Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

В статье раскрывается алгоритм создания в профессиональных образовательных организациях всех компонентов инклюзивной образовательной среды, обеспечивающих доступность освоения разработанных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих в субъектах Российской Федерации. Рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный; информационный; организационно-управленческий; программно-методический (технологический); социальный (отношения в сообществе). Отдельное внимание уделяется рассмотрению ассистивных средств как одного из элементов предметно-пространственной среды, направленного на использование ассистивных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации при сопровождении лиц с инвалидностью и ОВЗ. Рассмотрены возможности призванной обеспечить системность формирования доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп адаптации каждого из компонентов под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TECHNOLOGY OF DESIGNING INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article describes an algorithm for creating all components of inclusive educational environment in professional education institutions, ensuring the availability of training programs for mid-level specialists, skilled workers and employees, created for students with disabilities in the subjects of the Russian Federation. The study considers the key aspects of creating an inclusive educational environment in professional education institutions of the subjects of the Russian Federation for persons with disabilities to receive secondary vocational education. The author outlines the components of the inclusive educational environment: the object-spatial component; the informational component; the organizational and managerial component; the programming-methodological (technological) component; the social (community relations) component. Special attention is paid to the consideration of assistive means as one of the elements of the object-spatial environment aimed at the use of assistive technologies in the education process of a professional education institution providing support for persons with disabilities. The study discusses the possibilities of adaptation of each of the components to the needs and personal characteristics of students with disabilities, which ensures the systemic organization of accessibility of the educational environment of professional institutions to learners of various nosological groups.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No 2 (66).

УДК 377.3:376.1

ББК Ч447.044 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК5.8.1

Виктория Викторовна Мануйлова

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, m-v-d-2003@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается алгоритм создания в профессиональных образовательных организациях всех компонентов инклюзивной образовательной среды, обеспечивающих доступность освоения разработанных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих в субъектах Российской Федерации. Рассмотрены ключевые аспекты создания инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации для получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Описаны компоненты, входящие в инклюзивную образовательную среду: предметно-пространственный; информационный; органи-

© Мануйлова В. В., 2022

Viktoriya V. Manuylova

A TECHNOLOGY OF DESIGNING INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, m-v-d-2003@mail.ru

Abstract. The article describes an algorithm for creating all components of inclusive educational environment in professional education institutions, ensuring the availability of training programs for mid-level specialists, skilled workers and employees, created for students with disabilities in the subjects of the Russian Federation. The study considers the key aspects of creating an inclusive educational environment in professional education institutions of the subjects of the Russian Federation for persons with disabilities to receive secondary vocational education. The author outlines the components of the inclusive educational environment: the object-spatial component; the informational component; the organizational and managerial component; the programming-methodological (technological) component; the social (community relations) component. Special attention is paid to the consideration of assistive means as

зационно-управленческий; программно-методический (технологический); социальный (отношения в сообществе). Отдельное внимание уделяется рассмотрению ассистивных средств как одного из элементов предметно-пространственной среды, направленного на использование ассистивных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации при сопровождении лиц с инвалидностью и ОВЗ. Рассмотрены возможности призванной обеспечить системность формирования доступности образовательной среды профессиональных организаций для обучающихся различных нозологических групп адаптации каждого из компонентов под потребности и особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: специальные образовательные условия, инклюзивное образование, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, студенты-инвалиды, студенты с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, среднее профессиональное образование, компоненты среды.

Информация об авторе: Мануйлова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и психологии, ГАОУ ВО МГПУ, заместитель директора по научно-исследовательской деятельности; адрес: 119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, корп 2. Для цитирования: Мануйлова, В. В. Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 160-170.

one of the elements of the object-spatial environment aimed at the use of assistive technologies in the education process of a professional education institution providing support for persons with disabilities. The study discusses the possibilities of adaptation of each of the components to the needs and personal characteristics of students with disabilities, which ensures the systemic organization of accessibility of the educational environment of professional institutions to learners of various nosological groups.

Keywords: special educational conditions, inclusive education, inclusion, inclusive educational environment, students with disabilities, disabilities, secondary vocational education, components of educational environment.

Author's information: Manuylova Viktoriya Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Deputy Director for Research, Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, , Moscow, Russia.

For citation: Manuylova, V. V. (2022). A Technology of Designing Inclusive Educational Environment in Secondary Vocational Education Institutions. Special Education, 2(66), pp. 160-170. (In Russ.).

Модернизация отечественной системы профессионального образования, в том числе и среднего профессионального образования, диктует необходимость разработки стратегии комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью с учетом тенденций и вызовов всех сфер жизни. Ориентация на формирование принимающего общества, предоставление равного доступа ко всем аспектам функционирования лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья порождает возникновение новых требований к времени начала, содержанию и качеству их образования [2; 5; 11].

Учитывая, что сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ носит комплексный и многомерный характер, и при проектировании подходов следует исходить из междисциплинарных позиций философии и психологии. В контексте развития идей инклюзивного образования такое понимание средового подхода носит сущностный смысл, так как развитие инклюзии не может быть достигнуто вне коммуникаций всех уровней. Через организацию среды, ее амплификацию, настройку под индивидуализированные потребности и возможности каждого обучающегося оказывается реальным достижение максимально возможного уровня развития, его направленности на

адекватное социальное функционирование и взаимодействие [4; 14; 16].

Перед созданием инклюзивной образовательной среды следует осуществить мониторинг имеющихся в образовательной организации элементов каждого из компонентов, входящих в нее: предметно-пространственного; информационного; организационно-управленческого; программно-методического (технологического); социального (отношения в сообществе) [3; 12].

Организация инклюзивной образовательной среды предполагает реализацию системы мероприятий, направленных на оценку соответствия материально-технической базы колледжа/техникума требованиям ФГОС СПО к условиям реализации основных (адаптированных) профессиональных образовательных программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; на планирование изменения материально-технической базы с целью реализации сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях колледжа/техникума; на оценку уровня инклюзивной компетентности административного состава, педагогических кадров, специалистов сопровождения колледжа/техникума; на планирование обучения кадрового состава колледжа/техникума по вопросам конструирования образовательной среды для

обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; на разработку локальной нормативно-правовой документации по организации инклюзивного образовательного процесса, в том числе создания комфортной среды для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Отдельное внимание следует уделить обеспечению профессиональной образовательной организации асси-стивными средствами, помогающими обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе и во внеаудиторной деятельности. К ассистивным средствам мы относим различные устройства, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ и инвалидностью и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде профессиональной образовательной организации.

Организационно-управленческий компонент представляет собой средство планирования, проектирования и создания инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума [1; 9; 12]. В данный компонент должны входить: нормативно-правовая база, регламентирующая создание образовательной среды колледжа/техникума, закрепляющая требова-

ния к ее построению и использованию в процессе обучения студентов, имеющих нарушения развития; кадровое обеспечение, несомненно, являющееся одной из ключевых составляющих данного компонента. Это касается и административно-управленческого состава, педагогических кадров. Административные и педагогические работники должны быть подготовлены к взаимодействию с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ; сетевое взаимодействие должно стать эффективным механизмом консолидации ресурсов колледжей/техникумов, социальных партнеров (ВОГ, ВОС, предприятий-партнеров, центров занятости населения и др.). Приобретенная материально-техническая база (учебно-методическое оснащение, реабилитационное оборудование) должна стать базой организации образовательной среды для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ [6; 11; 15].

Рассмотрим подробнее технологию создания специальных условий, позволяющих обеспечить доступность профессиональных образовательных организаций для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и повысить эффективность их обучения. В основу проектирования инклюзивной образовательной среды образовательной организации должны быть положены

результаты мониторинга образовательных потребностей, особенностей, интересов учащихся из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. Проведенная инвентаризация позволяет выявить наличие того или иного оборудования, адаптированного для обучающихся с нарушениями развития, а также отсутствие такового. Выявленные потребности фиксируются в плане расширения материально-технической, учебно-методической базы и т. п. Обязательным является наличие Паспорта доступности всех зданий колледжа/техникума. Также составляется план (дорожная карта) по обеспечению доступности зданий и образовательных программ и развитию безбарьерной среды колледжа/техникума и прилегающих территорий.

Важным элементом обеспечения создания инклюзивной образовательной среды является организация в колледже/техникуме отдельного структурного подразделения, ответственного за реализацию инклюзивного образования и сопровождения, или делегирование его полномочий другим структурным подразделениям, функционирующим в колледже.

Следующим шагом является разработка и утверждение на уровне образовательной организации комплекта локальных актов, в которых закреплены реше-

ния, касающиеся в том числе и создания инклюзивной образовательной среды.

По заявлению обучающегося с инвалидностью и ОВЗ для обеспечения реализации образовательного процесса разрабатывается адаптированные профессиональные образовательные программы по специальности/профессии, в которых описываются необходимые условия обучения, в том числе касающиеся инклюзивной образовательной среды.

Для реализации образовательных программ при необходимости могут привлекаться ресурсы (кадровые, материально-технические и др.) сетевых партнеров. С этой целью заключаются договоры о сетевом взаимодействии, разрабатывается программа сотрудничества с различными организациями. Для организации теоретической и практической подготовки необходимо разработать и реализовать план взаимодействия с профильными организациями (договоры о взаимодействии).

Далее необходимо организовать систему профессионального развития педагогических работников и методического обмена.

Важной составляющей инклюзивной образовательной среды колледжа/техникума должна стать цифровая образовательная среда. Рекомендуется использование ресурсов цифровых платформ для создания онлайн-курсов, разви-

тия дистанционного обучения, позиционирования успешного опыта обучения лиц с нарушениями в развитии, для размещения информации, касающейся профориентации и трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

В образовательной организации рекомендуется создание системы включения обучающихся в процесс планирования деятельности (совет студентов, управляющий совет и т. п.). Одной из составляющих является включение в процесс формирования инклюзивной образовательной среды всех участников образовательного процесса (администрации, педагогических работников, обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, а также их родителей).

Также важной составляющей эффективности создания инклюзивной образовательной среды является реализация мероприятий, направленных на здоровьес-бережение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Учет современных социальных вызовов, сверхбыстрое развитие цифровых технологий, трансформация сообщества, изменение способов коммуникации требуют поиска методологических оснований и подходов при проектировании новой образовательной среды [7; 10; 14]. В данном случае — цифровой сре-

ды профессиональной образовательной организации.

В обобщенном виде, «цифровая образовательная среда представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования». Ресурсы цифровой образовательной среды меняют роли и содержание деятельности педагога и обучающегося. Изменяется коммуникация субъектов образования в сторону мно-гоканальности и диалогичности, т. е. интерактивности.

Общее определение понятия образовательной среды как «системы влияний и условий формирования личности», системы, представляющей собой «совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В. А.)», фиксирует значимые компоненты цифровой образовательной среды для сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа/техникума.

На сайте колледжа/техникума должна быть размещена информация для абитуриентов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их родителей (законных представителей). Для этого рекомендуется создание отдельного раздела, в котором сконцентрирована информация для данной

категории обучающихся, что облегчит навигацию лиц с инвалидностью и ОВЗ в пространстве сайта колледжа/техникума.

Рассмотрим подробнее элементы информационного компонента колледжа/техникума. Сайт колледжа/техникума должен соответствовать общим требованиям для интернет-ресурсов с учетом особенностей всех нозологических групп: для полноценного доступа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста; графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен; информация, предназначенная для незрячих пользователей, не должна быть защищена графическими кодами подтверждения подлинности пользователя, работающего за компьютером, которые используют в целях борьбы со спа-мом на сайтах провайдеров интернет-услуг, мобильной телефонной связи и других служб, предоставляющих различную информацию в сети Интернет. Для подтверждения своей подлинности и исключения возможности автоматического ввода информации программными средствами пользователю необходимо ввести код, изображенный в гра-

фическом файле, предварительно прочитав его, что недоступно незрячему пользователю.

Отметим, что графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны применяться ограниченно, так как требуют специальных программ распознавания текстов и доступ к ним невозможен при использовании стандартных программ просмотра файлов данного формата. При ссылке на информацию, содержащуюся в гиперссылках, должно быть текстовое описание объекта, на который она указывает.

Все пространство колледжа/техникума (аудиторный фонд, библиотечное пространство, ко-воркинг-зоны) должно быть оснащено мультимедийными средствами обучения, программным обеспечением, адаптированными под потребности и возможности обучающихся разных нозологических групп [8; 9].

Таким образом, алгоритм создания инклюзивной среды колледжа/техникума включает: • информационный компонент:

- организация цифрового пространства колледжа/ техникума (страницы на сайте, разработка контента для онлайн-среды колледжа/техникума и др.);

- организация дистанционного сопровождения обучения;

- обеспечение информационной безопасности;

• программно-методический (технологический) компонент:

- разработка программно -методического обеспечения образовательного процесса, адаптированного под особенности, потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- разработка контента для онлайн-консультирования абитуриентов, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их родителей (законных представителей);

• предметно-пространственный компонент:

- оснащение аудиторного фонда, библиотеки, спортивного зала, коворкинг-зон специальным оборудованием, адаптированным под потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- оснащение аудиторного фонда модульной мебе-лью-трансформером;

- оснащение территории, зданий колледжа/техникума элементами доступности с учетом требований в связи с особенностями, потребностями и возможностями разных нозологических групп обучающихся;

• социальный компонент:

- создание службы психолого-педагогического сопровождения;

- реализация сопровождения в условиях колледжа/техникума;

- организация планирования деятельности специалистов сопровождения;

- организация волонтерской поддержки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- организация здоровьес-бережения.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что создание инклюзивной образовательной среды строится с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся различных нозологических групп.

Таким образом, проектирование специальных условий инклюзивной образовательной среды в колледжах/техникумах будет способствовать системному обеспечению их доступности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Использование предложенного алгоритма позволит административно-управленческим составам колледжей/техникумов избежать ошибок при построении инклюзивной образовательной среды.

Литература

1. Богданова, Т. Г. Педагогика инклюзивного образования / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова ; под ред. Н. М. Наза-

ровой. — Москва : [б. и.], 2016. — 335 с. — (Сер. «Высшее образование: Бакалавриат»).

2. Левченко, И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, Л. Ф. Холод-нова. — Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 34— 40.

3. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования : метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. — Москва : МГППУ, 2018. — 278 с. — Текст : непосредственный.

4. Мануйлова, В. В. Моделирование прак-тико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2016. — № 1 (41). — С. 85—93.

5. Мануйлова, В. В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Гуманитарные науки. — Ялта, 2017. — № 2 (38). — С. 23—30.

6. Мануйлова, В. В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Особые дети в обществе : сборник науч. докл. и тезисов выступлений участников I Всерос. съезда дефекто-логов / под редакцией О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. — [Б. м.] : [б. и.], 2015. — С. 155—160.

7. Парамонова, Г. В. Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г. В. Парамонова. — Текст : непосредственный // Кор-

рекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — № 2 (88). — С. 10—15.

8. Приходько, О. Г. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 10. — С. 46—51.

9. Приходько, О. Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / О. Г. При-ходько [и др.] ; ГБОУ ВПО МГПУ. — Москва : [б. и.], 2014. — Текст : непосредственный.

10. Яковлева, И. М. Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 61—64.

11. Chvojka, M. Progr. zlievaren. technol. a metalurgii / M. Chvojka, L. Mlynarcik, P. Schmiedt. — Text : unmediated // Konf. (May 29—31, 2009). — Zlata Idka : [s. l.], 2009. — P. 84.

12. Grossman, P. Preparing teachers for student-centered teaching: The core practices of project-based teaching / P. Grossman, C.P. Dean, S. S. Kavanagh, Z. Herrmann. — Text : unmediated // Phi. Delta Kappan. — 2019. — Vol. 100 — Iss. 7. — P. 43—48.

13. Guseynova, A. A. Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs / A. A. Guseynova, V. V. Manuilova. — Text : electronic // SHS Web of Conf. — 2020. — Vol. 87 : International Scientific and Practical Conference "Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career" (ICTP2020). — URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsc onf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/sh sconf_ictp2020_00042.html.

14. Lampert, M. Instructional activities as a tool for teachers' and teacher educators'

learning / M. Lampert, F. Graziani. — Text : unmediated // The Elementary School Journal. — 2009. — Vol. 109. — Iss. 5. — P. 491—509. — DOI: 10.1086/596998.

15. Nazarova, N. M. Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in russia and abroad / N. M. Na-zarova. — Text : unmediated // Perspectives of Science and Education. — 2020. — № 2 (44). — С. 354—365.

16. Prikhodko, O. Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation / O. Prikhodko, V. Manuylova, A. Hu-seynova, O. Yugova. — Text : electronic // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). — 22 November 2019. — SHS Web of Conferences 70, 10007 (2019). — DOI: https://doi.org/10. 1051/shsconf/20197010007

17. Zierer, K. Educational expertise: The concept of 'mind frames' as an integrative model for professionalization in teaching / K. Zierer. — Text : unmediated // Oxford Review of Education. — 2015. — Vol. 41. — Iss. 6. — P. 782—798. — DOI: 10.1080/03 054985.2015.1121140.

References

1. Bogdanova, T. G., & Nazarova, N. M. (2016). Pedagogika inklyuzivnogo obrazova-niya [Pedagogy of inclusive education] (Edited by N. M. Nazarova, Ser. Higher education: Bachelor's degree). Moscow, 335 p. (In Russ.)

2. Levchenko, I. Yu., Prikhodko, O. G., Manuylova, V. V., Huseynova, A. A., & Kholodnova, L. F. (2017). Rezul'taty monitoringa spetsial'nykh usloviy inklyuzivnogo obrazovaniya obuchayushchikhsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Results of monitoring of special conditions of inclusive education of students with disabilities]. Standards and monitoring in education, 5(6), 34—40. (In Russ.)

3. Leonhard, E. I., Samsonova, E. G., & Ivanova, E. A. (2018). Normalizatsiya usloviy vospitaniya i obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami v uslo-viyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Normalization of the conditions of upbringing and

education of children with disabilities in inclusive education] [Methodical manual]. Moscow: MGPPU, 278 p. (In Russ.)

4. Manuylova, V. V. (2016). Modeliro-vanie praktiko-orientirovannoy sredy v sisteme podgotovki kadrov po napravleniyu «spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazova-nie» [Modeling of practice-oriented environment in the system of personnel training in the direction of "special (defectological) education"]. Special education, 1(41), 85— 93. (In Russ.)

5. Manuylova, V. V. (2017). Aktual'nye voprosy organizatsii inklyuzivnogo srednego professional'nogo obrazovaniya [Topical issues of the organization of inclusive secondary vocational education]. Humanities, 2(38), 23—30. Yalta. (In Russ.)

6. Manuylova, V. V. (2015). Modeliro-vanie obrazovatel'noy sredy v protsesse formirovaniya professional'noy gotovnosti budushchikh spetsialistov k rabote s det'mi c ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Modeling of the educational environment in the process of forming the professional readiness of future specialists to work with children with disabilities]. In O. G. Prikhodko, I. L. So-lovieva (Eds.), Special children in society (a collection of scientific reports and abstracts of speeches by participants of the I All-Russian Congress of Defectologists, pp. 155—160). (In Russ.)

7. Paramonova, G. V. (2021). Ispol'zovanie komp'yuternykh tekhnologiy v rabote s obu-chayushchimisya s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [The use of computer technologies in working with students with disorders of the musculoskeletal system]. Correctional pedagogy: theory and practice, 2(88), 10—15. (In Russ.)

8. Prikhodko, O. G., Levchenko, I. Yu., Huseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2016). Usloviya dlya polucheniya kachestvennogo obrazovaniya litsami s invalidnost'yu v uslo-viyakh bazovoy professional'noy obrazova-tel'noy organizatsii [Conditions for obtaining quality education by persons with disabilities in the conditions of a basic professional educational organization]. Secondary vocational education, 10, 46—51. (In Russ.)

9. Prikhodko, O. G., et al. (2014). Deyatel'-nost' spetsialistov soprovozhdeniyapri vklyu-chenii obuchayushchikhsya s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo [The activities of support specialists in the inclusion of students with disabilities and disabled children in the educational space]. Moscow: GBOU VPO MSPU, 2014. (In Russ.)

10. Yakovleva, I. M. (2019). Pedagogiche-skie tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Pedagogical technologies of inclusive education of primary school children with disabilities]. Elementary school, 7, 61—64. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Chvojka, M., Mlynarcik, L., & Schmiedt, P. (2009). Progr. zlievaren. technol. a meta-lurgii. (Konf., Zlata Idka, May 29—31, 2009, p. 84).

12. Guseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. In SHS Web of Conf (Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference "Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career" (ICTP 2020)). Retrieved from https://www.shsconferences.org/ articles/shsconf'abs/2020/15/shsconf_ictp2020 _00042/shsconf_ictp2020_00042.html

13. Prikhodko, O., Manuylova, V., Husey-nova A., & Yugova, O. (2019). Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 22 November 2019. In SHS Web of Conferences, 70, 10007. DOI: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197010007

14. Nazarova, N. M. (2020). Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in russia and abroad. Perspectives of Science and Education, 2(44), 354—365.

15. Grossman, P., Dean, C. P., Kavanagh, S. S., & Herrmann, Z. (2019). Preparing teachers for student-centered teaching: The core practices of project-based teaching. Phi Delta Kappan, 100(7), 43—48.

16. Lampert, M., & Graziani, F. (2009). Instructional activities as a tool for teachers' and teacher educators' learning. The Elementary School Journal, 109(5), 491—509. DOI: 10.1086/596998.

17. Zierer, K. (2015). Educational expertise: The concept of 'mind frames' as an integra-tive model for professionalization in teaching. Oxford Review of Education, 41(6), 782—798. DOI: 10.1080/03054985.2015. 1121140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.