УДК 612.17+612.8+612.2 Кубанский научный медицинский вестник № 4 (127) 2011
озабоченности на момент обследования. Такие изменения характеризуются как невротические и требуют психокоррекции. Известно, что увеличение реактивной и личностной тревожности повышает риск развития депрессивных состояний.
Опросник Бека установил значимую распространенность депрессии в группе мужчин с АГ (р=0,0002) по сравнению со здоровыми мужчинами, преобладание среди рабочих со средним образованием (р=0,0003; р=0,01). В большинстве случаев у них присутствуют признаки легкой депрессии (до 15 баллов). Распространенность признаков умеренной (7,4%) и выраженной (4,8%) депрессии существенно выше у мужчин, страдающих артериальной гипертонией.
Таким образом, психологический статус мужчин, страдающих АГ, по сравнению со здоровыми характеризуется высокими показателями депрессивных расстройств, эмоциональной лабильности, склонностью к развитию реактивной и личностной тревожности и сниженной адаптацией к условиям окружающей социальной среды.
Мужчины с тревожно-депрессивными расстройствами на фоне психосоциального стресса составляют группу высокого риска развития и прогрессирования АГ. Результаты исследования определяют необходимость проведения корригирующей психотерапии лицам с психопатологическими расстройствами, организации профилактических программ, направленных на ослабление влияния психосоциальных факторов (повышение информированности населения, социальная поддержка, доступная психологическая помощь).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарганеева Н. П. Артериальная гипертония как психосоматическая проблема / Н. П. Гарганеева, В. Я. Тетенев, В. П. Леонов // Клиническая медицина. - 2004. - № 1. - С. 35-41.
2. Кобалава Ж. Д. Секреты артериальной гипертонии: ответы на ваши вопросы / Ж. Д. Кобалава, К. М. Гудков. - М., 2004. - С. 24.
3. Погосова Г. В. Депрессия и сердечно-сосудистые заболевания // Ж. «Атмосфера. Кардиология». - 2004. - № 4. - С. 32-34.
4. Полякова Е. О. Пограничные психические расстройства в кардиологической практике: проблемы диагностики и лечения // Кардиологический вестник. - 2006. - № 2 (XIII). - С. 51-55.
5. Чазов Е. И. Ишемическая болезнь сердца и возможности повышения эффективности лечения // Клинические исследования лекарственных средств в России. - 2001. - № 1. - С. 2-4.
6. Чазов Е. И. Депрессивная симптоматика ухудшает прогноз больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца: первые результаты проспективного этапа российского многоцентрового исследования «КООРДИНАТА» / Е. И. Чазов, Р. Г. Ога-нов, Г. В. Погосова и др. // Кардиология. - 2007. - № 10. - С. 24-30.
7. Чазова И. Е. Диагностика и лечение артериальной гипертензии. Рекомендации РМОАГ и ВНОК / И. Е. Чазова, Л. Г. Ратова, С. А. Бойцов и др. // Системные гипертензии. - 2010. - № 3. - С. 5-26.
8. Rosengren А. Association of psychosocial risk factors with risk of acute myocardial infartion in 11 119 cases and 13 648 controls from 52 countries (the INTERHEART stady): case-control stady / A. Rosengren, S. Hawken, S. Yusuf // Lancet. - 2004. - V. 364. № 1. - P. 953-962.
9. Davies S. J. Association of panic disorder and panic attacks with hypertension / S. J. Davies, P. Ghahramani, P. R. Jackson et al // Am j. med. - 1999. - V. 107. № 4. - P. 310-316.
10. Murray C. J. Global mortality, disability, and contribution of risk factors: global burden of disease study / C. J. Murray, A. D. Lopez // Lancet. - 1997. - V. 349. № 1. - P. 1436-1442.
Поступила 08.06.2011
Ю. В. КАШИНА
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС У СТУДЕНТОВ-ДЕВУШЕК В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. 8 9180113019. E-mail: уи11а-ка$Ыпа@уапйех.ги
У 48 студентов-девушек регуляторно-адаптивный статус был оценен по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма в начале и в конце учебного года. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма: уменьшение диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, увеличение длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона и уменьшение индекса регуляторно-адаптивного статуса, свидетельствовала об уменьшении регуляторно-адаптивных возможностей в конце учебного года. При этом регуляторно-адаптивные возможности студенток были более снижены в лютеиновую фазу менструального цикла, чем в фолликулиновую.
Ключевые слова: сердечно-дыхательный синхронизм, регуляторно-адаптивный статус, менструальный цикл.
Y. V. KASHINA
REGULATORY AND ADAPTVE STATE IN STUDENTS GIRLS AT THE BEGINNING AND FINISHED OF THE SCHOOL YEAR
Normal physiology department, Kuban state medical university,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedin str. 4, tel. 8 9180113019. E-mail: yulia-kashina@yаndex.ru
In 48 students the regulatory and adaptive state at the beginning and finished of the school year was determined. Cardiorespiratory synchronism dynamics: decrease of the cardiorespiratory synchronism range, increase of synchronization development duration at
minimum limit of the range and decrease of regulatory and adaptive state index testified to reduction of regulatory and adaptive of finished of the school year.
Key words: cardiorespiratory synchronism, regulatory and adaptive state.
Известно, что за период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию комплекса факторов, специфичных для высшей школы, что сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания могут приводить к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [1, 9].
Регуляторно-адаптивные возможности женского организма в период активного репродуктивного периода во многом предопределены менструальным циклом. Женскому организму свойственны циклические изменения во всех важнейших физиологических функциях, сопровождающихся эмоциональной окрашенностью каждого периода, обусловленных гормональными и психологическими факторами [ 6 ].
Изучение регуляторно-адаптивного статуса при учебной нагрузке позволит своевременно выявить дезадаптацию и спланировать необходимые корригирующие мероприятия [ 5 ].
Целью исследования явилась оценка регуляторно-адаптивного статуса студенток по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма в начале и в конце учебного года.
Материалы и методы исследования
Было обследовано 48 здоровых студенток второго курса. У испытуемых на приборе «ВНС-Мик-ро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [3] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечнодыхательного синхронизма с последующим расчетом параметров сердечно-дыхательного синхронизма: диапазона синхронизации (ДС), длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона (ДлРмин). В целях интеграции этих двух наиболее информативных параметров сердечно-дыхательного синхронизма, отражающих регуляторно-адаптивные реакции организма, В. М. Покровским предложено представить их во взаимосвязи, выражаемой отношением, названным индексом регуляторно-адаптивного статуса, который рассчитывается по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин. гр.х100, а по нему определяется уровень регуляторно-адаптивных возможностей организма от высоких до низких [4]. Наблюдения выполняли в начале и в конце учебного года у одних и тех же студенток: у 24 в фолликулиновую фазу менструального цикла и у 24 в лютеиновую фазу менструального цикла. Полученные данные обрабатывали статистическим методом прямых разностей.
Полученные результаты и их обсуждение
У всех студентов-девушек регуляторно-адаптивный статус в конце учебного года по сравнению со статусом в начале года понижался. Данные исследования приведены в таблице 1. Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года уменьшался на 29,6%,
длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона увеличивалась на 54,0%. Индекс регуляторно-адаптивного статуса понижался на 54,0%. Изначально высокий уровень регуляторно-адаптивных возможностей становился удовлетворительным.
Динамика регуляторно-адаптивного статуса студен-тов-девушек зависела от фазы менструального цикла. Так, у студенток, обследованных в 1-ю фазу (фолликулиновую) менструального цикла регуляторно-адаптивные возможности, несмотря на уменьшение индекса, оставались высокими и в конце года (табл. 2).
Во вторую фазу (лютеиновую) менструального цикла в конце учебного года изначально хороший уровень регуляторно-адаптивных возможностей становился низким (табл. 3).
Факт возможности точной количественной оценки отдельных параметров пробы расширяет перспективы ее использования в качестве объективного теста, характеризующего состояние и динамику функционирования регуляторных систем организма при различных состояниях, включая стрессовое воздействие, менструальный цикл.
Динамику параметров сердечно-дыхательного синхронизма в зависимости от фазы двухфазного нормоэстрогенового менструального цикла описала Е. Г. Чернобай [7]. Она показала, что во всех возрастных группах независимо от длительности менструального цикла отмечается уменьшение диапазона синхронизации в лютеиновую фазу по отношению к таковой в фолликулиновой фазе. В лютеиновую фазу менструального цикла увеличивается длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной и максимальной границах.
На основании такой динамики параметров сердечно-дыхательного синхронизма от фолликулиновой фазы менструального цикла к лютеиновой был сделан вывод о понижении регуляторно-адаптивных возможностей организма в лютеиновую фазу, поскольку при различной патологии, когда защитные силы организма снижены, отмечаются уменьшение диапазона синхронизации, увеличение длительности развития сердечно-дыхательного синхронизма [2].
Увеличение адаптационных возможностей организма в фолликулиновую фазу, вероятно, связано с повышением качества деятельности нервно-эндокринной регуляции. Подтверждением этого являются фазозависимая динамика уровня половых гормонов, повышение лабильности центральной нервной системы, уменьшение времени условного рефлекса на свет и звук в фолликулиновую фазу менструального цикла по сравнению с лютеиновой [7].
Однако в предыдущих работах [7, 8] не было показано, как изменяются регуляторно-адаптивные возможности женского организма, оцениваемые по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма, в фолликулиновую и лютеиновую фазы менструального цикла в начале и в конце учебного года. Это показано в настоящей работе. В частности, установлено, что независимо от фазы менструального цикла у студентов-девушек в конце учебного года регуляторно-адаптивный
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (127) 2011
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (127) 2011
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма и индекс регуляторно-адаптивного статуса у студенток в начале и в конце учебного года (M±m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=48 Конец года, п=48
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 83,4±0,2 80,4±0,2 Р<0,001
Исходная частота дыхания в минуту 20,2±0,1 20,6±0,1 Р>0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 84,0±0,2 81,8±0,2 Р<0,001
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 97,5±0,3 91,3±0,3 Р<0,001
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 13,5±0,1 9,5±0,1 Р<0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 13,5±0,1 20,8±0,2 Р<0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 100,0±0,1 45,7±0,2 Р<0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Удовлетворительные
Таблица 2
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма и индекс регуляторно-адаптивного статуса у студенток в 1-ю фазу (фолликулиновую) менструального цикла в начале и в конце учебного года (M±m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=24 Конец года, п=24
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 86,3±0,4 82,0±0,4 Р<0,001
Исходная частота дыхания в минуту 20,9±0,3 21,2±0,2 Р>0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 86,5±0,4 82,2±0,4 Р<0,001
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 103,5±0,5 96,1±0,4 Р<0,001
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 17,0±0,1 13,9±0,2 Р<0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 9,5±0,1 12,4±0,1 Р<0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 178,9±0,1 112,1±0,2 Р<0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Высокие
статус ухудшается. При этом наибольшее снижение регуляторно-адаптивного статуса наблюдается в люте-иновую фазу. Если в фолликулиновую фазу менструального цикла в конце учебного года по отношению к началу года диапазон синхронизации уменьшался на
18,2%, длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона увеличивалась на 30,5%, индекс регуляторно-адаптивного статуса понижался на 37,4%, то в лютеиновую фазу соответственно диапазон синхронизации уменьшался на 48,5%, длительность
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студенток во 2-ю фазу (лютеиновую) менструального цикла в начале и в конце учебного года (M±m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года, п=24 Конец года, п=24
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 80,5±0,5 78,9±0,4 Р>0,05
Исходная частота дыхания в минуту 19,5±0,2 20,0±0,1 Р>0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 81,5±0,4 81,4±0,5 Р>0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 93,4±0,4 86,5±0,5 Р<0,001
Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 9,9±0,1 5,1±0,1 Р<0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 17,5±0,2 29,1±0,3 Р<0,001
Индекс регуляторно-адаптивного статуса 56,6±0,2 17,5±0,2 Р<0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Хорошие Низкие
развития синхронизации на минимальной границе диапазона увеличивалась на 66,3%. Индекс регуляторноадаптивного статуса понижался на 68,5%.
Из полученных результатов следует, что регуляторно-адаптивный статус в конце учебного года больше всего понижается в лютеиновую фазу менструального цикла. С этих позиций нецелесообразно проводить итоговые занятия и экзамены у студентов-девушек в лютеиновую фазу менструального цикла. Исходя из этого, целесообразно проводить итоговые занятия и экзамен у девушек в фолликулиновую фазу менструального цикла и снижать нагрузку в лютеиновую. Данные материалы должны быть положены в основу планирования учебной нагрузки для студенток в учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин Г. А., Малых Т. В., Спицин А. П. Комплексная оценка резервов адаптации и сохранение здоровья // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. - 2004. - Т. 90. № 8. - С. 359.
2. Покровский В. М. Проба сердечно-дыхательного синхронизма - метод оценки регуляторно-адаптивного статуса в клинике / В. М. Покровский, В. Г. Абушкевич // Кубан. науч. мед. вестн. -2005. - № 7-8 (80-81). - С. 98-103.
3. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения
сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
4. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010. - 243 с.
5. Спицин А. П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гигиена и санитария. - 2002. - № 1. - С. 47-49.
6. Стрижаков А. Н., Давыдов А. И., Белоцерковцева Л. Д. Клинические лекции по акушерству и гинекологии. - М., 2000. -379 с.
7. Чернобай Е. Г. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма в разные фазы менструального цикла / И. И. Куценко, Е. Г. Чернобай // Кубан. науч. мед. вестн. - 2002. -№ 1 (58). - С.12-19.
8. Шипков В. А. Оценка динамики регуляторно-адаптивных возможностей женского организма на протяжении менструального цикла // Кубан. науч. мед. вестн. - 2005. - № 3-4. -С. 143-148.
9. Шаренкова Л. А. Состояние сердечно-сосудистой системы студенток технического вуза в процессе обучения на первом и втором курсах / Л. А. Шаренкова, А. Б. Гудков, В. М. Голубева // Экология человека. - 2002. - № 3. - С. 17-20.
Поступила 03.02.2011
С. В. КОЛМОГОРОВА’, С. В. ЕГОРОВА2, Н. А. ОБУХОВА3, Н. Э. СКОБЛИКОВ4
СПЕКТР ЭНТЕРОБАКТЕРИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В КИШЕЧНОМ
++ _________________________
МИКРОБИОЦЕНОЗЕ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ ЛИПИДОВ
кафедра биологии с курсом медицинской генетики Кубанского государственного медицинского университета,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4;
2отдел молекулярной биологии бактерий
Кубанский научный медицинский вестник № 4 (127) 2011 УДК 579.61: 579.232: 616.34-°°8.87: 616-093