Научная статья на тему 'Рынки труда сопряженных территорий: динамический анализ'

Рынки труда сопряженных территорий: динамический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СОПРЯЖЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / LABOR MARKET / THE INTERFACED TERRITORIES / THE FORMER SOVIET UNION / THE HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капитоненко А. И., Гриненко С. В.

Регулирование рынков труда сопряженных территорий связано с оценкой и воздействием на миграционные процессы, переток трудовых ресурсов, снижение уровня накопленного человеческого капитала. Достижение определенного баланса разнонаправленных потоков миграции требует принятия управленческих решений на основе согласования интересов стран-партнеров, как сопряженных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor markets of the interfaced territories: dynamic analysis

Regulation of labor markets of the interfaced territories is connected with an assessment and impact on migratory processes, an overflow of a manpower, decrease in level of the saved-up human capital. Achievement of a certain balance of multidirectional streams of migration demands adoption of administrative decisions on the basis of coordination of interests of the partner countries, as the interfaced territories.

Текст научной работы на тему «Рынки труда сопряженных территорий: динамический анализ»

Рынки труда сопряженных территорий: динамический анализ

А.И. Капитоненко, С.В. Гриненко Южный федеральный университет, Таганрог

Аннотация: Регулирование рынков труда сопряженных территорий связано с оценкой и воздействием на миграционные процессы, переток трудовых ресурсов, снижение уровня накопленного человеческого капитала. Достижение определенного баланса разнонаправленных потоков миграции требует принятия управленческих решений на основе согласования интересов стран-партнеров, как сопряженных территорий. Ключевые слова: рынок труда, сопряженные территории, постсоветское пространство, человеческий капитал.

Инновационное развитие промышленности должно опираться на развитые рынки труда, обеспечивающие соответствующий уровень человеческого капитала, в том числе уровень квалификации, набор компетенций, которыми обладает персонал, необходимый для достижения целей высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики. В этой связи миграционные процессы, происходящие на сопряженных территориях, имеют немаловажное значение и требуют анализа и осуществления ряда мероприятий, позволяющих использовать положительные эффекты миграции и, одновременно, компенсируя негативные последствия перетока трудовых ресурсов.

Для выявления точек роста инновационной активности в промышленном секторе необходим анализ локальных рынков труда сопряженных территорий показывающий уровень занятости, уровень безработицы, степень миграции и другие экономические и социальные факторы [1]. В качестве базы исследования используем локальные рынки труда России, Казахстана и Украины.

По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в январе 2014г. составила 74,6 млн. человек - более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,4 млн. человек классифицировались как занятые

экономической деятельностью и 4,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ. Уровень безработицы составил 5,6% (без исключения сезонного фактора) по данным Росстата и 5,3% по данным МОТ. Уровень занятости населения - 64,3% [2, 3]. 31% экономически активного населения из числа безработных занимаются поисками работы более 12 месяцев. Уровень безработицы в возрастной категории от 15 до 24 лет составлял в 2013 году 14% [4].

Одним из главных факторов, влияющих на рынок труда страны, является миграция. На состояние сферы занятости оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективное управление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. В связи с этим анализ миграционных потоков рассматриваемых стран является ключевым аспектом данного исследования.

По данным Росстата в 2013 году в Россию прибыло 482241 человек. Большинство - это граждане стран СНГ, таких как Узбекистан, Украина, Казахстан, Таджикистан, Армения, Киргизия. Среди стран дальнего зарубежья основные потоки эмигрантов поступают из Китая, Грузии, Германии, Вьетнама, Абхазии [2]. С учетом выданных патентов, доля граждан СНГ в потоке трудовых мигрантов в России в настоящее время превысила 90% и составляет до 8 млн. человек. Среди привлеченных в Российскую Федерацию иностранных работников преобладают граждане стран Центральной Азии - Узбекистана (38%) и Таджикистана (16%). Значителен поток трудовых мигрантов из Китая (7%). С 2010 г. Россия принимает особую категорию иностранных работников -высококвалифицированных специалистов, численность которых на конец 2011 года составила около 10 тыс. человек. В этой пока немногочисленной

группе мигрантов доля граждан СНГ не превышает 7-8%. Из числа мигрантов, находившихся в России с целью работы, легально были заняты не более 60% граждан Молдавии (2009 г.) и 35% граждан Армении (2008 г.), менее 30% граждан Таджикистана (2009 г.), около 30% граждан Киргизии (2009 г.) [5]. В 2013 году в России 1111494 иностранных граждан получили разрешение на ведение трудовой деятельности, при этом основная часть из них (947319 человека) являются гражданами стран СНГ [6].

Основной проблемой современной России стало такое массовое явление, как отток финансового и человеческого капитала за границу. В 2013 году из России выбыло 186382 человека, в том числе 147853 из них в страны СНГ. Среди стран дальнего зарубежья самыми популярными стали Китай, Германия, КНДР, США, Вьетнам, Грузия и Турция [2]. Однако, данные Росстата в большинстве случаев подразумевают под выездом из страны, связанным с эмиграцией, непосредственный выход из гражданства РФ. При таком подходе статистика не учитывает тех, кто покинул родину по трудовой или учебной визе, а также попросил политического убежища. Большинство уехавших из России в последние годы до сих пор сохранили гражданство РФ, хотя уже постоянно живут, работают и платят налоги в другой стране. Как следствие, цифры реальной эмиграции из России в два-три раза превышают зарегистрированные данные [7].

В I квартале 2010г. общий обмен населением с государствами-участниками СНГ был уменьшен. Увеличение прироста в миграционном обмене наблюдалось с Республикой Молдова, Украиной, Азербайджаном и Таджикистаном. Россияне, имеющие конкретные намерения эмигрировать, отдают предпочтение странам Европы (19%), США - на втором месте (14%), Канада на третьем месте (12%), Германия (10%) и Австралия (7%) [8,9].

В последние годы Россию покидают представители наиболее значимых категорий населения: ученые, перспективные студенты, опытные

профессионалы различных сфер деятельности, в том числе технической. Большинство молодых людей стремятся к заключению брака с гражданами иностранного государства с целью сменить место жительства. Более высокий уровень жизни, надежная защита гражданских прав, широкие возможности для воспитания детей и самореализации служат аргументами для эмиграции из России [10,11,12].

В России сложилась уникальная ситуация, когда число открытых вакансий превышает число безработных. На сегодняшний день численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составляет 999 964 человека, при этом количество вакансий, заявленных работодателями, находится на отметке 1 миллион 186 тысяч, а численность работников, предполагаемых к увольнению, - 225 714 человек [13]. В то же время службы занятости зафиксировали рост числа работников с неполной занятостью - с 267 тысяч до 272,5 тысячи человек. Увеличение уровня занятости в третьем квартале 2014 года по сравнению с показателями за этот же период 2013 года произошло на малых предприятиях в сферах гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта и связи, здравоохранения и предоставления социальных услуг. В сфере малого и среднего предпринимательства сегодня занято около 18 миллионов человек, из которых в индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 миллиона человек [14]. При этом с начала 2015 года в России количество вакансий сократилось более чем на 13%. Отсутствие эффективной системы переподготовки кадров, стимулирования занятости молодежи, а также низкая мобильность рабочей силы приводят к структурному дисбалансу на рынке труда. По данным агентства HeadHunter, число актуальных резюме на одну открытую вакансию по состоянию на апрель 2015 года составляет 8,1, что почти в два раза больше, чем на полгода ранее. С марта 2014 года по март нынешнего года количество вакансий снизилось на 8%, число резюме

выросло на 40%. По данным агентства Superjob, за тот же период количество резюме выросло на 19%, число вакансий снизилось на 13%. По состоянию на июнь 2015 года на сайте HeadHunter зарегистрировано 315715 вакансий. Зафиксировано изменение баланса между вакансиями от зарубежных и российских компаний. В настоящее время наблюдается пропорция 70% на 30% в пользу отечественных работодателей, при том что раньше количество вакансий было примерно равным.

Согласно исследованиям Межгосударственного статистического комитета СНГ в 2013 году в государственные службы занятости населения работодателями были заявлены 1378 тыс. вакансий [15,16]. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общей сложности составила 820,5 тыс. человек. Из них почти 124 тыс. приходится на неквалифицированных работников. В процентном соотношении к общему числу рабочих мест по соответствующей профессиональной группе зарегистрирован высокий дефицит специалистов в области здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Потребность в руководителях и специалистах высшего и среднего уровня квалификации составляет около 350 тыс. человек

[17].

В Украине, по данным Государственной службы статистики, среднемесячное количество экономически активного населения в возрасте 15-70 лет составило 22,0 млн. человек, из которых 20,3 млн. были заняты экономической деятельностью, а остальные (1,7 млн.) - безработные, то есть лица, которые не имели работы, но активно ее искали как самостоятельно, так и с помощью государственной службы занятости (данные приведены по результатам выборочного обследования населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности в среднем за I полугодие 2012г.).

Уровень занятости населения составлял: в возрасте 15-70 лет - 59,6%, а в трудоспособном возрасте - 66,9%. Уровень безработицы (по методологии МОТ) среди экономически активного населения в возрасте 15-70 лет составил 7,8%, а среди трудоспособного возраста - 8,4%. Количество незанятых граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости, на 1 октября 2012г. составило 433,3 тыс. человек. За помощью в трудоустройстве в сентябре обратилось 102,3 тыс. незанятых граждан, что на 4,7 тыс. больше чем в сентябре 2011 года. Каждый второй безработный раньше занимал место рабочего, каждый третий - должность служащего, а остальные безработные не имели профессиональной подготовки. Количество свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленных предприятиями, учреждениями и организациями в службу занятости, в сентябре 2012 года составило 76,6 тыс. Из указанного количества свободных рабочих мест (вакантных должностей) половина предусматривалась для рабочих, более трети - для служащих, остальные - для лиц, не имеющих профессии. Нагрузка незанятого населения, которое находилось на учете государственной службы занятости, на 10 свободных рабочих мест (вакантных должностей) составляла 57 человек [17,18,19]. Согласно исследованиям Межгосударственного статистического комитета СНГ в 2013 году в государственные службы занятости населения Украины работодателями были заявлены 47,5 тыс. вакансий. По состоянию на июнь 2015 года на сайте HeadHunter зарегистрировано 14160 вакансий.

В докладе Мирового Банка «Миграция и денежные переводы», по данным на 2010 год Украина занимает 11-е место по иммиграции, в которой зарегистрировалось 5,3 млн. иностранцев, больше всего из РФ, Беларуси, Казахстана [15]. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, с января по ноябрь 2013 года в страну прибыло 48228 человек. В 2012 году 7469 иностранных граждан получили разрешение на ведение

трудовой деятельности, при этом всего лишь 2513 из них являются гражданами стран СНГ, в основном России, Белоруссии, Узбекистана. Наибольший приток рабочей силы стран дальнего зарубежья зарегистрирован из Турции, Польши. Количество выбывших за границу составляет 20730 человек на тот же период [20].

Лидером для эмиграции из Украины является Российская Федерация, в связи с ослаблением легализации пребывания украинских граждан. Второе место занимает Польша, в которой существует специальная система легализации украинцев, благодаря которой около 60% эмигрантов смогли узаконить свое пребывание на территории страны. Далее следуют страны, нуждающиеся в сезонных рабочих: Испания, Италия и Греция. По информации на сайте Forbes.ua, всего за границей проживает официально 1,14 млн. граждан Украины, в том числе в таких экзотических государствах, как Бурунди, Танзания, Руанда и Уганда [21].

По состоянию на 2011 год граждане Украины занимали первое место среди легальных мигрантов в страны Европейского Союза - более 200 000 получили разрешение на пребывание в ЕС. Чаще трудовыми мигрантами становятся лица с профессионально-техническим и полным средним образованием. Малообразованные люди из-за низкой квалификации имеют слабые возможности трудоустройства за границей, а высокообразованные слои меньше заинтересованы в этом из-за лучших возможностей трудоустройства на Украине [21].

В связи с последними событиями в Украине, выше приведенные статистические данные не соответствуют действительности. Произошедший переворот власти, экономическая и политическая нестабильность оказывают значительное влияние на миграционный обмен. Число украинских беженцев составляет около 1,5 млн., из которых 920 тыс. находятся в России. Страна

находится на грани дефолта, который станет угрозой не только для Украины, но и для экономики России.

В Казахстане уровень безработицы один из самых низких в СНГ. По итогам 2013 года Комитет по статистике показал, что безработными являются лишь 5,2% экономически активного населения, или 470,7 тыс. человек. По состоянию на март 2015 года уровень безработицы снизился до 5%. Численность экономически активного населения в 2013 году составила 9,041 млн. человек, или почти 72% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 8,57 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью. Уровень занятости населения - 68% к населению в возрасте 15 лет и старше и 94,8% к экономически активному населению. Особенностью рынка труда Казахстана является более высокий уровень безработицы среди женщин, чем среди мужчин. В 2013 году безработными были 210 тыс. мужчин и 260,7 тыс. женщин, основную часть составляют люди с высшим, специальным и средним общим образованием. Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-28 лет) составил в общем 5,5%. Среди мужчин показатель равен 5,3%, среди женщин - 5,8% [22].

Казахстан, как и другие постсоветские страны, вовлечен в процесс международной миграции. Американский исследовательский центр «Пью» по вопросам религии и общественной жизни опубликовал в марте 2012 года исследование «Религия и миграция», из которого следует, что Казахстан занимает 11-е место в списке стран-поставщиков мигрантов. По состоянию на 2010 год, 4 миллиона 150 тысяч человек выехало из Казахстана. Согласно исследованию, со времени развала СССР 89% мигрантов из Казахстана переехали в Европу, их число составляет 3 миллиона 710 тысяч. 350 тысяч человек (8%) эмигрировали в Азиатско-Тихоокеанский регион, и по 30 тысяч (менее 1%) переехали в США и страны Ближнего Востока. В России, по

данным отчета, проживает 2 миллиона 650 тысяч казахстанских мигрантов, в Германии - 700 тысяч, в Украине - 250 тысяч, в Беларуси - 70 тысяч, в Кыргызстане - 50 тысяч, в США - 30 тысяч, в Турции, Польше и Латвии -менее 10 тысяч, в Канаде - менее 10 тысяч мигрантов.

По данным Комитета статистики в 2013 году из Казахстана выбыло более 24 тыс. человек. В страны СНГ выехали 22 565 человек, причем основной поток приходится на Россию - 20839 человек, и 1819 человек выбрали страны дальнего зарубежья, в первую очередь Германию (1206 человек). Как правило, в Россию направляется большое количество квалифицированных специалистов по причине не востребованности и бесперспективности применения своих знаний в Казахстане. Согласно данным ФМС, на конец августа 2013 года на территории России находилось более 600 тысяч граждан Казахстана.

В то же время Казахстан принял большое количество мигрантов из других стран и занимает 15^ место среди стран, принимающих мигрантов. Общее количество мигрантов в Казахстане - 3 миллиона 80 тысяч, из них 2 миллиона 650 тысяч (86%) - из Европы и стран бывшего Советского Союза, 430 тысяч (14%) из Азии.

По данным Комитета статистики в 2013 году число прибывших в Казахстан иммигрантов незначительно меньше числа выбывших и составило 24105 человек. Из них 20331 человек являются выходцами из стран СНГ, в основном из Узбекистана (12725 человек). Из стран дальнего зарубежья прибыло 3774 человека. Основной поток мигрантов зафиксирован из Китая -2656 человек [23]. Если говорить о трудовой миграции, то в 2013 году в Казахстане 23736 иностранных граждан получили разрешение на ведение трудовой деятельности, при этом всего лишь 2416 из них являются гражданами стран СНГ. Наибольший приток трудовых мигрантов зарегистрирован из Китая, Турции, Индии.

Трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана заняты, как правило, в сельском хозяйстве, торговле, строительстве; трудовые мигранты из Китая, заняты, в сфере услуг, оптовой торговле, закупочной деятельности, строительном бизнесе [24].

В настоящее время Казахстан занимает особое место в центральноазиатском векторе китайской миграции. Специалисты выделяют следующие типы миграционных потоков из Китая в Казахстан: репатрианты (оралманы), на долю которых приходится основная масса мигрантов из КНР в республику; трудовые и коммерческие мигранты; нерегулируемые потоки мигрантов.

Во вторую группу входят трудовые и коммерческие мигранты, число которых увеличивается в результате развития малого китайского и совместного казахстанско-китайского бизнеса. Число трудовых мигрантов из Китая растет, в частности, в результате проводимой Китаем политики. При реализации казахстанско-китайских крупных проектов китайская сторона традиционно старается предоставлять максимальное количество требуемых рабочих. В итоге при реализации совместных проектов на территории Казахстана более 60-70% рабочих составляют китайские граждане. Сейчас в Казахстане легально работают около 10-15 тыс. китайских граждан. Основную массу третьей группы составляют нелегальные трудовые мигранты. По данным исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в Казахстане число нелегальных рабочих превосходит легальных трудовых мигрантов.

Привлечение в казахстанскую экономику иностранных специалистов остается одним из важных вопросов государственной политики в области трудовой миграции. По состоянию на 1 октября 2013 года количество работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (ИРС), составило

3032 единиц. В данных организациях работает 24,9 тыс. или 5,9% иностранных граждан. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов. В 2013 году квота была установлена в размере 108,1 тыс. единиц или 1,2% к экономически активному населению республики. В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. 64,5% от общего количества ИРС привлекалось для работы в строительстве и горнодобывающей промышленности [19].

Особенность рынка труда Казахстана заключается в нехватке квалифицированных специалистов при высоком уровне безработицы среди граждан данной категории. Согласно данным Межгосударственного статистического комитета СНГ в 2013 году в государственные службы занятости населения работодателями были заявлены 9,4 тыс. мест. На сайте HeadHunter по состоянию на 4 июня 2015 года зарегистрировано 12 967 вакансий. Кадровый холдинг АНКОР провел анализ запросов на подбор сотрудников в Казахстане за 11 месяцев 2013 года, согласно которому наибольший рост спроса отмечен на административно-управленческий персонал (78 %). На втором месте по показателям общего прироста (52 %) оказались специалисты в области продаж, хотя по количеству запросов они остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда в различных отраслях. Третье место занимают специалисты в области производства с приростом 45 %. В рейтинге востребованности первые места занимают технические специалисты для всех видов производства и сектора информационных технологий, специалисты по продвижению товаров народного потребления, а также профильные вакансии для аграрной промышленности. Остродефицитными специалистами остаются инженеры-технологи, сервисные инженеры, специалисты по информационной

безопасности, энергетики, агрономы, химики-технологи, специалисты по защите растений, микробиологи, экологи и агрономы [20].

Агентство по статистике в отчете «О вакантных рабочих местах и потребности в кадрах на крупных и средних предприятиях Республики Казахстан в 2013 году» приводит сведения о том, что ожидаемая потребность в работниках на отчетный период (1 января 2013 года) составила 30 тысяч 20 человек. Наиболее востребованы квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, их дефицит составил 8 тысяч 322 человека, специалисты высшего уровня квалификации -5 тысяч 755 человек и неквалифицированные рабочие - 4 тысячи 771 человек. Менее востребованными являются квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства - 303 человека. При этом, как отмечается в документе, наибольшую потребность в квалифицированных рабочих испытывают предприятия и организации промышленности (4368 человек) и строительства (2694 человека). Специалисты высшего уровня квалификации наиболее востребованы в организациях сферы здравоохранения и социальных услуг (1635 человек), промышленности (951 человек) и образования (931человек) [9].

В таблице 1 представлен анализ рынков труда и потоков трудовой миграции сопряженных территорий России, Казахстана и Украины.

Очевидно, что как для России, так и для Казахстана и Украины характерна массовая эмиграция квалифицированных специалистов научно-технической сферы и бизнеса. Для России и Украины характерен отток трудовых мигрантов в страны Европы и дальнего зарубежья: Канаду, США и Австралию, что обусловлено более привлекательными условиями жизни и высокой оплатой труда. При этом в Украине востребованность бизнес- и политического консалтинга на порядок выше, чем в России, что привлекает

представителей мидл-менеджмента, а в Россию прибывают иммигранты главным образом с целью получения более высокой оплаты низкоквалифицированного труда. Общей тенденцией для России и Казахстана является приток неквалифицированной рабочей силы, занятой в сфере строительства, из таких постсоветских стран как Узбекистан, Таджикистан. Также для обеих стран характерно переселение большого числа мигрантов из Китая и Турции.

Таблица № 1

Анализ рынков труда и потоков трудовой миграции сопряженных _территорий._

Страна

Россия

Казахстан

Украина

Число

безработных

4,2 млн. чел.

470,7 тыс. чел.

1,7 млн. чел.

Потребность в

рабочей силе

(число

вакансий)

зарегистрирован

о в гос. службе

занятости

820,5 тыс. чел.

9,4 тыс. чел.

47,5 тыс. чел.

Потребность в рабочей силе (HeadHunter)

315 715 вакансий

12 967 вакансий

14 160 вакансий

Квалификация и профессии требуемой РС

Специалисты в сфере

ЖКХ, сельского

хозяйства,

здравоохранения,

промышленности,

строительства,

руководители, ученые

Технические специалисты в производстве и 1Т-сфере, специалисты в сфере продаж, информационной безопасности, инженеры-технологи, агрономы, химики, энергетики, специалисты по растениеводству и микробиологии, юристы, экономисты, квалифицированны е рабочие крупных и мелких

промышленных

Рабочие и служащие, работники в сфере строительства и машиностроения

предприятий,

художественных

промыслов,

строительства,

транспорта, связи,

геологии и

разведки недр,

здравоохранения и

социальных услуг,

образования

Число 482 241 чел. 24 105 чел. 48 228 чел.

прибывших

мигрантов

Число 1 111 494 23 736 7 469

выданных

разрешений на работу

Страны- Страны СНГ, Китай, Страны СНГ Россия, Беларусь,

поставщики Грузия, Германия, (20 331 чел.), в Узбекистан,

ИРС Вьетнам, Абхазия основном Узбекистан Казахстан

Профессии и Низкоквалифицированны Работники сферы Руководители

квалификация е специалисты, рабочие в услуг, оптовой проектов,

иммигрантов сфере строительства торговли, сельского хозяйства, строительного бизнеса консультанты, бизнесмены, неквалифицированн ые работники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число 186 382 чел Более 24 000 чел. 20 730 чел

выбывших

мигрантов

Страны Страны СНГ, Китай, Россия (22 565 РФ, Польша,

эмиграции Германия, КНДР, США, Вьетнам, Израиль, Турция. (Росстат) Страны Европы, США, Канада, Германия, Австралия. (по неофициальным данным) чел.), Германия (1 206 чел.) Испания, Италия, Чехия, Канада, Австралия, Германия, США

Профессии и квалификация Ученые, студенты, высококвалифицированн Квалифицированн ые специалисты, Работники с профессионально-

эмигрантов ые специалисты представители техническим и

технической области, технических, полным средним

топ-менеджеры, экономических и образованием,

бизнесмены, юристы. педагогических специальностей ученые (биологи, физики, математики)

В этой ситуации возникает необходимость разработки комплексной системы регулирования сопряженных рынков труда с целью удовлетворения потребностей отдельных государств при достижении общих интересов в социальной и трудовой сфере и получении эффектов для развития экономики, которая может быть представлена в рамках программно-целевого подхода. Основными принципами государственной миграционной политики являются обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство своих граждан без ущемления прав трудовых мигрантов. При этом права и обязанности мигрантов, работодателей и национальной рабочей силы должны быть сбалансированы таким образом, чтобы не провоцировать нарушение миграционного законодательства. Одним из ключевых и востребованных направлений миграционной политики является разработка и внедрение в жизнь программ адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения в принимающем их обществе. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется чаще всего с помощью законодательных актов, в то время, как применение программно-целевого подхода только набирает обороты. Целевые программы в сфере регулирования международной трудовой миграции требуют формулирования комплекса мер, направленных на согласование интересов сотрудничающих стран.

Реализация программы, выстроенной на основе динамического анализа сопряженных территорий, позволит достичь определенного баланса миграционных потоков, что снизит социальную напряженность, сохранит и увеличит уровень накопленного человеческого капитала стран-партнеров, снизит количество потерь от безработицы и девальвации человеческого капитала.

Литература

1. Гриненко С.В. Исследование рынков труда стран Азово-Черноморского бассейна: параллелизм развития // Управление экономическими системами, 2013. № 12. // URL: uecs.ru

2. Федеральная служба государственной статистики // URL: gks.ru/

3. Аналитический сайт Webeconomy // URL: webeconomy.ru/

4. Денисенко М., Чудиновских О. Миграции между странами СНГ, Демоскоп. № 533 - 534. 26 ноября - 9 декабря 2012 // URL: demoscope.ru

5. Ивахнюк И. В. Аналитический доклад по итогам международного научно-практического семинара «Миграция на постсоветском пространстве: тенденции, последствия и перспективы» (2-3 декабря 2011 года, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) // Международная организация по миграции Москва, 2012. - 40 с.

6. Межгосударственный статистический комитет СНГ // URL: cisstat.com

7. Аналитическая информация сайта demographia.ru // URL: demographia.ru

8. Россия, демография и миграция населения // Аналитическая информация сайта // URL: emigrant.name

9. Adena A. Hoffnung, 2014 Adolescents Who Migrate Alone From the Former Soviet Union to Israel: Battling the Triple Challenge // Child and Adolesent Social Work Journal, April 2015, Volume 32, Issue 2, pp 199-208.

10. Минтруд: число вакансий в России превышает количество безработных // РИА Новости. URL: ria.ru

11. Гриненко С.В. Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования // Инженерный вестник Дона, 2012. № 2. URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/761

12. Капелюшников, Р. И. спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее ?: препринт WP3/2011/09; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 68 с.

13. Министерство труда и социальной защиты РФ // URL: rosmintrud.ru

14. В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный ?: Препринт WP3/2010/09; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 64 с.

15. Статистический сборник «Миграция и денежные переводы». 2011. // Всемирный банк. URL: worldbank.org/eca/russian/data/

16. Mansoor, Ali; Quillin, Bryce. 2007. Migration and Remittances: Eastern Europe and the Former Soviet Union. Washington, DC: World Bank. //

https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6920 License: CC BY 3.0 IGO.

17. Соглашение между правительством республики Белоруссия, правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей // URL: all-migration.ru

18. Жуковская Н.К. Согласование интересов в иерархических системах // Инженерный вестник Дона, 2011. № 4. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/584

19. Кучин С.П. «Человеческий капитал» и проблемы Трудоустройства молодежи в современной Украине // Экономика и управление, 2012. № 3. С. 58 - 62.

20. Государственная служба статистики Украины // URL: ukrstat.gov.ua

21. Агентство «МАЯК-Мониторинг». Эмиграция из Украины. Топ-10 стран, 2012. // URL: mayak.zp.ua

22. Министерство Национальной Экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. // URL: stat.gov.kz

23. Справка о вопросах социально-трудовой сферы за 10 месяцев 2013 года. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан // URL: mzsr.gov.kz

24. Испаева А.Е. Трудовая миграция в Республике Казахстан. // URL: nauchforum.ru/en/node/441

References

1. Grinenko S.V. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami, 2013. № 12. URL: uecs.ru

2. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service] URL: gks.ru/

3. Analiticheskij sajt Webeconomy [Analytical site Webeconomy] URL: webeconomy.ru/

4. Denisenko M., Chudinovskih O. Migracii mezhdu stranami SNG [Migrations between the CIS countries], Demoskop. № 533 - 534. 26 nojabrja - 9 dekabrja 2012. URL: demoscope.ru

5. Ivahnjuk I.V. Analiticheskij doklad po itogam mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara «Migracija na postsovetskom prostranstve: tendencii, posledstvija i perspektivy» [Migration in the former Soviet Union: tendencies, consequences and prospects] (2-3 dekabrja 2011 goda, Moskva, MGU im. M.V. Lomonosova) // Mezhdunarodnaja organizacija po migracii Moskva, 2012. 40 s.

6. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG [Interstate statistical committee CIS] URL: cisstat.com

7. Analiticheskaja informacija sajta demographia.ru URL: demographia.ru

8. Rossija, demografija i migracija naselenija [Russia, demography and population shift] Analiticheskaja informacija sajta URL: emigrant.name

9. Adena A. Hoffnung, 2014 Adolescents Who Migrate Alone From the Former Soviet Union to Israel: Battling the Triple Challenge. Child and Adolesent Social Work Journal, April 2015, Volume 32, Issue 2, pp. 199-208.

10. Mintrud: chislo vakansij v Rossii prevyshaet kolichestvo bezrabotnyh [Ministry of Labor: the number of vacancies in Russia exceeds number of the unemployed] RIA Novosti. URL: ria.ru

11. Grinenko S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. № 2. URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/761

12. Kapeljushnikov, R. I. Spros i predlozhenie vysokokvalificirovannoj rabochej sily v Rossii: kto bezhal bystree ? [Supply and demand of highly skilled labor in Russia: who ran quicker?]: preprint WP3/2011/09; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2011. 68 p.

13. Ministerstvo truda i social'noj zashhity RF [Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation] URL: rosmintrud.ru

14. Gimpel'son, V. Uroven' obrazovanija rossijskih rabotnikov: optimal'nyj, izbytochnyj, nedostatochnyj? [Education level of the Russian workers: optimum, superfluous, insufficient?]: Preprint WP3/2010/09; Gos. un-t. Vysshaja shkola jekonomiki. M.: Izd. dom Gos. un-ta - Vysshej shkoly jekonomiki, 2010. 64 p.

15. Statisticheskij sbornik «Migracija i denezhnye perevody» [Migration and Money Transfers Migration and Money Transfers], 2011. Vsemirnyj bank. URL: worldbank.org/eca/russian/data/

16. Mansoor, Ali; Quillin, Bryce. 2007. Migration and Remittances: Eastern Europe and the Former Soviet Union. Washington, DC: World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6920 License: CC BY 3.0 IGO.

17. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom respubliki Belorussija, pravitel'stvom respubliki Kazahstan i pravitel'stvom Rossijskoj Federacii o pravovom statuse trudjashhihsja-migrantov i chlenov ih semej [Agreement between the government of the Republic of Byelorussia, government of the Republic of Kazakhstan and government of the Russian Federation on legal status of migrant workers and members of their families] URL: all-migration.ru

18. Zhukovskaja N.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011. № 4. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/584

19. Kuchin S.P. Jekonomika i upravlenie, 2012. № 3, pp.58-62.

20. Gosudarstvennaja sluzhba statistiki Ukrainy [Public service of statistics of Ukraine] URL: ukrstat.gov.ua

21. Agentstvo «MAJaK-Monitoring». Jemigracija iz Ukrainy. Top-10 stran [Emigration from Ukraine. Countries Top-10], 2012. URL: mayak.zp.ua

22. Ministerstvo Nacional'noj Jekonomiki Respubliki Kazahstan. Komitet po statistike. Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. Committee on statistics] URL: stat.gov.kz

23. Spravka o voprosah social'no-trudovoj sfery za 10 mesjacev 2013 goda. [The certificate of questions of the social and labor sphere in 10 months 2013] Ministerstvo zdravoohranenija i social'nogo razvitija Respubliki Kazahstan URL: mzsr.gov.kz

24. Ispaeva A.E. Trudovaja migracija v Respublike Kazahstan [Labor migration in the Republic of Kazakhstan] URL: nauchforum.ru/en/node/441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.