УДК 612.17+612.8+612.2 UDC 612.17+612.8+612.2
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ GENDER-SPECIFIC REGULATORY-ADAPTIVE
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНОГО СТАТУСА STATUS OF SECOND-YEAR STUDENTS AT
СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА В НАЧАЛЕ И THE BEGINNING AND OF THE ACADEMIC
В КОНЦЕУЧЕБНОГО ГОДА YEAR
Кашина Юлия Викторовна Kashina Yulia Victorovna
к.м.н. Cand.Med.Sci.
Кубанский государственный медицинский Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia
университет, Краснодар, Россия
В статье приведены гендерные различия There is gender differences regulatory-adaptive status
регуляторно-адаптивного статуса студентов в of the students at the beginning and at the end of the
начале и в конце учебного года. Результаты работы academic year in the article. The results must be
следует учитывать при распределении учебной considered in the allocation of training load during the
нагрузки в течение учебного года academic year
Ключевые слова: СТУДЕНТЫ, РЕГУЛЯТОРНО- Keywords: STUDENTS, REGULATORY ADAPTIVE
АДАПТИВНЫЙ СТАТУС, УЧЕБНЫЙ ГОД, STATUS, ACADEMIC YEAR, GENDER
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ DIFFERENCES
Обучение в вузе - процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. За период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию эмоциональных перегрузок, малоподвижному образу жизни [1]. Адаптация к комплексу новых факторов, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [2]
Период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы вуза. На втором курсе зарегистрирован пик подъема заболеваемости [3].
Большое значение в процессе адаптации человека принадлежит гендерному фактору [4]. Гендерные особенности адаптации студентов к учебному процессу мало изучены.
Адаптацию студентов к учебной нагрузке целесообразно одновременно оценивать по двум жизненно важным вегетативным
функциям организма: дыхательной и сердечной в их взаимодействии. На роль такого интегративного метода подходит оценка регуляторноадаптивного статуса, определяемая по параметрам пробы сердечнодыхательного синхронизма, разработанная В.М. Покровским [5]
Целью работы: - выявить гендерные различия регуляторно-
адаптивного статуса студентов в начале и в конце учебного года.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Наблюдения были выполнены на кафедре нормальной физиологии на 89 внешне здоровых студентах второго курса Кубанского государственного медицинского университета в начале и в конце учебного года. Из них 24 студентов юноши и 65 - девушки. Возраст обследуемых 18 - 20 лет. Регуляторно-адаптивный статус испытуемых определяли по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма [5].
Функциональную пробу сердечно-дыхательного синхронизма проводили на приборе «ВНС-Микро». После записи исходных параметров испытуемому предлагали в течение 60 секунд дышать в такт появляющейся на мониторе команде «Выдох», которая задавалась компьютером по специально созданной компьютерной программе «Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека» [6], с частотой соизмеримой с исходной частотой сердечного ритма. При определенных параметрах дыхания развивался феномен сердечно-дыхательного синхронизма - в ответ на каждое дыхание в такт команде на экране монитора, сердце совершало одно сокращение. Изменение частоты дыхания приводило к синхронному изменению частоты сердечных сокращений в определенном частотном диапазоне. Определяли частотные границы диапазона, диапазон синхронизации (ДС) и длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона (ДлРмин.гр). Индекс регуляторноадаптивного статуса (ИРАС) рассчитывали по формуле: ИРАС=
ДС/ДлРмин.гр.х100, а по нему- регуляторно-адаптивные возможности организма [5].
Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0 for Windows» фирмы «Stat Soft, Inc.». За достоверные различия в сравнении средних величин в парных сравнениях брали t-критерий Стьюдента при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
У 89 студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался (таблица 1). Индекс регуляторноадаптивного статуса уменьшался на 48,8%. Это происходило за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 24,0% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 45,8%. Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения максимальной границы диапазона на 5,6%. Регуляторноадаптивные возможности уменьшались и с «хороших» становились «удовлетворительными».
У 24 юношей в конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса снижался на 48,5% за счет уменьшения диапазона сердечнодыхательного синхронизма на 31,8% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 32,4%. Регуляторноадаптивные возможности уменьшались и с «хороших» становились «удовлетворительными» (таблица 2).
У 65 девушек в конце учебного года (таблица 2.) индекс регуляторно-адаптивного статуса снижался на 55,0% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 32,1% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 51,1%. Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения максимальной границы диапазона на 6,9%.
Регуляторно-адаптивные
Таблица
1 .Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечнодыхательного синхронизма у студентов в начале и в конце года (М+ т)
Параметры В начале года п=89 В конце года п=89
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 84,1+0,1 82,0+0,1 Р <0,001
Исходная частота дыхания в минуту 19,8+0,1 20,5+0,1 Р <0,001
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 84,9+0,1 82,5+0,5 Р >0,001
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 97,8+0,2 92,3+0,3 Р >0,001
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 12,9+0,1 9,8+0,2 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 14,4+0,1 21,0+0,1 Р <0,001
Индекс регуляторноадаптивного статуса 89,6+0,1 46,6+0,1 Р <0,001
Регуляторно -адаптивны е возможности организма Хорошие У довлетворительные
Таблица 2.
Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечнодыхательного синхронизма у юношей в начале и в конце года (М+ т)
Параметры Юноши п=24 Девушки п=65
В начале года В конце года В начале года В конце года
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 83,6+0,5 84,2+0,6 Р >0,05 84,3+0,2 81,2+0,2 Р <0,001
Исходная частота дыхания в минуту 20,0+0,2 20,3+0,2 Р >0,05 20,2+0,1 20,5+0,1 >0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 84,4+0,5 86,0+0,6 Р >0,05 85,0+0,2 82,6+0,2 Р <0,001
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 95,4+0,6 93,5+0,6 Р >0,05 98,7+0,2 91,9+0,2 Р <0,001
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 11,0+0,2 7,5+0,2 Р <0,001 13,7+0,1 9,3+0,1 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 17,6+0,3 23,3+0,4 Р <0,001 13,3+0,1 20,1+0,1 Р <0,001
Индекс регуляторноадаптивного статуса 62,5+0,2 32,2+0,2 Р <0,001 103,0+0,1 46,3+0,1 Р <0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Хорошие Удовлетво рительные Высокие Удовлетво рительные
возможности уменьшались и с «высоких» становились
«удовлетворительными».
У студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался. Регуляторно-адаптивный статус у девушек, как в начале, так и в конце учебного года был выше, чем у юношей. Так в начале учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса у девушек превышал таковой у юношей на 64,5% за счет большего диапазона синхронизации на 24,5% и меньшей длительности развития сердечнодыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона на 24,4% (таблица 2)
В конце учебного года индекс регуляторно-адаптивного статуса у девушек превышал таковой у юношей на 43,8% за счет большего диапазона синхронизации на 24,0% и меньшей длительности развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона на 23,7% (таблица 2).
Динамика индекса регуляторно-адаптивного статуса и параметров сердечно-дыхательного синхронизма у девушек в начале и в конце учебного года зависела от фазы менструального цикла.
В фолликулиновую фазу в конце учебного года индекс регуляторноадаптивного статуса снижался на 54,8% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 29,5% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 55,9%
(таблица 3). Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения
максимальной границы диапазона на 10,1%. Регуляторно-адаптивные возможности уменьшались и с «высоких» становились «хорошими».
В лютеиновую фазу в конце учебного года индекс регуляторноадаптивного статуса снижался на 57,0% за счет уменьшения диапазона сердечно-дыхательного синхронизма на 35,6% и увеличения длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона на 49,7%
(таблица 3). Диапазон в свою очередь уменьшался из-за снижения
максимальной границы диапазона на 3,5%. Регуляторно-адаптивные возможности уменьшались и с «высоких» и становились «хорошими».
Увеличение адаптационных возможностей женского организма в фолликулиновую фазу связано с деятельностью нервно-эндокринной регуляции. Это хорошо согласуется с литературными данными по динамике лабильности центральной нервной системы в зависимости от фаз менструального цикла [4].
Время условного рефлекса на свет и на звук уменьшается, лабильность центральной нервной системы, определяемая критической частотой мельканий лампочки, возрастает в фолликулиновую фазу менструального цикла по сравнению с таковыми в лютеиновую фазу. Это указывает на то, что деятельность мозга интенсифицируется на уровне интегральнокорковых процессов, обуславливающих усвоение ритма мельканий лампочки [7].
С другой стороны адаптационные возможности организма обусловлены изменением гормонального статуса [7]. Сопоставление диапазона сердечно-дыхательного синхронизма у студенток с относительным содержанием эстрадиола и прогестерона в фолликулиновую и лютеиновую фазы нормального менструального цикла указывает на сильную корреляционную связь [8].
В фолликулиновой фазе менструального цикла диапазон феномена шире, по-видимому потому, что относительное содержание эстрадиола в эту фазу выше. В лютеиновой фазе менструального цикла уровень прогестерона стремительно растет, темпы роста же уровня эстрадиола на 1 - 2 порядка ниже, изменяется и соотношение между этими гормонами в сторону относительного увеличения прогестерона, видимо, поэтому диапазон феномена во второй фазе менструального цикла уже [8].
Об увеличении адаптационных возможностей женского организма в первую фазу менструального цикла наряду с увеличением ширины
Таблица 3.Индекс регуляторно-адаптивного статуса и параметры сердечно-дыхательного синхронизма у девушек в начале и в конце года
(М+ т)
Параметры Фолликулиновая фаза п=32 Лютеиновая фаза п=33
В начале года В конце года В начале года В конце года
Исходная частота сердечных сокращений в минуту 86,5+0,3 80,9+0,3 Р <0,001 82,1+0,4 81,4+0,3 Р >0,05
Исходная частота дыхания в минуту 21,2+0,2 21,4+0,2 Р >0,05 19,2+0,2 19,7+0,1 Р >0,05
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 86,9+0,4 81,5+0,3 Р <0,001 83,3+0,4 83,6+0,4 Р >0,05
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 104,2+0,4 93,7+0,4 Р <0,001 93,4+0,4 90,1+0,4 Р <0,001
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту 17,3+0,1 12,2+0,2 Р <0,001 10,1+0,1 6,5+0,1 Р <0,001
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 9,3+0,1 14,5+0,2 Р <0,001 17,1+0,1 25,6+0,3 Р <0,001
Индекс регуляторноадаптивного статуса 186,0+0,1 84,1+0,2 Р <0,001 59,1+0,1 25,4+0,2 Р <0,001
Регуляторно-адаптивные возможности организма Высокие Хорошие Хорошие Удовлетво- рительные
диапазона, свидетельствует уменьшение длительности развития синхронизма на минимальной и максимальной границах, уменьшение продолжительности восстановления исходного ритма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У студентов обоего пола в конце учебного года регуляторноадаптивный статус понижался. Регуляторно-адаптивный статус у девушек, как в начале, так и в конце учебного года был выше, чем у юношей. Регуляторно-адаптивный статус у девушек зависел от фазы менструального цикла. Регуляторно-адаптивные возможности девушек были выше в фолликулиновую фазу и ниже в лютеинову. Полученные результаты следует учитывать при распределении учебной нагрузки в течение учебного года.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кабачкова А.В., Поздняков С.Н., Сушилов Г.Н., Капитанов С.Н. Дискриминантный анализ показателей функционального состояния организма студентов // Материалы IX конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. - Томск: СибГМУ. - 2010.
- 113 с./ - С. 55 - 57.
2.Веневцева Ю.Л., Ляшенко Х.М. Оптимизация функционального состояния студентов с неустойчивым артериальным давлением средствами физической культуры.
// Вестник Удмуртского университета. - 2012. - Вып. 1. - С. 51 - 54.
3.Спицин А.П., Спицина Т. А. Вариабильность ритма сердца в условиях нервнопсихического напряжения // Гигиена и санитария. - 2011 .-N 4.-С.65-68.
4. Ильин Е.П. Пол и гендер. - Спб.: Питер, 2010. - 1250 с.
5.Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторноадаптивного статуса организма. - Краснодар. - 2010. - 243 с.
6.Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В., Фомина Е.В., Гриценко С.Ф., Полищук С.В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. / Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
7.Ильин Е.П. Психология взрослости. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с.
References
1.Kabachkova A.V., Pozdnjakov S.N., Sushilov G.N., Kapitanov S.N. Diskriminantnyj analiz pokazatelej funkcional'nogo sostojanija organizma studentov // Materialy IX kongressa molodyh uchenyh i specialistov (Tomsk, 28-29 maja 2010 g) / Pod red. L.M. Ogorodovoj, L.V. Kapilevicha. - Tomsk: SibGMU. - 2010. - 113 s./ - S. 55 - 57.
2.Venevceva Ju.L., Ljashenko H.M. Optimizacija funkcional'nogo sostojanija studentov s neustojchivym arterial'nym davleniem sredstvami fizicheskoj kul'tury. // Vestnik Udmurtskogo universiteta. - 2012. - Vyp. 1. - S. 51 - 54.
3.Spicin A.P., Spicina T.A. Variabil'nost' ritma serdca v uslovijah nervno-psihicheskogo naprjazhenija // Gigiena i sanitarija. - 2011 .-N 4.-S.65-68.
4. Il'in E.P. Pol i gender. - Spb.: Piter, 2010. - 1250 s.
5.Pokrovskij V.M. Serdechno-dyhatel'nyj sinhronizm v ocenke reguljatorno-adaptivnogo statusa organizma. - Krasnodar. - 2010. - 243 s.
6.Pokrovskij V.M., Ponomarev V.V., Artjushkov V.V., Fomina E.V., Gricenko S.F., Polishhuk S.V. Sistema dlja opredelenija serdechno-dyhatel'nogo sinhronizma u cheloveka. / Patent № 86860 ot 20 sentjabrja 2009 goda.
7.Il'in E.P. Psihologija vzroslosti. - Spb.: Piter, 2012. - 544 s.