Особенностью модели является построение взаимодействия внутри инклюзивного образовательного пространства с организациями-партнерами для решения определенного круга задач. Важно отметить, что посредником между образовательной организацией, в которой обучается ребенок с ОВЗ и инвалидностью, и организациями-партнерами должна стать служба консультационного сопровождения их деятельности.

Рассмотрим типы потенциальных сетевых партнеров и задачи, которые может решить при помощи сетевого взаимодействия школа, где реализуются образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Таблица 2. Виды взаимодействия с сетевыми партнерами

Партнер Описание взаимодействия

Общеобразовательные учреждения Партнеры могут заключать договоры по прохождению образовательной программы на основе совместного учебного плана, совместно организовывать сетевые проекты и участвовать в них, таким образом создавая не только условия для получения качественного образования обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, но и для обмена педагогическим опытом

Образовательные учреждения для обучающихся с ОВЗ Управленческие команды и педагоги данных образовательных организаций имеют уникальный опыт работы с обучающимися с ОВЗ различных нозологических групп, поэтому сетевое взаимодействие будет наиболее эффективно в прохождении образовательной программы на основе совместного учебного плана, а также в возможности реализации коррекционного блока Адаптированной основной общеобразовательной программы, участии в сетевых проектах. При необходимости можно заключить договор на предоставление специализированного оборудования для обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью на безвозмездной основе [ФЗ, 2022]. Также партнерские отношения между образовательными организациями будут способствовать обмену педагогическим опытом, расширению методической поддержки учителей

Лавринова Ирина Игоревна

Организации дополнительного образования В Смоленской области разработана Региональная модель выравнивания доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой предполагается реализация профессионально-ориентированных программ дополнительного образования в сетевой форме, организация исследовательской и проектной работы, проведение совместных мероприятий, способствующих творческому самовыражению детей с ОВЗ и инвалидностью

Учреждения профессионального образования Заключение договоров с организациями среднего и высшего профессионального образования региона может способствовать прохождению учебной и производственной практики, стажировок, участию в сетевых проектах, проведению курсов внеурочной деятельности профориентационной направленности, участию в мероприятиях конкурсного движения «Абилимпикс», в программах ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills

Психолого-ме-дико-педагогическая комиссия (ПМПК) Договоры о взаимодействии, заключенные между ПМПК и образовательной организацией (или психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации) позволят систематически получать консультации педагогическим работникам об особенностях детей, обучающихся по рекомендованному варианту образовательной программы, а также по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Родители детей с ОВЗ и инвалидностью смогут получить квоты на занятия со специалистами ПМПК

Общественные и некоммерческие организации В настоящее время деятельность некоммерческих организаций направлена на оказание всесторонней помощи и создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ. Работа общественных организаций направлена на изменение мнения общества к проблеме инвалидности, создание инклюзии в обществе. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений с общественными и некоммерческими организациями будет способствовать развитию наставнической деятельности для работы с обучающимися с ОВЗ, участию в сетевых проектах, проведению информационно-просветительской деятельности

Работодатели, партнеры В рамках обучения детей с ОВЗ партнерство образовательных организаций и предприятий региона, которые могут быть в будущем потенциальными работодателями, будет способствовать организации стажировок и профессиональных проб для обучающихся на базе производственных предприятий, участию во внеурочной деятельности, а также просветительской деятельности в рамках профориента-ционных мероприятий

Таким образом, в результате данного этапа представители образовательных организаций должны сформировать обращения или запросы к потенциальному партнеру с предложением о реализации образовательных программ на основе договора о сетевом взаимодействии.

Шаг 3. Определяются механизмы взаимодействия между организациями-партнерами. На основании переговоров и совещаний (Шаг 2) образовательной организацией заключается Договор о реализации образовательной программы для детей с ОВЗ и инвалидностью в сетевой форме.

Шаг 4. Администрация образовательной организации разрабатывает и утверждает Положение о реализации образовательных программ в сетевой форме, а также вносит изменения в действующие локальные нормативные акты по вопросам организации образовательной деятельности.

Шаг 5. Утверждение образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, возможно двумя путями:

1. самостоятельное утверждение базовой организацией;

2. совместное утверждение с образовательной

организацией-партнером.

Шаг 6. Работа по информированию родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должна носить систематический характер. Причем необходимо выбирать каналы информирования, доступные для семей обучающихся с особыми образовательными потребностями: информационные плакаты в образовательной организации, размещение информации на сайте школы и в социальных сетях, оповещения на родительских собраниях, разъясняющие сообщения в мессенджерах и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаг 7. В рамках приема обучающихся на обучение по образовательной программе в сетевой форме необходимо разработать и/или внести изменения в организационно-распорядительные документы школы. Фактически ребенок с ОВЗ и инвалидностью остается на обучении в базовой образовательной организации, однако с родителями (законными представителями) должен быть заключен договор о зачислении в образовательную организацию-партнера для реализации образовательной программы или ее части в сетевой форме. Издаются приказы, которые регламентируют планы мероприятий, определенные виды работ и услуг, выполняемых в рамках сетевого взаимодействия. Вносятся изменения в должностные инструкции сотрудников, куда добавляется функционал, связанный с реализацией сетевой образовательной программы.

Шаг 8. Для организации образовательного процесса администрациям образовательных организаций-партнеров необходимо согласовать расписание, выбор учебно-методических комплектов, типы, формы и содержание контрольно-измерительных материалов и т. д.

Лавринова Ирина Игоревна

Шаг 9. После проведения процедур, синхронизирующих деятельность организаций-партнеров и регламентирующих реализацию образовательной программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в сетевой форме, администрация образовательной организации осуществляет мониторинг и контроль в соответствии с Планом внутришкольного контроля. После анализа реализации сетевой образовательной программы пишется аналитическая справка, где делается вывод о результативности взаимодействия, эффективности реализации сетевой образовательной программы и продолжении или завершении партнерских отношений между образовательными организациями. Важно отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной и другой деятельностью, а также реализацию программы развития образовательной организации.

Шаг 10. По завершении реализации сетевой образовательной программы (или ее части) образовательная организация-партнер может, при необходимости, выдавать справки, свидетельства и удостоверения о прохождении обучающимися соответствующей программы в сетевой форме.

Выводы

В данной статье мы затронули важный вопрос современной системы образования — создание условий для включения в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Проведя анализ теоретических источников и современных исследований, мы увидели, что благодаря сетевому взаимодействию управленческим командам образовательных организаций удается решить ряд проблем инфраструктурного, методического, организационного характеров при обучении особой категории детей.

Опрос представителей образовательных организаций Смоленской области показал интерес респондентов к практикам сетевого взаимодействия в регионе, а также позволил сформулировать запрос на создание и описание алгоритма по внедрению сетевого взаимодействия для школ, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, разработанный проект будет способствовать развитию механизмов сетевого взаимодействия, направленному на восполнение дефицитов в региональной системе инклюзивного образования с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья. J/J

Литература:

Дети, 2023 — Дети с особыми образовательными потребностями // Минпросвещения России, 2023. Режим доступа: https://edu.gov. ru/activity/main_activities/limited_health/.

Индекс, 2019 — Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. — М.: НИУ ВШЭ, Российский учебник, 2019.

Информационная справка, 2020 — Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ в Смоленской области на 1 сентября 2020 года // Минобрнауки Смоленской области, 2020. 6 с. Режим доступа: http://edu67.ru/files/485/20200901_spravka.pdf.

Колесникова, 2020 — Колесникова К. С какими трудностями сталкиваются родители при обучении детей с ОВЗ // Сайт «Российской газеты», 2020. Режим доступа: https://rg.ru/2020/10/27/s-kakimi-trudnostiami-stalkivaiutsia-roditeli-pri-obuchenii-detej-s-ovz.html.

Методические рекомендации, 2019 — Методические рекомендации Минпросвещения России для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн) // Министерство образования Оренбургской области, 2019. Режим доступа: https://minobr.orb.ru/documents/other/4476/.

Неустроев, 2017 — Неустроев С. С. Об организации современного электронного обучения для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья // Управление образованием: теория и практика, 2017. № 1 (25).

Основные результаты, 2018 — Основные результаты работы Министерства образования и науки за 2012-2017 годы // Правительство России, 2018. Режим доступа: http://government.ru/dep_news/32232.

Отношение общества, 2017 — Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. — М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017.

Приказ, 2020 — Приказ Минобрнауки РФ N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» // Министерство юстиции Российской Федерации, 2020. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/ documents/23480?items=1&page=2.

Федеральный проект, 2023 — Федеральный проект «Современная школа» Национального проекта «Образование» // Минпросвещения России, 2023. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/school/.

ФЗ, 2022 — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года // Закон об образовании РФ, 2022. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazo-vanii.ru/.

Organisation, 2014 — Organisation of Provision to Support Inclusive Education: Summary Report. — Odense, Denmark: European Agency for Special Needs and Inclusive Education, 2014. URL: https://www.europe-an-agency.org/sites/default/files/Organisation %20of %20Provision %20 Summary %20Report.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.