Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева И.Ю.

В статье обосновываются основные направления внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта с учетом специфики и проблем функционирования отрасли. Раскрывается содержание внутреннего контроля по признаку функциональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER TRANSORT INTERNAL CONTROL DEVELOPMENT SUBSTANTIATION

In this article the main water transport internal control directions considering the industry functioning problems and specificity are substantiated. The notion’s content is revealed in relation to its functional purpose.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

мохозяйства в 2017 году на воду составят 899,12 рубля. Таким образом, увеличение расходов на воду составит 6,6% по сравнению с 2016 г., что составляет 55,66 рублей.

При максимальном прогнозируемом тарифе 0,86 руб./куб. м расходы одного домохозяйства Волгоградской области составят 904,58 рублей в месяц.

Список литературы:

[1] Гусев Д.Е. Компьютерное моделирование транспортной системы / Д.Е. Гусев // Вестник ВГАВТ. Выпуск 9. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2004. - С. 137-140.

[2] Крайнова В.В. Метод внутреннего контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 46. - Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - 2016 - С. 108-121.

[3] Крайнова В.В. Информационное обеспечение внутреннего контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 47. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - 2016. - С. 132-136.

[4] Лаврик А.А., Гречко Н.М. Аудит эффективности бюджетных организаций / А. А. Лаврик, Н.М. Гречко // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам I Междун. научно-практич. студ. конференции: в 4 томах. - Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина. - 2015. - С. 164-167.

THE FBU «VOLGO-DON BASIN INLAND WATERWAYS ADMINISTRATION» TARIFF POLICY ANALYSIS FOR THE WATER SUPPLY AND IRRIGATION SERVICES O

IN 2017-2023

V. V. Krainova, N. V. Grechko

Keywords: planned rate, alternative rate, water supply services, water consumers, pumping points, repair costs, subsidies.

To solve the problem concerning the FBU «Volgo-Don Basin Inland Waterways Administration» pumping points repair and maintenance funding it is offered to revise the tariffs for pumping water for water supply and irrigation. The author's model deals with the growth rates possibility and its impact on the water supply services cost increase for Volgograd region villagers.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

УДК 657.633.5:656.6

И.Ю. Кудрявцева, старший преподаватель, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: внутренний контроль, водный транспорт, предприятие, развитие.

В статье обосновываются основные направления внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта с учетом специфики и проблем функционирования отрасли. Раскрывается содержание внутреннего контроля по признаку функциональной направленности.

На современном этапе в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.» осуществляется активная деятельность, направленная на развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, увеличение конкурентоспособности транспортного комплекса страны, повышение доступности услуг всех видов транспорта для населения, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте [3, 4].

Особое место в составе транспортной системы России занимает водный транспорт, обладающий рядом преимуществ, которые делают данную отрасль наиболее привлекательной: большая провозная способность на крупных реках страны, низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта; невысокие капитальные затраты, обусловленные использованием естественных магистральных водных путей; низкие риски потери, повреждения, хищения грузов.

Анализ современного состояния предприятий водного транспорта позволил обозначить основные проблемы функционирования отрасли: сокращение протяженности внутренних водных путей не позволяет реализовать провозную способность флота, снижает конкурентоспособность водного маршрута; снижение спроса на грузо- и пас-сажироперевозки водным транспортом; сокращение материально-технической базы из-за высокого износа и низких объемов судостроения; низкая инвестиционная привлекательность отрасли; отток профессиональных кадров из отрасли; снижение экологической безопасности судоходности [6, 8].

Таким образом, очевидна острая необходимость реформирования отрасли, направленная на повышение конкурентоспособности предприятий водного транспорта, превращение внутреннего водного транспорта в высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортной системы.

Успешное проведение реформирования предприятий речного транспорта зависит от использования целого набора рыночных инструментов, важнейшим среди которых является внутренний контроль.

Изучение организации действующей системы контроля на предприятиях водного транспорта показало, что внутренний контроль осуществляется не в полном объеме и неэффективно. Так, большинство предприятий речного транспорта созданы в форме акционерных обществ, где традиционной формой контроля является ревизия [7, 9]. Но изменение направленности экономики от централизованного планирования к рыночным отношениям привело к тому, что ревизия, как форма внутреннего контроля, утратила свою актуальность и перестала считаться основным инструментом наблюдения за корректным использованием средств организации.

Поэтому становится очевидной необходимость организации качественного внутреннего контроля, соответствующего мировым стандартам, который будет направлен не только на обеспечение сохранности имущества и ресурсов предприятия, но и на реализацию стратегических целей и задач предприятия, на предотвращение рисков его деятельности и снижение последствий от их возникновения, предупреждение злоупотреблений со стороны работников предприятия [5].

Необходимость развития внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта также обусловлено изменением Российского законодательства в области бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, а если отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [1].

Развитие внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы.

По мнению автора, специфика и проблемы функционирования отрасли определяют основные направления развития внутреннего контроля. На рисунке 1 представлено содержание видов внутреннего контроля по функциональной направленности: административно-управленческого, правового, материально-технического, производственно-технологического, инвестиционного, кадрового, пожарного, экологического (рис. 1).

Административно-управленческий контроль - это один из главных инструментов разработки политики и принятия управленческих решений, которые обеспечивают стабильное функционирование предприятия, достижение его целей в текущем периоде, а также в долгосрочной перспективе. Основными направлениями развития административно-управленческого контроля на предприятиях речного транспорта являются:

- контроль выполнения производственной программы и текущих планов;

- контроль сохранности и эффективности использования ресурсов предприятия;

- контроль адаптации предприятия к изменениям во внешней и внутренней среде;

- оценка эффективности функционирования предприятия, его устойчивости, в условиях развивающейся конкуренции, выявление факторов, отрицательно влияющих на основные показатели деятельности предприятия.

Материально-технический внутренний контроль направлен на оценку средств производства транспортного процесса, уровень его организации и технологии. Среди основных направлений материально-технического контроля можно выделить следующие элементы:

- контроль деятельности портов. Объектами контроля являются причальные и оградительные гидротехнические сооружения, железнодорожные пути, внутренний транспорт и производственные здания, погрузоразгрузочные механизмы и оборудование, складские помещения;

- контроль транспортного флота, в том числе занятого перевозкой грузов и пассажиров; служебно-вспомогательного флота, занятого буксировочными швартовыми операциями; технического флота, предназначенного для создания и поддержания необходимых глубин на подходных каналах и в портах; специального, осуществляющего аварийно-спасательные и противопожарные работы;

- контроль на предприятиях, поддерживающих в исправном техническом состоянии суда путем их ремонта и докования;

- контроль путевых хозяйств, в том числе дноуглубительных и дноочистительных снарядов, средств навигационного ограждения (буи, створы, маяки), береговые радиолокационные станции и т.д.;

- контроль средств связи и электронавигации, обеспечивающие безопасность плавания и связь между отдельными судами и пароходствами;

- контроль материально-технического снабжения на предприятиях речного транспорта. Данный вид контроля необходимо проводить по двум направлениям -контроль материального обеспечения предприятия необходимыми материальными ресурсами, а также контроль с позиции экономической целесообразности материального обеспечения данными видами ресурсов в определенном количестве и качестве в данный момент времени в нужном месте.

Эффективность функционирования предприятия и его экономическое развитие в большей степени зависит от совершенствования в организации производственно-технологических процессов.

Виды внутреннего контроля

я н а о С и Я

я &

н о и о Я

п о

в

«

■е

о Ч »о

о &

к

Сокращение протяженности внутренних водных путей

Снижение спроса на грузо-и пассажиро-перевозки речным транспортом

Сокращение материально-технической базы из-за высокого износа и низких объемов судостроения

Низкая инвестиционная привлекательность отрасли

Отток профессионала ных кадров из отрасли

Направления внутреннего контроля

" т

»7

Снижение г.

экологической /

безопасности Л_

судоходства

Кадровый 1Я

Пожарный 1 Я

/ Г

Контроль выполнения производственных программ и технологических планов; сохранности и эффективности использования ресурсов; адаптации предприятия к изменениям внешней и внутренней среды; оценка эффективности функционирования

Контроль соответствия требованиям законодательства; реакции на изменение законодательства; оценка законности разработанных внутренних документов;

Контроль транспортного, вспомогательного, технического флота; портов; ремонтных предприятий; средств связи и электронавигационного оборудования; материально-технического снабжения.

Поэтапный контроль производственного процесса; Технологический контроль, в т.ч. технологических процессов работы судна; технологических процессов работы портов.

Текущий контроль исполнения работ по проекту; контроль бюджета на всех стадиях проекта; анализ изменений и оценка влияния внешних и внутренних факторов на ход выполнения работ; контроль сроков выполнения работ по проекту; анализ причин отклонений от плана.

Контроль соответствия кадровой документации трудовому законодательству; трудовой и исполнительной дисциплины; затрат на персонал и оценка экономической отдачи вложений в персонал; обеспеченности кадрами; движения кадров.

Контроль соблюдения правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах и судах; Контроль выполнения предупредительных противопожарных мероприятий;

Экологический

Контроль соблюдения природоохранного законодательства; соблюдения планов и мероприятий по охране окружающей среды; устранения выявленных нарушений природопользования; соблюдения установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду вредных веществ; влияния окружающей среды на состояние здоровья сотрудников предприятия; своевременного предоставления документации и достоверности информации предусмотренной госстатотчетностью.

Рис. 1. Обоснование направлений развития внутреннего контроля с учетом отраслевой специфики и проблем развития водного транспорта

Производственный процесс на предприятиях водного транспорта заключается в транспортировке грузов и пассажиров и состоит из нескольких последовательных этапов:

1 этап - начальный, включает все операции с момента приобретения пассажирами билетов или предъявления грузов отправителем до момента отхода судна из порта;

2 этап - основной - перемещение судами грузов и пассажиров до точки назначения;

3 этап - заключительный - включает в себя все операции с момента прибытия судна в порт назначения до передачи грузов получателю и высадки пассажиров.

Все этапы производственного процесса находятся в тесной взаимосвязи, последовательно сменяют друг друга, отражая единство транспортно-производственного процесса, которые осуществляются основными производственными подразделениями речного транспорта - флотом и портами, а также иными предприятиями, которые обеспечивают бесперебойную работу основных производственных подразделений -судоремонтными заводами, бункерными базами, вспомогательными судами и др. Производственный процесс на речном транспорте подразделяется на технологические процессы в работе его производственных подразделений. Каждому предприятию свойственен свой технологический процесс работы, состоящий из отдельных рабочих процессов, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные операции.

Производственно-технологический контроль должен осуществляться на всех этапах производственного процесса и должен охватывать все технологические процессы предприятий речного транспорта.

Следует выделить следующие основные направления технологического контроля:

- контроль технологических процессов работы судов, таких как подача под погрузку, стоянка под погрузкой, подготовка к рейсу, выход из порта, движение судна;

- контроль технологических процессов портов - прием грузов к перевозке, подготовка порта к приему судов, погрузка судов в порту, подготовка порта к отходу судна.

Главным ресурсом каждого предприятия являются кадры, от качества и эффективности работы которых во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность на рынке. Кадровый состав предприятия приводит в движение материально-вещественные элементы производства, оказывает услуги и создают прибавочный продукт в форме прибыли, поэтому необходимо грамотное управление кадровым потенциалом предприятия, которое невозможно без осуществления кадрового контроля.

Кадровый контроль направлен на оценку соответствия системы управления персоналом стратегии, целям и особенностям бизнеса предприятий водного транспорта, а также направлен на оптимизацию использования кадрового состава.

Кадровый контроль необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- контроль соответствия кадровой документации требованиям трудового законодательства;

- контроль трудовой дисциплины, т.е. выполнение сотрудниками правил внутреннего распорядка;

- контроль исполнительской дисциплины - соблюдение требований должностных инструкций, регламентов, приказов, положений, указаний, регулирующих деятельность конкретного сотрудника, а также устных распоряжений руководителя;

- контроль прямых и косвенных затрат на персонал предприятия, таких как фонд оплаты труда, затраты на подбор, обучение, повышение квалификации персонала, оборудование и переоборудование рабочих мест;

- оценка экономической отдачи от вложений в персонал;

- контроль обеспеченности предприятия высококвалифицированными кадрами, оценка потребности в этих кадрах;

- контроль движения кадров.

Особым видом внутреннего контроля, которому в настоящее время на предприятиях водного транспорта не уделяется должного внимания, является инвестиционный внутренний контроль.

Необходимость привлечения инвестиций на предприятиях водного транспорта обусловлена реформированием всех основных направлений деятельности отрасли: обновление материально-технической базы флота, модернизация и постройка новых судов, портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, соответствующих новым требованиям экологической безопасности, внедрение новых транспортных технологий, повышающих эффективность деятельности предприятий отрасли и др.

Под инвестиционным внутренним контролем следует понимать организуемый внутри предприятия процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области инвестиционной деятельности с целью реализации инвестиционной политики, инвестиционных программ.

Инвестиционный внутренний контроль включает в себя: текущий контроль исполнения работ по инвестиционному проекту, контроль бюджета на всех стадиях проекта, анализ изменений и оценку влияния внутренних и внешних факторов жизнедеятельности предприятия на ход выполненных работ по проекту, контроль изменения планов инвестиционных проектов с учетом новых условий функционирования предприятия, контроль сроков выполненных работ по проекту, анализ причин отклонений от плана.

Анализ статистических данных Государственной противопожарной службы свидетельствует о том, что водный транспорт является одной из наиболее пожароопасных отраслей экономики. На судах, в портах и предприятиях водного транспорта обращаются десятки тысяч тонн различных материалов с повышенным уровнем пожа-роопасности, в том числе применяются сотни наименований жидких, газообразных и взрывоопасных веществ, материалов и изделий. Особое внимание необходимо обратить на суда, находящиеся на стадии ремонта или утилизации: на причалах и в отстое на акватории заводов находятся суда с высоким пожароопасным потенциалом, с полностью или частично демонтированным или разукомплектованными пожарными системами и оборудованием, что повышает угрозу возникновения пожаров и отрицательного воздействия на окружающую среду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любое нарушение правил пожарной безопасности приводит не только к потере имущества в результате пожаров, но и к применению штрафных санкций и приостановлению деятельности организации.

Внутренний пожарный контроль предприятий водного транспорта заключается в организации контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах и судах, а также контроля за выполнением предупредительных противопожарных мероприятий.

Неблагоприятная экологическая обстановка и ужесточение мер ее государственного регулирования предопределило развитие на предприятиях водного транспорта внутреннего экологического контроля. Экологический контроль направлен на оценку состояния деятельности предприятия по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, соответствия требованиям экологического законодательства, выявления существующих экологически значимых проблем. В качестве основных направлений внутреннего экологического контроля можно выделить следующие:

- контроль соблюдения действующего законодательства по охране окружающей среды;

- контроль соблюдения природоохранных планов и мероприятий;

- контроль устранения выявленных нарушений природопользования;

- контроль соблюдения установленных нормативов предельно допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду вредных веществ;

- контроль влияния окружающей среды на состояние здоровья работников предприятия;

- контроль своевременного предоставления установленной документации и достоверности отраженной в ней информации, предусмотренной госстатотчетностью.

Таким образом, по мнению автора, построение внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта, с учетом специфики и проблем функционирования отрасли, будет охватывать все стороны деятельности этих предприятий и способствовать повышению эффективности их деятельности, а значит, и отрасли в целом.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/popular/buch/53_2.html.

[2] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW; n=184307

[3] Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW; n=187252

[4] Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Справочно-правовая система КонультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82617/

[5] Крайнова В.В. Анализ зарубежного законодательства по организации внутреннего контроля / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 41.-Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2014 - С. 228-234.

[6] Крайнова В.В. Построение системы внутреннего контроля при подготовке финансовой отчетности в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 41. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ». - 2014 - С. 234-243.

[7] Крайнова В.В. Инвентаризация как основной метод фактического контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова, Р.С. Крайнов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 42. -Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ». - 2015 - С. 197-205.

[8] Крайнова В.В. Концептуальная модель системы внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова // Управленческий учет. - 2015 - № 2. - 71-80.

[9] Крайнова В.В. Распределение ответственности и полномочий - важнейшее средство внутреннего бухгалтерского контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова, Р.С. Крайнов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 43. - Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ». - 2015 - С. 204-211.

WATER TRANSORT INTERNAL CONTROL DEVELOPMENT SUBSTANTIATION

I. Yu. Kudryavtseva

Keywords: internal control, water transport, enterprise, development

In this article the main water transport internal control directions considering the industry functioning problems and specificity are substantiated. The notion's content is revealed in relation to its functional purpose.

Статья поступила в редакцию 07.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.