техника игры в бадминтон. Рассмотрим их динамику изменения в ходе педагогического эксперимента. Так проведение занятий привело к повышению результатов как уровня воспитания координационных способностей, так и в технической подготовленности обучающихся. Это проявилось в достоверном увеличении результата в челночном беге 3х10 м(с) с 11,5 до 10,5 секунд или на 8,6%. Также увеличилась техническая подготовленность в результатах теста «Жонглирование воланом закрытой и открытой стороной ракетки (кол-во раз)» на 6,5 количество раз или на 59,2% - с 10,8 до 17,2 количество раз соответственно (p<0,05).
ВЫВОДЫ
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанные здоровьесбе-регающие технологии, включающие обучение игре в бадминтон, учитывающая зрительные и двигательные особенности обучающихся с ослабленным зрением специальной медицинской группы, будет способствовать воспитанию координационных способностей, а в дальнейшем более эффективной социализации и профессиональной интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А.В. Носова, Н.Г. Ефремова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 20-24.
2. Исследование мотивационно обусловленных приоритетов к занятиям двигательной активностью у студентов различных медицинских групп / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.А. Зин-чук, Н.В. Ермолина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 122127.
3. Повышение адаптационных возможностей студентов средствами бадминтона / В.В. Се-мянникова, Е.Н. Карасева, Е.В. Карташова, Н.С. Ларина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №5 (171). - С. 292-295.
REFERENCES
1. Antonova, I.N., Shutova, T.N., Nosova, A.V. and Efremova, N.G. (2018), "Approaches to improve the physical éducation of students of a spécial médical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), рр. 20-24.
2. Dorontsev, A.V, Porubaiko, L.N., Zinchuk, N.A. and Yermolina, N.V. (2022), "Study of moti-vationally conditioned priorities for physical activity among students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), рр. 122-127.
3. Semyannikova, V.V., Karaseva, E.N., Kartashova, E.V. and Larina, N.S. (2019), "Improving the adaptive capabilities of students by means of badminton", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рр. 292-295.
Контактная информация: sportsem12@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.07.2023
УДК 376.23
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Наталия Ивановна Смольякова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленский Государственный университет спорта, Смоленск; Анастасия Владимировна Трифонова, кандидат филологических наук, учитель, Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями Смоленска
Аннотация
Целью данной статьи является анализ практики сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций как способа снизить существующую кадровую напряженность в условиях
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Выявлены сильные и слабые стороны реализации сетевого взаимодействия на примере преподавания адаптивной физической культуры с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, предложены рекомендации преодоления выявленных проблем с учетом особенностей здоровья обучающихся.
Ключевые слова: инклюзия, сетевое взаимодействие, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивная физкультура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p286-288
PROBLEMS AND ADVANTAGES OF THE NETWORK INTERACTION IN TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES
Nataliya Ivanovna Smolyakova, candidate of medical sciences, docent, Smolensk State University of Sports; Anastasiya Vladimirovna Trifonova, candidate of philological sciences, teacher, Education Center for Children with Special Educational Needs, Smolensk
Abstract
The purpose of this work is to analyze the existing difficulties of implementing inclusive education and analyze the practice of the network interaction of educational organizations as a way to reduce existing personnel tension. The strengths and weaknesses of the implementation of network interaction on the example of teaching adaptive physical culture with the use of e-learning and distance learning technologies are identified, recommendations for overcoming the identified problems are proposed.
Keywords: inclusion, network interaction, children with disabilities, adaptive physical education.
Сегодня инклюзия признана общей мировой целью образования. Достижение к 2030 году обеспечения равного доступа «к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении» декларируется в пункте 4.5 целей устойчивого развития ЮНЕСКО в области образования [1].
Понятие инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» впервые в РФ введено и закреплено в федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Однако на практике внедрение инклюзии сталкивается с рядом проблем. Группы существующих сегодня «препятствий» подробно описывает Лавринова И.И. [2]. Помимо проблем архитектурной доступности, автор отмечает ряд кадровых проблем: отсутствие в школах тьюторов, дефицит специалистов психолого-педагогического сопровождения, а также отсутствие необходимого уровня подготовки у педагогических работников, в связи с чем возникают проблемы введения особого ребенка в коллектив класса, его адаптации к учебной деятельности и дальнейшего сопровождения.
В качестве одного из факторов успешного формирования инклюзивной среды ряд исследователей (Мандель Н.В. [3]; Скрипниченко В.В. [4]) отмечает развитие формы сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Особенно актуальным сегодня является сетевое взаимодействие «в части реализации образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [2], поскольку в данном случае проблема географической и архитектурной доступности нивелируется.
Практика заключения сетевых договоров между образовательными организациями является перспективным способом восполнить нехватку узких специалистов как психолого-педагогического профиля, так и преподавателей адаптивной физкультуры, которые обладают основами знаний общей и частной патологии и, соответственно, владеют методами лечебной физической культуры с учётом основных нозологических единиц.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью, осваивающих общеобразовательные программы как в инклюзивном классе, так и на дому, индивидуальная работа со специалистом в области адаптивной физкультуры необходима для поддержки и развития организма. В условиях массовой школы подобная задача может оказаться невыполнимой: вместо необходимых занятий адаптивной физкультурой, способствующих пониманию и принятию своего тела, ребенок с ОВЗ будет писать по физкультуре рефераты для дальнейшей аттестации, не представляя, какие упражнения и для чего он мог бы выполнять сам.
Решением проблемы становятся индивидуальные занятия специалиста по адаптивной физкультуре с ребенком с ОВЗ и инвалидностью в рамках индивидуального учебного плана обучающегося. При отсутствии в школе подобного специалиста выходом является заключение договора сетевого взаимодействия с организацией-партнером, готовой предоставить данные услуги, если возникают сложности с доступностью - с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ). Подобная работа имеет как сильные, так и слабые стороны (таблица).
Таблица - проблемы и перспективы удаленной работы специалиста по адаптивной физкультуре с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в рамках сетевого взаимодействия
Проблемы и рекомендации Перспективы
1. Полное понимание состояния здоровья обучающегося необходимо педагогу для проведения безопасных и продуктивных занятий. В данном случае важным становится доверительное общение специалиста по адаптивной физкультуре с родителями (законными представителями) обучающегося для выяснения нюансов его физической формы и дальнейшего подбора комплекса упражнений. 1. Возможность корректно выполнять дома в рамках урока адаптивные упражнения, подобранные специалистом индивидуально, понимать цель их выполнения - важный этап абилитации и реабилитации особого ребенка, позволяющий не упустить время.
2. Отсутствие очного контакта. Удаленное взаимодействие помогает преодолеть расстояния, но лишает педагога возможности в полной мере контролировать безопасность обучающегося во время выполнения физических упражнений. В зависимости от состояния здоровья обучающегося помощь родителей (законных представителей) может оказаться необходима как на этапе знакомства с упражнениями и понимания учеником методики их выполнения, так и на протяжении каждого урока. 2. Возможность заниматься со специалистом по адаптивной физкультуре еженедельно в рамках индивидуального учебного плана обучающегося отвечает принципам системности и последовательности: работает накопительный эффект, занятия приносят пользу.
3. Отсутствие необходимого инвентаря для занятий дома у обучающегося. Педагогу необходимо заранее уточнить, есть ли дома у ученика вспомогательные средства для выполнения упражнений (мячи, маты и т. д.). Если оборудование отсутствует, необходимо заранее разработать комплекс альтернативных упражнений, не требующих специальных предметов. 3. Понимание обучающимся с ОВЗ особенностей своего тела, осознание благодаря занятиям его скрытых возможностей становится залогом уважения особого ребенка к себе, что является фундаментом его дальнейшей социализации.
Эффекты реализации программ сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций только начинают системно изучаться. Но первые исследования показывают, что школы, где особые дети обучаются «на основе договоров сетевого взаимодействия с организациями-партнерами, отметили ряд преимуществ: если ученики могут не посещать какой-либо предмет в основной школе, занятия проводятся организацией-партнером, возможность реализации коррекционного блока образовательной программы, доступ к курсам дополнительного образования и др.» [2].
Ряд исследователей отмечает в области адаптивной физической культуры «дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить не только педагогическое, но и медицинское, психологическое сопровождение занятий» [5, С. 103]. Грамотная реализация механизмов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций в данной ситуации, конечно, не является панацеей, но становится способом сгладить возможные сложности и дефициты.
ВЫВОДЫ
1. Проблемы, возникающие при реализации инклюзивного образования, имеют различную природу, но наиболее ощутимыми для непосредственной целевой аудитории являются проблемы дефицита узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и
инвалидностью.
2. Одним из продуктивных способов преодоления кадровых трудностей является механизм сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе, работающих с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3. Работа с применением ЭО и ДОТ в рамках сетевого взаимодействия имеет ряд проблем. В частности, специалисты по адаптивной физической культуре должны помнить о сложностях и учитывать ряд рекомендаций для организации занятий в наиболее продуктивной и безопасной для обучающихся форме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Education and disability / UNESCO institute for statistics. - 2017. - URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000247516 (дата обращения: 08.07.2023).
2. Лавринова И.И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций для решения задач инклюзивного образования: проблемы, перспективы, практика / И.И. Лавринова // Цифровая гу-манитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022) : сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 ноября 2022 г.). - Москва : Издательство МГППУ, 2022. - С. 455-468.
3. Мандель Н.В. Проблемы сетевого и межсетевого взаимодействия в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н.В Мандель // Развитие территорий. - 2017. - № 4 (10). - URL: https://cyberleninka.ruarticle/n/problemy-setevogo-i-mezhsetevogo-vzaimodeystviya-v-soprovozhdenii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 08.07.2023).
4. Скрипниченко В.В. Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Скрипниченко // Гуманитарные науки. - 2019. - № 2 (46). - С. 61-69.
5. Симашенков П.Д. Актуальные проблемы организации адаптивного спорта в Российской Федерации / П.Д. Симашенков, А.В. Буков // Вестник международного института рынка. 2018. - C. 100-105.
REFERENCES
1. UNESCO institute for statistics (2017), Education and disability, available at: https://unesdoc.unesco.org/arfc/48223/pro000247516 (accessed 8 July 2023).
2. Lavrinova, I.I. (2022), "The network interaction of educational organizations to solve the problems of inclusive education: problems, prospects, practice", Digital humanities and technologies in education (DHTE 2022), collection of articles of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Moscow, available at: https://psyjournals.ru/nonserialpublica-tions/dhte2022/contents/dhte2022_Lavrinova.pdf (accessed 8 July 2023).
3. Mandel, N.V. (2017), "Problems of network and inter-network interaction accompanied by a child with disabilities", Development of territories, No. 4 (10), available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/problemy-setevogo-i-mezhsetevogo-vzaimodeystviya-v-soprovozhdenii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed 8 July 2023).
4. Skripnichenko, V. V. (2019), "Prospects of network interaction as conditions for social adaptation of children with disabilities", Humanities, No. 2 (46), pp. 61-69.
5. Simashenkov, P.D. and Bukov, A.V. (2018), "Actual problems of adaptive sports organization in the Russian Federation", Bulletin of the International Market Institute, pp. 100-105.
Контактная информация: smolnat90@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.07.2023
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СЕВЕРНОЙ ХОДЬБЫ
Станислав Владимирович Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр
Сергеевич Коновалов, доцент, Наталья Владимировна Соболева, кандидат