Научная статья на тему 'Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи'

Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1425
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CANISTHERAPY / SOCIALIZATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / COMMUNICATION SKILLS / КАНИСТЕРАПИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темникова Елена Юрьевна, Бондарчук Юлия Александровна

Рассматриваются возможности использования канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи. Канистерапия способствует развитию умений удовлетворять свои эмоциональные потребности: социальные, эмоциональные и материальные, дает возможность развивать навыки начинать и поддерживать разговор, ожидать реакции собеседника. Коммуникация с животными предоставляет возможность для формирования коммуникативных навыков между детьми, а также позволяет выражать позитивные эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Темникова Елена Юрьевна, Бондарчук Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF CANISTHERAPY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Discusses the possibility of canistherapy in the development of communicative skills of preschool children with speech disorders. The author identifies the peculiarities of development of communicative skills in preschool children with different speech disorders: fuzzy diction; abnormalities in the development of dialogue and monologue; weak focus on the interviewee in the process of joint activity; low level of development of skills of cooperation, negativism, aggression, anxiety. Communication with dogs gives a pronounced therapeutic effect in nervous and mental diseases, mental rehabilitation of disabled persons and children with disabilities. The main conditions for canistherapy are, firstly, the child must love dogs, enjoy the pleasure of communicating with them (the more pleasure from intercourse with a dog, the higher will be the effect of canistherapy). Canistherapy promotes the development of skills to meet their emotional needs: social, emotional and material, gives you the opportunity to develop skills to initiate and maintain a conversation, expect the reaction of the interlocutor. Communication with animals provides the opportunity for the formation of communicative skills between children, and also allows the expression of positive emotions. Such experience gained in the process of сanistherapy gives an opportunity to transfer it to communication with children and adults. The clear structure of lessons (a certain sequence of actions, the pace, the rules of communication with the animal) enhances the effect of psychological and pedagogical influence on children and promotes the development of communicative skills.

Текст научной работы на тему «Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 1 (178)

УДК 376.37

ВОЗМОЖНОСТИ КАНИСТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е. Ю. Темникова1, Ю. А. Бондарчук2

1 Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, Нижний Тагил

2 Кинологическая студия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ангельские псы»,

Нижний Тагил

Рассматриваются возможности использования канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи. Канистерапия способствует развитию умений удовлетворять свои эмоциональные потребности: социальные, эмоциональные и материальные, дает возможность развивать навыки начинать и поддерживать разговор, ожидать реакции собеседника. Коммуникация с животными предоставляет возможность для формирования коммуникативных навыков между детьми, а также позволяет выражать позитивные эмоции.

Ключевые слова: канистерапия, социализация, дети дошкольного возраста, коммуникативные навыки.

Наблюдающийся рост в нашей стране количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) препятствует их доступу к социокультурным и образовательным объектам. Ограниченность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и возможностям детей данной категории, значительные проблемы их социализации говорят о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация представляет совокупность всех социальных процессов, благодаря которым лицо с ОВЗ усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Общение - это одно из важнейших условий, в которых ребенок может полноценно развиваться, важнейший компонент развития его личности, ведущий вид человеческой деятельности, который направлен на познание и самооценку себя через взаимоотношения с другими людьми. Как отмечает И. А. Андреева, основным из приоритетных направлений развития дошкольника по ФГОС является социально-коммуникативное, поскольку взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств [1].

В. Д. Ширшов под коммуникативными умениями понимает «совокупность сложных осознанных коммуникативных действий; их основой являются теоретические знания, которые целесообразно применяются на практике» [2]. Они включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности.

Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями речи выражены в следующем: слабая ориентированность на собеседника в процессе совместной деятельности; низкий уровень развития навыков сотрудничества; негативизм, агрессивность, тревожность, логофобии и т. д. [3]. Это в свою очередь ставит перед педагогом-психологом задачу находить нестандартные решения в деятельности, одним из таких решений, на взгляд авторов, является кани-стерапия.

Канистерапия (от латинского kanis - собака) -это появившаяся в начале 60-х годов двадцатого века методика лечения или предупреждения заболеваний с помощью особого рода взаимодействия с собаками, а также инновационное средство социализации инвалидов, которое дает возможность их успешного становления в качестве деятельных членов общества. Канистерапия применяется в работе с детьми с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, при работе с гиперактивными детьми, детьми, имеющими проблемы в общении и поведенческой сфере, страдающими от депрессии, жертвами насилия в семье и сексуального насилия и т. д.

Канистерапия обладает богатейшим арсеналом методов работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, но в России канистерапия в настоящее время находится в стадии становления, а нам предстояло применять их в работе с детьми-инвалидами, совершенно незнакомыми с данной деятельностью.

Теоретические основы канистерапии представлены в работах Т. Л. Любимовой, Е. Коржиковой, А. В. Субботина, Л. Л. Ращевской, Л. С. Кряжевой, С. Постновой и др. Однако в психолого-педагогической литературе канистерапия в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи не находит отражения.

Е. Ю. Темникова, Ю. А. Бондарчук. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений.

В исследованиях отмечается, что у человека, ласкающего любимую собаку, замедляется ритм сердечных сокращений, дыхание становится ровным, а мышечное напряжение уменьшается. Общение с собаками дает выраженный терапевтический эффект при нервных и психических заболеваниях, при психической реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными условиями для проведения канисте-рапии являются, во-первых, то, что человек, подвергающийся канистерапии, должен любить собак, получать наслаждение от общения с ними (чем больше удовольствия от общения с собакой способен получить человек, тем выше будет эффект канистерапии). Однако если человек равнодушен к собакам, но не испытывает по отношению к ним страха или неприязни, он может научиться с помощью специальных упражнений получать удовольствие от общения с ними, но если ему нравятся другие животные, например кошки, ему рекомендуется воспользоваться не канистерапией, а фелинотерапией (кош-котерапией). Во-вторых, собака, с которой проводят сеансы канистерапии, должна находиться в хорошей физической форме, быть здоровой, взрослой, но не старой (в возрасте от двух до семи лет), обладать нормальной устойчивой психикой, быть веселой и доброжелательной по отношению к знакомым ей людям, а также иметь покладистый характер.

На сегодняшний день в нашей стране развитие методик канистерапии находится на начальном этапе. Причиной этого является, с одной стороны, относительная новизна вопроса, а с другой - специфика применения канистерапии с самыми различными заболеваниями и группами заболеваний, которые требуют индивидуального подхода (так называемой «работы со случаем», от англ. «casework»), что существенно усложняет разработку стандартизированных общих методик. Помимо этого, на данный момент нет целостной концепции и стандартов подготовки животных для канистера-пии, а оценивание подготовки зачастую имеет субъективный характер и поэтому не может соответствовать требованиям, предъявляемым к собакам в работе с ребенком с особыми возможностями здоровья. Несмотря на это, накопленный практический опыт дает возможность выделить общие формы канистерапии, принципы построения и этапы.

Особенное влияние канистерапия оказывает на детей с особыми возможностями здоровья и, в частности, на детей с нарушениями речи. Канисте-рапия может использоваться в психотерапии, может частично применяться в психологической коррекции и обучении (переобучении), а также психологической реабилитации.

Основная идея канистерапии предлагает организацию активного взаимодействия детей с особыми

возможностями здоровья, и в частности детей с нарушениями речи, со специалистами и с собаками.

Канистерапия способствует развитию умений языковыми средствами удовлетворять свои эмоциональные потребности, так как особое внимание уделяется общению детей с собаками, организованному определенными способами и специальным образом, которые связаны со спецификой проблем и желаемых результатов. Специалисты учитывают психолого-медицинскую специфику ребенка с тем или иным нарушением речи и прогнозируют эффект, исходя из этих особенностей, формулируют цель и задачи, составляют программу занятий. Цели и задачи занятий зависят от диагноза и психологических особенностей ребенка с нарушениями речи [4, с. 67].

Канистерапевтическая среда дает возможность развивать умения начинать и поддерживать разговор, ожидать реакции собеседника и реагировать на его слова в обоих случаях, поскольку происходит взаимодействие и установление эмоционального контакта с животным без опасности для самооценки ребенка и резких изменений в представлениях об окружающей действительности. Такой опыт общения, получаемый в процессе канистерапии, предоставляет возможность переносить его в социальную среду в будущем. Животное всегда воспринимается людьми как существо низшего уровня, которым человек командует, дрессирует, но в то же время любит и заботится о нем. Дети, принимая такую важную и статусную роль, обучаются соблюдать свои права и обязанности, взаимодействуя с собакой. Чтобы обучать собаку командам, ребенку необходимо самостоятельно руководить и организовывать деятельность. Формирование функций планирования и контроля тесно связано, с одной стороны, с развитием самосознания, а с другой - с личностной зрелостью.

Эмоциональная сторона общения с собакой в занятиях канистерапии исключает какую-либо негативную оценку от нее.

Кроме этого общение с собакой эмоционально легче, чем общение с человеком из-за ряда причин:

- спектр эмоций у собак намного уже;

- тактильный контакт здесь более приемлем, чем с людьми.

Прикосновения к собакам предоставляет возможность довербальной передачи эмоциональных состояний, что имеет большое значение в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Довербаль-ное проявление чувств и эмоций - это «универсальный язык». Физический контакт не обладает тонкостью и большим разнообразием в своем выражении и при этом дает возможность, не прибегая к речевым средствам, вести эмоционально насыщенный диалог. При физическом взаимодействии знаки едины для мира животных. Мягкие и нежные прикосновения говорят о выражении заботы, рез-

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)

кие же и сильные, болезненные обозначают агрессию. Двигательные выражения чувств затрагивают формирование моторики. Таким образом, взаимодействие с собаками - это сильный мотивационный фактор для дошкольников с нарушениями речи [5].

В коммуникации с собакой дети привносят свою характерную для их нарушений речи специфику поведения. Занятия дают возможность осознать детям свои трудности в общении и в привычном образе поведения с помощью обратной связи от специалиста (психолога, тьютора и т. д.) и непосредственного отклика собаки. В ходе заданий и упражнений развиваются другие способы взаимодействия, которые более продуктивны. Это происходит благодаря поддержке других детей и эмоциональному контакту с собаками.

Коммуникация с животными предоставляет возможность для формирования коммуникативных навыков между детьми и их общей деятельности. Общение с собакой обогащает межличностную коммуникацию, так как для взаимодействия с собакой необходимо понимать ее настроение и сообразовать с ней свое поведение, уметь расшифровать ее поведение и ясно выразить свои желания.

Взаимодействие с собаками пробуждает у ребенка позитивные чувства и эмоции. Собака открыто показывает свои эмоции, сопереживает детям, что помогает детям эмоционально раскрыться, выразить свои позитивные эмоции. В такой момент специалисту проще установить с детьми контакт.

Четкая структура занятий (определенная последовательность действий, заданный темп, правила общения с животным) усиливает эффект психолого-педагогического влияния на детей и способствует развитию коммуникативных умений.

Во-первых, развитие словаря ребенка с нарушениями речи, поскольку дошкольнику необходимо совершать подачу различных команд голосом, строить предложения (например, принеси палочку Маше, принеси мне мячик, принеси большой желтый кубик и т. д.).

Во-вторых, развитие мелкой и общей моторики дошкольников с нарушениями речи при выполнении грумминга (умывание, купание) собаки, поощ-

рении собаки (кусочки для поощрения всегда используются очень маленькие), сборе случайно рассыпавшихся кусочков корма, копании в песке, как собачка, рисовании или лепке собаки, создании украшений для собаки (бисер, кожа и др.), хождении на четвереньках и на носочках, как собака, на задних лапах, игр в догонялки и прятки, подаче команд жестами. По мнению О. Е. Викторовой, подобные упражнения способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений [6, с. 105].

В-третьих, развитие дыхания детей с нарушениями речи, которые дышат, как собака (очень полезно для легких, особенно с высунутым языком), делают дыхательную гимнастику, как собачка (махи руками: имитация собачьей походки, кивки головой и повороты, сопение носиком (принюхиваясь), дыхание ртом, повороты туловища, растяжка грудной клетки и многое другое).

В-четвертых, у дошкольников с нарушениями речи развивается фонематическое восприятие (слух) во время повторения команд за специалистом (собака не услышит, если сказать неправильно), копирование звуков, издаваемых животным.

В-пятых, развитие артикуляционного аппарата, когда дети высовывают язык, достают им нос, подбородок, облизываются, повторяют движения «как собачка воду пьет и кушает», «как собачкин язык во рту помещается», «как собачка выплевывает» и др.

Взаимодействие с животным (прогулка, забота, дрессировка) требует от детей таких качеств, как самодисциплина, самоорганизация, уверенность, умение понимать свои эмоции и управлять ими, все эти качества развиваются во время занятий ка-нистерапией [5].

Таким образом, канистерапия позволяет развивать коммуникативные навыки у дошкольников с нарушениями речи за счет сильного воздействия, которое затрагивает все психофизические стороны в формировании детей. Это воздействие имеет пролонгированный характер, после занятий канис-терапией отмечается эмоциональная включенность детей, осуществляется перенос выученных действий и навыков в социальную среду.

Список литературы

1. Андреева И . А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 4 (6) . С . 7-11.

2 . Ширшов В . Д . Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы . Екатеринбург, 1994. 128 с .

3 . Темникова Е . Ю . Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших

дошкольников с дизартрией // Universum: психология и образование . 2016 . № 8 (26) .

4 . Когаловская А. С . Волонтерская деятельность студентов и преподавателей в области канистерапии детей с особыми нуждами: практи-

ка работы на базе учреждения социального обслуживания // Социальное обслуживание . 2015 . № 4 . С . 66-68.

5 . Любимова Т. Л . Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей //

Специальная психология . 2010 . № 1. С . 10-34 .

6 . Викторова О . Е . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности // Дошкольное

образование: опыт, проблемы, перспективы развития . 2015 . № 2 (5) . С . 103-105.

Е. Ю. Темникова, Ю. А. Бондарчук. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений...

Темникова Елена Юрьевна, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (пр. Уральский, 85, Нижний Тагил, Россия, 622049). E-таП: khramkova_l@mail.ru

Бондарчук Юлия Александровна, руководитель благотворительной кинологической студии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ангельские псы» (ул. Захарова, 10, Нижний Тагил, Россия, 622049). E-таД: zver-03@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 27.07.2016.

THE POSSIBILITY OF CANISTHERAPY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

E. Yu. Temnikova1, Yu. A. Bondarchuk2

1 Nizhni Tagil State Social and Pedagogical Institute of Higher Russian State Professional Pedagogical University, Nizhni Tagil,

Russian Federation

2 Charity canine studio for children with disabilities «Angelic Dogs», Nizhni Tagil, Russian Federation

Discusses the possibility of canistherapy in the development of communicative skills of preschool children with speech disorders. The author identifies the peculiarities of development of communicative skills in preschool children with different speech disorders: fuzzy diction; abnormalities in the development of dialogue and monologue; weak focus on the interviewee in the process of joint activity; low level of development of skills of cooperation, negativism, aggression, anxiety. Communication with dogs gives a pronounced therapeutic effect in nervous and mental diseases, mental rehabilitation of disabled persons and children with disabilities. The main conditions for canistherapy are, firstly, the child must love dogs, enjoy the pleasure of communicating with them (the more pleasure from intercourse with a dog, the higher will be the effect of canistherapy). Canistherapy promotes the development of skills to meet their emotional needs: social, emotional and material, gives you the opportunity to develop skills to initiate and maintain a conversation, expect the reaction of the interlocutor. Communication with animals provides the opportunity for the formation of communicative skills between children, and also allows the expression of positive emotions. Such experience gained in the process of canistherapy gives an opportunity to transfer it to communication with children and adults. The clear structure of lessons (a certain sequence of actions, the pace, the rules of communication with the animal) enhances the effect of psychological and pedagogical influence on children and promotes the development of communicative skills.

Key words: canistherapy, socialization, children of preschool age, communication skills.

References

1. Andreyeva I . A. Issledovaniye urovnya soteial'no-kommunikativnogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta [Research of level of social and communicative development of children of preschool age] . Pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no . 4 (6), pp . 7-11 (in Russian)

2 . Shirshov V. D . Pedagogicheskaya kommunikatsiya: teoriya, opyt, problemy [Educational Communication: theory, experience, problems],

Ekaterinburg, 1994, 128 p . (in Russian) .

3 . Temnikova E . Y Ispol'zovaniye psikhotekhnicheskikh uprazhneniy v korrektsii fonetiko-fonematicheskogo narusheniya rechi u starshikh

doshkol'nikov s dizartriey [The use of psychotechnical exercises in the correction of phonetic and phonemic disorders of speech in senior preschool children with dysarthria] . Universum: psikhologiya i obrazovaniye - Universum: Psychology and Education, 2016, no . 8 (26) (in Russian) .

4 . Kogalovsky A. S . Volonterskaya deyatel'nost' studentov i prepodavateley v oblasti kanisterapii detey s osobymi nuzhdami: praktika raboty na baze

uchrezhdeniya sotsial'nogo obsluzhivaniya [Volunteer activities of students and teachers in the field of canine therapy for children with special needs: practices at the institution of social services] . Sotsial'noye obsluzhivaniye - Social Services, 2015, no . 4, pp . 66-68 (in Russian) .

5 . Lyubimova T. L . Kanis-terapiya kak metod psikhologo-pedagogicheskoy reabilitatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami i semey [Kanis-

therapy as a method of psycho-pedagogical rehabilitation of children with disabilities and families] Spetsial'naya psikhologiya - Special Psychology, 2010, no . 1, pp . 10-34 (in Russian) .

6 . Viktorova O . E . Razvitiye melkoy motoriki u detey doshkol'nogo vozrasta s narusheniem zreniya v igrovoy deyatel'nosti [The development of fine

motor skills in preschool children with visual impairment in the gaming activities of preschool education] . Doshkol'noye obrazovaniye: opyt, problemy, perspektivy razvitiya - Preschool Education: Experience, Problems, Prospects of Development, 2015, no 2 (5), pp . 103-105 (in Russian) .

Temnikova E. Yu., Nizhni Tagil State Social and Pedagogical Institute (pr. Ural'skiy, 85, Nizhni Tagil, Russian Federation, 622049). E-mail: khramkova_l@mail.ru

Bondarchuk Yu. A., Charity canine studio for children with disabilities «Angelic dogs» (ul. Zakharova, 10, Nizhni Tagil, Russian Federation, 622049). E-mail: zver-03@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.