Научная статья на тему 'Оценка реакции студентов второго курса: холериков и меланхоликов/холериков на учебную нагрузку'

Оценка реакции студентов второго курса: холериков и меланхоликов/холериков на учебную нагрузку Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-ДЫХАТЕЛЬНЫЙ СИНХРОНИЗМ / ХОЛЕРИК / МЕЛАНХОЛИК/ХОЛЕРИК / РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС / MELANCHOLIC/CHOLERIC / CARDIORESPIRATORY SYNCHRONISM / CHOLERIC / FUNCTIONAL AND ADAPTIVE STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашина Ю. В.

У 18 студентов холериков и меланхоликов/холериков была проведена проба сердечно-дыхательного синхронизма в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии. Результаты пробы: уменьшение диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, увеличение длительности развития синхронизации, уменьшение индекса регуляторно-адаптивного статуса указывают на снижение регуляторно-адаптивных возможностей у холериков и меланхоликов/холериков в преддверии экзаменационной сессии. Данное обстоятельство следует учитывать преподавателям при проведении занятий с этим контингентом студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE SECOND YEAR STUDENTS' REACTION: CHOLERICS AND MELANCHOLICS ON THE EDUCATIONAL LOAD

In 18 the choleric, melancholic/choleric students a cardiorespiratory test was carried out in the beginning of the year and before examinations. The results of the test: the decrease of the cardiorespiratory synchronism range width, the increase of the duration of the cardiorespiratory synchronism development indicate a decrease of the functional and adaptive state in cholerics and melancholies/ cholerics before examination. This circumstances must be taken into account by teachers during studies with contingent of such students.

Текст научной работы на тему «Оценка реакции студентов второго курса: холериков и меланхоликов/холериков на учебную нагрузку»

УДК 612.17+612.8+612.2 Кубанский научный медицинский вестник № 3-4 (117-118) 2010

Ю. В. КАШИНА

ОЦЕНКА РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА: ХОЛЕРИКОВ И МЕЛАНХОЛИКОВ/ХОЛЕРИКОВ НА УЧЕБНУЮ НАГРУЗКУ

Кафедра нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: уи11а-ка5Ыпа@уапйех.ги, тел. 89180113019

У 18 студентов - холериков и меланхоликов/холериков была проведена проба сердечно-дыхательного синхронизма в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии. Результаты пробы: уменьшение диапазона сердечно-дыхательного синхронизма, увеличение длительности развития синхронизации, уменьшение индекса регуляторно-адаптивного статуса - указывают на снижение регуляторно-адаптивных возможностей у холериков и меланхоликов/холериков в преддверии экзаменационной сессии. Данное обстоятельство следует учитывать преподавателям при проведении занятий с этим контингентом студентов.

Ключевые слова: сердечно-дыхательный синхронизм, холерик, меланхолик/холерик, регуляторно-адаптивный статус.

Yu. V. KASHINA

EVALUATION OF THE SECOND YEAR STUDENTS' REACTION:

CHOLERICS AND MELANCHOLICS ON THE EDUCATIONAL LOAD

Normal physiology department, Kuban state medical university,

Russia, 350063, Krasnodar, Sedin, 4. E-mail: yulia-kashina@yendex.ru, tel. 89180113019

In 18 the choleric, melancholic/choleric students a cardiorespiratory test was carried out in the beginning of the year and before examinations. The results of the test: the decrease of the cardiorespiratory synchronism range width, the increase of the duration of the cardiorespiratory synchronism development indicate a decrease of the functional and adaptive state in cholerics and melancholics/ cholerics before examination. This circumstances must be taken into account by teachers during studies with contingent of such students.

Key words: cardiorespiratory synchronism, choleric, melancholic/choleric, functional and adaptive state.

Современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Это часто приводит к отрицательному отношению к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение регуляторноадаптивных возможностей, что выражается в нарушении эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента [1, 2, 8, 9].

Пик адаптации студентов в вузе приходится на 1-2-й курсы [3].

По Стреляу [8], наименее адаптированными являются холерики и меланхолики/холерики.

Для объективной оценки реакции студентов на учебную нагрузку целесообразно использовать пробу сердечно-дыхательного синхронизма, предложенную В. М. Покровским с соавторами [5].

Цель работы - оценить регуляторно-адаптивные возможности студентов - холериков и меланхоликов/ холериков в процессе их приспособления к учебной нагрузке.

Материалы и методы исследования

У 112 студентов и студенток второго курса медицинского вуза в возрасте 18-20 лет в начале учебного года при помощи теста Г. Айзенка были установлены типы личности. Среди испытуемых холериков и меланхоликов/холериков оказалось 18 человек, в том числе: холериков - 9 человек, меланхоликов/холериков - 9 человек. У них на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [6] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокар-

диограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим расчетом параметров сердечно-дыхательного синхронизма: диапазона синхронизации (ДС), длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона (ДлРмин. гр.). В целях интеграции этих двух наиболее информативных параметров сердечно-дыхательного синхронизма, отражающих регуляторно-адаптивные реакции организма, В. М. Покровским предложено представить их во взаимосвязи, выражаемой отношением, названным индексом регуляторно-адаптивного статуса, который определяется по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин. гр.х100, а по нему регуляторно-адаптивные возможности организма от высоких до низких [4]. Наблюдение выполняли в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии. Полученные данные обрабатывали статистическими методами прямых и непрямых разностей.

Результаты и их обсуждение

Проведение пробы сердечно-дыхательного синхронизма в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии дало следующие результаты (таблица).

Индекс регуляторно-адаптивного статуса в начале года составлял 41, а в преддверии экзаменационной сессии - 16.

Резкое уменьшение индекса регуляторно-адаптивных возможностей свидетельствует об их уменьшении с удовлетворительных к низким.

Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в преддверии экзаменационной сессии по сравнению с величиной в начале года у холериков, меланхоликов/

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов - холериков, меланхоликов/холериков в начале учебного года и в преддверии экзаменационной сессии (М±т )

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма Начало года п=18 В преддверии экзаменационной сессии п=18

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 82,6±0,8 81,8±0,7 Р >0,05

Исходная частота дыхания в минуту 19,9±0,2 19,1±0,2 Р >0,05

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 83,7±0,8 85,0±0,8 Р >0,05

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 92,6±0,7 89,4±0,8 Р <0,01

Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 8,7±0,2 4,8±0,1 Р <0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 21,1±0,3 29,6±0,2 Р <0,001

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 41 16

Регуляторно-адаптивные возможности организма Удовлетворительные Низкие

холериков уменьшался на 44,8%, у холериков - на 43,9%, у меланхоликов/холериков - на 44,6%.

Длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона в преддверии экзаменационной сессии по сравнению с величиной в начале года у холериков, меланхоликов/холериков увеличивалась на 40,3%, у холериков - на 36,0%, у меланхоликов/ холериков - на 44,5%.

Таким образом, у студентов - холериков и мелан-холиков-холериков в преддверии экзаменационной сессии регуляторно-адаптивные возможности уменьшались. На это необходимо обращать внимание преподавателям при проведении занятий с данным контингентом студентов. Проба сердечно-дыхательного синхронизма и особенно такой ее показатель, как индекс регуляторно-адаптивных возможностей организма, позволяют преподавателю оценить переносимость студентами нагрузки во время занятий и их готовность к экзаменационной сессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. - М., 2006. - 436 с.

2. Васягина Н. Н., Лозгачева О. В. Формирование стрессоус-тойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза). - Екатеринбург, 2009. - 112 с.

3. Иванов Г. Г., Воронцов В. Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. - Ижевск, 1996. -С. 40-41.

4. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010.

5. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма / В. М. Покровский, В. Г. Абушкевич, Е. Г. Потягайло, А. Г. Похотько // Успехи физиологич. наук. - 2003. - Т. 34. № 3. - С. 68-77.

6. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.

7. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. -М., 1982. - 162 с.

8. Хуторная М. Л. Особенности проявления стрессоустойчи-вости студентов различных специальностей // Вестник Тамбовского университета. - 2007. - № 11 (55). - С. 223-227.

9. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2002. - Т. 1. № 3. - С. 319-322.

Поступила 19.04.2010

Кубанский научный медицинский вестник № 3-4 (117-118) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.