Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

В статье рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Раскрывается алгоритм создания всех компонентов инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающих доступность освоения программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, разработанных для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Описаны мероприятия, осуществление которых в колледжах (техникумах) субъектов Российской Федерации позволит обеспечить системность и последовательность проектирования и реализации специальных условий для инклюзивного среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный, информационный, организационно-управленческий, программно-методический (технологический), социальный (отношения в сообществе). Рассмотрены возможности адаптации каждого компонента под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ, что обеспечивает системность организации доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп. Цель статьи: ознакомить читателей с проблемами создания инклюзивной образовательной среды в колледжах (техникумах). Методология и методы. Системный подход к проектированию специальных условий инклюзивной образовательной среды. Основные результаты исследования. Показаны алгоритм и перечень мероприятий, направленных на проектирование и реализацию специальных условий инклюзивного среднего профессионального образования. Научная новизна. Сведения о проектировании инклюзивной образовательной среды представляются впервые. Практическая значимость. Последовательность мероприятий (алгоритм) может использоваться практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the key aspects of creating an inclusive educational environment in professional educational organizations of the subjects of the Russian Federation for persons with disabilities and disabilities to receive secondary vocational education. The algorithm for creating all components of an inclusive educational environment in professional educational organizations is revealed, ensuring the availability of training programs for middle-level specialists, skilled workers and employees created for students with disabilities and HIA in the subjects of the Russian Federation. The measures are described, the implementation of which in colleges (technical schools) of the subjects of the Russian Federation will ensure the consistency and consistency of the design and implementation of special conditions for inclusive secondary vocational education. The components included in the inclusive educational environment are described: the subject-spatial component; the information component; the organizational and managerial component; the program-methodical (technological) component; the social (community relations) component. The possibilities of adapting each of the components to the needs and characteristics of persons with disabilities and disabilities are considered, which ensures the systematic organization of accessibility of the educational environment of professional organizations for students of various nosological groups. The purpose of the article is to familiarize readers with the problems of creating an inclusive educational environment in colleges (technical schools). Methodology and methods. A systematic approach to designing special conditions for an inclusive educational environment. The main results of the study. An algorithm and a list of measures aimed at designing and implementing special conditions for inclusive secondary vocational education are shown. Scientific novelty. Information about the design of an inclusive educational environment is presented for the first time. Practical significance. The sequence of events (algorithm) can be used by practitioners.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СПО: история и современность

SPO: History and Modernity

УДК 377

DOI: 10.25688/2782-6597.2022.3.3.7

В. В. Мануйлова «

W Институт специального образования и психологии

Московского городского педагогического университета, Москва, Российская Федерация E-mail: olg97784939@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6481-7173

Организация инклюзивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Раскрывается алгоритм создания всех компонентов инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающих доступность освоения программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, разработанных для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Описаны мероприятия, осуществление которых в колледжах (техникумах) субъектов Российской Федерации позволит обеспечить системность и последовательность проектирования и реализации специальных условий для инклюзивного среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный, информационный, организационно-управленческий, программно-методический (технологический), социальный (отношения в сообществе). Рассмотрены возможности адаптации каждого компонента под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ, что обеспечивает системность организации доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп.

Цель статьи: ознакомить читателей с проблемами создания инклюзивной образовательной среды в колледжах (техникумах).

Методология и методы. Системный подход к проектированию специальных условий инклюзивной образовательной среды.

© Мануйлова В. В., 2022

Основные результаты исследования. Показаны алгоритм и перечень мероприятий, направленных на проектирование и реализацию специальных условий инклюзивного среднего профессионального образования.

Научная новизна. Сведения о проектировании инклюзивной образовательной среды представляются впервые.

Практическая значимость. Последовательность мероприятий (алгоритм) может использоваться практиками.

Ключевые слова: специальные условия; инклюзивная среда; обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ; среднее профессиональное образование; компоненты среды.

V. V. Manuilova «

w Institute of Special Education and Psychology Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: manuilovavv@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-3106-5021

Organization of inclusive educational environment in the system of secondary vocational education

Abstract. The article discusses the key aspects of creating an inclusive educational environment in professional educational organizations of the subjects of the Russian Federation for persons with disabilities and disabilities to receive secondary vocational education. The algorithm for creating all components of an inclusive educational environment in professional educational organizations is revealed, ensuring the availability of training programs for middle-level specialists, skilled workers and employees created for students with disabilities and HIA in the subjects of the Russian Federation. The measures are described, the implementation of which in colleges (technical schools) of the subjects of the Russian Federation will ensure the consistency and consistency of the design and implementation of special conditions for inclusive secondary vocational education. The components included in the inclusive educational environment are described: the subject-spatial component; the information component; the organizational and managerial component; the program-methodical (technological) component; the social (community relations) component. The possibilities of adapting each of the components to the needs and characteristics of persons with disabilities and disabilities are considered, which ensures the systematic organization of accessibility of the educational environment of professional organizations for students of various nosological groups.

The purpose of the article is to familiarize readers with the problems of creating an inclusive educational environment in colleges (technical schools).

Methodology and methods. A systematic approach to designing special conditions for an inclusive educational environment.

The main results of the study. An algorithm and a list of measures aimed at designing and implementing special conditions for inclusive secondary vocational education are shown.

Scientific novelty. Information about the design of an inclusive educational environment is presented for the first time.

Practical significance. The sequence of events (algorithm) can be used by practitioners.

Keywords: special conditions; inclusive environment; students with disabilities and HIA; secondary vocational education; components of the environment.

Реформирование отечественной системы образования ставит педагогическую науку и практику перед необходимостью разработки стратегии комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью с учетом тенденций и вызовов всех сфер жизни. Ориентация на формирование принимающего общества, предоставление равного доступа ко всем аспектам функционирования лицам с инвалидностью и ОВЗ порождают возникновение новых требований к началу, содержанию и качеству их образования. В современных условиях постпандемии по-новому актуализируется потребность в разработке и принятии новой модели сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе при организации инклюзивной образовательной среды в колледжах/ техникумах.

Учитывая, что сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ носит комплексный и многомерный характер, при проектировании подходов к среде следует исходить из междисциплинарных позиций философии и психологии.

В контексте развития идей инклюзивного образования такое понимание средового подхода носит сущностный смысл, ибо развитие инклюзии не может быть достигнуто вне коммуникаций всех уровней.

С точки зрения психологии проблема влияния и значения среды в развитии человека обобщена в работах Л. С. Выготского. В его понимании «среда выступает в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств в роли источника развития» [2, с. 76]. Для контекста образования и сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ данный тезис является обоснованием признания средового подхода как ведущего. Через организацию среды, ее амплификацию, настройку под индивидуализированные потребности и возможности каждого обучающегося оказывается осуществимым достижение максимально возможного уровня развития, его направленности на адекватное социальное функционирование и взаимодействие.

Инклюзивные процессы колледжа/техникума должны быть отражены в локальных нормативных актах, в первую очередь в уставе.

Перед созданием инклюзивной образовательной среды следует осуществить мониторинг имеющихся в колледже/техникуме элементов каждого из компонентов, входящих в нее: предметно-пространственного компонента, информационного, организационно-управленческого, программно-методического (технологического), социального (отношения в сообществе) [7].

Организация инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума предполагает реализацию системы мероприятий:

Подготовительного уровня:

- оценка соответствия материально-технической базы колледжа/техникума требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к условиям реализации основных (адаптированных) профессиональных образовательных программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- планирование трансформации материально-технической базы в целях реализации сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях колледжа/техникума;

- оценка уровня инклюзивной компетентности административного состава, педагогических кадров, специалистов сопровождения колледжа/техникума;

- планирование обучения кадрового состава колледжа/техникума по вопросам конструирования образовательной среды для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Деятельностного уровня:

- организационно-управленческий компонент: разработка локальной нормативно-правовой документации по организации инклюзивного образовательного процесса, в том числе создания комфортной среды для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- организационно-управленческий компонент: планирование, конструирование и создание инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума [1, 8].

Его составляющие включают в себя:

- нормативно-правовую базу, регламентирующую создание образовательной среды колледжа/техникума, закрепляющую требования к ее построению, использованию в процессе обучения студентов, имеющих нарушения развития. Локальные нормативно-правовые акты должны разрабатываться на основе нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней;

- кадровое обеспечение, несомненно, является одной из ключевых составляющих данного компонента. Это касается и административно-управленческого состава, педагогических кадров. Административные и педагогические работники должны быть подготовлены к взаимодействию с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. Повышение инклюзивной компетенции должно быть организовано через повышение квалификации сотрудников посредством участия в программах повышения квалификации, профессиональной подготовки, стажировок, обмен опытом на обучающих и проблемных семинарах, круглых столах, конференциях, педагогических советах, методических совещаниях;

- сетевое взаимодействие должно стать эффективным механизмом консолидации ресурсов колледжей/техникумов, социальных партнеров (Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, предприятия-партнеры, центры занятости населения и др.). Приобретенная материально-техническая база, учебно-методическое оснащение, реабилитационное оборудование, в том числе за счет грантовой поддержки на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров, должны стать базой организации образовательной среды для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ всех колледжей/техникумов региона. Оборудование предприятий также должно стать ресурсом практи-ко-ориентированного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ [4, 5].

Для обеспечения организационно-управленческого компонента образовательной среды колледжа/техникума следует выполнить ряд мероприятий в соответствии со следующим алгоритмом:

1. В основу проектирования инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума должны быть положены результаты мониторинга образовательных потребностей, особенностей, интересов учащихся из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. С этой целью проводятся опросы родителей и обучающихся, касающиеся трудностей в обучении и проблем доступности колледжа/техникума и близлежащей территории. Благодаря данному мониторингу становится возможным определить потребности в тех или иных условиях. А проведенная инвентаризация позволяет выявить наличие того или иного оборудования, адаптированного для обучающихся с нарушениями развития, а также отсутствие такового. Выявленные потребности фиксируются в плане расширения материально-технической, учебно-методической базы и т. п. Обязательным является наличие паспорта доступности всех зданий колледжа/техникума. Также составляется план (дорожная карта) по обеспечению доступности зданий и образовательных программ и развитию безбарьерной среды колледжа/ техникума и прилегающих территорий.

2. Создание в колледже/техникуме отдельного структурного подразделения, ответственного за реализацию инклюзивного образования и сопровождения, или делегирование его полномочий другим структурным подразделениям, функционирующим в колледже/техникуме.

3. Разработка и утверждение на уровне колледжа/техникума комплекта локальных актов, в которых закреплены вопросы, касающиеся в том числе и создания инклюзивной образовательной среды. (Перечислим некоторые из них: Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума, Положение о тьюторском сопровождении, Положение о психологической службе и психолого-педагогическом сопровождении, Положение по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, Порядок ведения специализированного учета обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, Порядок организации занятий по дисциплине «Физическая культура» с учетом состояния здоровья лиц с инвалидностью и ОВЗ, Программа воспитательной работы, Положение о службе примирения, локальные акты по организации условий привлечения внешних ресурсов для реализации особых образовательных потребностей обучающихся и т. п.).

4. Для обеспечения реализации образовательного процесса по заявлению обучающегося с инвалидностью и ОВЗ разрабатываются адаптированные профессиональные образовательные программы по специальности/профессии, в которых описываются необходимые условия обучения, в том числе касающиеся инклюзивной образовательной среды.

5. Для реализации образовательных программ при необходимости могут привлекаться ресурсы (кадровые, материально-технические и др.) сетевых

партнеров. С этой целью заключаются договоры о сетевом взаимодействии, разрабатывается программа (план и дорожная карта) сотрудничества с различными организациями. Для организации теоретической и практической подготовки необходимо разработать и реализовать план взаимодействия с профильными организациями (договоры о взаимодействии).

6. Систематическое повышение квалификации сотрудников колледжа/ техникума по вопросам инклюзии. Должна быть организована система профессионального развития педагогических работников и методического обмена (лаборатория, мастерская, методические объединения, педагогический клуб, предметно-цикловые комиссии). Рекомендуется реализация системы стимулирования профессионального развития педагогов, в том числе в области инклюзивного образования.

7. Важной составляющей инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума должна стать цифровая образовательная среда. Рекомендуется использование ресурсов цифровых платформ для создания онлайн-курсов, развития дистанционного обучения, позиционирования успешного опыта обучения лиц с нарушениями в развитии, размещения информации, касающейся профориентации и трудоустройства выпускников с инвалидностью, и ОВЗ.

8. В колледже/техникуме рекомендуется создание системы включения обучающихся в процесс планирования деятельности (совет студентов, управляющий совет и т. п.). Одной из составляющих является включение в процесс формирования инклюзивной образовательной среды всех участников образовательного процесса (администрации, педагогических работников, обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, а также их родителей).

9. Реализация мероприятий, направленных на здоровьесбережение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, являющихся неотъемлемой составляющей эффективности создания инклюзивной образовательной среды:

- создание внутренней системы оценки качества образования;

- формирование материально-технической базы колледжа/техникума, адаптированной под особенности, потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- организация сетевого взаимодействия, в том числе по вопросам совместного использования компонентов инклюзивной образовательной среды, реабилитационного оборудования;

- создание психолого-педагогического консилиума на базе колледжа/ техникума;

- обучение специалистов сопровождения, педагогов колледжа/техникума по вопросам инклюзивного образования, в том числе создания комфортной доступной среды [4-6, 9-12, 14-19].

Учет современных социальных вызовов, сверхбыстрое развитие цифровых технологий, трансформация сообщества, изменение способов коммуникации

требуют поиска методологических оснований и подходов при проектировании новой образовательной среды, в данном случае — цифровой среды колледжа/ техникума.

В обобщенном виде «цифровая образовательная среда представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования» [3, URL]. Ресурсы цифровой образовательной среды меняют роли и содержание деятельности педагога и обучающегося. Изменяется коммуникация субъектов образования в сторону многоканальности и диалогичности, т. е. интерактивности.

Общее определение понятия образовательной среды как «системы влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13, с. 8] фиксирует значимые компоненты цифровой образовательной среды для сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях колледжа/техникума.

Элементы информационного компонента колледжа/техникума:

- сайт колледжа/техникума;

- мультимедийное оснащение аудиторного фонда;

- виртуальная образовательная среда (онлайн-платформа).

Сайт колледжа/техникума должен соответствовать общим требованиям для интернет-ресурсов с учетом особенностей всех нозологических групп:

1. Для полноценного доступа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста.

2. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.

3. Информация, предназначенная для незрячих пользователей, не должна быть защищена графическими кодами подтверждения подлинности пользователя, работающего за компьютером, которую используют в целях борьбы со спамом на сайтах провайдеров интернет-услуг, мобильной телефонной связи и других служб, предоставляющих различную информацию в сети Интернет. Для подтверждения своей подлинности и исключения возможности автоматического ввода информации программными средствами пользователю необходимо ввести код, изображенный в графическом файле, предварительно прочитав его, что недоступно незрячему пользователю.

4. Графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны быть ограниченного применения, так как требуют специальных программ распознавания текстов и доступ к ним невозможен при использовании стандартных программ просмотра файлов данного формата.

5. Таблицы не должны иметь большую степень вложенности, так как доступ к информации, представленной в таблицах, осуществляется последовательно в соответствии с ячейками таблиц.

6. При ссылке на информацию, содержащуюся в гиперссылках, должно быть текстовое описание объекта, на который она указывает.

7. Элементы форм веб-страниц должны быть сопровождены текстовым описанием.

На сайте колледжа/техникума должна быть размещена информация для абитуриентов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их родителей (законных представителей). Для этого рекомендуется создание отдельного раздела, в котором сконцентрирована информация для данной категории обучающихся, что облегчит навигацию лиц с инвалидностью и ОВЗ в пространстве сайта колледжа/техникума.

Все пространство колледжа/техникума (аудиторный фонд, библиотечное пространство, коворкинг-зоны) должно быть оснащено мультимедийными средствами обучения, программным обеспечением, адаптированными под потребности и возможности обучающихся разных нозологических групп.

Виртуальная образовательная среда является онлайн-платформой для осуществления удаленного взаимодействия обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в процессе профориентации, обучения и содействия последующему трудоустройству. Онлайн-платформа должна включать в себя цифровые сервисы, обеспечивающие условия реализации основных и/или адаптированных профессиональных образовательных программ, а также сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях колледжа/техникума.

Из вышесказанного следует то, что алгоритм создания инклюзивной среды колледжа/техникума включает в себя:

Информационный компонент:

- организация цифрового пространства колледжа/техникума (страницы на сайте, разработка контента для онлайн-среды колледжа/техникума и др.);

- организация дистанционного сопровождения обучения;

- обеспечение информационной безопасности.

Программно-методический (технологический) компонент:

- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса, адаптированного под особенности, потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- разработка контента для онлайн-консультирования абитуриентов, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их родителей (законных представителей).

Предметно-пространственный компонент:

- оснащение аудиторного фонда, библиотеки, спортивного зала, ковор-кинг-зон специальным оборудованием, адаптированным под потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- оснащение аудиторного фонда модульной мебелью-трансформером;

- оснащение территории, зданий колледжа/техникума элементами доступности с учетом особенностей, потребностей и возможностей разных нозологических групп обучающихся.

Социальный компонент:

- создание службы психолого-педагогического сопровождения;

- реализация сопровождения в условиях колледжа/техникума;

- организация планирования деятельности специалистов сопровождения;

- организация волонтерской поддержки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- организация здоровьесбережения.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что создание инклюзивной образовательной среды осуществляется с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся различных нозологических групп.

Таким образом, проектирование инклюзивной образовательной среды в колледжах/техникумах будет способствовать системному обеспечению их доступности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Использование предложенного алгоритма позволит административно-управленческим составам колледжей/техникумов избежать ошибок при построении инклюзивной образовательной среды.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богданова Т. Г., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2016. 335 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.

3. Кушнир М. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Medium. Дата публикации: 13.06.2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 18.06.2022).

4. Левченко И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 6. С. 34-40.

5. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Московский государственный психолого-педагогический университет. М., 2018. 278 с.

6. Мануйлова В. В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 23-30.

7. Мануйлова В. В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всерос. съезда дефектоло-гов / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьевой. Ставрополь: Ставролит, 2015. С. 155-160.

8. Мануйлова В. В. Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 160-170.

9. Парамонова Г. В. Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2021. № 2 (88). С. 10-15.

10. Приходько О. Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов социальных педагогов образовательных организаций / О. Г. Приходько, Н. М. Назарова, Е. В. Ушакова и др.; Московский городской педагогический университет. М., 2014. 102 с. (Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях).

11. Приходько О. Г. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова и др. // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 46-51.

12. Яковлева И. М. Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа. 2019. № 7. С. 61-64.

13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

14. Guseynova A. A., Manuilova V. V. Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs [Электронный ресурс] // SHS Web of Conf. Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference "Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career" (ICTP 2020). URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ ictp2020_00042Zshsconf_ictp2020_00042.html (дата обращения: 18.06.2022).

15. Prikhodko O. Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation / O. Prikhodko, V. Manuylova, A. Huseyno-va et al. // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 22 November 2019. SHS Web of Conferences 70, 10007 (2019).

16. Nazarova N. M. Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in russia and abroad // Perspectives of Science and Education. 2020. № 2 (44). Р. 354-365.

17. Grossman P. Preparing teachers for student-centered teaching: The core practices of project-based teaching / P. Grossman, C. P. Dean, S. S. Kavanagh et al. // Phi Delta Kappan. 2019. № 100 (7). P. 43-48.

18. Lampert M., Graziani F. Instructional activities as a tool for teachers' and teacher educators' learning // The Elementary School Journal. 2009. № 109 (5). P. 491-509.

19. Zierer K. Educational expertise: The concept of 'mind frames' as an integrative model for professionalization in teaching // Oxford Review of Education. 2015. № 41 (6). P. 782-798.

References

1. Bogdanova, T. G., & Nazarova, N. M. (2016). Pedagogy of inclusive education (edited by N. M. Nazarova). Moscow. 335 p. (In Russ.).

2. Vygotsky, L. S. (2005). Pedagogical psychology. Moscow: AST. 670 p. (In Russ.).

3. Kushnir, M. (2017, June 13). Digital educational environment.Medium. (In Russ.) Retrieved June 18, 2022, from https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-en-vironment-f1255d06942a

4. Levchenko, I. Yu., Prikhodko, O. G., Manuylova, V. V., Huseynova, A. A., & Kholodnova, L. F. (2017). Results of monitoring of special conditions of inclusive education of students with disabilities. Standards and monitoring in education, 5, 6, 34-40. (In Russ.).

5. Leonhard, E. I., Samsonova, E. G., & Ivanova, E. A. (2018). Normalization of the conditions of upbringing and education of children with disabilities in inclusive education. Methodical manual. Moscow State Psychological and Pedagogical University. Moscow. 278 p. (In Russ.).

6. Manuylova, V. V. (2017). Topical issues of the organization of inclusive secondary vocational education. Humanities, 2 (38), 23-30. (In Russ.).

7. Manuylova, V. V. (2015). Modeling of the educational environment in the process of forming the professional readiness of future specialists to work with children with disabilities. In Prikhodko, O. G., & Solovieva, I. L. (Eds). Special children in society. Collection of scientific reports and abstracts of speeches of participants of the I All-Russian Congress of Defectologists (pp. 155-160). (In Russ.).

8. Manuylova, V. V. (2022). Technology of designing an inclusive educational environment in organizations of secondary vocational education. Special education, 2 (66), 160-170. (In Russ.).

9. Paramonova, G. V. (2021). The use of computer technologies in working with students with disorders of the musculoskeletal system. Correctional pedagogy: theory and practice, 2 (88), 10-15. (In Russ.).

10. Prikhodko, O. G., Nazarova, N. M., Ushakova, E. V., Huseynova, A. A., Afanasye-va, Yu. A., Bratkova, M. V., ..., Titova, O. V. (2014). Activities of support specialists when including students with disabilities and children with disabilities in the educational space. Methodological materials for support specialists: speech therapists, speech pathologists, teachers, psychologists, tutors of social educators of educational organizations (series: "Inclusive education of disabled children, children with disabilities in general education organizations"). Moscow City University. Moscow. 102 p. (In Russ.).

11. Prikhodko, O. G., Levchenko, I. Yu., Huseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2016). Conditions for obtaining quality education by persons with disabilities in the conditions of a basic professional educational organization. Secondary vocational education, 10, 46-51. (In Russ.).

12. Yakovleva, I. M. (2019). Pedagogical technologies of inclusive education of younger schoolchildren with disabilities. Elementary school, 7, 61-64. (In Russ.).

13. Ysvin, V. A. (2001). Educational environment: from modeling to design. Moscow: Smysl. 365 p. (In Russ.).

14. Guseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. SHS Web of Conf. Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference "Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career" (ICTP 2020). Retrieved June 18, 2022, from https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shs-conf_ictp2020_00042Zshsconf_ictp2020_00042.html

15. Prikhodko, O., Manuylova, V., Huseynova, A., & Yugova, O. (2019). Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 22 November 2019. SHS Web of Conferences 70, 10007 (2019).

16. Nazarova, N. M. (2020). Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in russia and abroad. Perspectives of Science and Education, 2 (44), 354 -365.

17. Grossman, P., Dean, C. P., Kavanagh, S. S., & Herrmann, Z. (2019). Preparing teachers for student-centered teaching: The core practices of project-based teaching. Phi Delta Kappan, 100 (7), 43-48.

18. Lampert, M., & Graziani, F. (2009). Instructional activities as a tool for teachers' and teacher educators' learning. The Elementary School Journal, 109 (5), 491-509.

19. Zierer, K. (2015). Educational expertise: The concept of 'mind frames' as an integrative model for professionalization in teaching. Oxford Review of Education, 41 (6), 782-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.