Научная статья на тему 'Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАНИСТЕРАПИЯ / ИППОТЕРАПИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NETWORK INTERACTION / CANISTER THERAPY / HIPPOTHERAPY / EMOTIONAL AND VOLITIONAL DISORDERS / CHILDREN WITH DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипниченко Вера Владимировна

В статье рассматриваются проблемы организации сетевого взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования в рамках совместного проекта. Подчеркивается значимость осуществляемого проекта для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью, стабилизации их эмоционального состояния и обогащения социального опыта. Представленные результаты кратковременного исследования позволяют сделать вывод о позитивном влиянии описываемых методов на эмоциональную сферу учеников. Намечены перспективы дальнейшей работы по расширению сфер применения проекта сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования за счет увеличения участников и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

перспективным направлением подготовки педагогов ДОУ к методической работе является проведение стажировок в образовательных учреждениях с лучшими инклюзивными практиками.

АННОТАЦИЯ

Автором раскрыто содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте инклюзивного образования, представлен анализ инклюзивных практик и инновационных форм методической работы в Республике Крым.

Ключевые слова: методическая работа, дошкольное образовательное учреждение, воспитатели, инклюзивное образование, дети с инвалидностью, ограниченные возможности здоровья.

SUMMARY

The author presents the content of the methodological work in the preschool educational institution in the context of inclusive education as well as the analysis of inclusive practices and innovative forms of methodical work in the Republic of Crimea.

Key words: methodical work, pre-school educational institution, caregivers, inclusive education, children with disabilities, limited health opportunities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабинова Н. В. Методическая работа как средство повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. -№ 2 (5). - С. 13-16.

2. Богинская Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2015. - № 4 (32). - С. 47-53.

3. Дильдина Н. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 102 с.

4. Зотова И. В., Сучкова М. Н. Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении // European Science. -

2019. - № 1 (43). - С. 56-60.

5. Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: метод. рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.

6. Рудая Т. Я. Управление методической работой в дошкольном учебном учреждении на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. -С. 329-336.

7. Усманова А. Р. Традиционные формы методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 132137.

8. Шакирова Л. А. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. -№ 1. - С. 277-284.

/iî©iv\

(Шй)

В. В. Скрипниченко

УДК 376

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КАК УСЛОВИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

ажнейшим ориентиром в подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к жизни в социуме в соответствии с требованиями Федеральных госу-

дарственных стандартов выступает обеспечение его компетентности в жизненных ситуациях, готовности оперативно реагировать на изменения среды, способности жить и развиваться согласно своим возможностям, что в конечном итоге способствует формированию жизненных компетенций. Анализ научной и методической литературы подтверждает актуальность данной проблемы на современном этапе развития системы образования, несмотря на существование множества фундаментальных теоретических и прикладных исследований, затрагивающих те или иные аспекты воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Каждое образовательное учреждение находится в поиске таких форм работы, которые бы были полезны, интересны и значимы для субъектов воспитательного процесса, включая все социальные институты воспитания. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из инновационных направлений является сетевая форма взаимодействия, которая предполагает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [6].

В данной статье мы осветим отдельные направления работы учреждения, в частности, создание совместно с учреждениями дополнительного образования сетевого проекта, способствующего облегчению процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование имеет существенные преимущества в современном мире - уникальную практику наращивания мотивационного потенциала личности, направленность на создание условий свободного выбора деятельности каждым ребенком для гармоничного развития его способностей и талантов.

Сетевое взаимодействие как способ совместной деятельности с различными организациями позволяет эффективно использовать эти преимущества, расширяя образовательное пространство и создавая новые возможности для самореализации и саморазвития

всех участников образовательного процесса. Сетевое взаимодействие является ресурсом инновационного развития, как это отмечается в статьях других авторов [5].

Для учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ, осуществление сетевых проектов позволяет обеспечить открытый характер взаимодействия при помощи использования ресурсов широкой социальной среды, в которой ребенок может раскрыть свой потенциал в личностно значимых и интересных для него видах деятельности. Такие проекты, с одной стороны, позволяют решить проблему расширения социальных контактов для ребенка с ОВЗ, привлечь учреждения к социальному партнерству, а с другой - способствовать устранению имеющихся стереотипов и установок относительно неспособности детей с ОВЗ выполнять социально значимые и творческие виды деятельности аналогично выполняемым их нормативно развивающимися сверстникам [5].

Создание сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ОВЗ и учреждениями дополнительного образования способствует воплощению идеи единого открытого образовательного пространства, доступного для детей с разными возможностями в совместной и разнообразной по форме, видам и направленности деятельности.

В настоящее время обсуждаются вопросы о качестве, доступности образования для ребенка с ОВЗ, необходимости подготовки среды и кадров для инклюзии. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (УДО), на наш взгляд, в определенной степени приближает к решению и этой сложной социальной задачи. При организации реального взаимодействия осуществляется взаимный обмен опытом между специалистами, совместное участие в достижении целей социальных инициатив и проектов, расширение образовательной среды учреждения за счет привлечения материальных уже существующих материально-технических средств УДО, проектирования ситуаций общения, т.е. расширение круга общения обучающихся, педагогов через профессиональный диалог.

С 2013 года успешно реализуется совместный проект в рамках сетевого взаимодействия между государственным казенным общеобразовательным учреждением Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ АО «ОШИ №5» и ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр», направленный на социализацию учеников с интеллектуальной недостаточностью. В данный проект включены не только дети с легкой степенью умственной отсталости, но и обучающиеся с ТМНР (тяжелые и (или) множественные нарушения физического и (или) психического развития) и расстройством аутистического спектра.

Всего участием в проекте охвачено 24 ребенка младшего школьного возраста с описанными выше нарушениями. Для выявления эффективности работы использовали стартовую диагностику эмоционального состояния учащихся. Исследование эмоциональных нарушений проводились по методикам, используемым для детей с нормой, но руководствуясь концепцией Л. С. Выготского о единстве закономерностей развития ребенка в норме и патологии, посчитали возможным их использование в нашей практике в адаптированном варианте.

Эффективными для младших школьников с умственной отсталостью выступают проективные методики, так как многие имеют системные нарушения речи и вербальное исследование практически невозможно. В качестве основных методик исследования включали такие, как методику выявления тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, методику «Кактус» М. А. Панфиловой, методику Ю. Я. Киселева [3], который предложил шкалу оценки внешних признаков эмоционального возбуждения. Шкала содержит признаки эмоционального состояния, сгруппированные по следующим разделам: поведение; мимика, пантомимика; движения; статические позы; речь; вегетативные сдвиги. В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения.

Использовалась методика М. К. Бардышев-ской [1], предназначенная для оценки эмоциональных состояний и реакций детей, имеющих тяжелые расстройства эмоциональной сферы (дети с расстройствами аутистическо-го спектра, синдромом депривации), которая основана на концепции об уровневой организации эмоциональной сферы и представляет собой отслеживание и оценку эмоциональных реакций ребенка на различные по интенсивности и качеству стимулы природной и социальной среды, а также методику О. А. Ореховой [4], позволившую исследовать эмоциональное состояние детей на основании цветового выбора.

По результатам исследования выявлено, у детей отмечались страхи и тревожность (11 детей, 46%), гиперактивность (5 детей, 21%), у 9 школьников (38%) констатирована агрессия (вербальная и невербальная), у 8 человек (33%) - высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.), практически все дети проявили признаки эгоцентризма, у 12 воспитанников (50%) - вязкость и назойливость поведения, 7 детей (29%) имеют повышенную демонстративную двигательную возбудимость в периоды аффективных вспышек. Полученные данные представим в диаграмме.

Диаграмма 1.

Эмоциональные нарушения у детей при стартовой диагностике

50% 46%

I

страхи гиперактив агрессия пов.эмотив вязкость , демонтср ■ проявления Столбец!

Проявления эмоционально-волевых нарушений у школьников с интеллектуальной недостаточностью, безусловно, требовали коррекции, поэтому учащиеся были включены в

данный проект. Реализация проекта предполагала осуществление системы работы по таким направлениям деятельности, как иппоте-рапия («Поводья жизни»), канистерапия, традиционные виды ознакомления с природой, ресурсами Астраханского региона в рамках программ экологического воспитания, приобщение к простейшей природоохранной деятельности и обучение элементам «умных» технологий в сфере получения экологически чистых продуктов питания и опыта органического сельского хозяйства (проект «Сити фермер»).

Выбор названных направлений был обусловлен необходимостью формирования у учащихся бережного отношения к природе и природным объектам, стимулирования мотивации к деятельности, выработки уверенности в своих силах и повышения коммуникативной компетентности в расширенной социальной среде вне школы-интерната. Важно было также включить родителей в данный процесс на партнерской основе, но при своевременной помощи со стороны профессионалов.

Иппотерапия является уже достаточно изученным и положительно зарекомендовавшим себя методом реабилитации детей с различными формами ограничений жизнедеятельности. Благодаря комплексному воздействию на организм ребенка улучшается эмоциональное состояние, и через доверие к лошади происходит перенос положительного отношения на окружающих людей. Ребенок, видя интерес и уверенность взрослого, его готовность оказать своевременную и действенную помощь на всех этапах освоения езды на лошади, учится проявлять инициативу при установлении психологического контакта с животным - это является крайне значимым для детей с нарушением интеллекта [9]. Следовательно, иппотерапия открывает для детей с интеллектуальной недостаточностью разноплановые варианты общения через интерес к лошади и тем, кто за ней ухаживает, кто управляет таким большим животным. Работа проводится поэтапно: от простых прикосновений под руководством опытного взрослого инструктора, к элементарному взаимодействию (угостить, принять участие в уходе,

т.п.), чтобы в дальнейшем перейти к достаточно сложному этапу - посадке на лошадь.

Дети с нарушениями интеллектуального развития не всегда готовы к данному этапу, поэтому первые действия пассивны и непродолжительны. Но нельзя его форсировать, чтобы ребенок не испугался и не отказался от последующих контактов с животным и попыток освоить новую деятельность. Если все получается, то специалисты приступают к следующим этапам, связанным с поездкой на лошади.

Можно отметить, что при условии верного подхода и оптимальной тактики, исходя из особенностей каждого ребенка, у учеников возникает интерес и стремление повторить свой положительный эмоциональный и двигательный опыт. Ведь ребенок, передвигаясь на большом животном, чувствует, что он может сам им управлять, и понимает, что лошадь его слушает. В это время благодаря тактильному контакту достигается единение человека и животного, где ребенок управляет чувствами и эмоциями (не причинить боль, быть осторожным, т.к. это живое существо, не издавать резких звуков, чтоб не испугать и т.п.).

Учеными доказано, что лечебная верховая езда кардинально повышает самооценку человека, уверенность в своих силах, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром. Кроме того, иппотерапия способствует развитию таких психических функций, как память, внимание и мышление. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизируют психические процессы [9].

Еще одна форма работы - канистерапия. Канистерапию наряду с иппотерапией относят к нетрадиционным методикам лечения, и результаты она приносит потрясающие. Следует констатировать, что многие дети с умственной отсталостью испытывают страх перед собаками. Тесное общение с этими животными в рамках канистерапии позволяет преодо-

леть страх, снять напряжение и учит правильно вести себя при контактах с собаками в реальных жизненных ситуациях.

Очень полезны упражнения с собаками под руководством канистерапевта при гиперактивности, сверхвозбудимости и агрессии. Совместное движение с собакой улучшает координацию движений. Результаты канисте-рапии для каждого ребенка свои: для кого-то это тесное общение, совместное движение, а для других - просто улыбка или контакт глаз, сосредоточенность на животном. Но в любом случае при общении с собакой задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и эффект от занятий достигается всегда [8].

Наша задача состояла и в том, чтобы убедить родителей в целесообразности любых форм взаимодействия с животными для ребенка с ОВЗ. Если они не видят пользы, то и не становятся союзниками, а это серьезным образом отражается на результативности общей деятельности. Положительный настрой всех участников взаимодействия на контакты необходим, так как животные очень хорошо все чувствуют.

При канистерапии так же, как при иппо-терапии, все начинается со знакомства. По нашим наблюдениям, детям требовалось много времени, чтобы привыкнуть или побороть страх перед собакой. Но специалист всегда помогал наладить контакт при тщательном наблюдении за реакцией ребенка. Если ребенок боялся, то собаку держали на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком - тогда отсутствует контакт глаз.

Если этап прошел успешно, переходили к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда ребенок привыкал, собака может делать остановки, повороты. Далее разрешали ребенку к ней прикасаться, гладить, расчесывать. И только тогда, когда этап привыкания завершен, ребенок мог давать самостоятельно команды собаке.

Мы отмечали, что некоторые дети не смогли преодолеть барьер и долгое время оставались на этапе первоначального знаком-

ства, очень медленно переходя к следующим. Но если все проходило успешно, то такое включение ребенка в близкие контакты с собакой и попытки подчинения ее командам значительно способствовало повышению уверенности и самооценки детей. Отмечено также, что животные стимулируют двигательную активность у детей с отсутствием или сниженной к ней мотивацией [8].

Получив положительный опыт взаимодействия с таким учреждением, как эколого-биологический центр, сотрудники школы интерната приступили к апробации новых форм контактов и совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования. Первые шаги делаются детьми в освоении искусства Тайцзи Цюань, целью которого является гармонизация взаимоотношений человека с природой и общее оздоровление организма, техник самозащиты и управления собой. Это древнее китайское учение о гармоничной жизни, в которое входят системы медитации, оздоровления, самообороны, улучшения умственных способностей, духовного развития.

Именно в силу своей многогранности, Тайцзи Цюань стал так популярен в наше время. Техника равно хороша для всех людей, независимо от их расовой, культурной и религиозной принадлежности. Совершенно справедливо Тайцзи Цюань называют «поэзией движения».

Положительным моментом данного вида искусства является построение тренировок на принципах благожелательности, «мягкости» и настроенности на обретение контроля над гармонизирующим энергетическим потоком, жизненно необходимым для светлого разума и единения с космосом [7]. При организации обучения детей и подростков с нарушением интеллекта таким искусствам, как Тайцзи Цюань и карате до, решается еще одна важная задача по выработке командного духа, повышения коммуникативной компетентности, принятия норм морали и этики социального поведения.

В коммуникативном плане спортивный коллектив принципиально отличается от школьного класса. В спортивной секции общение подростков объединено различными интересами, но доминирующим является интерес к спорту. В соответствии с этим в спортивной

команде формируются правила уважения в коллективе, предпочтения в межличностном взаимодействии, следование правилам спортивной этики [2].

Возможным вариантом при работе с детьми и подростками по приобщению их к боевому искусству карате является адаптивное каратэ. Каратэ - это один из самых интеллектуальных видов спорта. Важно было создать такие условия, чтобы особенные дети могли не только укреплять здоровье, но и участвовать в соревнованиях абсолютно разного уровня, вплоть до Олимпийских. В Олимпийской программе Токио 2020 утверждено и каратэ, и паракаратэ.

Больших успехов добились в ПараЧир спорте. Кроме того, что участникам этого спортивного направления необходимо воспитывать в себе волевые качества, грацию, женственность, показать умения в гимнастике, акробатике, спортивном танце, они должны были привыкнуть к частым поездкам на соревнования.

Работа с учреждениями дополнительного образования постоянно совершенствуется, одни варианты сотрудничества принимаются и развиваются, другие изменяются или отвергаются. Но главная задача по расширению образовательно-досугового пространства для школьников с ОВЗ решается.

По результатам проведенной диагностики мы отметили значительную стабилизацию эмоционального состояния детей. Данные представим в сравнительной диаграмме.

Диаграмма 2.

Сравнительные данные эмоциональных нарушений у детей по результатам проведенной работы

Мы видим снижение всех негативных проявлений по показателям эмоционального состояния учеников. Безусловно, невозможно представить, что какие-либо формы работы полностью решат проблему коррекции нарушений у данного контингента учащихся. Однако положительная динамика подтверждает эффективность включения сетевых проектов, расширения взаимодействия вне стен учреждения для эмоционально-личностного развития школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Обобщая сказанное, можно выделить положительные моменты, способствующие решению целей и задач социализации учащихся с ОВЗ:

1. Благодаря взаимодействию оптимизируется и расширяется образовательное пространство за счет привлечения взаимных материально-технических ресурсов.

2. Используется кадровый потенциал специалистов, которые могут оказать профессиональную помощь.

3. Расширяется круг общения участников образовательного процесса как представителей различных социальных институтов и учреждений.

4. Результаты образовательной деятельности становятся более прозрачными и доступными для обсуждения и коррекции.

5. Изменяется отношение родителей больных и здоровых детей к оценке возможностей и перспектив совместной социальной деятельности. Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнерства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

Однако существуют и факторы, препятствующие эффективному взаимодействию учреждения и среды:

1. Недостаточная материальная база затрудняет расширение контактов между учреждениями.

2. Неразработанность механизмов взаимодействия нескольких учреждений как партне-

ров в решении задач социокультурнои деятельности детей и подростков с ОВЗ.

3. Отсутствие нормативных документов, фиксирующих рамки социальной ответственности партнеров взаимодействия.

4. Недостаточность методического оснащения процесса совместной деятельности учреждения образования и УДО детей и подростков с ОВЗ.

Несмотря на недостатки и трудности, несомненна практичная значимость взаимодействия школы интерната для детей с ОВЗ с учреждениями дополнительного образования.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы организации сетевого взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования в рамках совместного проекта. Подчеркивается значимость осуществляемого проекта для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью, стабилизации их эмоционального состояния и обогащения социального опыта. Представленные результаты кратковременного исследования позволяют сделать вывод о позитивном влиянии описываемых методов на эмоциональную сферу учеников. Намечены перспективы дальнейшей работы по расширению сфер применения проекта сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования за счет увеличения участников и организаций.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, канистерапия, иппотерапия, эмоционально-волевые нарушения, дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование.

SUMMARY

The article deals with the problems of organization of network interaction of educational institutions with institutions of additional education in the framework of a joint project. The importance of the project for social adaptation of children with intellectual disabilities, stabilization of their emotional state and enrichment of social experience is emphasized. The results of a short-term study allow us to draw a conclusion about the positive impact of the

described methods on the emotional sphere of pupils. The prospects of further work to expand the scope of the project network interaction with institutions of additional education by increasing the number of participants and organizations.

Key words: network interaction, canister therapy, hippotherapy, emotional and volitional disorders, children with disabilities, additional education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2003. - 320 с.

2. Дрожалкин В. А. Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 21. - С. 808-810. - URL: https://moluch.ru/archive/125/34701/.

3. Богданова Д. Я., Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я. и др. Практические занятия по психологии [Электронный ресурс]. - URL: https://nashol.com/2018032399617/prakticheski e-zanyatiya-po-psihologii-bogdanova-d-ya-gor-bunov-g-d-kiselev-u-ya-radchenko-l-n-smirnov-b-n-1977.html.

4. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка: практикум по психодиагностике. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сетевое взаимодействие: ресурс инновационного развития. Сборник материалов участников открытого городского конкурса сетевых образовательных проектов в рамках реализации дополнительных общеразвиваю-щих программ (2015-2016 гг.). - СПб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2016. -178 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru /document/ cons_doc_LA W_140174/.

7. Что такое Тайцзи Цюань? [Электронный ресурс]. - URL: https:// moniteur.ru/tajcz icjuan/10535-taj-czi-cjuan-jeto-drevnee-kitajsko e-uchenie.html).

8. Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей? [Электронный ресурс]. -URL: http:// www.o-krohe.ru/zdorove/kanistera piya/.

9. Эскин В. Я., Левицкая Т. Е. Иппоте-рапия как комплексный метод реабилитации и восстановления [Электронный ресурс] // Сибирский медицинский журнал (Томск). -2009. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ippoterapiya-kak-kompleksnyy-metod-reabilitatsii-i-vosstanovleniya.

Л. О. Проботюк

УДК 159.9.072-056.26-057.87

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,

РЕСПУБЛИКАХ АДЫГЕЯ И КРЫМ

1 профессиональная подготовка в высшей школе дает обучающемуся с инвалидностью перспективный шанс получить не только образование и компетенции, но и реализовать свой интеллектуальный и нравственный потенциал. Учитывая многогранность проблем личностного и профессионального становле-

ния студенческой молодежи и ориентированность общества на личность будущих специалистов, важно отметить значимость обеспечения саморазвития личности, социального, психологического и эмоционального благополучия студентов с инвалидностью как одной из ключевых задач стоящих перед вузами. В связи с этим возникает потребность в проведении мониторинговых исследований в высших учебных заведениях с целью выявления социально-психологического благополучия студентов, что в последующем позволит выстроить эффективную систему инклюзивного образования.

Целью данной статьи является представление результатов мониторингового исследования на предмет выявления социально-психологического благополучия студентов с инвалидностью в Волгоградской области, республиках Адыгея и Крым.

Психологическое благополучие студентов высших учебных заведений и различные его аспекты стали объектом изучения современных ученых. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбурна [2]. Изучение феномена благополучия становится одним из существенных направлений исследований политологии, социологии, экономики, а также педагогики и психологии. Е. Б. Перелыгиной, О. Ю. Зотовой [4] рассмотрен вопрос образования как источника психологического благополучия личности. Факторы психологического благополучия студентов в пространстве вуза раскрываются в статье Л. Р. Толстых и Д. Р. Ишмаевой [5].

В части определения проблемы и перспективы исследования феномена благополучия в российской психологии представлены работы Ю. Г. Панюковой, Е. Н. Паниной, Г. Б. Болаевой [3]. Социально-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор, влияющий на социально-психологическое благополучие обучающихся, освещено в трудах Ю. В. Богинской [1]. Анализ научных работ показал, что мониторинговые исследования социально-психоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.