Научная статья на тему 'Формы и особенности инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей'

Формы и особенности инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / ДЕФЕКТЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / DEFECTS OF THE LOWER EXTREMITIES / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Шевченко Алексей Михайлович

В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения инклюзивного подхода в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Авторы анализируют новые формы особенности инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей, имеющие свою специфику и направленные на адаптацию в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Шевченко Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and Features of Inclusive Physical Education of Students with Lower Limb Defects

This article discusses the problem of ensuring an inclusive approach to education of persons with disabilities and special educational needs in mainstream institutions. The authors analyze the new forms and features of the inclusive education of pupils with physical defects of the lower limbs, with its own specific and aimed at adapting to society.

Текст научной работы на тему «Формы и особенности инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей»

20/7/2

расширяет возможности коммуникации инвалидов по зрению, их образовательной и профессиональной деятельности, организации куль-турно-досуговой деятельности, самопрезентации и самореализации, существенно облегчают возможность совершения финансовых операций и пр. Современные ассистивные тифлотехнологии могут способствовать развитию навыков пространственной и бытовой ориентировки. Несмотря на огромное компенсаторное и реабилитационное значение тифлокомпьютерных технических средств и возрастающую потребность в повышении компьютерной грамотности и уровня компетентности инвалидов по зрению в области использования современных средств информации и телекоммуникации, отмечается недостаточное развитие систематической практики обучения незрячих информационной грамотности.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты сравнительного исследования целевых установок использования современных сетевых технологий инвалидами по зрению и нормально видящими. Данные проведенного исследования позволяют расширить представления о значении, особенностях использования современных информационных ресурсов при невизуальном способе восприятия.

Ключевые слова: виртуальное пространство, инвалиды по зрению, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, компьютерные тифлотехнологии, незрячие пользователи, сетевые технологии, средства телекоммуникации

SUMMARY

This article is containing results of a survey about the concerns in the usage of network technologies of the visually impaired people and people with no impaired sight. Results of this survey are showing ways of the usage of informational resources by the visual impaired people.

Key words: Space of network, visually impaired people, Internet, informational-com-municational technologies, computer low vision devices, visually impaired users of Internet, Net-

work technologies, features of telecommunication services.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 203 с.

2. Волкова И. П., Писаренко Е.Н. Интернет-среда как сфера культурно-досуговой деятельности инвалидов по зрению // Ребенок в современном мире. Детство: Праздник и повседневность. Материалы XXIV Международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 120-122.

3. Санпитер Ю. П. Реализация принципа доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2015. - №3 (19). - С. 128-132.

4. Швецов В. И., Рощина М. А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: учебное пособие. - Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 154 с.

Е. Н. Алексеева, А. М. Шевченко

УДК 376.22

ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕФЕКТАМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

И зменения в системе образования обоснованы вхождением России в новые социально-экономические отношения. Стратегия этой

перестройки заложена в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года и прослеживается в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года [5, с. 5].

Одним из признаков гуманистических отношений в современном обществе является внедрение системы инклюзивного образования во многих странах мира. Международный эксперт в области инклюзивного образования Д. Митчелл утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)» [2, с. 8].

В ежегодном послании Президента России В. В. Путина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года прозвучали слова: «Учитель должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью» [4, с. 4]. Впервые в федеральном законе понятие «инклюзивное образование» дается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей...» (п. 27 ст. 2).

Целью нашей работы является формирование концепции инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей в общеобразовательных учебных заведениях. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач, связанных с определением специфического содержания, организационных форм и особенностей физического воспитания, разработкой системы тестирования для этой категории учащихся, выбором видов спорта или системы физических упражнений для реализации их возможностей.

В мире, где неуклонно наблюдается рост инвалидности, возникает необходимость разработки новых учебных дисциплин, комплексных программ, создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения [1, с. 3].

В системе физического воспитания решение этой задачи возможно путем привлечения лиц с физическими недостатками к занятиям совместно с другими учащимися не на условиях приспособления к требованиям и нормам, присущим для их практически здоровых сверстников, а на их собственных условиях в доступных для них пределах. При реализации такого подхода инклюзия является лучшим методом организации занятий по физической культуре с учащимися с особыми потребностями, так как они получают полноценное образование со своими сверстниками в обычном учебном заведении, адекватно воспринимают человеческие различия и живут полной жизнью без какой-либо изоляции от общества. Когда в образовательной среде акцент делается на индивидуальные сильные стороны таких обучающихся, то их поступки и мнения становятся важными для окружающих. Вместе с тем иногда учащиеся с особыми образовательными потребностями получают образование в учебных заведениях, которые технологически, организационно и содержательно к этому не готовы.

В Республике Хакасия имеется богатый опыт по проведению инклюзивного образования в начальных и общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя этих школ прошли программы переподготовки по овладению технологиями, которые позволяют обеспечить благоприятные условия для учащихся с различными нарушениями в состоянии здоровья; уменьшить влияние неблагоприятных факторов на личность обучающихся; анализировать и систематизировать уже имеющийся практический опыт и использовать его в своей работе; выбирать наиболее оптимальные и доступные ресурсы для решения возникающих образовательных и социально-педагогических задач [3, с. 62]. Большое внимание становлению инклюзивного образования уделяется в Республике Саха (Якутия). В Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования в области инклюзивного образования в систе-

20/7/2

ме дошкольного, общего, высшего профессионального образования [4, с. 5].

В настоящее время нет общей для всех учебных заведений концепции физического воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования, недостаточно обоснованы теоретические и технологические подходы к проведению инклюзивных занятий по физической культуре и различным видам спорта. Мы проанализировали состояние и возможности внедрения инклюзивного физического воспитания в некоторые общеобразовательные учебные заведения региона Кавказских Минеральных Вод.

Анализ собственного опыта работы, занятий, проведенных учителями школ, преподавателями высших учебных заведений, инструкторами и методистами лечебной физкультуры, позволил нам выявить применяющиеся на практике формы инклюзии, определить имеющиеся проблемы и возможные пути их решения. Объектом нашего наблюдения и исследования был процесс физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей и выраженными ограничениями двигательных функций, но способных стоять, вставать, садиться и ходить без какой-либо помощи, совершать отчетливые синергиче-ские локомоторно-координаторные движения для удержания заданной позы в пределах площади опоры при выведении из положения равновесия. Обычно такие двигательные возможности являются для этих больных большим прогрессом, но вместе с тем далеки от истинной нормы по структуре, темпу и координации движений. У них могут наблюдаться неправильные, недостаточно ловкие, замедленные движения и патологические позы. Кроме ограниченных двигательных возможностей, такие учащиеся имеют психологические особенности.

По мнению И. Ю. Левченко, подростки и юноши, страдающие ДЦП, обладают высоким уровнем невротизации и неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, что затрудняет реализацию их возможностей и способностей и, следовательно, адаптацию к жизни [7].

Учащимся с дефектами нижних конечностей в зависимости от степени тяжести заболевания врачи рекомендуют занятия в специальной медицинской группе, либо освобождают от физической нагрузки, либо назначают лечебную физкультуру, которая проводится в лечебных учреждениях и имеет другие задачи и содержание. Основной формой лечебной физкультуры является лечебная гимнастика с использованием упражнений лечебной направленности вспомогательных технических приспособлений, тренажеров, корректирующих костюмов и утяжелителей с целью лечения данного заболевания и коррекции двигательных нарушений.

В учебных заведениях основной формой занятий для учащихся с дефектам нижних конечностей является специальная медицинская группа, в которой они занимаются общей, специальной и прикладной физической подготовкой, а также видами спорта или их элементами в соответствии с задачами учебной программы, составленной на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Это дает возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных движениях, развивать способность организовать сложные двигательные комплексы, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности с учетом состояния здоровья, физического развития, моторики, соматического состояния, физической подготовленности и индивидуальных особенностей.

В содержание этих занятий входят обще-развивающие гимнастические упражнения с элементами акробатики, плавание, легкая атлетика, спортивные игры и занятия на тренажерах, способствующие формированию правильной осанки и свода стопы, развитию координационных способностей, коррекции нарушения двигательных функций, совершенствованию жизненно важных способов передвижения человека.

Анализ занятий специальной медицинской группы показал необходимость усиления прикладного значения двигательных умений и навыков, обеспечивающих готовность

учащихся с дефектами нижних конечностей адаптироваться к условиям вешней среды и вследствие этого расширяющих возможности для их социальной интеграции. Обязательной частью профессионально-прикладной физической подготовки при нарушении функции нижних конечностей должны быть упражнения на совершенствование прикладных физических качеств, локомоторно-статических функций, и навыков правильной, устойчивой и быстрой ходьбы с возможной коррекцией дефектов походки, необходимых в быту, учебном процессе и трудовой деятельности. Для этого преподавателю физического воспитания необходимо знать основные деформации нижних конечностей и режим для их профилактики, способы коррекции походки при различной патологии опорно-двигательного аппарата и быть готовым реализовать эти знания в условиях инклюзивного образования.

В связи с реализацией индивидуального подхода тренировки инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды как пространства социализации учащихся с различными возможностями и особенностями, их занятия в тренажерном зале будут иметь разное содержание, но могут проводиться совместно с практически здоровыми сверстниками. Учебно-тренировочный процесс должен быть ориентирован на развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, а использование тренажеров - беговой дорожки и эллиптического тренажера - будет способствовать коррекции двигательных нарушений при ходьбе. Однако в настоящее время большинство учебных заведений не имеют ни тренажерных залов, ни соответствующего оборудования.

Занятия спортивными играми с учетом состояния здоровья обеспечивают постепенное поступательное развитие физической подготовленности, улучшают функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и нервной системы, а также стимулируют развитие зрительно-моторной координации. Признавая ценность инклюзивного образования, следует отметить ряд факторов, которые препятствуют его реа-

лизации в учебных заведениях. В частности, нетолерантное отношение части обучающихся к инвалидам, психологическая неготовность воспринимать их как полноправных и полноценных членов общества. Инклюзивное, совместное изучение элементов спортивных игр на занятиях по физкультуре не только помогает людям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет их здоровым сверстникам развить коммуникативные навыки, толерантность и ответственность. На занятиях по баскетболу учащиеся с дефектами нижних конечностей могут выполнять передачи мяча, броски в кольцо и другие элементы баскетбола на месте и с возможным для них перемещением совместно и с помощью других занимающимися. Из-за более низкого уровня развития ловкости и координации движений по сравнению со своими сверстниками непосредственного участия в игре они не принимают, но по возможности оказывают помощь в судействе за секретарским столиком. Во время совместной игры в бадминтон можно использовать подачи и прием волана, передачи через сетку с перемещением по площадке в меру своих возможностей. Лица с дефектами нижних конечностей в рамках свойственного им уровня развития быстроты, координации и ловкости могут изучать и использовать разнообразные технические действия настольного тенниса при помощи их здоровых сверстников. Занятия по волейболу при нарушении двигательных функций нижних конечностей затруднены из-за недостаточной координации и быстроты движений у обучающихся. Вместе с тем возможно совместное со здоровыми учащимися выполнение элементов волейбола: подачи, передачи мяча, прием мяча и т. д. Участие в соревнованиях по волейболу совместно с другими сверстниками для них затруднительно, а инклюзия возможна в виде посильной помощи в организации, проведении и судействе подобных спортивно-массовых мероприятий. В результате совместной деятельности происходит взаимная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья и окружающих их сверстников. Инклюзия в

20/7/2

данном случае рассматривается как процесс увеличения степени участия каждого отдельного обучающегося в социальной жизни учебного заведения и снижения степени его изоляции.

В современном обществе в недостаточной мере рассматривается вопрос о физическом совершенстве лиц с отклонениями в состоянии здоровья, однако мотивационно-цен-ностное отношение к физической культуре, интерес к максимальному развитию собственных возможностей присущ многим из них. Инклюзия является попыткой придать всем учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенность в себе и в собственных силах, создать мотивы и условия для того, чтобы без страха, отрицательных эмоций и переживаний учиться в школе или вузе вместе с другими. Они нуждаются не только в поддержке, особом отношении и дружбе с ровесниками, но и в полноценном развитии их способностей, в достижении успехов.

Такая возможность предоставляется во время тестирования на одном из этапов физической подготовки. Целесообразно, чтобы тесты для лиц с отклонениями в состоянии здоровья проводились с учетом специфики заболеваний и степени двигательных ограничений. Следует проводить тестирование для инвалидов на добровольной основе, в большей мере для демонстрации развития их способностей и достижения успехов, а не для выставления итоговых оценок или зачетов. Достижение прогресса у таких учащихся проявляется именно в том, что они смогут сделать при наличии выраженных нарушений функций нижних конечностей, а не в том, чего не смогут.

При физическом воспитании в условиях инклюзивного образования существуют методологические сложности в сравнении с данными эмпирических исследований, в которых принимают участие учащиеся с разным состоянием здоровья. Тесты по общей, специальной и прикладной физической подготовке для специальной медицинской группы с учетом нозологии недостаточно разработаны и апробированы. Комплекс ГТО для инвали-

дов, находящийся сейчас на стадии разработки и внедрения, представляет собой инновационную организационно-методическую и социально-педагогическую модель, которая может быть использована для более эффективного планирования и разработки системы нормативных требований и методики их оценки с учетом специфики контингента учащихся в специальной медицинской группе. Такая система будет способствовать повышению эффективности процесса реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

На проанализированных нами занятиях с учащимися, имеющими нарушения функции нижних конечностей, использовались адаптированные для них некоторые нормативы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе с учетом соответствующих им тестов комплекса ГТО. Были выбраны те из них, которые доступны при ограниченных возможностях в связи с состоянием здоровья. В частности, поднимание туловища из положения лежа на спине, наклон вперед из положения стоя, метание спортивного снаряда, плавание на 50 м, отжимание, подтягивание из виса на высокой или низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Во всех тестах учащиеся с ограниченными возможностями показали более низкие результаты по сравнению с их здоровыми сверстниками, за исключением плавания, в котором три учащихся инвалида проплыли 50 м без учета времени и наряду с другими выполнили норматив для практически здоровых людей. Плавание, упражнения и подвижные игры в воде являются наиболее оптимальной средой как для развития физических качеств и оздоровления, так и для решения задач инклюзивного образования. Современные, построенные в последние годы учебные заведения имеют бассейны. Но многие школы и вузы не могут включить плавание в учебную программу из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы.

Следует отметить, что для учащихся с физическими недостатками, кроме обязатель-

ных учебных занятий в образовательных организациях, доступны и другие виды двигательной активности. Это формы занятий в течение учебного дня (физкультпаузы, физкультминутки и т. д.), утренняя гигиеническая гимнастика, организованные занятия в спортивных секциях, например, плавания или бадминтона, тренировка в группе общей физической подготовки в тренажерном зале, самостоятельные занятия физической культурой, участие в соревнованиях среди инвалидов.

Предельно доступное инклюзивное физическое воспитание для учащихся с дефектами нижних конечностей может быть обеспечено путем ликвидации различных барьеров в их обучении, постановки адекватных целей для всех учащихся вместе с поддержкой каждого из них и помощью в максимальном раскрытии их потенциала. Для этого целесообразно объединить усилия врачей, педагогов и психологов для решения проблем обучения и полноценного развития учащихся. Эти специалисты совместно могли бы рассматривать среди прочих вопросов инклюзивного образования физическое воспитание и формирование личности учащегося с учетом его состояния здоровья, психического развития, социальной ситуации, с одной стороны, и оптимальности педагогических воздействий, а также характера предъявляемых требований - с другой. Такое взаимодействие специалистов не организовано повсеместно в образовательных учреждениях.

Инклюзивное физическое воспитание предполагает получение образования с учетом уровня функциональной, физической подготовленности и двигательных способностей всех учащихся, в том числе имеющих дефекты нижних конечностей или другие физические недостатки в условиях, когда в едином для всех образовательном пространстве находится большое количество учащихся с различными образовательными потребностями.

Актуально решение задач, связанных с теоретическим обоснованием, экспериментальной проверкой и практической реализацией методических особенностей физического воспитания учащихся с дефектами опорно-дви-

гательного аппарата в условиях инклюзивного образования.

Внедрение новых организационных форм инклюзивного физического воспитания в учебные заведения будет способствовать формированию у учащихся с отклонениями в состоянии здоровья навыков здорового образа жизни, приобщению их к ценностям физической культуры и спорта.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения инклюзивного подхода в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Авторы анализируют новые формы и особенности инклюзивного физического воспитания учащихся с дефектами нижних конечностей, имеющие свою специфику и направленные на адаптацию в социуме.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическое воспитание, состояние здоровья, дефекты нижних конечностей, учебные заведения, опорно-двигательный аппарат.

SUMMARY

This article discusses the problem of ensuring an inclusive approach to education of persons with disabilities and special educational needs in mainstream institutions. The authors analyze the new forms and features of the inclusive education of pupils with physical defects of the lower limbs, with its own specific and aimed at adapting to society.

Key words: inclusive education, physical education, health, defects of the lower extremities, educational institutions, the musculoskeletal system.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е. Н., Стрельченко В. Ф., Го-лякова Н. Н. Междисциплинарный курс «Теория и методика оздоровительной физической культуры» в подготовке учителей адаптивной физической культуры // Успехи современной науки и образования. - 2016. -Т. 1. - № 7. - С. 178-181.

2. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. - М.: Педаго-

20/7/2

гический университет «Первое сентября», 2013. - 33 с.

3. Дунаевская Э. Б. Особенности и этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: материалы VI Российского форума с международным участием «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». Санкт-Петербург, 4-5 сентября 2014 г. -СПб., 2014. - С. 60-63.

4. Егоров П. Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями: материалы второй международной научно-практической конференции Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда. Якутск, июнь 2014 г. / отв. ред. Е. И. Михайлова. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. -С. 3-8.

5. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея: учеб. пособие для студентов-магистрантов / сост. Т. М. Носова, В. Г. Шведов, Л. А. Колывано-ва. - Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2015. - 340 с.

6. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2015. - 319 с.

7. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 42 с.

8. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// минобрнауки.рф.

О. П. Шабанова, Е. Н. Гущина

УДК 378:7

СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА

СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из актуальных проблем российского образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья стала переориентация системы специального кор-рекционного образования на интеграционную форму обучения в массовых учебных заведениях. Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других) и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основании вышесказанного в российском педагогическом образовании обозначилась потребность формирования компетенций в области обучения детей с ОВЗ у всех выпускников, в том числе и у будущих учителей предметной области «Искусство» (изобразительное искусство).

Реализация этой компетенции в образовательной деятельности обучаемых по направлению Педагогическое образование, профиль Художественное образование ставит преподавателей в условие необходимости разработки новых методических конструкций. Первым опытом обучения слабовидящих изобразительной деятельности стала разработанная нами методика, построенная на использовании слабовидящими детьми пораженного зрения и активизации подструктур их пространственного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.