УДК 612.17+612.8+612.2 Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Ю. В. КАШИНА
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС У СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. 89180113019. E-mail: уиИа-ка5Ыпа@уапйех.ги
У 21 студента, типологические особенности которых позволили отнести их к высокоадаптированным, был оценен регуляторно-адаптивный статус в начале и в конце учебного года. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма: уменьшение диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, индекса регуляторно-адаптивного статуса, увеличение длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона - свидетельствовала об уменьшении регуляторноадаптивных возможностей у флегматиков, флегматиков/сангвиников в конце учебного года.
Ключевые слова: сердечно-дыхательный синхронизм, флегматик, флегматик/сангвиник, регуляторно-адаптивный статус.
Yu. V. KASHINA
REGULATORY AND ADAPTVE STATE IN STUDENTS WITH HIGH ADAPTIVE ABILITIES AT THE BEGINNING AND FINISHED OF THE SCHOOL YEAR
Normal physiology department, Kuban state medical university,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedin st., 4, tel. 89180113019. E-mail: yulia-kashina@yendex.ru
In 21 students, which typological peculiarities allowed to apply them to be highly adaptive, the regulatory and adaptive state at the beginning and finished of the school year was determined. Cardiorespiratory synchronism dynamics: decrease of the cardiorespiratory synchronism range, regulatory and adaptive state index, increase of synchronization development duration at minimum limit of the range testified to reduction of regulatory and adaptive abilities in phlegmatics, phlegmatics/sanguines on the threshold of finished of the school year.
Key words: cardiorespiratory synchronism, phlegmatic, phlegmatic/sanguine, regulatory and adaptive state.
Как известно, студенты по-разному переносят информационные нагрузки учебного процесса [1]. Наиболее адаптированными являются флегматики и флегматики/сангвиники [7]. Для объективной оценки реакции группы наиболее адаптивных студентов к учебной нагрузке была использована проба сердечно-дыхательного синхронизма [2].
Цель работы - оценить регуляторно-адаптивный статус студентов - флегматиков и флегматиков/сангвиников в процессе их приспособления к учебной нагрузке по динамике параметров сердечно-дыхательного синхронизма.
Материалы и методы исследования
При определении типа личности по Г. Айзенку у обследуемых 112 студентов обоего пола было выявлено: флегматиков и флегматиков/сангвиников - 21 человек, в том числе флегматиков - 13, флегматиков/сангвиников - 8. У испытуемых на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [5] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим расчетом параметров сердечно-дыхательного синхронизма: диапазона синхронизации (ДС), длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона (ДлРмин.). В целях интеграции этих двух наиболее информативных параметров сердечно-дыхательного синхронизма, отражающих регуляторно-адаптивные реакции орга-
низма, В. М. Покровским предложено представить их во взаимосвязи, выражаемой отношением, названным индексом регуляторно-адаптивного статуса, который рассчитывается по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин. гр.х100, а по нему определяются регуляторно-адаптивные возможности организма от высоких до низких [6]. Наблюдение выполняли в начале и в конце учебного года. Полученные данные обрабатывали статистическим методом прямых разностей.
Полученные результаты и их обсуждение
Результаты исследования представлены в таблице 1. Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года с величиной в начале учебного года у флегматиков, флегматиков/сангвиников уменьшался на 10,6% (рис. 1).
Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 18,5%, однако регуляторно-адаптивные возможности продолжали оставаться высокими.
Длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона в конце года по сравнению с величиной в начале года у флегматиков, флегматиков/сангвиников увеличивалась на 9,8%.
Все это свидетельствовало об уменьшении регуляторно-адаптивного статуса у студентов даже с высокими адаптивными возможностями в конце учебного года.
Как известно, формирование личности будущего специалиста в вузе - сложный и многосторонний процесс, успех которого обеспечивается прежде всего организацией и планированием деятельности студентов, активным
Таблица 1
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов - флегматиков, флегматиков/сангвиников в начале и в конце учебного года (М±т)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=21 Конец учебного года, п=21
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 82,7±0,5 84,2±0,4 Р<0,05
Исходная частота дыхания в минуту 21,3±0,2 21,0±0,2 Р >0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 83,7±0,6 84,6±0,5 Р>0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 98,8±0,6 98,1±0,5 Р>0,05
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 15,1±0,2 13,5±01 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 12,2±0,1 13,4±0,1 Р<0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 124 ±1,4 101 ±1,2 Р<0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Высокие
%
110
100
90
80
109.8
В начале учебного года
В конце учебного года
1
2
3
Рис. 1. Изменения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма (1), длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона (2) и индекса регуляторно-адаптивного статуса (3) в начале и в конце учебного года у студентов - флегматиков, флегматиков/ сангвиников. Величины диапазона, длительности развития синхронизации и индекса регуляторно-адаптивного статуса в начале учебного года приняты за 100%
выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых качеств. Избыток информационной нагрузки, ее неравномерность, наоборот, препятствуют усвоению материала. Люди, различные в типологическом отношении, по-разному приспосабливаются к условиям деятельности. Педагогическое воздействие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного темперамента. Например, у флегматиков можно повысить скорость ответных реакций. Это происходит главным образом за счет формирования навыков, привычек, умения владеть собой. Соблюдая такт, надо помочь каждому студенту правильно осознать и оценить плюсы и минусы своего темперамента и вызвать стремление к его совершенствованию.
У флегматика положительными чертами являются неторопливость, сдержанность, упорство, отрицательными -медлительность, равнодушие, вялость. Отрицательные черты темперамента можно выравнивать, как говорил И. П. Павлов, лишь «с течением времени посредством медленных и повторных упражнений». Лучшие черты темпераментов развиваются там, где господствует бодрая, жизнерадостная обстановка, где поощряются активность, инициатива, смелость, поддерживаются хорошее рабочее настроение, приподнятость, уверенность [2].
Это следует учитывать преподавателям вуза. Инструментом объективной оценки динамики регуляторноадаптивного статуса студентов в течение учебного года является проба сердечно-дыхательного синхронизма.
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010
Среди 21 испытуемого флегматика, флегматика/ сангвиника было 6 юношей и 15 девушек.
У юношей диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года по сравнению с величиной в начале года и длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона достоверно не изменились (табл. 2). В то же время значение индекса регуляторно-адаптивного статуса уменьшилось со 105 до 93 (Р<0,001), что свидетельствовало о смене регуляторноадаптивных возможностей с высоких до хороших.
У девушек диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года по сравнению с величиной
в начале года уменьшился (табл. 3) на 10,3% (рис. 2), а длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона увеличилась на 12,7%. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшился со 131 до 105. В то же время регуляторно-адаптивные возможности продолжали оставаться высокими.
Таким образом, у студенток в конце года регуляторноадаптивные возможности больше (они продолжают оставаться высокими), чем у студентов (снижаются до хороших). Это обстоятельство обусловнено тем, что в 18 лет девушки уже достигают своего физического совершенства, в то время как юноши его достигнут к 20-25 годам [3].
Таблица 2
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у юношей - флегматиков, флегматиков/сангвиников в начале и в конце учебного года (М±т)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=6 Конец учебного года, п=6
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 81,7±1,9 81,5±1,4 Р >0,05
Исходная частота дыхания в минуту 19,8±0,7 20,2±0,7 Р>0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 83,3±2,3 80,3±1,7 Р >0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 97,1±2,7 93,0±2,0 Р>0,05
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 13,8±0,6 12,7±0,3 Р>0,05
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 13,2±0,4 13,7±0,4 Р>0,05
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 105 ±1,3 93 ±1,5 Р<0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Хорошие
Таблица 3
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у девушек - флегматиков, флегматиков/сангвиников в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии (М±т)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=15 Конец учебного года, п=15
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 83,1±0,6 85,3±0,5 Р <0,001
Исходная частота дыхания в минуту 21,9±0,3 19,3±0,3 Р<0,001
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 83,9±0,7 86,2±1,0 Р <0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 99,4±0,8 90,9±1,0 Р <0,001
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 15,5±0,3 13,9±0,2 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 11,8±0,2 13,3±0,3 Р <0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 131 ±1,2 105 ±1,3 Р <0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Высокие
110
% 100
90
80
112,7
В начале учебного года
| В конце учебного года
1
2
3
Рис. 2. Изменения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма (1), длительности его развития на минимальной границе диапазона (2) и индекса регуляторно-адаптивного статуса в начале и в конце учебного года у девушек - флегматиков, флегматиков/сангвиников. Величины диапазона, длительности развития синхронизации и индекса регуляторноадаптивного статуса в начале учебного года приняты за 100%
Таким образом, даже у наиболее адаптированных студентов регуляторно-адаптивный статус с начала учебного года к концу снижается, что следует учитывать преподавателям вузов при обучении студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. - М., 2006. - 436 с.
2. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 2006. - 238 с.
3. Зилов В. Г. Физиология детей и подростков / В. Г. Зилов,
В. М. Смирнов. - М., 2008. - 572 с.
4. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нерв-
ной системы и функциональных состояний организма /
B. М. Покровский, В. Г. Абушкевич, Е. Г. Потягайло, А. Г. Похотько // Успехи физиологич. наук. - 2003. - Т. 34, № 3. -
C. 68-77.
5. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
6. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010. - 143 с.
7. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. -М., 1982. - 162 с.
Поступила 23.09.2010
С. И. КОРНИЕНКО1, А. Г. МАРТОВ2, Д. В. ЕРГАКОВ2, С. Ш. ДАНЕЛЯН1
МАЛОИНВАЗИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ СТРИКТУР МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНОГО КАНАЛА
1Муниципальное учреждение здравоохранения «Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи»,
Россия, 350042, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 14;
2ФГУ НИИ урологии Росмедтехнологий, городская клиническая урологическая больница № 47, Россия, 105425, г. Москва, ул. 3-я Парковая, 51. E-mail: sercor55@mail.ru
В статье проанализированы отдалённые результаты (12 месяцев - 10 лет) эндоскопического лечения стриктур мочеиспускательного канала. Показано, что эффективность первоначальной внутренней уретротомии, выполненной по нашей методике (рассечение уретры только на 12 часах условного циферблата до неизменённых тканей, шинирование уретры катетером 16-18 Fr не менее 10 дней), составляет 80,4%. Повторные эндоскопические вмешательства выполнены у 126 (19,6%) пациентов, при этом их количество составляло от 1 до 6. Окончательно реабилитировать пациентов со стриктурой уретры (сроки наблюдения до 9 лет), в том числе с помощью установки временных и постоянных стентов, удалось в 95,1% наблюдений. У 32 (4,9%) больных эндоскопические пособия и реабилитационные мероприятия в конечном итоге не привели к удовлетворительному клиническому результату, и больным были выполнены открытые уретропластики.
Кубанский научный медицинский вестник № 8 (122) 2010 УДК 616.643-007-271-089.819]-07