Научная статья на тему 'Реинжиниринг в сельском хозяйстве современной России'

Реинжиниринг в сельском хозяйстве современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / РЕИНЖИНИРИНГ / PROCESS APPROACH / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / REENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинов Алексей Валерьевич

Статья описывает необходимость внедрения реинжениринга в агропромышленный комплекс России. Показаны сущность и значение реинжениринговой технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reengineering in the Russian agricultural sector

The article describes the necessity of the reengineering implementation into the Russian agricultural sector. It indicates the essence and the significance of reengineering technologies.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг в сельском хозяйстве современной России»

5. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений.

Анализ маркетинговых стратегий на основе

взаимоотношений. М., 2008.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Zaytsev A.G. Marketing system as a basis for sustainable economic growth. Integral system of market actions plays a significant role in the economic growth in conditions of changing Russia. In fact, there are opportunities to use marketing tools at the micro and macro levels to

achieve the set goal. The integrated growth of basic indicators of the economic system development with due consideration of the intensity of its nature is possible by means of implementation of certain policies of marketing-mix at the state level. Taking into account social and environmental factors during the development of state social-ethical marketing concept, a targeted market effect on these factors makes possible to ensure the sustainability of economic growth.

Key words: marketing, sustainability, economic growth.

УДК 338.1

РЕИНЖИНИРИНГ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© А.В. Блинов

Статья описывает необходимость внедрения реинжениринга в агропромышленный комплекс России. Показаны сущность и значение реинжениринговой технологии.

Ключевые слова: процессный подход, управление человеческими ресурсами, реинжиниринг.

Наилучшим с точки зрения оптимизации бизнеса является вариант организации деятельности, в которой большая часть подразделений непосредственно взаимодействует с клиентом, работает над выполнением заказа клиента, используя кратчайшие технологические цепочки, делает все, чтобы у клиента не возникало даже желания сравнивать Вашу организацию с конкурентами. Это возможно при систематизации и структуризации бизнес-процессов, определении его «владельцев», «собственников» бизнес-процесса.

«Хозяева» процессов вырабатывают некую собственную стратегию управления в соответствии с собственными интересами, которые согласуются на более высоком уровне с интересами компании в целом. Это технология в научной литературе во все времена называлась по-разному. В советский период -хозяйственный расчет, научная организация труда и т. д. В современной зарубежной литературе, а также в журналах по консалтингу такого рода технологии все чаще называют реинжинирингом.

«Реинжениринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов...», - так Майка Хаммер, основатель теории, определяет эту технологию управления. Он определил этот вид деятельности как «фундаментальное пе-

репроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». За несколько лет реинжиниринг превратился в одну из ведущих и активно развивающихся отраслей информатики. Предпосылками развития этой технологии является: 1970-е гг. -появление термина Total Quality Management (TQM) в Японии; 1980-1990-е - стандарты IDEF и Business Process Reengineering (BPR) уже в Америке. 1960-е - по сей день - бурное развитие компьютерной техники. Ближе к 1980-м - компьютерные технологии «перекрашиваются» в информационные. Стандартный подход, обосновывавший появление TQM, опирается на условия послевоенной разрухи в Японии, борьбой за рынки сбыта методом повышения качества товаров и т. п. Окончание Второй мировой войны, в условиях которой нечеловеческими усилиями был совершен колоссальный прыжок в техническом и технологическом уровнях, заставило мировой бизнес оглядеться в решении вопроса использования огромного военнопромышленного комплекса, ресурса, который перестал использоваться. Конечно, решение - товары массового потребления, но не ложки и вилки, как в перестройку в период развала СССР, а новая техника [1].

Теперь мы приведем аналогию с сельским хозяйством современной России. Сначала приватизация и полный развал. Затем резкое укрупнение предприятий, как грибы растут во всех регионах агрохолдинги, каждый из которых имеет значительные и не всегда использующиеся земельные ресурсы. Уже почти нет тех сельскохозяйственных традиционных колхозов, все меньше самостоятельных фермерских хозяйств. Собственник агрохолдингов - предпринимательская структура по природе, как правило, несельскохозяйственного происхождения. Все встает на промышленные рельсы. К менеджменту агрофирм предъявляют требования, аналогичные промышленным компаниям. Управление изменениями, провоцированные не только рынком, политикой, законодательством, но и природно-климатическим фактором, спецификой биотехнологий необходимо производить своевременно, иначе нет никакой конкурентоспособности на мировом рынке. Выход один - новые технологии управления организацией.

Фундаментальные изменения, протекающие в аграропромышленном производстве, в агробизнесе в целом, в отдельных бизнес-процессах, оказывают огромное влияние на функционирование организаций. Отсутствие в подразделениях необходимых специалистов, соответствующих современному уровню технологий производства, превращает предприятия в обескровленный организм. Поиск необходимых человеческих ресурсов становится огромной проблемой. И это при всем при том, что аграрные вузы страны выпускают ежегодно тысячи специалистов. Однако их уровень знаний не всегда отвечает требованиям. Прямо со студенческой скамьи им надо переучиваться.

Агробизнес нуждается в новых управленческих технологиях, построенных на информационно-компьютерных технологиях,

на формировании новых человеческих ресурсов с новыми знаниями и навыками. При этом те, кто обладает способностью думать, работать над собой, привлекать новые знания, ценнейший ресурс. Благодаря реинжинирингу отдельные сотрудники, обслуживающие участки работ, превращаются в универсальных специалистов. Работников, привыкших лишь выполнять распоряжения, обычных исполнителей, перепроектирование

бизнеса заставляет учиться самостоятельно принимать решения. Происходит полная или частичная трансформация линейно-функциональной структуры в матричную. В такой структуре менеджеры освобождаются от контрольной функции «надсмотрщика» и превращаются скорее в наставника, помогающего советом в трудной ситуации. Сотрудники в большей степени концентрируются на удовлетворении требований, потребностей клиентов организации, а не своих непосредственных руководителей. Все это не может не повлиять на сложившуюся систему ценностей в аграрной компании и постепенно рано или поздно приведет к ее изменению. Мы имеем в виду отпочкование подразделения в самостоятельную организацию. Акционерное общество при этом, на наш взгляд, - это лишь переходный период развития общественной формации.

Дело в том, что всякая смена приоритета общественной деятельности сопровождалась поисками и нахождением более эффективных в данной сфере общественных взаимоотношений. При переходе от нулевого типа общества к сельскохозяйственному строю взаимоотношения «хозяин - раб» сменились на «землевладелец - землепользователь». В дальнейшем смена общественного строя также сопровождалась введением новых взаимоотношений, именуемых «наемный труд». В будущем, для нас кажется не таким и далеким, каждый механизатор станет собственником, включенным со своим интеллектуальным и трудовым ресурсами в процесс созидания ценностей сельскохозяйственной продукции так же, как программист в создании своего интеллектуального продукта.

Мы имеем в виду то, что снова появится совладение предприятием. Причиной этого явится «устарелость» форм управления, которая, в данном случае, выражается не в качественном их наполнении, а в получении дополнительных свойств, обеспечивающих, во-первых, возможности роста предприятия, а во-вторых, гибкость систем управления. И то, и другое в современных условиях «глобализации» становятся непременными факторами «нормального» существования предприятия, обеспечивая реальную возможность создания корпоративной среды, с одной стороны, и соответствие требуемому качеству товаров - с другой.

А пока это может проделывать «виртуально» реинжиниринговая технология

управления, определяя собственника каждого «бизнес-процесса». Здесь проявляются слабые, но явные сигналы новой, еще неуловимой сегодня в России тенденции в аграрном секторе корпоративно построенной системы аграрного производства.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о сущности и значении реинжиниринго-вой технологии управления аграрной организацией.

1. Общественно-историческая сущность реинжиниринга бизнес-процессов заключена в замене устаревших капиталистических форм управления предприятием и направлена на вытеснение старых общественных взаимоотношений, основанных на наемном труде, в пользу различных форм совладения предприятием.

2. Логическая сущность реинжиниринга заключена в попытке нахождения оптимального алгоритма работы для любого бизнес-процесса на основе анализа и структуризации входной информации и перепроектирования выходных форм. Логическая сущность реинжиниринга заключена в переводе программы управления предприятия из командо-последовательного (неструктурированного) состояния (как есть) в структурированную форму (как должно быть).

3. Физическая сущность реинжиниринга - это инструмент расчленения единого тела предприятия на самостоятельно функционирующие участки, требующие принятия решений лишь при изменении параметров на входе и выходе процессов.

Фактически, решая уже указанные проблемы гибкости и наращивания производства, реинжиниринг бизнес-процессов позволяет перевести нам структуру предприятия в аналог некоего конструктора, манипуляции с объектами которого решают подобные проблемы (уже после проведенного реинжиниринга) без существенного изменения (увеличения) управленческого аппарата и сохранения логики управления предприятием.

В качестве примера последнего случая можно привести следующую ситуацию.

Пример. На предприятии «Авангард» работают два производства, - условно, П1 «растениеводство» и П2 «животноводство». Первое производство выпускает (для просто-

ты) два вида продукции - А - «зерно» и В -«корм», второе продукцию С - «молоко». Продукция «зерно» для производства является конечным товаром и основным источником прибыли (а соответственно, и материального вознаграждения для участников П1), тогда как продукция В - полуфабрикат для производства продукции С, выпускаемой П2. Здесь налицо столкновение интересов производств П1 и П2, т. к. выпуск продукции В дает меньшую материальную стимуляцию для участников П1, несмотря на то, что продукция С может приносить прибыль для всего предприятия даже большую, чем выпуск продукции А. Эта общая задача всегда была в сельском хозяйстве. Ее решали разными способами, применяя методы внутрихозяйственного расчета. Необходимость проведения реинжиниринга производственных процессов в данном случае должна быть определена эффективностью возможного административного решения по повышению материальной стимуляции участников П1 в выпуске продукции В. Если же эффективность административного решения невысока или же подобных противоречий достаточно много - «революционные преобразования» неизбежны [2].

Рынок как регулятор - единственный механизм. Отсутствие перекрестного субсидирования - правило.

В этом суть реинжиниринговой технологии.

Реинжиниринг бизнеса требует разработки и внедрения новой системы оценки результатов труда с последующей оплатой труда по результатам оценки. В качестве одного из ее элементов может быть использована оценка работы руководителей подразделений подчиненными, их коллегами из других взаимодействующих подразделений. Такой подход может быть использован при создании системы премирования, когда размер премии будет зависеть от степени удовлетворенности работой вашего подразделения (группы), ваших коллег. Особенно эффективным такого рода подход будет при премировании т. н. обеспечивающих подразделений, для которых остальные подразделения являются клиентами. Удовлетворение потребностей внутренних клиентов является конкретным (иногда легко измеримым) результатом. Оценка персонала может произ-

водиться применительно к отдельным категориям работников.

Должна быть создана система обратной связи между руководством и персоналом. Думаю, реинжиниринг бизнеса, сокращающий число иерархических уровней управления, изначально создает соответствующие условия для установления тесного контакта руководителя с подчиненными.

Внедрение принципов реинжиниринга бизнесс-процессов требует совершенствования корпоративной культуры организации, мягкого внедрения в нее элементов новой системы ценностей. На содержание ее влияют действующие принципы оценки результатов труда и системы компенсации. Должна быть проведена огромная работа, прежде чем работник будет считать, что его услуги оплачивает не его начальник, а клиент; что от его работы зависит в организации многое, что от него требуется активное участие во всех процессах, связанных с развитием бизнеса, что наличие подчиненных еще не означает особое положение. Все перечисленное может быть представлено в качестве части свода принципов работника организации, ориентированной на инновации. Для изменения культуры недостаточно лишь продекларировать названные принципы. Они должны быть закреплены конкретными шагами по изменению оплаты труда, мотивации, системы оценки [3].

Следует отметить, что реинжиниринг -это инструментальный комплекс. Инструмент - это процедуры и/или методики, и/или технологии, и/или организующие оболочки. Решение инструментальных задач обеспечивается программными средствами. Речь идет не о компьютерных программах, а о связях: цель - подбор механизма достижения цели -результат. Каждый инструмент в результате его применения обусловливает получение конкретных параметров, которые способствуют выбору, наиболее приемлемому с точки зрения оптимизации «результативности» в реальном масштабе времени.

Среди таких инструментов можно назвать:

1) инструмент управления ранжированием требований к выполнению исполнителями работ, который посредством специальной методики задает приоритетность условий, определяющих меру приближения ожидае-

мого результата (обусловленного показателями, признаками и коэффициентами) выполненной работы к оптимальному, задаваемому экспертом;

2) инструмент, который позволяет оценивать результативность выполненной работы. В основу положена методика оценки соответствия выполненной работы сформированным условиям приоритетности;

3) инструмент управления ресурсами в привязке к рабочему месту, который позволяет учитывать как тестовые показатели, востребуемые спецификой конкретных задач, так и базу данных тестовых характеристик потенциальных участников процесса.

Существуют и другие инструменты, привязанные к специфике производственной деятельности.

В качестве условий рассматриваются как измеряемые показатели (соблюдение сроков выполнения работ, необходимая и достаточная полнота выполнения работ), так и «неиз-меряемые» («адекватность реагирования на события», «обучаемость», «взаимодействие с сотрудниками»).

Многое из перечисленного выше скорее вызовет вопросы, нежели даст ответы на то, какими способами добиться того, чтобы изменения, вызванные перепроектированием бизнеса, дали положительный результат. Многие компании и в России, и за рубежом провели немалую работу по всем названным направлениям.

1. Celente G. Trends 2000. How to Prepare for and Profit from the Changes of the 21st Century. N. Y., 1997. P. 134.

2. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. Г.Г. Пирогова. М., 2003. С. 281.

3. Амстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М., 2002.

Поступила в редакцию 25.11.2008 г.

Blinov A.V. Reengineering in the Russian agricultural sector. The article describes the necessity of the reengineering implementation into the Russian agricultural sector. It indicates the essence and the significance of reengineering technologies.

Key words: process approach, human resources management, reengineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.