Научная статья на тему 'Важные аспекты психолого-педагогического взаимодействия массовой школы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Из опыта работы'

Важные аспекты психолого-педагогического взаимодействия массовой школы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МАССОВАЯ ШКОЛА / ФГОС / ПОТРЕБНОСТИ СЕМЬИ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТРУДНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / INNOVATION PROCESS / MASS SCHOOL / FSES / FAMILY NEEDS / COMPLEX MEASURES / DIFFICULTIES OF MUTUAL UNDERSTANDING / SOCIAL PARTNERS / NETWORK COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Виктория Георгиевна

В статье рассмотрены вопросы инклюзии, некоторые аспекты взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов; освещены проблемы, возникшие в процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзии в массовой школе; выявлены типичные запросы родителей в условиях инклюзии на примере нашего образовательного учреждения; отмечены моменты, препятствующие и помогающие позитивному взаимодействию; изложен опыт диссеминации по взаимодействию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и ОУ, на сетевой инновационной площадке на протяжении трех лет; описаны полученные выводы.The article deals with issues of inclusion, some aspects of interaction with families raising children with disabilities and children with disabilities; highlights the problems that arose in the process of supporting families raising children with disabilities in terms of inclusion in mass schools; shows typical requests of parents in terms of inclusion on the example of our educational institution; points that prevent and help positive interaction; describes the experience of dissemination on the interaction of parents raising children with disabilities and OU on a network innovation platform for three years; describes the findings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Виктория Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важные аспекты психолого-педагогического взаимодействия массовой школы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Из опыта работы»

Список литературы /References

1. Газиев Э.Г. Психология (Возрастная психология). Ташкент. "Учитель", 1994. 115 стр.

2. Хасанбоев Ж., Сарибоев Х., Ниёзов Г., Хасанбоева О., Усмонбоева М. Педагогика. Ташкент, Академия Наук Республики Узбекистан. "Наука", 2006. 23 стр.

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ким В.Г. Email: [email protected]

Ким Виктория Георгиевна - учитель начальных классов первой квалификационной категории,

педагог-психолог, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г. Нальчик

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы инклюзии, некоторые аспекты взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов; освещены проблемы, возникшие в процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзии в массовой школе; выявлены типичные запросы родителей в условиях инклюзии на примере нашего образовательного учреждения; отмечены моменты, препятствующие и помогающие позитивному взаимодействию; изложен опыт диссеминации по взаимодействию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и ОУ, на сетевой инновационной площадке на протяжении трех лет; описаны полученные выводы.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзия, инклюзивное образование, инновационный процесс, массовая школа, ФГОС, потребности семьи, комплексные мероприятия, трудности взаимопонимания, социальные партнеры, сетевое взаимодействие.

IMPORTANT ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION OF MASS SCHOOLS WITH PARENTS WHO RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES AND CHILDREN WITH DISABILITIES. FROM WORK EXPERIENCE

Kim V.G.

Kim Victoria Georgievna - primary school Teacher of the first qualification category, Tcacher-

Psychologist,

MUNICIPAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 1, NALCHIK

Abstract: the article deals with issues of inclusion, some aspects of interaction with families raising children with disabilities and children with disabilities; highlights the problems that arose in the process of supporting families raising children with disabilities in terms of inclusion in mass schools; shows typical requests of parents in terms of inclusion on the example of our educational institution; points that prevent and help positive interaction; describes the experience of dissemination on the interaction ofparents raising children with disabilities and OU on a network innovation platform for three years; describes the findings.

Keywords: limited health opportunities, inclusion, inclusive education, innovation process, mass school, FSES, family needs, complex measures, difficulties of mutual understanding, social partners, network communication.

УДК 376.112.4 DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11010

В современном мире уделяется большое внимание лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Эта тенденция получила толчок с момента принятия Конвенции «О правах инвалидов» Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года.

Данная образовательная практика в странах Европы и в США осуществлялась уже с 1875 года, тогда как в России образование детей с ОВЗ осуществлялось лишь с начала XX века. Если раннее это были в основном специализированные, зачастую закрытые учреждения, то с 2014 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, позволившие детям с ОВЗ обучаться в массовой школе, так возникла практика инклюзивного образования. Она дала возможность детям с ОВЗ и детям инвалидам иметь равные возможности при получении образования. Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим воспитывать и образовывать всех без каких-либо исключений детей, независимо от их стартовых возможностей, индивидуальных особенностей, уровней психического и физического развития, разницей языка, культуры с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1].

Статистические данные свидетельствуют, что в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии - это 11% населения страны, из них более 2 млн дети с ОВЗ, из их числа 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Таким образом, мы видим - инклюзия явилась социальной концепцией в понимании цели гуманизации общественных отношений.

[3] В 2010 году в Москве принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», позволивший в отечественной законодательной практике определить инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таковых ограничений.

Здесь важным моментом является готовность современной школы меняться. Мы здесь не будем освещать вопросы оснащенности, нормативно-правовой основы. Помимо этих вопросов своевременно возник вопрос кадрового обеспечения специалистов, которым предстояло работать с детьми ОВЗ.

Не секрет, что работа в специализированных учреждениях с «особенными» детьми имела суровую специфику. Не всякий педагог мог отдать себя детям, изолированным от общества в прошлом.

Так к началу 2014 года были школы, где сохранились коррекционные классы, были учителя, имевшие опыт работы с детьми, требующими особых подходов. Наша школа не имела таких классов, имелась практика перевода ребенка в ближайшую школу, где были коррекционные классы. Изменения, начавшиеся в Москве, пришли и в регионы довольно быстро. Массовые школы, столкнувшиеся с «особенными» детьми, срочным образом стали переквалифицировать своих педагогов под необходимые требования. Педагоги, повышая квалификацию, знакомились с положениями, документами, различными регламентами, осваивали новые методики и т.д.

Наряду с новыми компетенциями педагога, с внедрением ФГОС изменилась роль педагога. Теперь педагог выступает не только в роли учителя, передающего знания, но и в роли - инструктора, наставника, консультанта, управленца, помощника.

Школа представляет собой единое образовательное пространство с различными службами, социальными партнерами, организующими сетевое взаимодействие, в том числе психолого-педагогической [4].

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, мы не случайно уделяем достаточно большое внимание. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа - два важнейших общественных института, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей партнерами, участниками воспитательного процесса? Это вопросы, с которыми мы столкнулись в своей практике.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в очень сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не редки случаи неадекватного отношения окружающих к «особенному» ребёнку. Но семье принадлежат значительные возможности в решении ряда вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и ежедневное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка.

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым, станет гордостью. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму, порой разрушающую семьи. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка - одна из приоритетных задач образовательного учреждения.

Нами рассмотрено довольно большое количество материалов на протяжении 6 лет изучения данной проблемы, и во всех можно заметить одну и ту же тенденцию [5, 6]. Столкнувшись с проблемой ребенка ОВЗ, родители откладывают выявление и обозначение существующей проблемы, ждут когда «рассосется», порой доходят до ссор со специалистами, скрывают собственного ребенка от сторонних глаз. При поступлении в школу, часто также пытаются преподнести ситуацию как «впервые от вас слышу», у нас все хорошо, ребенок абсолютно здоров. И даже подтверждают медицинскими документами - ребенок здоров, развит соответственно возрасту; даже с отметкой здоров от невролога, логопеда, психолога, психиатра...

Таким образом, работа с ребенком ОВЗ, не имеющим ограничения на посещение массовой школы, идет своим чередом в урочное и внеурочное время, внеклассные занятия, экскурсии, общешкольные мероприятия, средствами дистанционного обучения. Дети по-разному вливаются в школьный коллектив, проводится колоссальная работа по социализации ребенка, по приятию «особенного» ребенка коллективом сверстников, прививаются навыки работы как самостоятельно, так и в коллективе. Все это довольно понятные направления работы педагога. А вот выстраивание взаимодействия школы и родителя, это довольно сложная задача. Приходится разрабатывать целый комплекс мероприятий по поддержке и сопровождению семей детей ОВЗ.

В чем же заключается наше взаимодействие с родителями? Самое главное сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов ОУ (педагог-психолог, учитель музыки, учитель изобразительного искусства, педагог доп. образования, медицинский работник) однако главная роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в своей работе мы поставили ряд задач:

1. Повышение родительской компетентности в вопросах взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

9. Озлобленность и недоверчивое отношение к обществу, школе, лживость, понижение самооценки, неуверенность, подозрительность.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них социальных норм поведения, множественные личностные проблемы.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, с учетом личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий в массовой школе.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога со специалистом-дефектологом, педагогом доп. образования, родителями.

4. Принцип доступности

Формами организации психолого-педагогической помощи семье явились:

1. Сетевое взаимодействие участников образовательных отношений - на экспериментальной площадке нашей гимназии, объединившей школы города, по проблематике взаимодействия и сопровождения семей образовательных учреждений по особым запросам (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети с аддиктивным поведением)-

организация круглых столов с участием педагогов и родителей, организация акций, конкурсов, совместный досуг, с применением интернет технологий.

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ОУ 3-4 раза в год, где происходит:

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- Решение организационных вопросов;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными партнерами.

1.2. Классные родительские собрания. Проводятся специалистами, классным руководителем, где происходит:

- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- Решение текущих организационных вопросов, всевозможные планирования;

1.3. «Консультации индивидуальные, групповые»; с помощью социальных сетей; на интернет ресурсах нужных специалистов гимназии, иных образовательных, медицинский, консультативных центров;

- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.4. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ОУ с привлечением родителей, с целью поддержания благоприятного психологического микроклимата в классе и распространение его на семью.

2. Формы наглядного информационного обеспечения.

2.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Как вырабатывать правильные привычки»)

2.2. Выставки детских работ, ярмарки. Проводятся по плану воспитательной работы гимназии, с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей; привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

2. 3. Открытые уроки и занятия, классные часы, праздники. Проводятся с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы; завязывается дружба; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к личностному успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть - во всех его проявлениях, особенностях.

Ожидаемыми результатами мы обозначили:

Появление интереса родителей к работе гимназии;

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам;

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в гимназии; Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и гимназией в целом. Более смелые обращения и раннее информирование о существующей проблеме, что позволяет быстрее определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, снижает уровень стресса ребенка, родителей, педагогов гимназии.

На сегодняшний момент, можно с уверенностью сказать, что цели достигнуты, доверие родителей воспитывающих деток с ОВЗ растет, хотя еще существует ряд проблем с инклюзивным образованием в массовой школе.

Список литературы /References

1. Годовникова Л.В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2006. С. 56.

2. Департамент образования города Москвы. Приложение к постановлению Правительства Москвы. 25 марта 2008 г. № 195-ПП.

3. Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с. С. 6-11.

4. Кашинская О.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Вестник образования и науки, 2017. № 5 (29). Том 2. С. 96-100.

5. Лавринец К. Научные проблемы гуманитарных исследований / К. Лавринец // Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития, 2011. № 12. С. 142-149.

6. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. СПб.: КАРО, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.