Научная статья на тему 'Гендерные особенности регуляторно-адаптивного статуса студентов второго курса в начале и в конце учебного года'

Гендерные особенности регуляторно-адаптивного статуса студентов второго курса в начале и в конце учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС / УЧЕБНЫЙ ГОД / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / STUDENTS / REGULATORY ADAPTIVE STATUS / ACADEMIC YEAR / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна

В статье приведены гендерные различия регуляторно-адаптивного статуса студентов в начале и в конце учебного года. Результаты работы следует учитывать при распределении учебной нагрузки в течение учебного года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-SPECIFIC REGULATORY-ADAPTIVE STATUS OF SECOND-YEAR STUDENTS AT THE BEGINNING AND OF THE ACADEMIC YEAR

There is gender differences regulatory-adaptive status of the students at the beginning and at the end of the academic year in the article. The results must be considered in the allocation of training load during the academic year

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности регуляторно-адаптивного статуса студентов второго курса в начале и в конце учебного года»

УДК 612.17+612.8+612.2 UDC 612.17+612.8+612.2

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ GENDER-SPECIFIC REGULATORY-ADAPTIVE

РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНОГО СТАТУСА STATUS OF SECOND-YEAR STUDENTS AT

СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА В НАЧАЛЕ И THE BEGINNING AND OF THE ACADEMIC

В КОНЦЕУЧЕБНОГО ГОДА YEAR

Кашина Юлия Викторовна Kashina Yulia Victorovna

к.м.н. Cand.Med.Sci.

Кубанский государственный медицинский Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia

университет, Краснодар, Россия

В статье приведены гендерные различия There is gender differences regulatory-adaptive status

регуляторно-адаптивного статуса студентов в of the students at the beginning and at the end of the

начале и в конце учебного года. Результаты работы academic year in the article. The results must be

следует учитывать при распределении учебной considered in the allocation of training load during the

нагрузки в течение учебного года academic year

Ключевые слова: СТУДЕНТЫ, РЕГУЛЯТОРНО- Keywords: STUDENTS, REGULATORY ADAPTIVE

АДАПТИВНЫЙ СТАТУС, УЧЕБНЫЙ ГОД, STATUS, ACADEMIC YEAR, GENDER

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ DIFFERENCES

Обучение в вузе - процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. За период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию эмоциональных перегрузок, малоподвижному образу жизни [1]. Адаптация к комплексу новых факторов, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [2]

Период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы вуза. На втором курсе зарегистрирован пик подъема заболеваемости [3].

Большое значение в процессе адаптации человека принадлежит гендерному фактору [4]. Гендерные особенности адаптации студентов к учебному процессу мало изучены.

Адаптацию студентов к учебной нагрузке целесообразно одновременно оценивать по двум жизненно важным вегетативным

функциям организма: дыхательной и сердечной в их взаимодействии. На роль такого интегративного метода подходит оценка регуляторноадаптивного статуса, определяемая по параметрам пробы сердечнодыхательного синхронизма, разработанная В.М. Покровским [5]

Целью работы: - выявить гендерные различия регуляторно-

адаптивного статуса студентов в начале и в конце учебного года.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Наблюдения были выполнены на кафедре нормальной физиологии на 89 внешне здоровых студентах второго курса Кубанского государственного медицинского университета в начале и в конце учебного года. Из них 24 студентов юноши и 65 - девушки. Возраст обследуемых 18 - 20 лет. Регуляторно-адаптивный статус испытуемых определяли по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма [5].

Функциональную пробу сердечно-дыхательного синхронизма проводили на приборе «ВНС-Микро». После записи исходных параметров испытуемому предлагали в течение 60 секунд дышать в такт появляющейся на мониторе команде «Выдох», которая задавалась компьютером по специально созданной компьютерной программе «Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека» [6], с частотой соизмеримой с исходной частотой сердечного ритма. При определенных параметрах дыхания развивался феномен сердечно-дыхательного синхронизма - в ответ на каждое дыхание в такт команде на экране монитора, сердце совершало одно сокращение. Изменение частоты дыхания приводило к синхронному изменению частоты сердечных сокращений в определенном частотном диапазоне. Определяли частотные границы диапазона, диапазон синхронизации (ДС) и длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона (ДлРмин.гр). Индекс регуляторноадаптивного статуса (ИРАС) рассчитывали по формуле: ИРАС=

ДС/ДлРмин.гр.х100, а по нему- регуляторно-адаптивные возможности организма [5].

Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0 for Windows» фирмы «Stat Soft, Inc.». За достоверные различия в сравнении средних величин в парных сравнениях брали t-критерий Стьюдента при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

У 89 студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался (таблица 1). Индекс регуляторноадаптивного статуса уменьшался на 48,8%. Это происходило за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 24,0% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 45,8%. Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения максимальной границы диапазона на 5,6%. Регуляторноадаптивные возможности уменьшались и с «хороших» становились «удовлетворительными».

У 24 юношей в конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса снижался на 48,5% за счет уменьшения диапазона сердечнодыхательного синхронизма на 31,8% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 32,4%. Регуляторноадаптивные возможности уменьшались и с «хороших» становились «удовлетворительными» (таблица 2).

У 65 девушек в конце учебного года (таблица 2.) индекс регуляторно-адаптивного статуса снижался на 55,0% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 32,1% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 51,1%. Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения максимальной границы диапазона на 6,9%.

Регуляторно-адаптивные

Таблица

1 .Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечнодыхательного синхронизма у студентов в начале и в конце года (М+ т)

Параметры В начале года п=89 В конце года п=89

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 84,1+0,1 82,0+0,1 Р <0,001

Исходная частота дыхания в минуту 19,8+0,1 20,5+0,1 Р <0,001

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 84,9+0,1 82,5+0,5 Р >0,001

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 97,8+0,2 92,3+0,3 Р >0,001

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 12,9+0,1 9,8+0,2 Р <0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 14,4+0,1 21,0+0,1 Р <0,001

Индекс регуляторноадаптивного статуса 89,6+0,1 46,6+0,1 Р <0,001

Регуляторно -адаптивны е возможности организма Хорошие У довлетворительные

Таблица 2.

Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечнодыхательного синхронизма у юношей в начале и в конце года (М+ т)

Параметры Юноши п=24 Девушки п=65

В начале года В конце года В начале года В конце года

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 83,6+0,5 84,2+0,6 Р >0,05 84,3+0,2 81,2+0,2 Р <0,001

Исходная частота дыхания в минуту 20,0+0,2 20,3+0,2 Р >0,05 20,2+0,1 20,5+0,1 >0,05

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 84,4+0,5 86,0+0,6 Р >0,05 85,0+0,2 82,6+0,2 Р <0,001

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 95,4+0,6 93,5+0,6 Р >0,05 98,7+0,2 91,9+0,2 Р <0,001

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 11,0+0,2 7,5+0,2 Р <0,001 13,7+0,1 9,3+0,1 Р <0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 17,6+0,3 23,3+0,4 Р <0,001 13,3+0,1 20,1+0,1 Р <0,001

Индекс регуляторноадаптивного статуса 62,5+0,2 32,2+0,2 Р <0,001 103,0+0,1 46,3+0,1 Р <0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма Хорошие Удовлетво рительные Высокие Удовлетво рительные

возможности уменьшались и с «высоких» становились

«удовлетворительными».

У студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался. Регуляторно-адаптивный статус у девушек, как в начале, так и в конце учебного года был выше, чем у юношей. Так в начале учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса у девушек превышал таковой у юношей на 64,5% за счет большего диапазона синхронизации на 24,5% и меньшей длительности развития сердечнодыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона на 24,4% (таблица 2)

В конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса у девушек превышал таковой у юношей на 43,8% за счет большего диапазона синхронизации на 24,0% и меньшей длительности развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона на 23,7% (таблица 2).

Динамика индекса регуляторно-адаптивного статуса и параметров сердечно-дыхательного синхронизма у девушек в начале и в конце учебного года зависела от фазы менструального цикла.

В фолликулиновую фазу в конце учебного года индекс регуляторноадаптивного статуса снижался на 54,8% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 29,5% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 55,9%

(таблица 3). Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения

максимальной границы диапазона на 10,1%. Регуляторно-адаптивные возможности уменьшались и с «высоких» становились «хорошими».

В лютеиновую фазу в конце учебного года индекс регуляторноадаптивного статуса снижался на 57,0% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 35,6% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 49,7%

(таблица 3). Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения

максимальной границы диапазона на 3,5%. Регуляторно-адаптивные возможности уменьшались и с «высоких» и становились «хорошими».

Увеличение адаптационных возможностей женского организма в фолликулиновую фазу связано с деятельностью нервно-эндокринной регуляции. Это хорошо согласуется с литературными данными по динамике лабильности центральной нервной системы в зависимости от фаз менструального цикла [4].

Время условного рефлекса на свет и на звук уменьшается, лабильность центральной нервной системы, определяемая критической частотой мельканий лампочки, возрастает в фолликулиновую фазу менструального цикла по сравнению с таковыми в лютеиновую фазу. Это указывает на то, что деятельность мозга интенсифицируется на уровне интегральнокорковых процессов, обуславливающих усвоение ритма мельканий лампочки [7].

С другой стороны адаптационные возможности организма обусловлены изменением гормонального статуса [7]. Сопоставление диапазона сердечно-дыхательного синхронизма у студенток с относительным содержанием эстрадиола и прогестерона в фолликулиновую и лютеиновую фазы нормального менструального цикла указывает на сильную корреляционную связь [8].

В фолликулиновой фазе менструального цикла диапазон феномена шире, по-видимому потому, что относительное содержание эстрадиола в эту фазу выше. В лютеиновой фазе менструального цикла уровень прогестерона стремительно растет, темпы роста же уровня эстрадиола на 1 - 2 порядка ниже, изменяется и соотношение между этими гормонами в сторону относительного увеличения прогестерона, видимо, поэтому диапазон феномена во второй фазе менструального цикла уже [8].

Об увеличении адаптационных возможностей женского организма в первую фазу менструального цикла наряду с увеличением ширины

Таблица 3.Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечно-дыхательного синхронизма у девушек в начале и в конце года

(М+ т)

Параметры Фолликулиновая фаза п=32 Лютеиновая фаза п=33

В начале года В конце года В начале года В конце года

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 86,5+0,3 80,9+0,3 Р <0,001 82,1+0,4 81,4+0,3 Р >0,05

Исходная частота дыхания в минуту 21,2+0,2 21,4+0,2 Р >0,05 19,2+0,2 19,7+0,1 Р >0,05

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 86,9+0,4 81,5+0,3 Р <0,001 83,3+0,4 83,6+0,4 Р >0,05

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 104,2+0,4 93,7+0,4 Р <0,001 93,4+0,4 90,1+0,4 Р <0,001

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 17,3+0,1 12,2+0,2 Р <0,001 10,1+0,1 6,5+0,1 Р <0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 9,3+0,1 14,5+0,2 Р <0,001 17,1+0,1 25,6+0,3 Р <0,001

Индекс регуляторноадаптивного статуса 186,0+0,1 84,1+0,2 Р <0,001 59,1+0,1 25,4+0,2 Р <0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Хорошие Хорошие Удовлетво- рительные

диапазона, свидетельствует уменьшение длительности развития синхронизма на минимальной и максимальной границах, уменьшение продолжительности восстановления исходного ритма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался. Регуляторно-адаптивный статус у девушек, как в начале, так и в конце учебного года был выше, чем у юношей. Регуляторно-адаптивный статус у девушек зависел от фазы менструального цикла. Регуляторно-адаптивные возможности девушек были выше в фолликулиновую фазу и ниже в лютеинову. Полученные результаты следует учитывать при распределении учебной нагрузки в течение учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кабачкова А.В., Поздняков С.Н., Сушилов Г.Н., Капитанов С.Н. Дискриминантный анализ показателей функционального состояния организма студентов // Материалы IX конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. - Томск: СибГМУ. - 2010.

- 113 с./ - С. 55 - 57.

2.Веневцева Ю.Л., Ляшенко Х.М. Оптимизация функционального состояния студентов с неустойчивым артериальным давлением средствами физической культуры.

// Вестник Удмуртского университета. - 2012. - Вып. 1. - С. 51 - 54.

3.Спицин А.П., Спицина Т. А. Вариабильность ритма сердца в условиях нервнопсихического напряжения // Гигиена и санитария. - 2011 .-N 4.-С.65-68.

4. Ильин Е.П. Пол и гендер. - Спб.: Питер, 2010. - 1250 с.

5.Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторноадаптивного статуса организма. - Краснодар. - 2010. - 243 с.

6.Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В., Фомина Е.В., Гриценко С.Ф., Полищук С.В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. / Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.

7.Ильин Е.П. Психология взрослости. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с.

References

1.Kabachkova A.V., Pozdnjakov S.N., Sushilov G.N., Kapitanov S.N. Diskriminantnyj analiz pokazatelej funkcional'nogo sostojanija organizma studentov // Materialy IX kongressa molodyh uchenyh i specialistov (Tomsk, 28-29 maja 2010 g) / Pod red. L.M. Ogorodovoj, L.V. Kapilevicha. - Tomsk: SibGMU. - 2010. - 113 s./ - S. 55 - 57.

2.Venevceva Ju.L., Ljashenko H.M. Optimizacija funkcional'nogo sostojanija studentov s neustojchivym arterial'nym davleniem sredstvami fizicheskoj kul'tury. // Vestnik Udmurtskogo universiteta. - 2012. - Vyp. 1. - S. 51 - 54.

3.Spicin A.P., Spicina T.A. Variabil'nost' ritma serdca v uslovijah nervno-psihicheskogo naprjazhenija // Gigiena i sanitarija. - 2011 .-N 4.-S.65-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Il'in E.P. Pol i gender. - Spb.: Piter, 2010. - 1250 s.

5.Pokrovskij V.M. Serdechno-dyhatel'nyj sinhronizm v ocenke reguljatorno-adaptivnogo statusa organizma. - Krasnodar. - 2010. - 243 s.

6.Pokrovskij V.M., Ponomarev V.V., Artjushkov V.V., Fomina E.V., Gricenko S.F., Polishhuk S.V. Sistema dlja opredelenija serdechno-dyhatel'nogo sinhronizma u cheloveka. / Patent № 86860 ot 20 sentjabrja 2009 goda.

7.Il'in E.P. Psihologija vzroslosti. - Spb.: Piter, 2012. - 544 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.