Научная статья на тему 'Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне'

Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / правовое регулирование / государственный контроль / законодательное регулирование / нормативное оформление социального предпринимательства. / social entrepreneurship / legal regulation / state control / legislative regulation / regulatory registration of social entrepreneurship.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В В. Преснякова

В данной статье поднимается проблема регулирования «социального предпринимательства» на законодательном уровне. Законодательное сопровождение социального предпринимательства прошло долгий путь и в настоящее время еще требует некоторой корректировки. Но, несмотря на определенные достижения в области создания современной правовой базы, соответствующей международным стандартам, обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями остается одной из наиболее острых проблем в мире в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AT THE LEGISLATIVE LEVEL

This article raises the problem of regulating “social entrepreneurship” at the legislative level. Legislative support for social entrepreneurship has come a long way, and at present it still requires some adjustment. But, despite certain achievements in the field of creating a modern legal framework that meets international standards, ensuring the employment of people with disabilities remains one of the most pressing problems in the world as a whole.

Текст научной работы на тему «Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне»

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

В.В. Преснякова, магистрант

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10832

Аннотация. В данной статье поднимается проблема регулирования «социального предпринимательства» на законодательном уровне. Законодательное сопровождение социального предпринимательства прошло долгий путь и в настоящее время еще требует некоторой корректировки. Но, несмотря на определенные достижения в области создания современной правовой базы, соответствующей международным стандартам, обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями остается одной из наиболее острых проблем в мире в целом.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, правовое регулирование, государственный контроль, законодательное регулирование, нормативное оформление социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство как профессию и область для изучения впервые представил Грегори Диз, директор Центра директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, в конце 1990-х.

Нормы гражданского законодательства способствуют правовому регулированию предпринимательской деятельности в РФ. Данные нормы являются не только регулятором имущественных, личных имущественных и неимущественных отношений, но и предстают перед нами как особая система упорядочения современного рынка РФ. Однако предпринимательские отношения изучены недостаточно. Это развивающийся институт. Возникают новые виды предпринимательских отношений, а право не всегда успевает отразить присущие данным отношениям признаки. отношениям признаки. В настоящее время одним из самых важных направлений и целей законодательства в сфере предпринимательской деятельности является установление определенного рода правил [1]. Поэтому государство должно разработать действенные методы для регулирования данных отношений.

Согласно ст. 2 ч. 1 ГК РФ, Предпринимательская деятельность определяется как "самостоятельная, осуществляемая на свой

риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" [2].

В Российской Федерации действует принцип свободы предпринимательской деятельности, который может быть ограничен только для защиты декларированных прав и свобод, конституционного строя, и принцип единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Регулирование государством предпринимательства нужно, во-первых, для обеспечения публичных прав государства и общества, во-вторых, для организации наилучших условий развития предпринимательства. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в государственных органах, является не законной. Регистрация регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2001 года. Этим законом предусмотрен единый регистрационный порядок юридических лиц вне зависимости от их организационно-

правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация производится уполномоченным органом исполнительной власти. Сведения о юридических лицах хранятся в Едином государственном реестре юридических лиц [3].

В Российской Федерации предпринимательское право состоит из норм конституционного права, гражданского, уголовного, трудового и т.п. Данные нормы регулируют поведение субъекта предпринимательства. Но основой всех отраслей права является конституционное право, оно является той самой базой, на которую должны опираться другие отрасли. Конституция закрепляет за нами право нахождения земли и других природных ресурсов в частной и иной собственности [4]. Она гарантирует нам "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств ", ей также поддерживается конкуренция и "свобода экономической деятельности" [4]. Конституция Российской Федерации также позволяет нам использовать свои предпринимательские способности и имущество для деятельности, направленной на получение прибыли. Регулирование предпринимательской деятельности очень важно как для государства, так и для общества в целом, ведь это позволяет обеспечить их публичные права.

Конституция Российской Федерации также позволяет нам использовать свои предпринимательские способности и имущество для деятельности, направленной на получение прибыли [4]. Регулирование предпринимательской деятельности очень важно как для государства, так и для общества в целом, ведь это позволяет обеспечить их публичные права. Так, незарегистрированная в государственных органах предпринимательская деятельность считается незаконной. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок регистрации юридического лица, сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов. Правовое регулирование позволяет взимать налоги с юридических и физических лиц, занимающих-

ся предпринимательской деятельностью. Обязанность уплаты налога возникает при наличии оснований, установленных законодательством.

Основными функциями, которые выполняет государство, для регулирования предпринимательской деятельности, являются:

1. Стабилизация экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство должно воспользоваться всеми средствами, находящимися в его распоряжении. Если государство не выполнит эту функцию, то это окажет отрицательное влияние на развитие предпринимательской деятельности, на социальную обстановку, на экономику страны в целом и другие процессы.

2. Создание правовой базы. Государство разрабатывает и принимает законы, которые регулируют предпринимательскую деятельность. При помощи данной функции государство обеспечивает законные условия, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

3. Обеспечение национальной безопасности и правопорядка в стране. Невыполнение этой функции, либо выполнение ненадлежащим образом, приводит к созданию в стране условий, способствующих развитию криминальной обстановки, что опасно последствиями для предпринимательской деятельности и экономики страны в целом.

4. Защита конкуренции. Конкуренция является основой развития во всех сферах экономики. Поэтому это также считается функцией государства. Её невыполнение может привести к монополии, т.е. к господству одного производителя над другими, что впоследствии отрицательно отразится на экономическом состоянии страны.

Законодательство РФ обладает рядом целей государственной политики в сфере развития предпринимательства:

1. Способствование развитию субъектов предпринимательства с целью формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2. Создание условия для развития предпринимательства;

3. Обеспечение конкурентоспособности предпринимателей;

4. Оказание содействия предпринимателям с целью поддержания отечественного производителя, продвижения производимых им товаров, работ или услуг на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5. Преумножение числа предпринимателей;

6. Обеспечение занятости населения;

7. Увеличение доли производимых предпринимателями товаров, работ или услуг в объеме валового внутреннего продукта;

8. Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах фе-

Российской Федерации и местных бюджетов [5].

Подводя итог теоретического исследования по вопросу регулирования социального предпринимательства на законодательном уровне, можно сказать о том, что роль государства в регулировании как социального предпринимательства, так и самой экономики в целом достаточно велика. Государство обеспечивает свободу экономической деятельности, закрепляет за нами право частной и иной собственности, что способствует увеличению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их увеличение приводит к преумножению числа рабочих мест, а значит и занятость населения возрастает. Исходя из этого, пополняется государственный бюджет, потом распределяющийся во все сферы жизни общества.

дерального бюджета, бюджетов субъектов

Библиографический список

1. Паулова Е.О., Паулов П.А. К вопросу о подходах к определению предпринимательского договора // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1. № 2. - С. 117-122.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Конституция РФ

5. Федеральный закон от 24.07.2007 Ш09-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Доступ из правовой системы "Консультант Плюс".

6. Центр сертификации социальных предпринимателей // URL: http://www.nb-consult.ru/uslugi/center/.

7. Агентство стратегических инициатив // Официальный сайт: http://asi.ru/.

8. Social enterprise Market // URL:http://www.socialenterprisemarketing.org/.

REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AT THE LEGISLATIVE LEVEL V.V. Presnyakova, graduate student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article raises the problem of regulating "social entrepreneurship" at the legislative level. Legislative support for social entrepreneurship has come a long way, and at present it still requires some adjustment. But, despite certain achievements in the field of creating a modern legal framework that meets international standards, ensuring the employment ofpeople with disabilities remains one of the most pressing problems in the world as a whole.

Keywords: social entrepreneurship, legal regulation, state control, legislative regulation, regulatory registration of social entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.