Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ'

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / НЕЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / VULNERABLE POPULATION / МЕРОПРИЯТИЯ / EVENTS / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / RETIREMENT SAVINGS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Е.А., Чернева Р.И.

Статья посвящена основным аспектам социальной политики государства. Выявлены основные её особенности. Проанализирован ряд мероприятий, проводимых в Российской Федерации в рамках социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSARY PRIORITIES OF SOCIAL POLICY AT PRESENT AND IN THE FUTURE

The article is devoted to the main aspects of social policy of the state. The article reveals the basic features of the policy and analyses a number of events carried out in the Russian Federation in the framework of social policy.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ»

Управленческий учет. - 2015. - № 2- С. 20-27.

[2] Крайнова В.В. Совершенствование системы внутреннего контроля в судоходных компаниях / В.В. Крайнова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. -№ 12. - С. 90-92.

[3] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/buch/53_2.html

[4] Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995. № 208-ФЗ// Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=182079

[5] Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008№ 307 -ФЗ // справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basexonsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=175310

[6] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basexonsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=184307

[7] Информация Минфина РФ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=156407

[8] Крайнова В.В. Концептуальная модель системы внутреннего контроля в организациях внутреннего водного транспорта / В.В. Крайнова // Управленческий учет. - 2015 - № 2. - С. 71-80.

THE REGULATION OF INNER CONTROL AT THE ENTERPRISES OF WATER TRANSPORT

I. Y. Kudryavtseva

Keywords: inner control, water transport, regulation

The article deals with the documentary regulation of inner control at the enterprises of water transport. According to the author's view the documents are divided into three levels.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

УДК 304.4

Е.А. Пахомова, канд. ист. наук, ФГБОУВО «ВГУВТ» Р.И. Чернева, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Ключевые слова: социальная политика, незащищенные слои населения, мероприятия, пенсионные накопления

Статья посвящена основным аспектам социальной политики государства. Выявлены основные её особенности. Проанализирован ряд мероприятий, проводимых в Российской Федерации в рамках социальной политики.

Российская Федерация, согласно Конституции, является социальным государст-

вом. Основные принципы такого государства зафиксированы в Европейской социальной хартии. Система управления социально-экономическими отношениями предусматривает соблюдение общественной справедливости, недопущения снижения уровня жизни и чрезмерной дифференциации в доходах различных социальных групп населения.

В системе государственной политики каждого государства весьма значимую роль играет социальная политика. Под ней понимают особый аспект внутренней политики, цель и содержание которого представляет собой регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений в социуме межу индивидами [3, С. 39-40; 20, С. 41]. Цель социальной политики - создание условий для жизнедеятельности человека в объеме, который соответствует уровню развития социума. Провозглашая данную цель, государство возложило на себя обязательства: не ущемлять интересы различных групп населения, не отводить им по тем или иным признакам роль изгоев. Уже само перечисление целей социальной политики даёт основание утверждать, что таковая полностью вписывается в понимание современной постиндустриальной экономики, совмещающей в себе либеральное устройство рыночных отношений с необходимостью государственного вмешательства в экономические процессы [11, С. 85].

Социальная политика включает элементы: социальную защиту, социальную помощь и социальное страхование. Социальная политика включает механизм формирования трудовых отношений. При этом она понимается как социально-экономическое направление по обеспечению достойного уровня жизни граждан, их социальной защищенности на основе стимулирования трудовой деятельности. Её мероприятия должны носить адресный характер [4, С. 10; 7, С. 21].

Важнейшее свойство социальной политики заключается в том, чтобы в концентрированной форме выражать запросы, надежды и чаяния социальных групп. Объектом социальной политики является население страны, которое представляет собой субъекта потребностей и потребления [6]. Социальная политика тесно связана с экономической политикой: последняя имеет своим конечным итогом регулирование человеческой деятельности по созданию материальных и духовных благ; социальная политика увязана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими наличествующих благ. Разумеется, проводимая государством экономическая политика может быть различной в зависимости от идеологических предпочтений политической элиты (как правило, выделяют три основных разновидности социальной политики). Наименее предпочтительная для населения экономическая политика, проводимая неолибералами и/или неоконсерваторами, тяготеющими к либертарианству и почти полностью отрицающих необходимость государственного вмешательства в экономику (по сути выступающих за механизм несилового экономического рабства) [1, С. 85; 8, С. 22; 14, С. 28; 16, С. 1045; 17, С. 24-25; 18, С. 28], а наиболее - социал-демократическая [15, С. 168].

Дабы социальная политика могла быть реализована в полном объёме, она должна вырабатываться, основываясь на следующих принципах:

- экономическая свобода человека и признание права лиц наёмного труда, предпринимателей и профсоюзов на тарифную автономию, базирующуюся на социальном партнерстве;

- доверие к регулирующей роли рынка (имеются в виду в данном случае спрос и предложение, цена и конкуренция);

- ответственность государства за формирование рыночной среды, за создание необходимых условий для осуществления экономической и социальной жизни.

Социальная политика использует следующие основные методологические понятия: «социальная сфера», «социальная поддержка», «социальная защита», «социальная помощь», «социальные услуги», «социальное обслуживание», «социально незащищённые категории граждан», «малообеспеченные» [2, С. 22].

2005 г. стал поворотным в системе социальной защиты, поскольку в соответствии с ФЗ № 122 [25] полномочия по оказанию социальной помощи были переданы на уровень субъектов РФ (кстати, это вполне вписывается в систему отношений «центр -регионы», характерную для федеративного государства [24, С. 299]). На этом уровне были разработаны свои законы об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Постановлениями Правительств субъектов РФ установлен порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи. Для финансирования реализации принятых законов в республиканских бюджетах предусматриваются необходимые средства. Важно отметить, что при разработке указанных нормативно-правовых актов учитывался и зарубежный опыт социальной политики, в частности, «система Бисмарка» и модель Бевериджа. Сущность системы, применяемой в ряде стран Запада, состоит в том, что каждый гражданин должен быть охвачен социальной помощью в случаях, признаваемых критическими (болезни, потеря кормильца, рождение детей и пр.), а государство несёт ответственность за защиту минимального дохода.

При сохранении нынешних условий функционирования экономики (с учётом последствий финансового кризиса), дальнейшего неравномерного развития производительных сил по оценке ряда ученых дифференциация доходов населения в ближайшие 3-5 лет возрастет еще на 40-60%, что будет содействовать усилению антагонизма в социуме [23, С. 84]. В качестве мер по радикальной модернизации социальной политики можно предложить:

1. Выбрать государственную социальную модель, предусматривающую:

- для работающих - институт адекватной заработной платы, позволяющий трудящемуся и членам его семьи жить на достойном уровне. В этих целях следует приблизить размер МЗП к величине не меньше 40% средней зарплаты по стране; средняя заработная плата должна быть не ниже пятикратной величины ПМ, а доля зарплаты в ВВП должна быть увеличена в течение 3-5 лет до 40%;

- для пенсионеров пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам заработать (имеется в виду в течение 35-40 лет страхового стажа) пенсию в размере не ниже 50-60% от суммы их заработной платы [12, С. 734];

- для всех граждан страны - гарантированное оказание бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы, предусматривающее обязательное медицинское страхование для работающих с совокупными затратами не менее 6% ВВП;

- для всех жителей страны - гарантированное предоставление возможности получать на бесплатной основе среднее и высшее образование, государственные затраты на которое должны быть не ниже 4-6% ВВП.

2. На социальные цели законодательно устанавливать государственные расходы на уровне не ниже минимальных стандартов, которые рекомендованы текстами конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), а также Европейской социальной хартией, подписанной Российской Федерацией ещё в 2000 г. [26, С. 13].

3. На государственном уровне разработать программу развития систем здравоохранения, образования и жилищно-коммунальной сферы, включающую в себя федеральную и согласованные с ней программы субъектов федерации.

Важно отметить, что роль социальной политики в регулировании уровня и качества жизни в современных условиях возрастает - в ней реализуются главнейшие принципы развития человеческой личности, а именно:

- социальной справедливости, или степени социального равенства людей, которая включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное же участие в распределении материальных ценностей, создание равных стартовых возможностей для подрастающего поколения, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;

- социальных гарантий - это право на труд, удовлетворение потребностей в образовании, здравоохранении, жильё, материальном обеспечении, содействие в культурном росте и отдыхе,

- повышения материального и культурного уровня жизни всех членов социума, улучшения условий труда и быта, решения экологических проблем и охраны природы;

- гуманизации трудовых и общественных отношений в производстве,

- развития социальной активности всех членов общества, что способствует раскрытию и использованию созидательных способностей человека;

- гражданской сплоченности всех составляющих социальных слоёв и групп общества, усиления социальной однородности общества [3, С. 40; 9, 226].

В социальной политике государство выделяет несколько важных направлений, по которым и производится регулирование социальных процессов, а именно:

- политика в сфере доходов и семейного потребления;

- политика в сфере благосостояния в обществе;

- политика в сфере воспроизводства рабочей силы и занятости населения страны;

- политика по поддержке «беззащитных групп» в социуме;

- политика по эффективному развитию отраслей общественной инфраструктуры.

Политика в области личного потребления и доходов семей имеет своим объектом

оплату труда лиц, которые трудятся по найму. Её основной целью является содействие улучшению итогов трудовой деятельности населения, территориальной и профессиональной мобильности жителей страны, сокращение необоснованно высокой в современных реалиях дифференциации размеров оплаты труда; восстановление и поддержание роли МЗП как законодательной гарантии защиты прав работающих по найму. Мероприятия данного направления уместно подразделить на две группы, а именно: в сфере оплаты труда во внебюджетном секторе экономики и, соответственно, в оплате труда уже в рамках бюджетной сферы [10, 70; 18, С. 27; 28, С. 461].

В первую группу включено обеспечение реального действия системы гарантий минимальных уровней зарплаты для трудящихся в зависимости от их квалификации на основе тарифных соглашений и коллективных договоров между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства. Во вторую - уточнение систем оплаты труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом доплат и надбавок, дополнительным материальным поощрением труда высококвалифицированных работников с учётом надбавок за выслугу лет и высокую результативность труда, а также с учётом динамики зарплаты в рамках внебюджетного сектора экономики и наличествующим в стране уровнем инфляции. При этом при решении вопроса и МЗП работников обеих сфер национальной экономики, государство должно исходить из рекомендации МОТ - использование общепринятого в мировой практике социального стандарта как минимальной часовой оплаты труда. В процессе регулирования оплаты труда наемных работников государство активно использует: налоги, механизм социального партнерства, государственные гарантии минимальной оплаты труда и механизм строгой ответственности субъектов трудовых отношений за нарушение трудового законодательства [13, С. 33].

В рамках политики в сфере общественного благосостояния предусматривается:

- разработка и использование как значимого инструмента социальной политики минимальный потребительский бюджет (МПБ) (ПМ) и механизма социальной защиты от инфляции МПБ определяется как набор разных услуг и товаров, которые объективно необходимы человеку для существования;

- поддержка со стороны государства нерыночного сектора экономики, который не может ориентироваться только лишь на коммерческие критерии. К нему относятся существенная часть здравоохранения, спорта и физической культуры, искусства, образования, охраны природы, фундаментальной науки и т.д.

В политику в области воспроизводства населения рабочей силы и занятости традиционно включают действия по созданию новых рабочих мест, обеспечению деятельности служб занятости, выплаты пособий по безработице, организацию проведения и оплаты общественных работ, выработке программ по созданию, сохранению и развитию рабочих мест.

Такого рода политика оказывает большое влияние на политику в сфере благосостояния, так как определяет следующие параметры: объём и структуру доходов семьи, количество и состав социально незащищенных групп населения; структуру и объём потребления социальных благ и услуг, которые распределяются с помощью экономических институтов и общественных организаций [21, С. 210; 22, С. 22].

Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:

1. Постоянное совершенствование пенсионной системы, которая основывается на: обеспечении соответствия размера минимальной пенсии величине ПМ пенсионера; периодической индексации пенсий, основанной на учёте роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; использовании механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего с большим уровнем объективности учитывать трудовой вклад каждого трудящегося; содействие развитию системы негосударственных пенсионных фондов.

2. Развитие системы социальной защиты населения, а именно социальное обслуживание выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, которые были уволены с государственной и муниципальной службы.

3. Обеспечение деятельности системы социальной поддержки семьи, детей, молодежи и т.д. [27, С. 217]

Политика в отношении отраслевой социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание условий для качественной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в требуемом объёме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйствования; приоритетное выделение средств на реализацию целевых программ здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения и культуры; расширение жилищного строительства [26, С. 15].

Выполнению задач современной социальной политики могут помешать сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющиеся в обществе следующие риски:

1) Макроэкономические, обусловленные внутренней и внешней конъюнктурой, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высоким уровнем инфляции.

2) Финансовые - недостаточность финансирования (причём в данном случае как из бюджетных, так и из внебюджетных источников).

3) Техногенные и экологические - всякая экологическая или техногенная катастрофа потребует дополнительных ресурсов для оказания неотложной социальной и медицинской помощи.

4) Геополитические - показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и на территории сопряжённых государств. Военные и террористические действия закономерно ведут к дополнительным затратам на решение медицинских и социальных проблем граждан, пострадавших в результате этих действий.

5) Законодательные - законодательная база социальной сферы в целом и здравоохранения в частности настоятельно требует дальнейшего совершенствования, а также принятия новых законодательных актов.

Одним из направлений социальной политики является совершенствование системы социального страхования в стране. Как показывает правовая практика развитых

стран и положения конвенции МОТ, страховые платежи представляют собой резервируемую часть заработной платы работников, которая недодается им и предназначена на случай наступления социальных рисков: старости, инвалидности, болезни и т.д. Собственно, работающие, которые становятся пенсионерами, вовсе не являются иждивенцами. Они получают именно заработанное, которое становится резервом ими созданным в процессе трудовой деятельности для обеспечения своего существования после ее прекращения - из их заработка регулярно удерживались взносы на цели пенсионного обеспечения.

Роль государства заключается в том, что оно выступает гарантом сохранения заработанных страховых прав страховых ресурсов. В этой связи необходимо законодательно определить пропорции и размеры ВВП, направляемые на социальное страхование. Зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности отделения от государственного бюджета средств социального страхования [2, C. 22].

Таким образом, международный, общефедеральный и региональный опыты социальной политики наглядно демонстрируют пути дальнейшего развития данного направления государственной политики в целом. Важно отметить, что в настоящее время экономические возможности Российской Федерации не позволяют проводить социал-демократическую экономическую политику, подобную той, что претворяется в жизнь в странах Северной Европы, однако, в интересах как государства, так и общества, приближаться именно к этой модели, а не к либертарной.

Список литературы:

[1] Багдасарян В.Э. Либерализм как идеология неоколониализма // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. Т. 3. - № 5. - С. 84-85.

[2] Баштыгова М.Т., Гайсултанов М.Б., Сайханов Х.Х. Расходы федерального бюджета на социальную политику: опыт России и Германии // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. - 2015. - С. 22-24.

[3] Вешнякова Т.С., Ченцова Н.М. Социальная политика и качество жизни населения // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 39-47.

[4] Голоманчук Э.В. Реализация конституционных социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через программную социальную политику // Философия права. - 2011. - № 5 (48). - С. 10.

[5] Гончарова Е.Н. Формирование среднего класса как стратегическая цель социальной политики российского государства // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. -2013. -№ 1 (60). - С. 19-23.

[6] Закон от 5 мая 2005 г. № 40-З «О государственном социальном обслуживании населения» // Электронный доступ: http://www.minsocium.ru/index.php/obshchie-polozheniya/141-zno-40-05-05-2005

[7] Иерусалимский Ю.Ю. Избирательные кампании начала и середины 1990-х гг. в Федеральное Собрание Российской Федерации (по материалам Ярославской области) / для студентов, обучающихся по специальности История / Ю. Ю. Иерусалимский, Б. А. Тюрин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2009. - 102 с.

[8] Кирсанов М.Ю. Экономическое развитие и инновационная экономика: совершенствование государственного и муниципального управления // Научное мнение. - 2015. - № 2-3. - С. 150153.

[9] Лазарева Г.И. Бюджетная политика в решении социальных задач государства // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3 (51). - С. 223-229.

[10] Малышев Д.М. Социальное обеспечение как гарантия реализации права на достоинство в Российской Федерации // Научный поиск. - 2015. - № 1.5. - С. 68-71.

[11] Мелкумова М.В. Анализ социально-экономических характеристик шведской модели // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7 (48). - С. 82-86.

[12] Молотовщикова Е.О., Пахомова Е.А., Торопкин А.И., Фоменков А.А. Пути пенсионной реформы: политические аспекты. В пострадавших будет средний класс? // Молодой ученый. -2013. - № 11. - С. 732-735.

[13] Назирбекова З.А. Сущность и основные цели социальной политики государства // Вопросы структуризации экономики. - 2008. - № 4. - С. 32 -34.

[14] Павкин Л.М. Либертарианство: принципы, теория, оценки // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2014. - № 1. - С. 27-33.

[15] Павлов В.С. Социальная политика западноевропейских государств в рыночной экономике: возможности и границы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2008. - № 6. - С. 165-170.

[16] Пархоменко Р.Н. Современные концепции понятия идеи свободы // Философия и культура. - 2015. - № 7. - С. 1043-1054.

[17] Пахомова Е.А., Фоменков А.А. Государства должно быть «мало»: к вопросу о публично-правовых взглядах современных либертариев // Юридическая мысль. - 2014. - № 2 (82). - С. 23-27.

[18] Рыхтик М.И. Социально-политическое измерение инновационного развития // Гуманитарии в XXI веке. Министерство образования и науки РФ; Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского; Нижегородское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Академия гуманитарных наук»; Под общей редакцией З.Х. Сара-лиевой. - 2013. - С. 25-30.

[19] Саидов З.А. Доктринальные основы административно-правового регулирования современной российской экономики // Право и политика. - 2015. - № 9. - С. 1275-1280.

[20] Сборник материалов к научной конференции аспирантов и студентов гуманитарного факультета ОМГАУ за 2004-2005 год. М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение Высш. проф. образования «Ом. гос. аграр. ун-т»; [науч. ред.-С. В. Новиков]. -Омск, 2005. - 99 с.

[21] Смирнова А.А., Егорова М.С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. - 2015. - № 11-4 (91). - С. 208-211.

[22] Суханов Е.В. Влияние развития экономики на повышение социального обеспечения качества жизни населения региона // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 9 (54). - С. 21-23.

[23] Трофимова Г.А. Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод // Социум и власть. - 2015. - № 2 (52). - С. 82-86.

[24] Удалов В.С., Колобов А.О. Система «Центр - периферия» в современном политическом процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 2-1. -С. 297-301.

[25] Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» // Электронный доступ: http://www.rg.ru/2004/08/31/ samoupravleniye-dok.html

[26] Хныкин Г.В. Тенденции развития трудового законодательства России // Научный поиск. -2015. - № 1.3. - С. 12-16.

[27] Шаяхметова В.Р. Преодоление бедности как стратегическая цель региональной социальной политики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 5-4. - С. 216-218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[28] Konovalova GM., Voskoboynikova T.V., Mushkina 1.А., Borodina N.V. Inclusive education foreign experience and Russian realities // European researcher. Series A. - 2011. - № 4 (6). - С. 459462.

NECESSARY PRIORITIES OF SOCIAL POLICY AT PRESENT AND IN THE FUTURE

E.A. Pakhomova, R.I. Cherneva

Key words: social policy, vulnerable population, events, retirement savings

The article is devoted to the main aspects of social policy of the state. The article reveals the basic features of the policy and analyses a number of events carried out in the Russian Federation in the framework of social policy.

Статья поступила в редакцию 04.07.2016 г.

УДК [658.14:005.5111:658.114

И.П. Самойлова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА

Ключевые слова: финансовый контроллинг, экономический спад, инструменты.

В статье рассматриваются инструменты финансового контроллинга, необходимые для внедрения в управленческую практику российских предприятий в современных условиях экономического спада.

В 2015 г. российская экономика впервые за последние двадцать лет вошла в длительный период сокращения валового внутреннего продукта (ВВП) и отсутствия краткосрочных перспектив экономического роста. В апреле 2016 года Минэкономразвития РФ пересмотрело разработанные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года с учетом последних изменений в Российской экономике. В обновленном прогнозе говорится, что в 2016 году ВВП сократится на 0,8% [1]. По данным Росстата РФ в 2015 году падение ВВП составило 3,7%. Отрицательными факторами для развития экономики страны стали падение цен на нефть и санкции в отношении России, введенные после начала украинского политического кризиса, следствием чего стало замораживание инвестиционной активности и снижение потребительского спроса. Из новых расчетов Минэкономразвития видно, что в 2016 году уровень потребления в России сократится на 2,5%, а инвестиции в экономику - на 5%. Реакцией Центрального банка РФ на сложившуюся ситуацию стало резкое повышение ключевой ставки, что привело к удорожанию финансовых ресурсов для предприятий реального сектора экономики. Как показывает официальная статистика, с середины 2013 года наблюдался устойчивый рост интенсивности банкротств. В 2015 г. число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были признаны банкротами возросло по сравнению с 2014 годом примерно на 20%. Также продолжилась тенденция монополизации рынков и усиления роли государства в экономике. Одна из наиболее свежих оценок по данному вопросу была представлена на Гайдаровском форуме-2016: по итогам 2015 года вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации может составить примерно 70%, тогда как в 2005 году эта доля составляла около 35% [2].

Перечисленные выше факторы говорят о том, что эффективное управление организацией сегодня становится невозможным без реального внедрения на практике широко известных инструментов финансового контроллинга. В данной статье мы постараемся уделить внимание наиболее эффективным методам улучшения финансового планирования и контроля, которые способствуют выживанию российских организаций в непростых экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.