Ю.А. Барсукова
Методический подход к формированию маркетинговой стратегии развития предприятия...
новых рынков пассажирских перевозок, а также снижения издержек, как переменных, так и постоянных.
Список литературы
[1] Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник для ВУЗов / Пер. с англ., 2-е изд. -М.: Инфра-М. -1999. - 804 с.
[2] Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информации, анализ, прогноз. Учебник для вузов / 2002. - 320 с.
[3] Березин Н.С. Практика исследования рынков. - М.: Бератор-Пресс. - 2003. - 376 с.
[4] Буянова Л.Н. Водный транспорт России: состояние и перспективы развития. Учебное пособие/ СПГУВК.-СПб. - Издательство СПГУВК. - 2002. - 161 с.
[5] Дэй, Д. Стратегический менеджмент. - М.: Экспо-Пресс. - 2002. - 640с.
[6] Медведев А.М. Организация речных пассажирских перевозок. - М.: Транспорт. - 1983. -136 с.
[7] Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. -1996. - 80 с.
[8] Румянцева З.П. Стратегическое управление: принципы и процессы: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М: «ИНФРА-М». -1999. - 344 с.
SYSTEMATIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF MARKETING STRATEGY OF BUSINESS, PASSENGER SERVICES TO WATER TRANSPORT
U.A. Barsukova
Provides a list of the most popular approaches to building and marketing strategy of the enterprise, engaged in passenger transport on inland waterways. Designated marketing strategy of passenger traffic, as well as take into account the validity, effectiveness, and a measure of each market segment.
УДК 656.6
Ю.А. Барсукова, аспирант ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье отражена важность развития воднотранспортного комплекса, произведен анализ современного состояния рынка пассажирских перевозок, выявлены негативные факторы, повлиявшие на снижение объемов перевозок, а также указаны перспективные направления развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
Для разработки методических основ формирования стратегии развития предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки на водном транспорте важное значение имеет анализ состояния и обоснования перспектив развития пассажирских перевозок. Данный вид перевозок исторически отличался привлекательностью и относительной дешевизной. Однако с началом в стране периода экономической нестабильности пассажирские перевозки значительно сократились. Этот процесс связан с распадом хозяйственных связей, снижением производства, отсутствием в полном объеме
дотаций из федерального и муниципального бюджетов, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения.
В настоящее время Россия имеет самую большую в мире протяженность внутренних водных путей, используемых для целей судоходства. Сеть внутренних водных путей делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы России.
Внутренний водный транспорт является составной частью транспортного комплекса Российской Федерации. Специфическими факторами внутреннего водного транспорта, ограничивающими его развитие, являются в основном меридиональное направление течения магистральных рек и сезонность работы [4]. В то же время использование внутреннего водного транспорта на перевозках пассажиров позволяет снизить транспортные затраты, сократить удельные расходы топлива в два раза. Водный транспорт значительно экологичнее железнодорожного и автомобильного транспорта, водные пути менее уязвимы в форс-мажорных ситуациях.
На внутренний водный транспорт возложены большие задачи по обслуживанию народного хозяйства и населения практически всех регионов страны. В практическом осуществлении мер по повышению эффективности и качества работы внутреннего водного транспорта значительные задачи возлагаются на научный потенциал отрасли. Именно в этой сфере находятся те рычаги, которые позволяют поднять на новый уровень эффективность перевозок по внутренним водным путям. Не мало важным фактором является и организационно-экономические проблемы стратегического управления пассажирскими перевозками, которые определяется рядом обстоятельств. Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства экономики - неуклонный рост глобализации. Транспорт является важнейшим составным элементом туристской индустрии, неотъемлемой частью туристского продукта, а транспортное обслуживание- это сложный технологический процесс. Специфика переходного развития российской экономики в целом и туризма в частности требует изучения зарубежного опыта, ознакомление с принципами построения структурной иерархии системы регулирования экономики государственными органами. Имеющееся на текущий момент существенное отставание России по уровню технологий означает, что только активная интеграция Росси в мировое хозяйство является путем повышения эффективности её экономики. Важнейшей проблемой на транспорте является оптимизация планирования и управления на транспорт. Система управления и транспортная политика при государственной форме собственности нацелена на обеспечение требуемого уровня транспортного обслуживания пассажиров, а в случае рыночного ориентированных коммерческих предприятий - на достижение максимального финансового результата и доли на рынке [3].
В период социально-экономических реформ в работе внутреннего водного транспорта произошел ряд принципиальных изменений, в частности:
- в результате приватизации и акционирования вместо двадцати одного пароходства (производственные объединения, включающие в свой состав порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, организации и предприятия связи, капитального строительства), в отрасли возникло более двух тысяч субъектов, занимающихся коммерческой деятельностью;
- осуществлен переход от административного отраслевого управления к регулированию деятельности хозяйствующих субъектов на основе тарифной, налоговой, таможенной, бюджетной политики;
- на рынке услуг сократился спрос на перевозки пассажиров и грузов внутри страны и погрузо-разгрузочные работы в портах;
- значительно уменьшились объемы государственного финансирования на содержание и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.
Ю. А . Барсукова
Состояние и развитие рынка пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте
В настоящее время развитие внутреннего водного транспорта осуществляется адекватно состоянию экономики Российской Федерации. Рост объемов предоставляемых услуг регулируется платежеспособным спросом, степенью эффективного использования рычагов государственной поддержки. В сложившихся условиях экономического роста, стимулирующего увеличение спроса на услуги отраслей по перевозкам грузов и пассажиров, внутренний водный транспорт работает устойчиво, сохраняя стабильную тенденцию на рынке пассажирских перевозок [5].
С другой стороны, негативное влияние на внутренний водный транспорт оказывают следующие факторы:
- нерешены проблемы накопленной просроченной задолженности организации;
- недостатки в формировании механизма экономического регулирования деятельности субъектов рынка;
- возобновившаяся инфляция издержек производства и опережающий темп роста цен промышленной продукции;
- тенденция к опережающему росту цен на топливно-энергетические ресурсы и на продукцию естественных монополий.
Перспективы развития внутреннего водного транспорта связаны, прежде всего, с той ролью, которую он играет в транспортной инфраструктуре России. Стабильность работы и реализация конкурентных преимуществ водного транспорта будет, прежде всего, зависеть от состояния водных путей, увеличение пропускной способности российских транспортных гидросооружений. Мировые тенденции, отдающие предпочтение развитию экологически чистых видов транспорта с низким удельным расходом топлива неизбежно должны найти отражение и в российском законодательстве, что позволит получить определенные преимущества в использовании речного флота.
Роль и место внутреннего водного транспорта Единой транспортной системе в перспективе следует определять не столько объемом транспортной работы, сколько особой значимостью для страны выполняемых задач. Развитие речного туристического бизнеса является одним из основных сегментов рынка транспортных услуг для внутреннего водного транспорта.
Динамика пассажирских и туристских перевозок а различных видах транспорта в СССР и России после 1985 года представлена в таблице 1.1.
В России пассажирские и туристические перевозки, выполняемые всеми видами транспорта, особенно интенсивно начали развиваться в середине пятидесятых годов ХХ века, однако в девяностые годы ХХ века произошло их существенное снижение в связи с уменьшением платежеспособного спроса населения, старением и списанием транспортных средств.
Таблица 1.1
Динамика пассажирских и туристических перевозок различными видами транспорта в СССР и России
Вид транспорта Годы
1985 1990 1995 2000 2005 2008
Автомобильный, млрд.ч. 26,0 28,6 22,8 20,0 20,9 19,0
Железнодорожный, млрд.ч. 3,04 3,14 1,83 1,42 1,31 3,20
Воздушный, млн.ч. 73,0 91,0 62,0 53,0 86,0 96,4
Морской, млн.ч. 18,0 16,0 3,0 1,0 0,7 0,8
Количество перевезенных водным транспортом пассажиров в середине пятидесятых годов ХХ века значительно увеличилось по сравнению с пассажиропотоком в военные годы, поскольку пассажирский флот пополнился новыми более комфортабельными теплоходами, строящимися, в основном, на европейских верфях. Кроме того, крупные приречные города стали оборудоваться удобными причалами, совре-
менными вокзалами с гостиницами, а также улучшились водные связи с регионами после строительства каналов им. Москвы, Волго-Донского и Волго-Балтийского.
В восьмидесятые годы ХХ века объём пассажирских перевозок начал сокращаться, что обусловлено переключением пассажиров на более скоростные параллельные виды транспорта. В начале девяностых годов того же века пассажирские и туристские линии стали закрываться, ставились в отстой, а затем списывались ещё пригодные для эксплуатации суда по причинам, описанным выше.
В 2000-2008 гг. наблюдается тенденция к увеличению объёма перевозок в результате стабилизации экономики и некоторый рост платёжеспособности основной части населения.
Динамика развития перевозок пассажиров и туристов на внутреннем водном транспорте представлена в таблице 1.2 и 1.3.
Таблица 1.2
Перевозки пассажиров транспортом общего пользования (миллионов человек)
Транспорт отраслей Минтранса России 2007 год 2008 год 2008 г. в % к январю-декабрю 2007 г.
Автомо бильный 14477,3 14634,0 101,1
Морской 1,4 1,4 103,7
Внутренний водный 21,5 19,9 92,4
Воздушный 45,1 49,7 110,2
Железнодорожный 1278,0 1296,0 101,4
Таблица 1.3
Пассажирооборот по видам транспорта (миллиардов пассажиро-км)
Транспорт отраслей Минтранса России 2007 год 2008 год 2008 г. в % к январю-декабрю 2007 г.
Автомо бильный 145,4 150,5 103,5
Морской 0,1 0,1 98,8
Внутренний водный 1,0 0,8 81,9
Воздушный 111,0 122,5 110,4
Железнодорожный 174,1 175,9 101,0
На мой взгляд, развитию пассажирских и туристских перевозок должно способствовать:
1. проектирование и создание новых, более совершенных транспортных средств, а также переоборудование и ремонт устаревших;
2. расширение транспортных связей;
3. улучшение качества обслуживания туристов;
4. обеспечение безопасности во время путешествий;
5. создание комплексной рекламно-информационной системы;
6. применение гибкого ценового механизма;
7. совершенствование законодательства по туризму;
8. создание единой транспортной системы туризма, включающей перевозки туристов на всех видах транспорта для рационального регулирования пассажиропотоков;
9. увеличение материального и культурного уровня населения. Комфортабельные пассажирские суда используются для отдыха и туристических
поездок на круизных линиях в основном по водным путям Единой глубоководной системы европейской части страны. Большой популярностью пользуются круизы у иностранных туристов, а в последние три года наметился рост спроса на них у насе-
Ю.А. Барсукова
Состояние и развитие рынка пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте
ления нашей страны. В условиях наметившейся стабилизации экономики можно прогнозировать дальнейшее увеличение этого спроса. Развитие речного туристического бизнеса является одним из основных сегментов рынка транспортных услуг для внутреннего водного транспорта. Перевозки речным транспортом могут составить более 400 тыс. туристов в год, том числе около 200 тыс. иностранных.
Следовательно, для обеспечения роста туристических перевозок при поддержке и участии субъектов Российской Федерации необходимо произвести модернизацию пассажирских судов для повышения комфортабельности. Кроме того, следует создать береговую инфраструктуру и повысить качество предоставляемых услуг на борту судна и в остановочных пунктах.
В связи с заметным оживлением туристического бизнеса в сфере речных путешествий следует, модернизировать пассажирский флот туристического назначения с повышением его комфортабельности, а также начать строительство новых современных пассажирских судов средней и малой пассажировместимости.
В рыночных условиях сохранились рентабельные пассажирские перевозки, а также социально значимые перевозки в регионах, где внутренний водный транспорт является единственно доступным для населения. Ликвидировать убыточность в последнем случае не представляется возможным из-за недостаточного платежеспособного спроса. Такие перевозки в незначительных размерах дотируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в сложившихся нестабильных и трудно предсказуемых экономических, политических и социальных условиях внутренний водный транспорт продолжает развиваться стабильно и является привлекательным видом транспорта при перевозке пассажиров. Однако в дальнейшем предприятиям внутреннего водного транспорта необходимо удерживать и укреплять позиции на транспортном рынке в силу усиления конкуренции между видами транспорта и роста износа основных фондов речного транспорта. Для этого необходим выбор эффективной экономической политики на основе правильно оцененных тенденции развития транспортного рынка. Поэтому роль прогнозирования в настоящее время становиться все более важной в процессе управления.
Список литературы
[1] Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник для ВУЗов / Пер. с англ., 2-е изд. -М.: Инфра-М. - 1999. - 804с.
[2] Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информации, анализ, прогноз. Учебник для вузов / 2002. - 320 с.
[3] Березин Н.С. Практика исследования рынков. - М.: Бератор-Пресс. - 2003. - 376 с.
[4] Буянова Л.Н. Водный транспорт России: состояние и перспективы развития. Учебное пособие/ СПГУВК. - СПб. - Издательство СПГУВК. - 2002. - 161 с.
[5] Дэй Д. Стратегический менеджмент. - М.: Экспо-Пресс. - 2002. - 640с.
[6] Медведев А.М. Организация речных пассажирских перевозок. - М.: Транспорт. - 1983. -136 с.
[7] Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. -1996. - 80 с.
[8] Румянцева З.П. Стратегическое управление: принципы и процессы: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М: «ИНФРА-М». -1999. - 344 с.
STATE AND DEVELOPMENT OF THE PASSENGER IN INLAND WATER TRANSPORT
U.A. Barsukova
The paper describes the development of water-transport complex, the analysis of the current
state of the travel market, identified the negative factors that influenced the decline in traffic, and are promising areas of passenger transport by inland waterways.
УДК 656.624.3
Б.И. Вайсблат, д.т.н., профессор НИУВШЭ. 603155, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 136. Т.Е. Новикова, к.э.н., ст. преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.
ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ДОСТАВКИ СУДОВОЙ ПАРТИИ ГРУЗОВЫМ ТЕПЛОХОДОМ
Выполнен анализ работ, посвящённых рискам в цепях поставок, в которых рассматриваются в основном вопросы классификации рисков. Вопросы же прогнозирования показателей риска и управления риском к настоящему времени исследованы недостаточно. В настоящей статье предлагается модель оценки и управления риском доставки судовой партии грузовым теплоходом.
Одним из важных направлений логистики является управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. [4]
Материальную основу логистики формируют: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления, персонал, занятый соответствующими операциями.
В работе [1] отмечается, что в логистических системах существуют так называемые риски транспортировки, при этом риск определяется как «вероятность наступления события, которое может повлечь за собой потери». Кроме того, «под риском в ценах поставок понимают опасность возникновения задержки в работе цепи поставок, срыв поставки или нарушение функционирования одного или нескольких звеньев цепи поставки» [4].
Большинство работ [1-7], посвящённых рискам в цепях поставок, рассматривают в основном вопросы классификации рисков. Вопросы же прогнозирования показателей риска и управления риском к настоящему времени исследованы не достаточно.
В связи с этим, в настоящей статье предлагается модель оценки и управления риском доставки судовой партии грузовым теплоходом.
Известно [5], что время доставки судовой партии груза из порта отправления в порт назначения определяется по формуле:
T=ti+h+t3+U+t5 (1)
где: t1 - время ожидания погрузки грузовым теплоходом в порту отправления ; t2 - время погрузки теплохода в порту отправления;
t3 - время движения теплохода с грузом от порта отправления до порта назначения; t4 - время ожидания теплоходом начала выгрузки в порту назначения; t5 - время выгрузки теплохода в порту назначения.
Поскольку процесс доставки судовой партии подвержен воздействию случайных факторов [5], то продолжительность операции 11 (i= 1,5), вообще говоря, являются случайными величинами. Для вероятностной оценки случайных величин t, воспользуемся методом оценки и пересмотра проекта (PERT) [6], основанный на предпосылке об