Научная статья на тему 'Регулируемая трудовая миграция в г. Москве в условиях дефицита рабочих кадров'

Регулируемая трудовая миграция в г. Москве в условиях дефицита рабочих кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулируемая трудовая миграция в г. Москве в условиях дефицита рабочих кадров»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Регулируемая трудовая миграция в г. Москве в условиях дефицита рабочих кадров

27.

Аннотация: Проводимые в России социально-экономические реформы привели к трансформациям в структуре рынка труда. За последние десятилетия ухудшилась демографическая ситуация, постоянно уменьшается количество населения в трудоспособном возрасте, особенно в крупных городах. Компенсирование процессов депопуляции возможно с помощью стимулирования миграции, особенно по рабочим профессиям.

Ключевые слова: рынок труда, демография, миграция, рабочие кадры

Gorshkova E.V. Adjustable labor migration in Moscow in the conditions of deficiency of personnel

Held in Russia's socio-economic reforms have led to the transformations in the structure of the labor market. Over the past decade has deteriorated demographic situation, is constantly decreasing number of population in working age, especially in large cities. Compensation of the processes of depopulation is possible with the help stimulate migration, especially for working professions. Keywords: labor market, demography, migration, working personnel

Наличие значительного числа вакансий и безработных одновременно в крупных городах является особенностью рынка труда в современной России и вызвано диспропорциями в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы.

Причины дисбаланса на рынке труда в регионах страны различны, что связано с дифференциацией их социально-экономического развития, в основном, это неспособность рыночного механизма в краткосрочном и среднесрочном периодах реагировать на изменяющиеся потребности экономики. Отсутствие рабочих мест в трудоизбыточных регионах и недостаток в кадрах определенных профессий в трудонедостаточных (трудодефицитных) районах, приводит к неэффективному использованию рабочей силы, появлению безработицы.

Под термином «трудовая миграция» часто понимают как внутреннюю, так и иностранную рабочую силу. Автор статьи разделяют эту позицию.

В России основные миграционные потоки направлены в крупные города, расположенные в центральной ее части. По времени приложения труда мигранта можно выделить постоянную (безвозвратную) и временную (возвратную) формы миграции.

По сообщению руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В. Нетеребского, «вакантных рабочих мест в городе Москве... 147 тысяч, а численность безработных граждан - 41,5 тысяча [2]. Это 0,65% от экономически активного населения. Вроде бы вакансий больше, чем безработных но, к сожалению, понятие дисбаланса включает в себя, что соискателей на данную вакансию будет больше, чем есть вакансий и, наоборот, вакантных рабочих мест по определению больше по определенным профессиям, чем есть соискателей на них. Традиционно на рынке труда меньшим спросом пользуются рабочие профессии. Всегда требуется в реальный сектор экономики высококвалифицированные кадры и т.д. И вот приток мигрантов позволяет этот дисбаланс спроса и предложения нивелировать».

Таким образом, мигранты (краткосрочные, маятниковые, приграничные, вахтовые и др., а также долгосрочные с возвращением к прежнему месту жительства) занимают те вакансии, которые не востребованы у постоянного населения. В данном случае, экономические выгоды очевидны и для работодателя, получающего рабочую силу необходимой профессии и квалификации, и для наемного работника, имеющего больший доход от вложенного труда, чем у себя на родине. Кроме материальной составляющей крупные города притягивают развитой инфраструктурой, возможностью получить образование, качественные медицинские услуги, заниматься спортом.

Горшкова Елена Викторовна

к.э.н., ст. преподав. ФГБОУ ВПО Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Проблемы трудовой миграции в различных ее аспектах касаются всех крупных мегаполисов мира. Москва, не является исключением и притягивает значительную часть внутренних и внешних мигрантов, поэтому проблемы трудоустройства собственного населения и заемной рабочей силы являются актуальными.

Москва, как крупный мегаполис, город федерального значения, субъект Федерации и столица государства, в наибольшей степени отражает особенности рыночной экономики, поэтому все проблемы, касающиеся занятости и безработицы, носят специфический характер.

В г. Москве, сложилась многофункциональная экономика, располагающая большим количеством рабочих мест. Численность постоянного населения г. Москвы - 12,5 млн. чел., из них экономически активного - около 6 млн. чел. В апреле 2011 г. зарегистрировано в центрах занятости 39,3 тыс. человек безработных граждан [3] .

По данным МВД, с учетом незарегистрированного населения, в Москве проживают около 20 млн. чел. С учетом данных различных источников, Москва потребляет около 60% заемной рабочей силы.

В данной статье автором исследуется проблема дефицита рабочих кадров и связанные с этим особенности трудовой миграции в г. Москве.

В столице сосредоточено большое количество хозяйствующих субъектов, нуждающихся в рабочей силе. Потребность в персонале, заявленная организациями в службу занятости, составляет 241,1 тыс. чел., из них 159,5 тыс. чел. - вакансии рабочих [1].

В последние годы в отраслевой структуре занятости произошли значительные изменения, вырос образовательный и квалификационный уровень занятых, увеличивается доля работающих в сфере услуг.

Наименьшая конкуренция среди соискателей при поиске работы была отмечена в категории «Рабочий персонал». Обрабатывающие производства нуждаются в 20 тыс. рабочих, строительство и связь - 50,8 тыс. чел., недвижимость и аренда могут предоставить места для 42 тыс. чел. Количество вакансий на 1 рабочего в среднем по г. Москве в 1 полугодии 2011 г. составила 5,2. Эти позиции являются дефицитными для работодателей вследствие отсутствия предложений среди кандидатов, т.е. не хватает собственного экономически активного населения на имеющиеся рабочие места.

Наличие в городском банке значительной доли вакансий рабочих мест вызвано тем, что москвичи не спешат занимать указанные должности в силу различных причин, таких как:

• низкий престиж труда рабочего;

• уровень оплаты труда не соответствует ожиданиям претендентов;

• тяжелые и вредные условия труда;

• отсутствие социального пакета на предприятиях малого и среднего бизнеса;

• незащищенность лиц предпенсионного возраста от преждевременных увольнений в связи с ухудшением здоровья и уменьшением физической выносливости.

Депопуляцию, старение населения, проблемы деформации спроса и предложения рабочей силы приходится компенсировать за счет мигрантов. Привлечение дополнительной рабочей силы в г. Москве в условиях дефицита рабочих кадров является остро необходимой.

Рабочие места в Москве привлекательны и по условию труда, и по уровню заработной платы, что приводит к расширению пояса миграции со 100 км (данные десятилетней давности) до 800 км настоящее время, что привлекает значительную часть внутренних мигрантов. При выравнивании социально-экономических условий в регионах, создании достойных рабочих мест по всей территории России приток населения в Москву снизиться.

Что касается иностранной рабочей силы, то квота в этом году составит 200 тыс. чел. или 3,2% от экономически активного населения, и увеличивать ее на ближайшее время не планируется. Большие проблемы в работе с этим контингентом работников занимают вопросы легального оформления в соответствии с законодательством. Многие работодатели привлекают дешевую рабочую силу, экономят на зарплате, на страховых выплатах во внебюджетные фонды (с российского гражданина взимается 34% с фонда оплаты труда, а с иностранца - 0), тем самым создают социальную напряженность в Москве, проблемы криминального характера.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале Таким образом, происходит дискриминация российских граждан при трудоустройстве на работу с экономической точки зрения.

Из всех выданных разрешений на привлечение рабочей силы в первом полугодии 2011 г. 18,4 % приходится на транспорт и связь, 16,8% - на строительство. Кроме того, в Москве востребованы водители троллейбусов и трамваев, каменщики, мойщики посуды, сварщики, подсобные рабочие и рабочие общественного питания и др.

Москва привлекает мигрантов, особенно из трудоизбыточных регионов, в которых высок уровень безработицы, и они согласны на любую работу. Часть работодателей специально привлекает неграмотных и неквалифицированных работников, тем самым экономя на затратах на персонал. Эти работники являются самыми незащищенными, они не имеют права на компенсации в случае болезни или травмы, у них отсутствует пенсионное страхование и медицинское обеспечение, условия труда чаще всего вредные и тяжелые, проживание в некомфортных помещениях, нормы площади на одного человека не соответствуют санитарным требованиям.

По состоянию на 22.02.2012 г. на миграционный учет поставлен 218 281 иностранный гражданин, при этом 194,4 тыс. человек желают заняться трудовой деятельностью.

Согласно прогнозу, в 2006-2015гг. Россия потеряет более 10 млн. работоспособных граждан. Это в 4,5 раза больше, чем в Евросоюзе, и в 1,5 раза больше, чем в развивающихся странах. Помощь в воспроизводстве трудовых ресурсов может оказать система регулируемой трудовой миграции. Миграция населения является естественной основой предложения труда, и, как показывает мировой опыт, трудовая миграция рабочей силы в крупные мегаполисы -непрерывно продолжающийся и взаимовыгодный процесс, для эффективного осуществления которого необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу.

Правительство Москвы регулирует появление дополнительных работников на столичном рынке, сохраняя приоритет жителей города на замещение вакантных рабочих мест, путем межрегионального трудового обмена и сокращения квот на привлечение иностранной рабочей силы. В 2012 г. доля иностранной рабочей силы не должна превысить 3,2 % от численности занятых в городе Москве, что составит около 200 тыс. человек.

В то же время, для сохранения миграционной привлекательности г. Москвы, повышения мобильности рабочей силы, мотивации мигрантов к эффективному труду, адаптации населения к меняющимся рыночным отношениям необходимо предусмотреть комплекс мер, позволяющих и в дальнейшем трудовым мигрантам работать в столице:

- усилить меры к пресечению неконтролируемой миграции;

- поднять уровень заработной платы легальных мигрантов до уровня заработков постоянных жителей;

- разработать комплекс мер по их социальной защите;

- совершенствовать меры правовой защиты зарегистрированных работников;

- обязать работодателей контролировать предоставление жилья мигрантам по соответствующим нормам площади, что позволит снизить социальную напряженность между приезжими и постоянным населением.

По мнению автора, совершенствование правовых и организационных механизмов в сфере трудовой миграции позволит значительно улучшить положение на рынке труда в г. Москве.

Литература:

1. Рынок труда Москвы в графиках и диаграммах в первом полугодии 2011 г. // Сборник. Департамента труда и занятости населения г. Москвы. М. 2011;

2. Сайт Департамента труда и занятости населения Москвы// http://www.labor.ru;

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.