Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INNER CONTROL / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева И.Ю.

В статье рассмотрены вопросы документального регулирования внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Предложен авторский взгляд на группировку документов по трем уровням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATION OF INNER CONTROL AT THE ENTERPRISES OF WATER TRANSPORT

The article deals with the documentary regulation of inner control at the enterprises of water transport. According to the author's view the documents are divided into three levels.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

Keywords: planned rate, alternative rate, water supply services, water consumers, pumping points, repair costs, subsidies.

To solve the problems of financing the repair and maintenance of the pumping stations of FGBI «Moscow Canal» it is proposed to revise the tariffs for pumping water to consumers in Moscow. The author's model deals with the possible growing rates and their impact on the increase in the cost of water supply for the residents of the capital.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

УДК 657.633.5:656.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, аспирант ФГБОУВО «ВГУВТ», 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: внутренний контроль, водный транспорт, регулирование.

В статье рассмотрены вопросы документального регулирования внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Предложен авторский взгляд на группировку документов по трем уровням.

Система нормативного регулирования вопросов внутреннего контроля в России находится на стадии формирования. В настоящий момент времени законодательство на федеральном уровне подробно регламентирует организацию внутреннего контроля только в отдельных сферах хозяйственной жизни, например, в банковской. Вследствие этого, организации водного транспорта сталкиваются с проблемами несовершенства нормативного регулирования внутреннего контроля в отрасли.

Требования к внутреннему контролю содержит система нормативно-правового регулирования. В настоящее время внутренний контроль в России базируется, прежде всего, на данных бухгалтерского (финансового) учета [1]. В свою очередь бухгалтерский учет является информационной базой для контроля. Поэтому считаем, что справедливо рассматривать систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в связи с системой нормативного регулирования внутреннего контроля.

Данная позиция в отношении внутреннего контроля обосновывается автором и тем, что обязанность осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни закреплена именно в Законе о бухгалтерском учете, ведь именно бухгалтерский учет осуществляет регистрацию всех хозяйственных операций [2].

Поэтому считаем, что при рассмотрении вопросов нормативного регулирования внутреннего контроля необходимо учитывать нормы статьи 21 Закона № 402-ФЗ, в соответствии с которой «к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта» [3].

Применительно к внутреннему контролю выделим следующие уровни регулирования (рис. 1): 1) законодательный; 2) методический (включая отраслевые рекомендации); 3) уточняющий (уровень предприятия).

Основные документы, регулирующие внутренний контроль на водном транспорте

т

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

№ 402-ФЗ от 06.12.2011

2.Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995

3.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307 -ФЗ от 30.12.2008

4.Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002

6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

т

1. Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

2. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

3. Информация Минфина РФ №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

I

I. Организационные документы

1.1. Положение о службе внутреннего контроля

1.2. Должностные инструкции работников службы внутреннего контроля П.Консультационно-методические документы

2.1. Положение о внутреннем контроле

2.2.Формы документов для оформления результатов внутреннего контроля

2.3.Методические рекомендации по проведению внутреннего контроля

2.4.Методические рекомендации по оценке эффективности внутреннего контроля

Рис. 1. Система нормативного регулирования внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта

Первый уровень - законодательный. Документы этого уровня универсальны, обязательны для применения всеми организациями, так как базируются на общих принципах и целях внутреннего контроля. К таким документам относятся федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, т.е. нормативные акты, которые регламентируют процесс организации внутреннего контроля на предприятиях, в том числе и на предприятиях водного транспорта.

Среди документов этого уровня можно выделить основные:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., в соответствии со ст. 19 которого, «каждый экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» [3].

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995.

Большинство предприятий водного транспорта созданы в форме акционерных

обществ. В соответствии со ст. 85 данного закона «для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества» [4].

- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 -ФЗ от 30.12.2008, в соответствии со ст. 5 которого организации подлежат обязательному аудиту, если имеют организационно-правовую форму акционерного общества [5].

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. В соответствии со ст. 4.1 «государственный надзор в области внутреннего транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Ст. 38.1 определяет основные моменты осуществления портового контроля» [6].

Особо следует затронуть законодательство о внутреннем контроле в некоммерческих организациях водного транспорта, к которым относятся Администрации морских портов, Администрации бассейнов внутренних водных путей и Северного морского пути, Федеральные бюджетные образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования.

По состоянию на 29.01.2014 Федеральному агентству морского и речного транспорта подведомственно 46 Федеральных государственных, бюджетных и казенных учреждений [1]. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 установлены «Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

2 уровень - методический. Документы этого уровня находятся в прямой зависимости от вида деятельности, которым занимается предприятие, разрабатываются с учетом отраслевой специфики и в строгом соответствии с документами законодательного уровня. В соответствии с этими документами детализируется и уточняется методика, определяются способы осуществления внутреннего контроля и их влияние на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

К документам данного уровня можно отнести стандарты, регулирующие правила проведения аудиторской проверки, затрагивающие вопросы внутреннего контроля, а именно Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации», а также Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», действующий на территории Российской Федерации до момента утверждения международных стандартов аудита уполномоченным федеральным органом.

Рекомендательный характер носит Информация Минфина РФ № ПЗ-11/2013 «Ор-

ганизация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». В данном документе дано понятие внутреннего контроля, рассмотрены элементы внутреннего контроля, вопросы документирования и организации внутреннего контроля [7].

К рекомендациям в области внутреннего контроля также можно отнести «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.

В настоящее время на водном транспорте действуют два отраслевых документа, регламентирующих бухгалтерский учет (в т. ч. управленческий):

1. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта № ВА-6/152, утвержденной Минтрансом 8 марта 1993 г.

2. Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденной приказом Минтранса РФ от 30.09.2003 г. № 194.

Вопросы контроля в них упоминаются лишь вскользь [8]. В области внутреннего контроля отраслевой стандарт отсутствует.

3 уровень - уточняющий. Это документы, которые разрабатываются самими предприятиями и регламентируют процесс осуществления внутреннего контроля каждого экономического субъекта в частности, с учетом специфики его деятельности. Внутренние стандарты экономического субъекта детализируют порядок осуществления внутреннего контроля, раскрывают особенности организации и функционирования системы внутреннего контроля. Форма, содержание, порядок подготовки стандартов разрабатываются предприятиями самостоятельно с учетом требований документов законодательного и методического уровней, являются интеллектуальной собственностью самого предприятия. Документы этого уровня необходимо разделить на две группы: организационные и консультационно-методические.

К организационным следует отнести документы, которые регламентируют задачи, функции, организацию работы отделов по осуществлению внутреннего контроля, права, обязанности, ответственность структурных подразделений и должностных лиц: положение о службе внутреннего контроля, должностные инструкции работников, осуществляющих контроль. Консультационно-методические документы имеют исключительную важность, прежде всего в практическом плане, они должны содержать методологию осуществления внутреннего контроля: положение о внутреннем контроле, инструкции и методические рекомендации о проведении внутреннего контроля, формы документов, отражающих результаты контрольных проверок и методику оценки эффективности контрольных процедур и т.д.

Документы уточняющего уровня играют важную роль в формировании высокоэффективной системы внутреннего контроля. Они направлены на формирование такой системы контроля, которая удовлетворяет информационные потребности основных групп пользователей, позволяет принять эффективные управленческие решения, способствует долгосрочному функционированию предприятия и учитывает специфику деятельности судоходной компании.

Таким образом, автором предложена иерархия законодательных и нормативных актов регулирования внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Раскрытие содержания актов каждого уровня регулирования, с учетом специфики деятельности судоходных компаний, позволяет принять предложенную иерархию за основу при построении системы внутреннего контроля в отрасли.

Список литературы:

[1] Крайнова В.В. Оценка нормативно-правового регулирования управленческого учета и внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова //

Управленческий учет. - 2015. - № 2- С. 20-27.

[2] Крайнова В.В. Совершенствование системы внутреннего контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. -№ 12. - С. 90-92.

[3] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/buch/53_2.html

[4] Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995. № 208-ФЗ// Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consul-tantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=182079

[5] Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008№ 307 -ФЗ // справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basexonsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=175310

[6] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basexonsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=184307

[7] Информация Минфина РФ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=156407

[8] Крайнова В.В. Концептуальная модель системы внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова // Управленческий учет. - 2015 - № 2. - С. 71-80.

THE REGULATION OF INNER CONTROL AT THE ENTERPRISES OF WATER TRANSPORT

I. Y. Kudryavtseva

Keywords: inner control, water transport, regulation

The article deals with the documentary regulation of inner control at the enterprises of water transport. According to the author's view the documents are divided into three levels.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

УДК 304.4

Е.А. Пахомова, канд. ист. наук, ФГБОУВО «ВГУВТ» Р.И. Чернева, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Ключевые слова: социальная политика, незащищенные слои населения, мероприятия, пенсионные накопления

Статья посвящена основным аспектам социальной политики государства. Выявлены основные её особенности. Проанализирован ряд мероприятий, проводимых в Российской Федерации в рамках социальной политики.

Российская Федерация, согласно Конституции, является социальным государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.