Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1544
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктория Леонидовна

Статья посвящена рассмотрению подходов к созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании. Образование представляет собой процесс накопления знаний, умений и навыков, а также выступает неотъемлемой составной частью социально-психологической адаптации и интеграции детей с ОВЗ в социум. Система образования характеризуется стремлением к открытости, единообразию и преемственности. Современные реалии обусловливают необходимость формирования новых форм мышления и организации образовательного процесса с учетом потенциала обучения каждого обучающегося с ОВЗ. Инклюзивное образование выступает эффективной формой установления оптимального взаимодействия детей с ОВЗ и окружающего их социума, поскольку совместное обучение повышает качество коммуникации таких детей с их ровесниками и учителями. Выявляются основные компоненты успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс: учебный план (программа), подготовка педагогических кадров, руководство учебной организацией, характер взаимодействия с родителями обучающихся. Автор приходит к выводу о том, что включение детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной парадигмы будет эффективным только при синергическом воздействии выделенных в исследовании компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO CREATING CONDITIONS FOR LEARNING CHILDREN WITH DISABLES IN INCLUSIVE EDUCATION

The article is devoted to the consideration of the features of the organization of conditions for children with disabilities in inclusive education. Education is a process of accumulation of knowledge, skills and abilities, and also acts as an integral part of the socio-psychological adaptation and integration of children with disabilities into society. The education system is characterized by the desire for openness, uniformity and continuity. Modern realities make it necessary to form new forms of thinking and organization of the educational process, taking into account the learning potential of each student with disabilities. Inclusive education is an effective form of establishing optimal interactions between children with disabilities and the society surrounding them, since co-education improves the quality of communication of such children with their peers and teachers. The main components of the successful inclusion of children with disabilities in the educational process are identified: the curriculum / program, the training of teaching staff, the management of the educational institution, the nature of interaction with parents. The author comes to the conclusion that the inclusion of children with disabilities in the educational process of the inclusive paradigm will be effective only with the synergistic effect of the selected components.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.07-08.R056

УДК 376

Карпенко В.Л.,

Тихоокеанский государственный университет

Современные подходы к созданию условий для обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании*

Введение

Для современного этапа развития характерна ориентация системы образования на образовательную политику, которая формируется ведущими общественными институтами (ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк) и реализуется в мировом масштабе. Основными тенденциями, определяющими направление развития системы образования, признаются: стрем-

ление к открытости, единообразию и преемственности. Ведущими требованиями к предоставляемому образованию является его универсальный и общедоступный характер. Иными словами, перед образованием ставится задача создать условия, необходимые для качественного обеспечения потребностей всех без исключения детей в получении знаний, умений и навыков и их равенства в этом процессе. В соответствии с этими тен-

денциями, стратегической целью школы выступает помощь каждому ребенку, в том числе с и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в достижении успеха, эффективном включении в жизнь общества.

Работа с детьми со статусом ОВЗ требует особых подходов. Многие трудности детей, обусловленные проблемами со здоровьем, могут быть преодолены благодаря правильно организованной комплексной образовательной и коррекци-онно-воспитательной работе образовательной организации. По мнению исследователей [1; 2; 3], именно инклюзивное образование выступает наиболее эффективной формой установления оптимальных взаимодействий детей с ОВЗ с социумом, поскольку совместное обучение способствует повышению качества коммуникации детей с ограничениями по здоровью с их ровесниками и учителями.

В настоящее время родители многих детей, имеющих статус ОВЗ, сталкиваются с проблемой успешного включения таких детей в образовательный процесс. Основными причинами существующих в настоящее время сложностей включения детей с ОВЗ в образовательный процесс и реализации их права на равноправие

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края (Соглашение № 52с/2021).

© Карпенко В.Л., 2021

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

КАРПЕНКО ВИКТОРИЯ ЛЕОНИДОВНА Российская Федерация, город Хабаровск

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры восточных языков Тихоокеанского государственного университета. Сфера научных интересов: инклюзия в образовательных концентрах. Автор более 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: i-victori@mail.ru.

VICTORIA L. KARPENKO Khabarovsk, Russian Fédération Ph.D. of Pedagogic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Oriental Languages of the Pacific State University. Research interests: inclusion in educational centers. Author of more than 30 published scientific papers. E-mail address: i-victori@mail.ru.

Статья посвящена рассмотрению подходов к созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании. Образование представляет собой процесс накопления знаний, умений и навыков, а также выступает неотъемлемой составной частью социально-психологической адаптации и интеграции детей с ОВЗ в социум. Система образования характеризуется стремлением к открытости, единообразию и преемственности. Современные реалии обусловливают необходимость формирования новых форм мышления и организации образовательного процесса с учетом потенциала обучения каждого обучающегося с ОВЗ. Инклюзивное образование выступает эффективной формой установления оптимального взаимодействия детей с ОВЗ и окружающего их социума, поскольку совместное обучение повышает качество коммуникации таких детей с их ровесниками и учителями. Выявляются основные компоненты успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс: учебный план (программа), подготовка педагогических кадров, руководство учебной организацией, характер взаимодействия с родителями обучающихся. Автор приходит к выводу о том, что включение детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной парадигмы будет эффективным только при синергическом воздействии выделенных в исследовании компонентов.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзия, инклюзивное образование, условия включения, педагогическая среда, педагогические кадры, образовательный процесс.

The article is devoted to the consideration of the features of the organization of conditions for children with disabilities in inclusive education. Education is a process of accumulation of knowledge, skills and abilities, and also acts as an integral part of the socio-psychologi-cal adaptation and integration of children with disabilities into society. The education system is characterized by the desire for openness, uniformity and continuity. Modern realities make it necessary to form new forms of thinking and organization of the educational process, taking into account the learning potential of each student with disabilities. Inclusive education is an effective form of establishing optimal interactions between children with disabilities and the society surrounding them, since co-education improves the quality of communication of such children with their peers and teachers. The main components of the successful inclusion of children with disabilities in the educational process are identified: the curriculum / program, the training of teaching staff, the management of the educational institution, the nature of interaction with parents. The author comes to the conclusion that the inclusion of children with disabilities in the educational process of the inclusive paradigm will be effective only with the synergistic effect of the selected components.

Keywords: children with disabilities, inclusion, inclusive education, inclusion conditions, pedagogical environment, pedagogical personnel, educational process.

в получении образования можно назвать следующие: отсутствие или недостаточное развитие инфраструктуры предоставления услуг по раннему выявлению проблем со здоровьем и оказанию необходимой помоши; недостаточно толерантное отношение в обществе и существование стереотипов по отношению к людям с ОВЗ; отсутствие адекватной системы подготовки будущих учителей. Кроме того, существенным барьером для реализации инклюзивного образования можно признать негибкие образовательные программы и методы оценивания, отсутствие или недостаток консультативной помощи учителей специальных и обычных классов, недостаточную оснащенность образовательных органи-

заций необходимым для обучения детей с ОВЗ оборудованием. Кроме того, перед современной школой остро стоит задача кардинальной трансформации образовательной среды школ, ее превращение в максимально доступную и удобную для всех без исключения категорий учащихся.

Специалисты в области инклюзивного образования высказывают мнение о том, что успешному преодолению перечисленных выше трудностей будет способствовать выработка адекватной политики, а также долгосрочного планирования и последующей реализации стратегий в сфере образования, эргономного и эффективного распределения имеющихся ресурсов для включения детей и молодежи с ОВЗ во все государственные ини-

циативы развития здравоохранения и образования, которые доступны детям и молодежи без инвалидности [1; 3; 4].

Провозглашение права каждого ребенка на получение образования связано с такими документами, как «Всеобщая декларация прав человека», «Всемирная декларация об образовании для всех. Стандартные правила Организации Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью» (Резолюция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей на ее 48-й сессии 20 декабря 1993 года). Согласно указанным документам, каждый человек с ограниченными возможностями обладает правом выражать пожелания касательно своего образования. Родители детей с ОВЗ имеют

право получать в полном объеме консультации по вопросам, связанным с формами образования, максимально соответствующими потребностям, возможностям, обстоятельствам и пожеланиям их детей. Перед системой образования встает серьезная проблема-вызов: найти способы успешного обучения всех без исключения учащихся, в том числе и детей с ОВЗ [5].

Реализация права ребенка на получение образования может быть обеспечена за счет такой формы обучения как инклюзивное образование. В «Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ)» признается право всех людей с ограниченными возможностями на получение инклюзивного образования. В документе указывается, что государства-участники, присоединившиеся к Конвенции, «без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [6].

В заявлении ЮНЕСКО 1994 года уточняются условия реализации инклюзивного образования: обучение осуществляется одновременно для всех детей насколько это возможно, независимо от каких-либо трудностей или различий, которые могут у них возникнуть. Согласно документу, к школам, реализующим инклюзивное образование, выдвигается требование своевременно реагировать на разнообразные потребностей своих учеников, адаптировать разные стили и темпы обучения, а также школьную среду под потребности учащихся, предоставлять всем детям доступ к качественному образованию «посредством соответствующих учебных программ, организационных механизмов, стратегий обучения, использования ресурсов и партнерства с их сообществами» [7]. Именно инклюзивное образование способствует вовлечению каждого ребенка в образовательный процесс и участию родителей и сообщества в планировании и предоставлении услуг для детей в целом и детей с ограни-

ченными возможностями, в частности.

Стратегическая задача, которую должна решать система инклюзивного образования, состоит в выборе кардинально нового направления в развитии педагогики, в центре которой будет находиться ребенок со всей совокупностью его потребностей, желаний, возможностей. При этом школа должна быть в состоянии успешно решать задачу предоставления качественного образования для всех детей, в том числе и тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. При таком подходе к организации образования создание и распространение инклюзивных школ в широком понимании можно рассматривать как переход общества на совершенно новый уровень развития по отношению к людям с ограничениями, заключающийся в признании их права на паритетное партнерство и участие в жизни социума. Иными словами, инклюзивное образование выступает шагом к созданию по-настоящему инклюзивного общества.

Инклюзивное образование для детей с ОВЗ базируется на убеждении в том, что любые проявления инаковости, имеющиеся физические и физиологические отличия от здоровых детей являются нормой. При этом обучение должно быть адаптировано к потребностям, возможностям и желаниям ребенка, а не наоборот. Ребенок, согласно принципам инклюзивного образования, не должен адаптироваться к условиям школьного обучения, к образовательным программам, темпу и характеру образовательного процесса. Инклюзивное образование строится на принципах личностно-ориентиро-ванной педагогики, в фокусе внимания которой находится ребенок с его потребностями, возможностями и желаниями. При таком подходе обеспечиваются условия для формирования по-настоящему здорового общества, пропагандирующего уважение к различиям

и провозглашающего достоинство всех без исключения людей как основной ценности.

Накопленный к настоящему времени опыт инклюзивного образования свидетельствует о том, что именно инклюзивные образовательные учреждения обеспечивают наиболее качественную и успешную интеграцию учащихся с ОВЗ, поскольку в них создаются условия для максимально полного вовлечения детей в образовательный процесс и их интеграцию в социум. Но для эффективности инклюзивного образования недостаточно только функционирования инклюзивных школ, обеспечивающих благоприятные условия для достижения равных возможностей и полного участия детей с ОВЗ. В этом процессе важны скоординированные усилия всех участников образовательного процесса: руководства школы, учителей, узких специалистов, родителей обучающихся ОВЗ, их одноклассников, волонтеров. Только совместное осознанное участие всех указанных сторон обеспечит успех и эффективность реформирования системы образования, перехода к инклюзии.

В условиях инклюзивной школы дети с ограничениями оказываются максимально «погружены» в общение и совместную деятельность со здоровыми сверстниками. При этом они получают необходимую дополнительную поддержку и помощь, которая может потребоваться особым детям для обеспечения их эффективного образования. Практическая реализация такой поддержки заключается в адаптации образовательных программ, стилей и темпов обучения, в разработке индивидуальных образовательных траекторий для детей с ОВЗ в рамках совместного обучения со здоровыми сверстниками, формирование комфортной и удобной школьной среды, разработка новых стратегий обучения, использования ресурсов и партнерства с сообществом [4].

Сторонники инклюзивного образования считают нецелесообраз-

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

ным направление детей с ОВЗ в специальные школы или специальные классы, поскольку в таких условиях они оказываются изолированы от общества. Исключения возможны только в тех случаях, когда предоставляемое обучение в инклюзивных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка с ОВЗ или существует опасность для физического или психического здоровья и благополучия самого ребенка или других обучающихся. Во всех остальных случаях при успешной реализации принципов инклюзивного образования оно станет наиболее эффективным средством социализации детей с ограничениями в среде их сверстников.

Анализ исследований, посвященных инклюзивному образованию детей с ОВЗ, позволил выявить значительные различия его уровня развития в разных странах. В большинстве развитых стран (Швеция, США, Германия, Франция) представлена хорошо налаженная система инклюзии для лиц с особенностями развития. Педагогический персонал образовательных учреждений обладает знаниями, необходимыми для раннего обследования и выявления детей с ОВЗ, их включения в образовательный процесс с учетом их особенностей и имеющихся возможностей. Специалисты по работе с детьми с ОВЗ в инклюзивных школах предоставляют наиболее подходящее образование для относительно небольшого количества детей с ограниченными возможностями, которое недоступно для них в условиях обычных школ или классов. Основная работа в условиях инклюзии направлена на расширение профессиональной поддержки, предоставление требуемой консультативной помощи для обычных школ в удовлетворении запросов детей с особыми образовательными потребностями, повышение квалификации педагогического персонала обычных школ, предполагающее овладение методами и приемами инклюзивного обучения детей с ОВЗ [7]. В Рос-

сии и во многих развивающихся странах идея инклюзии находится на начальной ступени внедрения и еще не получила широкого распространения в системе образования (Россия, страны СНГ, Индия, Китай).

По нашему мнению, для успешного развития сети инклюзивных школ, обслуживающих широкий круг учащихся с ОВЗ, необходимо предпринять следующие шаги:

1) Сформулировать четкую и действенную программу развития инклюзии и интеграции, обеспечив необходимое финансирование.

2) Регулярно организовывать эффективные мероприятия по информированию общественности, направленные на недопущение распространения стереотипов относительно людей с ОВЗ и формирование информированного и позитивного отношения к принципам инклюзии в образовании.

4) Разработать и внедрить на практике программу ориентации и подготовки персонала инклюзивной школы.

5) Предоставлять необходимые дополнительные образовательные и информационные услуги по запросу.

Следует отметить, что необходимые изменения для перехода к инклюзивному образованию не ограничиваются только включением детей с ОВЗ в образовательный процесс. Они выступают неотъемлемой частью более широкой реформы образования, нацеленной на повышение его качества и актуальности, уровня вовлеченности всех учащихся в образовательный процесс. По мнению С.А. Котовой, переход к инклюзивному образованию возможен только при условии включения в этот процесс всех специалистов системы образования, а также наличия фундаментальных теоретических разработок. Для успешного и эффективного функционирования инклюзивных школ важны кардинальные трансформации в различных аспектах предоставления школьного образования: образовательные программы, ос-

нащение школьного здания, организация школьной среды, методы и приемы обучения, система оценивания, подготовка и переподготовка педагогического персонала, школьная этика, внеклассная деятельность [2].

В соответствии со «Всемирной декларацией об образовании для всех», личностно-ориентирован-ный подход к обучению, который предусматривает учет различных потребностей детей с ОВЗ, способен обеспечить успешное овладение знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы для всех учащихся вне зависимости от их состояния здоровья, а также и их интеграцию в общество. Анализ источниковой базы позволил выделить основные компоненты успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс: учебный план (программа), подготовка педагогического персонала, роль руководства образовательной организации, характер взаимодействия с родителями обучающихся (см. Рисунок 1).

Рассморим каждый из представленных на рисунке блоков.

Учебный план (программа). Руководящими принципами инклюзивного образования являются обеспечение всех обучающихся одинаковыми условиями для получения образования, оказание дополнительной помощи и поддержки тем детям, которые в ней нуждаются. Дети с ОВЗ должны получать дополнительную учебную поддержку в рамках обычной образовательной программы, то есть необходимость разрабатывать для них отдельную учебную программу отсутствует. Детям с ОВЗ в условиях инклюзии предоставляется непрерывная поддержка по освоению учебной программы, начиная от минимальной помощи в обычных классах и заканчивая дополнительными программами поддержки обучения в школе и при необходимости - специализированной помощью со стороны учителей-специалистов и внешнего вспомогательного персонала.

Рисунок 1. Компоненты успешного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс

Для повышения успеваемости учащихся с ОВЗ при овладении ими школьной программой, содействия общению с окружающими (сверстниками, педагогами), мобильности могут быть использованы доступные технологии, вспомогательные технические средства, соответствующие индивидуальным потребностям детей с ОВЗ [7].

Как уже было отмечено выше, в условиях инклюзии образовательные программы следует адаптировать к потребностям детей с ОВЗ. Это требование означает, что в задачи инклюзивной школы входит необходимость предоставлять адаптированные образовательные программы, отвечающие потребностям и возможностям ка-тегори обучающихся. Содержание адаптированных образовательных программ должно соответствовать высоким стандартам и потребностям людей с ОВЗ, быть направлено на получение не только теоретических знаний, но умений и навыков решения практических задач, что позволит обучающимся в будущем стать успешными и равноправными членами общества.

Также в условиях инклюзивной школы пересмотру подлежат процедуры и критерии оценки с учетом особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ.

Управленческий аппарат и педагогический персонал. Принципы инклюзивного образования обусловливают необходимость пересмотра стратегий работы администрации и коллектива учреждения образования, стиля управ-

ления школой, выбора стратегий эффективной организации всей системы внутренних и внешних связей. Перед администрацией инклюзивной школы встает задача обеспечения соответствия образовательной среды и используемых технологий потребностям социального развития каждого учащегося. Иными словами, появляется необходимость создать такое окружение, которое будет мотивировать детей к получению знаний и необходимого опыта, стимулировать учащихся с разными возможностями и потребностями искать пути к взаимопониманию и социальному взаимодействию, выполняя одновременно функцию защиты. Защитная роль инклюзивной школы заключается в том, что благодаря созданной в ней образовательной среде, учащиеся с ОВЗ смогут осознать и раскрыть свой потенциал, ощутить внутреннюю связь с миром, свою значимость для окружающих [2].

Администрации инклюзивной школы отводится важная роль в привлечении внимания общественности к проблемам детей с ОВЗ. Перед управленческим аппаратом ставятся задачи: разрабатывать более гибкие подходы к управлению, перераспределять имеющиеся в наличии учебные ресурсы, разнообразить предлагаемые варианты и модели обучения, мобилизовывать взаимопомощь внутри детского коллектива, обеспечивать необходимую педагогическую поддержку учащимся, испытывающим трудности в обучении,

а также налаживать конструктивные отношения с родителями (законными представителями) обучающихся и сообществом. Важно отметить, что успешное управление инклюзивной школой и достижение поставленных задач в значительной степени определяется активностью и творческим участием учителей и других сотрудников, развитием плодотворного сотрудничества и командной работы с целью удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ, активностью и вовлеченностью родителей и волонтеров.

На администрацию школ возлагается особая ответственность за информирование общественности об идеях инклюзии, продвижение позитивного отношения к инклюзивному образованию в школьном сообществе и организацию эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса (учителей, вспомогательного персонала, родителей, общества). Администрация школы и педагоги могут способствовать распространению информации об особенностях обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Данная организующая роль обусловливает коллективную ответственность инклюзивной школы за успехи или неудачи каждого учащегося. Ответственность за успешность обучения детей с ОВЗ лежит не на конкретном учителе, а на всем педагогическом коллективе, администрации. Для получения максимального результата целесообразно привлекать к активному участию в работе инклюзивной школы родителей и волонтеров. Однако именно учителям и администрации образовательной организации принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом, поддержке детей с ОВЗ за счет использования имеющихся ресурсов, как в классе, так и за его пределами.

Заинтересованность администрации инклюзивной школы в повы-

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

шении информированности общества об идеях и преимуществах инклюзии может стать отправной точкой в различных теоретических изысканиях. В частности, накопленный школой опыт по обучению лиц с ОВЗ может быть успешно интегрирован в программы исследований и разработок научно-исследовательских институтов и центров разработки образовательных программ. Особое внимание в этой области должно быть уделено, прежде всего, практическим исследованиям с целью разработки инновационных стратегий преподавания и обучения в условиях инклюзии. Именно администрация и педагогический коллектив могут стать инициаторами пилотных проектов, объединяющих инклюзивные школы из разных регионов и стран, направленных на обмен опытом и выработку новых эффективных подходов к обучению детей с ОВЗ [7].

Подготовка педагогического персонала. Надлежащей подготовки педагогического персонала отводится ведущая роль в организации инклюзивного образования. Программы подготовки педагогических кадров для инклюзивных школ должны быть ориентированы на качественное преподавание и включать в себя, наряду с профильными предметами, адаптацию содержания образовательной программы, овладение будущими педагогами вспомогательными технологиями, навыками выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, построения эффективного сотрудничества с администрацией, педагогами, специалистами, родителями обучающихся.

Навыки, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей, должны приниматься во внимание во время оценки результатов обучения и аттестации педагогических кадров и оценки работы образовательных организаций.

Как отмечает С.А. Котова, реализация инклюзивной школой поставленных перед ней задач возможна

только при условии наличия специально подготовленных учителей с особым складом мышления, специалистов абсолютно нового типа, приверженцев и носителей гуманистических ценностей и идеалов [2], которые готовы и способны увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика с ОВЗ, правильно определить его образовательные потребности и на основании полученных знаний подготовить его к успешному участию в жизни общества. Содержание подготовки педагогических кадров для инклюзивных школ, по мнению автора, должно охватывать социально-личностные, общенаучные, инструментальные и профессиональные компетентности, которые обеспечат на практике подлинное включение учеников с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс, а также оптимальное освоение ими учебной программы [2]. Подготовка таких педагогических кадров сопряжена с «разработкой новых гуманитарных технологий взаимодействия, освоением новых принципов профессиональной коммуникации, умением слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка» [2].

При подготовке педагогических кадров для работы в инклюзивных школах основной упор следует делать на специальной подготовке в области предоставления образовательных услуг для лиц с ОВЗ, которая, по мнению исследователей, должна быть интегрирована или предшествовать обучению в качестве профильного учителя. При такой последовательности профессиональной подготовки будет обеспечена взаимодополняемость и мобильность педагогов инклюзивного образования, они получат навыки работы в различных условиях. Кроме того, содержание подготовки педагогических кадров для работы в инклюзивных школах должно базироваться на некатегориальном подходе, охватывающем все типы инвалидности. Такой подход обеспечит буду-

щих педагогов базой для дальнейшей специализации в одной или нескольких областях, связанных с учащимися с ОВЗ.

При повышении квалификации педагогов инклюзивных школ встает проблема организации обучения учителей без отрыва от производства с учетом всего разнообразия и сложности условий их профессиональной деятельности. Повышение квалификации педагогических кадров без отрыва от производства, на наш взгляд, целесообразно проводить, по возможности, на базе инклюзивной школы, привлекая инструкторов и специалистов и используя все доступные на сегодняшний день методы и технологии (автономное обучение, технологии дистанционного обучения, иммерсивное обучение и так далее).

Важная роль в повышении компетентности педагогов инклюзивных школ отводится университетам и учреждениям постдипломного образования педагогических кадров, поскольку именно на их базе целесообразно проводить исследования, оценку, подготовку профильных специалистов и разработку образовательных программ и материалов для работы с детьми с ОВЗ.

На наш взгляд, серьезной проблемой учреждений образования, предоставляющих образовательные услуги для детей с ОВЗ, является отсутствие образцов для подражания для таких учащихся. Решение этой проблемы возможно за счет привлечения в инклюзивные школы и классы квалифицированных учителей и специалистов с ограниченными возможностями для обучения детей. Наличие в педагогическом коллективе школы учителей с ОВЗ будет служить мощной мотивацией для обучающихся, образцом для подражания для детей, поскольку они увидят практический пример социального успеха людей с ограниченными возможностями.

Работа с родителями обучающихся. Процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ предполага-

ет вовлеченность не только самих учащихся, педагогов и профильных специалистов, но и родителей (законных представителей) обучающихся. Позитивное отношение со стороны родителей к идеям инклюзии будет, на наш взгляд, способствовать эффективности овладения учащимися с ОВЗ знаниями, умениями и навыками и успешной интеграции в социум. Роль семьи и родителей в расширении сети инклюзивных школ может быть значительно усилена путем их активного участия в ознакомлении общества с идеями инклюзии. Для достижения максимально возможных успехов в обучении и социализации детей с ОВЗ целесообразно формировать и развивать кооперативное и поддерживающее партнерство между школьной администрацией, учителями и родителями детей с ОВЗ, а родителей следует рассматривать как активных партнеров в принятии решений, ка-

сающихся организации благоприятной для их детей школьной среды. Кроме того, стимулирование и поощрение развития родительских ассоциаций, привлечение их представителей к разработке и реализации программ, направленных на улучшение образования детей с ОВЗ, представляется эффективным средством формирования партнерских отношений между школой и родительским сообществом, развития доверия родителей к образовательной организации. Родителей также следует активно привлекать к участию в образовательных школьных и внешкольных мероприятиях, что будет способствовать повышению их вовлеченности в школьную жизнь их детей, усилению как социальных связей, так и эмоциональной близости внутри семьи.

Таким образом, для создания образовательной среды, соответствующей потребностям, возможностям и желаниям ребенка с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования требуется комплексная работа всех участников образовательных отношений: педагогов и профильных специалистов, которые выступают помощниками и консультантами родителей обучающихся, самих родителей, волонтеров и общества. Новые реалии обусловливают необходимость становления новых форм мышления и организации образовательного процесса с учетом потенциала обучения каждого учащегося с ОВЗ. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс в инклюзивном образовании будет эффективным только при условии учета и эффективного развития всех выделенных нами компонентов: учебный план (программа), подготовка педагогического персонала, роль руководства образовательной организации, характер взаимодействия с родителями обучащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова С.А. Проблемы инклюзивного образования // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/problemy_ inkluzivnogo_obrazovania.html (дата обращения: 02.08.2021).

2. Инклюзия: принципы и право // Из истории развития инклюзивных подходов в странах Западной Европы и СНГ. URL: https://2017.perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/pravo/principles-and-law (дата обращения: 27.07.2021).

3. Конвенция ООН о правах инвалидов (КПИ). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. shtml (дата обращения: 02.08.2021).

4. Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей; под ред. Т.В. Марченко, В.В. Митрофаненко, В.С. Тка-ченко; пер. с англ. Ю.В. Мельник. Ставрополь: ГОУВПО «СевКавГТУ», 2010. 124 с.

5. Митрохина С.В., Романов В.А., Жиганова О.М. Проблемы инклюзивного образования и пути их разрешения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28470 (дата обращения: 04.08.2021).

6. Афонькина Ю.А. Принципы инклюзивного образования в парадигме социального взаимодействия // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 11. С. 16—20.

7. The Salamanca statement and framework for action on special needs education // World conference in special needs education: access and quality. Spain, 1994. P. 1—22.

REFERENCES

1. Kotova S.A. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya [Problems of inclusive education]. Accreditation in education. Available at: https://akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html (Date of the Application: 02/08/2021).

2. Inklyuziya: principy i pravo [Inclusion: principles and law]. From the history of the development of inclusive approaches in the countries of Western Europe and the CIS. Available at: https://2017.perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/pravo/ principles-and-law (Date of the Application: 27/07/2021).

3. Konvenciya OON o pravah invalidov (KPI) [The UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities (CRPD)]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (Date of the Application: 02/08/2021).

4. Inklyuzivnoe obrazovanie [Inclusive education] (2010): EFA Strategies for all children / S. Peters / Edited by T.V. March-enko, V.V. Mitrofanenko, V.S. Tkachenko; translated from the English by Yu.V. Melnik. Stavropol: GUVPO "SevKavGTU". 124 p. (in Russian).

5. Mitrokhina S.V., Romanov V.A., Zhiganova O.M. (2018) Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya i puti ih razresheniya [Problems of inclusive education and ways to solve them]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No. 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28470 (Date of the Application: 04/08/2021).

6. Afonkina Yu. A. (2017) Principy inklyuzivnogo obrazovaniya v paradigme social'nogo vzaimodejstviya [Principles of inclusive education in the paradigm of social interaction]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. 2017. No. 11. P. 16—20 (in Russian).

7. The Salamanca statement and framework for action on special needs education (1994). World conference in special needs education: access and quality. Spain. P. 1—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.