Научная статья на тему 'Основные составляющие информационных технологий и систем при реинжиниринге процессов управления'

Основные составляющие информационных технологий и систем при реинжиниринге процессов управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
544
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ / РЕИНЖИНИРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MANAGEMENT PROCESSES / REENGINEERING / INFORMATION TECHNOLOGIES / MANAGEMENT SYSTEM / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гамидуллаев Р.Б.

В статье проведен анализ определяющей роли информационных технологий и систем (ИТ/С) при реинжиниринге процессов управления. Предлагается интегрированная блок-схема основных составляющих информационных технологий, которая позволяет при реинжиниринге процессов управления на предприятии более эффективно использовать возможности ИТ/С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN COMPONENTS OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS IN REENGINEERING OF THE MANAGEMENT PROCESSES

The article analyzes the determining role of the information technologies and systems in reengineering of the management processes. The integrated flowchart of main components of information Technologies is proposed. Thus, it allows using the information Technology capabilities in reengineering of the management processes more effectively.

Текст научной работы на тему «Основные составляющие информационных технологий и систем при реинжиниринге процессов управления»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338

Р.Б. Гамидуллаев

канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра менеджмента, ФГБОУВПО «Дагестанский государственный технический

университет»

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМ ПРИ РЕИНЖИНИРИНГЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье проведен анализ определяющей роли информационных технологий и систем (ИТ/С) при реинжиниринге процессов управления. Предлагается интегрированная блок-схема основных составляющих информационных технологий, которая позволяет при реинжиниринге процессов управления на предприятии более эффективно использовать возможности ИТ/С.

Ключевые слова: процессы управления, реинжиниринг, информационные технологии, организация, система управления, эффективность.

R.B. Gamidulaev, Daghestan State Technical University

THE MAIN COMPONENTS OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS IN REENGINEERING OF THE MANAGEMENT PROCESSES

Absract. The article analyzes the determining role of the information technologies and systems in reengineering of the management processes. The integrated flowchart of main components of information Technologies is proposed. Thus, it allows using the information Technology capabilities in reengineering of the management processes more effectively.

Keywords: management processes, reengineering, information technologies, management system, efficiency.

Многочисленные исследования показывают, что информация играет определяющую роль в современных условиях и особое место на наш взгляд ей принадлежит в инновационных процессах управления предприятием, при перепроектировании и реинжиниринге процессов управления.

Очевидно, что за последние годы в мире произошли глобальные изменения в развитии информационных технологий и систем (ИТ/С) и технико-технологической базы во многих отраслях экономики. Существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних - прежде всего информационные. Информационные технологии - это не только база многих других важных технологий (вычислительных, коммуникационных, робототехники, распределенных баз данных и пр.), но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.

Скажем сразу, что в многих источниках, посвященных проблеме реинжиниринга процессов управления, информационных технологий и систем ИТ/С отводят различные роли [1, 2, 3]. В одном случае некоторые исследователи рассматривают как средство поддержки деятельности по реинжинирингу, в другом случае - как причину или движущую силу реинжиниринга процессов управления.

Анализ работ классиков реинжиниринга и зарубежных ученых, в случае рассмотрения информационных технологий как средства поддержки деятельности по ре-

№ 9 (25) - 2013

31

Проблемы экономики и менеджмента

инжинирингу удалось выявить следующее:

- информационные технологии (ИТ) рассматривают как инструментарий;

- уверенность многих исследователей в том, что информационные технологии могут сделать существенный вклад по реинженирингу процессов управления;

- возможность использовать компьютеризированную базу информационных технологий для имитации реинжиниринговых процессов и для процессного моделирования;

- возможность использования информационных технологий и систем, чтобы создать реинжиниринговые лаборатории, в которых можно испытывать новые процессы.

В другом случае, когда информационные технологии и системы рассматривают, как причину или движущую силу реинжиниринга процессов управления установлено следующее:

- нет однозначного согласия в том, что информационные технологии и системы должны приводить в действие попытки по проведению реинжиниринга;

- некоторые исследователи считают, что реинжиниринг - это совершенно новый способ применения информационных технологий и систем в организациях или что он использует особые виды ИТ/С, например автоматизацию документооборота и обработку изображений и т.д.;

- ряд авторов доказывают, что информационные технологии и реинжиниринг -это не синонимы и что приоритетным должно быть создание новых эффективных процессов;

- есть и такие исследователи, которые считают, что одно из преимуществ реинжиниринга - это подчинение информационных технологий и систем целям бизнеса;

- другие авторы предлагают остерегаться использования информационных технологий и систем для автоматизации существующих процессов и описывают их как основной механизм, который хорошо подходит для осуществления реинжиниринга процессов управления.

Из сказанного выше следует, что в том и другом случае особый упор делается на технические системы вместо того, чтобы рассматривать ИТ/С как главную составляющую социальных информационных систем.

За последние годы роль и значение информационных технологий существенно изменилась, а в реализации реинжиниринга процессов управления тем более.

Таким образом, проведенный нами анализ роли современных информационных технологий, ее значения и особенностей при реинжиниринге процессов управления позволило нам разработать интегрированную блок-схему основных составляющих информационных технологий (ИТ) с помощью которой можно при реинжиниринге процессов управления на предприятии более эффективно использовать возможности ИТ (рис. 1).

В то время как многие полезные и успешные процессы усовершенствования могут быть достигнуты и без применения технологических инноваций или усовершенствования информационных систем, реальные и действительно радикальные попытки ре-

32

№ 9 (25) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

инжиниринга неизменно зависят от степени овладения и использования возможностей информационных технологий.

Ревв£ВЁВрннг процессов управлявня

Блок II,\ ИТ как в ветру тенты

1.ИТ как Д основа для построения пнноЕаипонн ых процессов

2 . ITT как средство управления инновацнонн

ЫЖ[

проектами

4. ИТ как

средство

построения

корпорацией

ых

ннфорыацно иных систем (КИС).

_1_

Бюк Ш. Применено* ИТ

обусловднва

ют

трансформац

вн

предприятий

l.ITpii

изменении орт структуры

З ИТ как средство электронных кюннунтгкаций

2.При

изменены

и

организац

ИИ

бизнес-

процессов

3.Измене ние

органы за шш

управлен

4,Изменение

межортаннз

анионных

взаимодейст

вин:

-Лкл пт -Исполнитель;

■ Захдзчих. — Поставщик; -Уахазчих — Подрядчик,

Блок IV. Характерны* освоенности ИТ

1-Автоматизир оеанные рабочие места (АРМ) -

2 .Распределенные базы данных е локальных вычислительных сетях с использованием архитектуры «Клиент — сервер» - г

3. Системы управления рабочими потоками (workflow) ..

4. Глобальные вычислительны е сети с нс Поль о о бан I Jnlernsvlntraiiet, стандартен зл^иронното обыска данными (EDI — electronic data interchange) ч к о мпо н в ктно ii тегаолсюсн программные интерфейсов DCOM. С ORB А.

Рисунок 1 - Интегрированная блок-схема основных составляющих информационных технологий (ИТ)

Исследования показывают, что реинжиниринг процессов управления, как и любое другое направление организационного развития любого объекта, предполагает применение системного подхода при его внедрении. Поэтому технология вообще и информационные технологии в частности должны рассматриваться лишь как часть систе-

№ 9 (25) - 2013

33

Проблемы экономики и менеджмента

мы управления. Реинжиниринг процессов управления затрагивает абсолютно все составляющие организационной системы, так как они тесно взаимосвязаны, и требует их полной или частичной перестройки.

При реинжиниринге процессов управления отделы ИТ в фирмах и корпорациях вынуждены пересматривать свою роль. Их миссия смещается от обслуживающих функций к формированию основ конкурентоспособности компании. Следовательно отделы ИТ необходимо привлекать к стратегическому планированию с целью эффективного использования ИТ в условиях реинжиниринга процессов управления.

Как видим информационные технологии (ИТ) являются основой реинжиниринга процессов управления на предприятии, а информационная система (ИС) решающим образом влияет на функционирование процессов и при правильном использовании приводит к многократному повышению их результативности, а в итоге к эффективности управления предприятием.

Полагаем, что с помощью представленной интегрированной блок-схемы основных составляющих информационных технологий (ИТ) можно при реинжиниринге процессов управления на предприятии более эффективно использовать возможности ИТ.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что роль ИТ в реализации реинжиниринга процессов управления на предприятиях трудно переоценить, однако в тоже время ошибочно полагать, что ИТ - единственной и существенной возможностью для реинжиниринга.

Список литературы:

1. Дейвенпорт Т.Х. Процесс инновации: реинжинирг с помощью информационных технологий. - Бостон: Гарвард Бизнес Школа-Пресс, 1993.

2. Моррис Д., Брэндон Дж. Реинжиниринг вашего бизнеса. - Лондон: Гроу Хил,

1993.

3. Хаммер М., Чэмпи Дж. Реинжиниринг Корпорации: Манифест в пользу бизнес революции. - Лондон: Николас Брэлей, 1993.

4. Хаммер М. Реинжиниринг: не автоматизировать, а уничтожать // Harvard Business Review. - 1990. - Июль-август. - P. 104-112.

5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

List of references:

1. Davenport, T.H. Process innovation: reinzhinirg using information technology. - Boston: Harvard Business School Press, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Morris D., Brandon J. Reengineering your business. - London: Grow Hill, 1993.

3. Hammer, M., Chempi J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for the benefit of busi-ness of the revolution. - London: Nicholas Braley, 1993.

4. Hammer, M. Reengineering: Do not automate, and destroy // Harvard Business Review. - 1990. -July-August. - P. 104-112.

5. Oyhman E.G., Popov E.V. Reengineering Business: Re-engineering and information technology organizations. - Moscow: Finance and Statistics, 1997. - 336 p.

34

№ 9 (25) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.