Научная статья на тему 'ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / INVENTORY / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / ФАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ACTUAL CONTROL / ИЗЛИШКИ / SURPLUS / НЕДОСТАЧИ / SHORTAGE / ПЕРЕСОРТИЦА / RE-GRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В.В., Крайнов Р.С.

В статье рассматривается порядок проведения инвентаризации в организациях внутреннего водного транспорта в разрезе этапов: подготовительный, натуральная и документальная проверка, таксировочный, сравнительно - аналитический, заключительный. Особое внимание уделено порядку проведения инвентаризации материальных ценностей и инвентаря на судах. Рассмотрены используемые приемы фактического контроля расходования топлива. Выявлены наиболее характерные недостатки в организации внутреннего контроля и проведении инвентаризаций в судоходных компаниях и даны рекомендации по повышению эффективности инвентаризационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY AS THE PRIMARY METHOD OF ACTUAL CONTROL IN THE ORGANIZATION OF INTERNAL WATER TRANSPORT

This article describes how the inventory in the organizations of inland waterway transport in the context of stages: preparation, factual and documentary check, evaluation, comparative - analytical and final. Particular attention is given to the order of the inventory of property and equipment on board ships. Considered methods of actual control fuel consumption. Identified the most typical shortcomings in the organization of internal control and inventories in shipping companies and provide recommendations to improve the efficiency inventory of.

Текст научной работы на тему «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

[3] Данные аналитического отдела AnalyticResearchGroup, 2013 г.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC MONEY IN RUSSIA

K. V. Kozlova, N.A. Markova

Keywords: money, bank cards, the system

This article describes the advantages and disadvantages of electronic money, and consider the possibility of their development in Russia. Describes the basic payment systems in Russia.

УДК 658.012.7:656.62

В.В. Крайнова, к. э. н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» Р.С. Крайнов, студент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: водный транспорт, инвентаризация, система внутреннего контроля, фактический контроль, излишки, недостачи, пересортица.

В статье рассматривается порядок проведения инвентаризации в организациях внутреннего водного транспорта в разрезе этапов: подготовительный, натуральная и документальная проверка, таксировочный, сравнительно - аналитический, заключительный. Особое внимание уделено порядку проведения инвентаризации материальных ценностей и инвентаря на судах. Рассмотрены используемые приемы фактического контроля расходования топлива. Выявлены наиболее характерные недостатки в организации внутреннего контроля и проведении инвентаризаций в судоходных компаниях и даны рекомендации по повышению эффективности инвентаризационной работы.

Для эффективного функционирования организаций внутреннего водного транспорта (далее - ОВВТ), обеспечения сохранности активов, выявления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации в судоходных компаниях действует система внутреннего контроля.

Так, согласно учетной политике ОАО «СК «Волжское пароходство» система внутреннего контроля состоит из совокупности организационных мер, методик, процедур и включает:

- систему бухгалтерского учета;

- контрольную среду;

- отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета обеспечивает возможность вести учет своего имущества и обязательств посредством сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, а также формировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Контрольная среда включает в себя: основные принципы управления; организационную структуру; распределение ответственности и полномочий; порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; стандартизацию процедур, в том числе учетных; порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки внутренней отчетности для целей управления; обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства.

Система средств контроля предусматривает: совершение хозяйственных операций с одобрения руководства; правильное отражение всех операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой; возможность доступа к активам только с разрешения руководства; осуществление руководством надлежащих действий при несоответствии фактически имеющихся активов и обязательств данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация - элемент метода внутреннего контроля или приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса. Причем, с одной стороны инвентаризацию, можно рассматривать, как процедуру осуществления функции контроля, с другой - как способ ведения бухгалтерского учета, в связи с чем, можно привести несколько определений понятия «инвентаризация» [5].

Инвентаризация - это проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел.

Инвентаризация - это периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.), путем подсчета, описи.

Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. [1,4]

Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (от лат. -роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в ОВВТ есть другие объекты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но также подлежат инвентаризации. Инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как ей подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие объекты бухгалтерского учета, как нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в РФ, является приказ МФ РФ от 13.06.1995 № 49, утвердивший Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Вопросы, не урегулированные данными указаниями, могут раскрываться в локальных актах ОВВТ по организации внутреннего контроля.

В соответствии с п.1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также неучтенных объектов;

- определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

- сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния;

- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств [3].

Считаем, что главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта, состоит в установлении соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, а основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.

Количество, порядок и сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственного лица;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ [3].

В иных случаях инвентаризация может устанавливаться руководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения.

В межинвентаризационный период в ОВВТ с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Судоходные компании с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации, используют различные виды инвентаризации.

По периодичности проведения в соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию.

Плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству. К плановым инвентаризациям относятся также и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др.

В зависимости от полноты охвата имущества и обязательства организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и т.д.

Частичной (выборочной) инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов. Например, инвентаризация материалов на складе, инвентаризация денежных средств в кассе и др.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков приведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

Судоходная компания самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

По обязательности проведения различают инвентаризацию обязательную и инициативную.

Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ, инициативная — по решению руководства организации.

Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом.

Так, в учетной политике ОАО «СК «Волжское пароходство» установлена следующая периодичность проведения инвентаризации:

- основных средств (кроме судов) - один раз в год в период с 01 октября по 31 декабря отчетного года;

- судов - один раз в три года до момента их выбытия из порта приписки (базы технического обслуживания флота) по графику, утвержденному руководителем; в период с 01 января по 31 декабря отчетного года;

- незавершенных капитальных вложений, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей - один раз в год в период с 01 октября по 31 декабря отчетного года;

- расчетов с дебиторами (покупателями) - один раз в год по состоянию на последнюю отчетную дату, в части расчетов с прочими дебиторами - один раз в год в период с 01 октября по 31 декабря;

- денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе - ежемесячно в сроки, установленные руководителем, а также при смене кассиров;

- прочих активов и обязательств - один раз в год в период с 01 октября по 31 декабря.

Ответственной за проведение инвентаризации является постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имущества и обязательств по приказу руководителя организации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Их целесообразно создавать в ОВВТ, которые имеют филиалы и представительства (базы технического обслуживания флота, вещевые базы) и ведут деятельность на обширной территории. В нормативных документах нет прямого запрета на включение в состав комиссий представителей сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснованных и достоверных результатов инвентаризации. [3]

Порядок проведения инвентаризаций организации определяют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на ее нормальную работу.

Этапы инвентаризации во взаимосвязи с функциями бухгалтерской службы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы инвентаризации [5]

Этап Документы, оформляемые в ходе инвентаризации Функции бухгалтерской службы

Подготовительный Приказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации, внутренние инструкции, расписки материально-ответственных лиц Участие в разработке внутренних первичных и нормативных документов, определение остатков имущества и обязательств по учетным данным

Натуральная и документальная проверки Акты инвентаризации, инвентаризационные описи Участие в проверках, проводимых инвентаризационными комиссиями

Таксировоч-ный То же Предоставление комиссиям данных о существующих оценках имущества и обязательств

Сравнительно - аналитический Акты инвентаризации, сличительные ведомости Проверка данных, содержащихся в актах и описях; выяснение причин отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации

Заключительный Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации

На подготовительном этапе инвентаризации материально ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Второй этап инвентаризации - это натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально: отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Натуральная и документальная проверки при обязательной ежегодной инвентаризации проводятся, как правило, сплошным методом. Этот процесс достаточно трудоемок, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в немногих случаях. Например, допускается выборочная инвентаризация материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщиков.

Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объектов инвентаризации.

Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана, в первую очередь, с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительных ведомостях (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19).

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена

необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы их отражения в учете результатов инвентаризации. Здесь важно установить, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т.п.). По фактам образования излишков или недостач материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.

Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. N ИНВ-26).

На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер судоходной компании одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами за декабрь. Материалы работы комиссий передают в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.

Возможны следующие варианты результатов инвентаризации [2]:

- совпадение учётных и фактических остатков;

- недостача (превышение учётных остатков над фактическими);

- излишки (превышение фактического остатка над учётным);

- пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче).

Результат инвентаризации определяется отдельно по каждому виду имущества. Возможна ситуация недостачи по одной позиции инвентаризационной описи и излишков по другой. В этом случае итог подводится отдельно, недостача одного вида имущества не может погашаться излишками другого вида.

Выявленная в результате инвентаризации недостача возмещается материально ответственным лицом на основании договора о полной материальной ответственности. Излишки приходуются на склад, их стоимость учитывается как доход организации.

Особой ситуацией является пересортица - одновременный излишек и недостача товаров одного наименования, но разного сорта. Зачёт пересортицы допускается (однако не является обязательным, оставаясь на усмотрении администрации предприятия) только в случаях, если недостача и излишки выявлены:

- в отношении товарно-материальных ценностей, визуально схожих до степени смешения;

- в отношении товарно-материальных ценностей одного наименования;

- в один и тот же период (от предыдущей инвентаризации до текущей),

- у одного материально-ответственного лица (то есть в одном месте хранения),

- в одинаковых количествах (недостача одного вида имущества (по количеству, а не по сумме), равна излишкам другого).

В случае если пересортице подверглись виды имущества одного наименования, но имеющие разную цену, разница между их стоимостью расценивается как недостача или излишек с принятием соответствующих решений.

Недостача имущества в ОВВТ (в основном, горюче-смазочных материалов, химической продукции и некоторых видов строительных материалов) может объясняться естественной убылью (усушка, утруска, раскрошка, утечка, улетучивание, распыл). Отметим, что естественная убыль - это уменьшение количества продукта по естественным физическим причинам при соблюдении условий хранения, но не в результате порчи. На все виды продуктов приказами соответствующих министерств определены нормы естественной убыли при хранении, перевозке, разгрузке, реализации через торговую сеть. При этом нормы естественной убыли применяются лишь к продук-

там, учитываемым по массе (а не поштучно). В пределах указанных норм естественная убыль продуктов может быть списана на себестоимость продукции.

Однако необходимо помнить, что установленные нормы естественной убыли являются не обязательными, а максимально разрешёнными. В бухгалтерском учёте отражается только реальная (установленная инвентаризацией) недостача продукта в пределах норм естественной убыли (такая недостача может быть меньше нормы или её может вообще не быть). В практике имеют место случаи, когда материально -ответственные лица скрывают экономию естественной убыли и за счёт этого совершают хищения.

Для оформления зачёта пересортицы, списания естественной убыли и окончательного подведения итогов инвентаризации используется сличительная ведомость. Этот документ оформляется бухгалтерией на основании инвентаризационной описи и служит для проведения по учёту результатов инвентаризации. В условиях организации розничной торговли, когда нет возможности вывести книжные остатки по каждому виду товара, недостача или излишек определяется в суммовом выражении. В этом случае вместо инвентаризационной описи и сличительной ведомости составляется акт результатов инвентаризации[2].

Особо следует рассмотреть порядок проведения инвентаризации на судах. В процессе эксплуатации на судне используют материалы: топливо, смазочные масла, запасные части, сменные детали, тросы, краски, ветошь, прокладки, а также инструмент и инвентарь, постельные принадлежности, спецодежду и т.п.

Все материалы на транспортных судах должны быть занесены в книгу учета материальных ценностей. Инвентарь обычно учитывают в отдельной книге такой же формы. В книге учета отражают: дату записи; единицу измерения и цену; установленную норму расхода по каждому виду материалов и инвентаря; количество поступивших, израсходованных материалов (с указанием номеров приходных и расходных документов) и материалов в остатках. Ведение книг учета материальных ценностей контролирует по палубе старший помощник капитана, по машинному отделению -старший механик.

Наличие материальных ценностей на судне должно быть достаточным, и в тоже время не должно быть излишков материальных запасов. Сокращение затрат на материалы и инвентарь по каждому судну, даже в небольших размерах, дает большой экономический эффект по флоту судоходной компании. Поэтому инвентаризация на судах призвана определить наличие материальных ценностей, выявить их излишки, недостачи, установить виновных в этой недостаче, проверить правила хранения материалов и разработать мероприятия, обеспечивающие их сохранность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения инвентаризацию на судах создают инвентаризационную комиссию под председательством капитана. На крупнотоннажных и пассажирских судах для проведения инвентаризации в установленные сроки в помощь комиссии организуют рабочие бригады, которыми руководят члены комиссии. Рабочие бригады оформляют приказом капитана судна. Они проверяют наличие и снимают фактические остатки материальных и других ценностей, выявляют пришедшие в негодность материалы, инвентарь, а также выявляют избыточные (неиспользуемые) ценности. После снятия натурных остатков инвентаризационная комиссия (бригада) составляет акты инвентаризации, в которых выводят разницу между фактическим наличием и данными книг учета материальных ценностей. Бланки актов заранее, до начала инвентаризации, передает на суда бухгалтерия баз технического обслуживания флота. При наличии в актах отклонений от книг учета материальных ценностей к акту обязательно прикладывают объяснения капитана и материально-ответственных лиц. Если в процессе инвентаризации обнаружены подмены, порчи, хищение ценностей, то об этом обязательно должен быть составлен акт, сообщено капитану судна, руководству судоходной для привлечения виновных к ответственности. В управлении судоходной

компании акты сверяет инвентаризационная группа бухгалтерии, которая определяет результаты инвентаризации и делает проводки в учете.

Особое значение для судоходной компании имеет фактический контроль за расходованием топлива с целью предотвращения возможных злоупотреблений. Известно о деятельности «черных» бункеровщиков, которые скупают топливо у проходящих судов. Документально (на основании ежедневных радиограмм капитана о расходовании топлива) расход топливо достаточно сложно проконтролировать, так как он может существенно изменяться в зависимости от регулирования дизеля, правильного назначения режимов его работы, поддержания его в надлежащем или ненадлежащем техническом состоянии. Для усиления контроля за расходованием топлива службы теплотехники судоходных компаний используют приемы внезапного фактического контроля: с использованием катеров выезжают на судно и снимают фактические остатки топлива в бункерах судов. Однако такой прием фактического контроля не всегда применим ввиду рассредоточения флота по обширной территории осуществления перевозочной деятельности.

Перспективным направлением дистанционного фактического контроля расходования топлива на судах, которое уже начало внедряться в ряде крупных судоходных компаний, является дооборудование судов системой автоматического учета топлива, которая позволяет менеджеру топливного отдела осуществлять фактический контроль расходования топлива с монитора своего компьютера.

Исследования, проведенные на ряде крупнейших судоходных компаний отрасли, позволяют выделить наиболее характерные недостатки в организации внутреннего контроля и проведении инвентаризаций:

- ослаблен контроль за наличием и движением материальных ценностей на складах баз технического обслуживания флота, вследствие чего происходит затоваривание складов ненужными и неликвидными запчастями, инструментом;

- формальное проведение инвентаризаций складов баз технического обслуживания флота и, как следствие, отражение недостоверной суммы в запасах;

- проверяющие специалисты плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои права, обязанности и ответственность;

- отсутствует четкая регламентация инвентаризаций (проведение, оформление, подведение итогов и принятие решений по результатам проверки);

- нет методик зачета пересортицы и списания норм естественной убыли;

- не обоснован порядок расчета материального ущерба;

- отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы.

В связи с этим с целью повышения эффективности проведения инвентаризаций в ОВВТ рекомендуется осуществлять контроль за ними по следующим направлениям:

- наличие разработанных и утвержденных планов;

- полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций;

- правомочность и компетентность комиссий;

- качество инвентаризационного процесса;

- достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;

- своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций;

- правильность отражения на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах результатов проведенных инвентаризаций.

Кроме того, в целях более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ ее эффективности. Для определения непосредственных результатов деятельности инвентаризационных комиссий должны анализироваться степень или уровень выполнения определенных задач, прохождение этапов проверки. Результатами качественно и эффективно проведенной инвентаризации могут быть: взыскание выявленных недостач; оприходование неучтенных излиш-

ков; продажа неиспользуемых сменных запасных частей, сдача в металлолом неликвидов, погашение вскрытой дебиторской задолженности.

При этом следует сравнивать затраты на инвентаризацию с дополнительными доходами, полученными от возмещения материального ущерба. Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на ее организацию при соблюдении всех требований к ее методике и технике проведения [5].

Таким образом, судоходным компаниям необходимо совершенствовать механизм проведения инвентаризаций и проводить анализ ее эффективности, что в свою очередь обеспечит повышение качество проверок, снижение трудоемкости контрольных процедур, уменьшение рисков, повышение эффективность работы в борьбе с экономическими правонарушениями.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru

[2] Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 168 - 174. -346 с. - ISBN 978-5-16-003022-7

[3] Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n= 107970&req=doc

[4] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111058

[5] Япринцева Т.Ю. Инвентаризация как средство предотвращения экономических правонарушений [Текст] / Т.Ю. Япринцева, И.Г. Крупина // Молодой ученый. - 2014. - №4.2. - С. 113117.

INVENTORY AS THE PRIMARY METHOD OF ACTUAL CONTROL IN THE ORGANIZATION OF INTERNAL WATER TRANSPORT

V. V. Kraynova, R.S. Kraynov

Keywords: water transport, inventory, internal control system, the actual control, surplus, shortage, re-grading.

This article describes how the inventory in the organizations of inland waterway transport in the context of stages: preparation, factual and documentary check, evaluation, comparative - analytical and final. Particular attention is given to the order of the inventory ofproperty and equipment on board ships. Considered methods of actual control fuel consumption. Identified the most typical shortcomings in the organization of internal control and inventories in shipping companies and provide recommendations to improve the efficiency inventory of.

УДК 657.008.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Ключевые слова: система внутреннего контроля, элементы системы внутреннего

контроля.

В статье рассмотрены основные элементы внутреннего контроля

Бесперебойная и высокоэффективная работа предприятия в современных условиях может осуществляться только при принятии его руководителями и сотрудниками своевременных и обоснованных управленческих решений, которые основываются на материалах подготовленными плановыми, нормативными, учетными системами предприятия. Бесперебойная и эффективная работа этих систем обеспечивается путем создания систем внутреннего контроля.

В современной специальной научной литературе довольно таки часто встречается понятие «система внутреннего контроля».

По мнению Дж. Робертсона система внутреннего контроля - это все процедуры и политика компании, направленные на предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажений информации, которые могут возникнуть в бухгалтерской отчетности. [4]

В действовавшем ранее Международном стандарте аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» система внутреннего контроля определяется как «совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности». [1]

В действующем в настоящее время Международном стандарте аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации» под внутренним контролем понимают процесс, который разработан, внедрен и поддерживается представителями собственника, руководством и другими сотрудниками с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей организации с точки зрения достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций, соблюдения действующих законов и нормативных актов.

В соответствии с Правилом (стандартом) №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» система внутреннего контроля определяется как «процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам» [3].

В международных и в российских стандартах аудита, а также в специальной литературе по аудиту, контролю и ревизии прочно установилась точка зрения, что в состав системы внутреннего контроля входят три основных ее элемента: контрольная среда, система бухгалтерского учета и отдельные средства контроля. В связи с соответству-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.