УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10091 © А.С. Стрельцова, 2019
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР
Алина Сергеевна Стрельцова,
обучающаяся 2 курса магистерской подготовки Юридический институт
ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (125080, Москва, ул. Врубеля, д. 12)
E-mail: [email protected] Научный руководитель: О.Ю. Антонов, декан факультета магистерской подготовки Юридического института ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»,
доктор юридических наук, доцент
Аннотация. Акцентируется внимание научного сообщества и правоприменителей на возможности использования знаний, разработанных наукой маркетинга, для достижения задач, поставленных субъектами преступной деятельности. Данную особенность преступной деятельности в сфере экономики необходимо учитывать в ходе выявления, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых не только в сфере игорного бизнеса, так и других преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью.
Ключевые слова: маркетинг, рекламная кампания, digital- реклама, теневой бизнес, незаконная организация и проведение азартных игр, выявление преступлений, расследование преступлений.
ADVERTISING CAMPAIGN AS AN ELEMENT OF CRIMINAL ACTIVITY IN THE ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING
Alina S. Strel'cova,
2nd year student training
Law Institute of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (125080, Moscow, ul. Vrubel, d. 12)
Abstract. The author aims to focus the attention of the scientific community and law enforcers on the possibility of using the knowledge developed by the science of marketing to achieve the objectives set by the subjects of criminal activity. These features of criminal activity in the economic sphere must be considered in the course of identifying, investigating and preventing crimes committed not only in the sphere of gambling business, but also other crimes related to entrepreneurial activity.
Keywords: marketing, advertising campaign, digital advertising, shadow business, illegal organization and conduct of gambling, crime detection, crime investigation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Стрельцова А.С. Рекламная кампания как элемент преступной деятельности по незаконной организации и проведению азартных игр. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):225-9.
В ходе использования теории и практических рекомендаций, создаваемых наукой маркетинга, при рассмотрении вопроса развития экономики государства нельзя оставить без внимания факт эволюции одной из ее составляющих — теневой экономики.
С.Б. Чернов отметил, что экономическая категория «теневая экономика» не только включает в себя категорию «криминальная экономика», но и по своему содержанию намного шире ее [12, с. 160]. С.Р. Мажитова поддерживает точку зрения, при которой «феномен экономической преступности можно было бы рассматривать в качестве рыночного явления, ограниченного лишь рамками эконо-
мической деятельности в сфере предпринимательства (бизнеса), осуществляемой его субъектами» [9, с. 52]. О.М. Ефимов выделяет ряд признаков, присущих экономическому преступлению, один из которых предполагает наличие экономического характера, «что может проявляться или в стремлении виновного получить от преступления материальную выгоду, или в желании причинить имущественный ущерб охраняемым интересам собственности, или в нарушении виновным порядка и принципов осуществления экономической деятельности» [6, с. 170]. Р.Н. Гулаков относит все составы гл. 22 УК РФ к преступлениям теневой экономики, где
главной целью субъектов преступления является получение незаконной выгоды вне существующих нормативно определенных правил экономического поведения [5, а 192—200]. С выводами авторов нельзя не согласиться, учитывая, что теневая экономика включает в себя получение и сокрытие доходов не только от законной, но и от преступной деятельности.
В условиях теневой экономики игорный бизнес формируется и развивается по тем же правилам и используют те же способы и приемы развития, что и законный бизнес, за некоторыми исключениями. Субъекты преступной деятельности используют маркетинг как способ ведения незаконного бизнеса и удержания его на теневом рынке, где существуют жесткие условия конкуренции, не поддающиеся контролю государства в виде арбитра в конфликтных ситуациях. Инструменты и цели маркетинговой компании всегда совпадают с целями организации, в которые входит:
1) завоевание рынка;
2) рентабельность;
3) финансовая устойчивость;
4) обеспечение социальной мотивации внутри компании;
5) укрепление рыночной позиции и престижа компании [2, а 9].
Применяя знания в области маркетинга, можно выделить следующие специфические особенности проведения маркетинговой компании в рамках отдельных видов преступной деятельности по незаконной организации и проведению азартных игр.
В случае организации и проведения азартных игр в одном помещении субъектами преступлений как правило ставится цель не завоевать рынок сбыта оказываемых услуг, а стать его частью. Примитивная одноуровневая организация процесса игры подразумевает отсутствие либо нестабильность финансовой устойчивости, рентабельности. Укрепление рыночной позиции и престижа игорного заведения происходит за счет соблюдения примитивных способов конспирации, которые носят территориальный характер: удаленность места проведения азартных игр от места массового скопления людей. Привлечение клиентов происходит посредством передачи информации по личным каналам связи, также путем рекомендации клиентов своим знакомым
и друзьям. Стимулирование клиентов происходит путем предоставления напитков и еды клиентам во время игры, проведение акций и т.п.
Так, в 2018 году на территории Московской области была пресечена деятельность группы лиц по предварительному сговору по организации и проведению азартных игр. Во время допроса одного из обвиняемых К пояснила, что в ее обязанности сходило продажа и предоставления алкогольных напитков и еды клиентам заведения1.
В случае организации более усложненной системы игорного бизнеса в нескольких помещениях субъектами организованной преступной деятельности достижение вышеуказанных целей маркетинговой кампании в полном объеме невозможно, поскольку указание в рекламе места проведения азартных игр может привести к пресечению преступления в данном месте правоохранительными органами. В случаях конспирации законной деятельностью букмекерских контор и тотализаторов, реклама азартных игр происходит «на местах» сотрудниками заведения, выбирая клиентов из числа посетителей. Отбор заключается в определении «надежных клиентов», которыми могут быть постоянные посетители, тех, кто самостоятельно изъявляет желание или интерес к азартным играм.
Наиболее масштабное применение маркетинга осуществляется лицами, организующими игорную деятельности только на Интернет-площадках, поскольку последние преследуют те же цели, что и организации, ведущие свой бизнес в рамках правового поля, за исключением использования системы конспирирующих приемов и методов, распространяющихся на каждый элемент маркетинговой политики. Наиболее показательной среди элементов маркетинговой политики является политика продвижения товара. Данная категория включает в себя рекламные кампании и связи с общественностью. Рассматривая этапы рекламной кампании, сформулированные В.В. Герасименко [2, с. 43], можно проиллюстрировать следующие особенности продвижения незаконных услуг по организации и проведению азартных игр на российский рынок.
1 Обвинительное заключение по уголовному делу № 11702460023000034 от 15.06.2018 г. следственного отдела по городу Дмитров Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области.
1. Планирование рекламной компании. Выбор целевой аудитории, медиастратегии, разработка креативной концепции, а также источника финансирования являются на данном этапе решающими.
Специфика выбора целевой аудитории заключается в том, что ею являются игроки. Ими могут быть как люди страдающие гемблингом, так и те, для кого азартные игры — источник развлечения и проведения досуга. Задачей на данном этапе является посредством рекламы сохранить первых, привлечь и заинтересовать последних.
Рассматривая вопрос о выборе медиастратегии, для субъектов преступной деятельности приоритетным является выбор всемирной сети Интернет, как главной площадки размещения рекламы. Использование как поисковой, так и контекстно-зависимой рекламы делает азартные игры не менее доступнее, чем иные законно созданные товары. Использование «зеркальных» 1Р-адресов, размещение рекламы на пиратских сайтах обеспечивает ее донесение до максимального количества потенциальных клиентов за относительно небольшую стоимость для субъектов преступной деятельности. На настоящий момент установление реальных 1Р-адресов является повседневным рычагом защиты данных. Огромное количество пользователей сетью Интернет используют программы и механизмы по сокрытию реальных уникальных сетевых адресов, мотивы использования которых могут быть разными. Сайты, содержащие в себе запрещенный контент, в том числе пиратские сайты, активно пользуются этой возможностью для обхода блокировок. Проблема заключается в заинтересованности существования вышеуказанный сайтов не только разработчиков, но и пользователей, что существенно затрудняет процесс борьбы государственных органов с ними.
Также используется indoor-реклама на платежных терминалах, которые как правило являются средствами совершения преступления по организации и проведению азартных игр. Не смотря на запрет рекламы казино Законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» субъекты преступной деятельности активно и с успехом используют вышеуказанные медиаплощадки.
Реклама, с одной стороны, должна довести до потребителя разные сведения, необходимые для покупки, с другой — сочетая свою информационность с убедительностью и внушаемостью, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. При планировании рекламной компании учитываются положения потребительского спроса, который включает в себя теорию взаимного потребления. Американский экономист Т. Веблен отстаивал мнение, что расточительство является одной из общепринятых норм жизни индивида. Указывал, что на определенном этапе развития общества достижение богатства становится главным источником наслаждения и перерастает в потребность человека. Оценка своего статуса, качества жизни происходит на основе «завистнического сопоставления» [14, с. 41]. Организаторы азартных игр ставят задачу укоренить в сознании игроков их значимость, авторитет и высокое социальное положение, достижение которых неразрывно связано с продолжением пользования услугами по организации и проведению азартных игр. Важно отметить, что официальной статистики по гендерному разделению игроков нет, однако можно предположить, что статистический анализ гендерного разделения игроков проводят субъекты преступной деятельности и результатом этого анализа является, что большинство клиентов — лица мужского пола. Обоснованность данного предположение иллюстрирует проведение политики продвижения, психологический аспект которого играет существенную роль. Акцент делается на продвижение услуг среди представителей мужского пола: возникновение привлекательности для лиц женского пола, развлекательный формат рекламы, неформальный способ общения и донесения информации о предоставляемых услугах, атрибуты обеспеченного образа жизни, привлечение медийных личностей, гарантирующих отсутствие рисков и незамедлительное получение прибыли. Создается фантом азартной игры как источника безопасного и быстрого дохода.
Азартные игры занимают одну из лидирующих мест на теневом рынке в России, что дает основание говорить о брендинге — деятельности по созданию долгосрочного предпочтения к товару (услуге), основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака (знаках обслуживания), упаковки, рекламных обращений, материа-
лов сейлз промоушен и других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар (услугу) среди конкурентов, создающих его образ [3, с. 6]. Таким образом бренд представляет собой совокупность индивидуальных характеристик товара, вызывающие определенные положительные эмоции, за которые потребитель платит деньги. Ссылаясь на данные Mediascope по итогам 2017 года в топ крупнейших рекламодателей на рынке онлайн-видео вошел Интернет-ресурс, проводящий азартные игры [10]. Этот показатель иллюстрирует проведение удачной политики по продвижению товара субъектами преступной деятельности и отсутствие должного регулирования Интернет-площадок со стороны государства.
Используя фазовый подход к изучению преступной деятельности [1, с. 303—304; 7, с. 33—35], следует отметить, что проведение указанной маркетинговой политики возможно только на последней фазе — воспроизводства и развития незаконной игровой деятельности, поскольку формирование бюджета для проведения рекламы незаконной организации и проведения азартных игр складывается из криминальных источников получения прибыли: непосредственно от организации и проведения азартных игр, сбережения субъектов преступной деятельности, как правило добытые также незаконным путем, а также вложения представителей криминальных кругов, рассчитывая в дальнейшем на получение дивидендов. В остальном, как и субъекты, развивающие свой бизнес в законной сфере, организаторы азартных игр преследуют цель разместить рекламу с большей выгодой и меньшими потерями.
2. Проведение рекламной компании.
Осуществляется за счет контроля за действиями, которые были сформированы на этапе планирования. Важным аспектом рекламы незаконного игорного бизнеса является намеренный отказ от стабильности при выборе площадок для проведении рекламы: видеоролики, текстовый файл размещаются на сайтах с развлекательным контентом не более чем на полгода. Такой формат размещения рекламы позволяет привлечь целевую аудиторию и в тоже время избежать административного наказания за размещение незаконной рекламы, остаться незамеченным для правоохранительных органов.
Можно выделить следующие способы проведения рекламной кампании:
а) путем размещения рекламы сайтах на пиратских сайтах;
Россия заняла второе место в мире по количеству посещений пиратских сайтов. Об этом сообщается в отчете компании MUSO, занимающейся исследованиями глобальных трендов нелегального потребления контента в мире [11].
б) путем размещения рекламы на официальных сайтах, используя внедрение в видеоконтент, а также путем появления в виде дополнительного окна или ярлыка на странице сайта.
3. Анализ результатов рекламной кампании
Проведение вышеперечисленных действий теряет смысл без анализа их эффективности. В настоящее время разработано множество полезных как онлайн, так и оффлайн программ, анализирующих статистику выхода на сайт, динамику появления новых зарегистрированных пользователей, ежедневных доход и т.п. Данные программы позволяют качественно вести бизнес, контролировать его, своевременно реагируя на изменения показателей. Главный вопрос на данном этапе: что изменилось после размещения рекламы? Можно предположить, что субъекты преступной деятельности отдают предпочтение онлайн программам, позволяющим анонимно вести учет и динамику итогов рекламной компании.
Таким образом, незаконный бизнес подчиняется тем же правилам формирования, развития, что и находящийся в правовом поле, используя те же механизмы и способы. Соответственно, организацию его рекламной кампании могут осуществлять лица, легально занимающиеся данным видом деятельности и привлекаемые для формулирования и осуществления рекламной стратегии. Поэтому одним из источников информации о преступлении могут служить сведения, полученные у рекламистов и разработчиков сайтов, на которых была размещена реклама азартных игр. В связи с чем Л.А. Гребень-кова и А.А. Гребеньков отстаивают необходимость внесения обязанности для операторов платежных систем, социальных сетей и т.п. проверять контрагентов на предмет организации и проведения азартных игр и применять санкции к тем, кто будет игнорировать эту обязанность [4, с. 221—224]. С данным предложением можно согласиться, контроль со
стороны посредников поможет всесторонне подойти к выявлению фактов незаконной организации и проведения азартных игр и организаторов данной преступной деятельности. Однако трудность будет состоять в выявлении недобросовестных специалистов, которые как правило заинтересованы в каждом рекламном проекте, предлагаемом им организованной преступностью. В связи с этим автор находит более применимым формат консультаций и получения информации от посредников в рамках расследования уголовного дела.
Дополнительно следует отметить, что в настоящее время активно развивается направление digital-рекламы, включающей в себя использование цифровых каналов для продвижения бренда [8, с. 291— 294]. В связи с этим можно сделать вывод о том, что следует привлекать специалистов из данной области для изучения и выявления особенностей развития и функционирования игорного бизнеса в online и offline- мире.
Однако в изученных уголовных делах информация об использовании механизмов развития игорного бизнеса, способах привлечения клиентуры и использования компьютерно-технических или иных экспертиз с целью выявления особенностей организации игорного бизнеса практически отсутствует. Представляется, что необходимо акцентировать внимание правоохранительных органов на изучение в ходе расследования особенностей организации и проведения маркетинговой политики в целях выявления дополнительных эпизодов преступной деятельности, а также доказывания вины ее организаторов.
Литература
1. Антонов О.Ю. Основы методики выявления и раскрытия электоральных преступлений // Криминалистика: курс лекций для бакалавров: учебное пособие / под ред. М.К. Каминского, А.М. Каминского. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015.
2. Герасименко В.В. Маркетинг: учебник /
3-е изд., перераб, и доп. М.: Проспект, 2016.
3. Годин А.М. Брендинг: учебное пособие,
4-е изд. М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2016.
4. Гребенькова Л.В., Гребеньков А.А. Проблемы противодействия незаконный организации и
проведению азартным играм как информационному преступлению // Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Курск. 2017.
5. Гулаков Р.Н. Преступность теневой экономики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 7. 2017.
6. Ефимов О.М. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России // Вестник Нижегородской Академии МВД России. № 1. 2008.
7. Каминский М.К. Основы общей теории криминалистики Криминалистика: курс лекций для бакалавров: учебное пособие / под ред. М.К. Каминского, А.М. Каминского. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015.
8. Козлова Н.А., Каримова В.М., Каримова В.М. Digital: Загадочное направление маркетинга или драйвер современного рынка рекламы // материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. СПб., 2016.
9. Мажитова С.Р. О проблеме определения понятия «Экономическая преступность» (экономические преступления) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: право. 2011. № 35.
10. Рожков Р. Онлайн-казино поставило на рекламу: электрон. журн. 2018. № 37. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3561243 (дата обращения: 02.10.2018).
11. Чачелов А. Россия осталась в числе лидеров по потреблению пиратского контента в интернете: электрон. журн. 2018. URL: http://www. kinometro.ru/news/show/name/Russia_online_ рц"асу_8833(дата обращения:18.10.2018).
12. Чернов С.Б. Теневой капитал и теневая экономика // Вестник ГУУ № 20. 2014.
13. Ettenberg E. «4R»-The Next Economy. Beijing, 2003.
14. Thorstein V. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions / Под ред. канд. экономич. наук С.Г. Сорокина. М.: Прогресс, 1984.