Научная статья на тему 'Аксиология предпринимательства в гражданском обществе'

Аксиология предпринимательства в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИДЕОЛОГИЯ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежин Н.Н.

Различным проблемам предпринимательства посвящено значительное количество научных работ. Однако в юридической литературе недостаточно внимания уделяется исследованию ценностей предпринимательской деятельности. Автором в статье проведен анализ различных подходов к пониманию предпринимательской деятельности, в результате чего обосновывается наличие следующих ценностей предпринимательства: благополучие и процветание государства, гражданский мир и согласие, свобода экономической деятельности, самостоятельный и рисковый характер предпринимательской деятельности, ответственность предпринимателя за результаты предпринимательской деятельности. Проведенное исследование нормативных правовых актов позволило автору отдельно выделить конституционные и отраслевые ценности предпринимательства. Кроме того, автором проанализированы направления государственной политики в области предпринимательства. Показано наличие экономических и юридических гарантий, которые можно признать способами, средствами обеспечения ценности предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надежин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP AXIOLOGY IN CIVIL SOCIETY

A considerable amount of scientific work is devoted to the various problems of entrepreneurship. However, in legal literature not enough attention is paid to the study of the values of entrepreneurial activity. The author in the article analyzes the various approaches to understanding of an entrepreneurial activity. As a result, the presence of the following values of entrepreneurship is justified: well-being and prosperity of state, civil peace and harmony, freedom of economic activity, independent and risky nature of business activity, responsibility of the entrepreneur for the results of business activities.

Текст научной работы на тему «Аксиология предпринимательства в гражданском обществе»

- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И -

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

Б01: 10.18287/2542-047Х-2019-5-1-96-102 Дата поступления статьи: 8/11/2019

УДК 347.7 Дата принятия статьи: 26/11/2019

Н. Н. Надежин

АКСИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Надежин Николай Николаевич (ar_shadow@mail.ru), кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора, Московский областной филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 143402, Российская Федерация, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, 8, корп. 1.

Тема кандидатской диссертации: «Гражданская ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия». Автор более 200 научных работ, в том числе учебников, монографий и учебных пособий: «Обязательства из причинения вреда» (2003), «Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX века» (2006), «Правовое регулирование страхования в Российской Федерации» (2007), «Политико-правовое обеспечение предпринимательства в России» (2019).

Область научных интересов: правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, защита прав субъектов предпринимательской деятельности.

АННОТАЦИЯ

Различным проблемам предпринимательства посвящено значительное количество научных работ. Однако в юридической литературе недостаточно внимания уделяется исследованию ценностей предпринимательской деятельности. Автором в статье проведен анализ различных подходов к пониманию предпринимательской деятельности, в результате чего обосновывается наличие следующих ценностей предпринимательства: благополучие и процветание государства, гражданский мир и согласие, свобода экономической деятельности, самостоятельный и рисковый характер предпринимательской деятельности, ответственность предпринимателя за результаты предпринимательской деятельности. Проведенное исследование нормативных правовых актов позволило автору отдельно выделить конституционные и отраслевые ценности предпринимательства. Кроме того, автором проанализированы направления государственной политики в области предпринимательства. Показано наличие экономических и юридических гарантий, которые можно признать способами, средствами обеспечения ценности предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, ценности предпринимательства, идеология, благополучие, свобода экономической деятельности, ответственность.

Цитирование. Надежин Н. Н. Аксиология предпринимательства в гражданском обществе // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 1. С. 96-102. Б01: https://doi.org/10.18287/2542-047Х-2019-5-1-96-102.

сс) ®

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-1-96-102 Submitted: 8/II/2019

UDC 347.7 Accessed: 26/II/2019

N. N. Nadezhin

ENTREPRENEURSHIP AXIOLOGY IN CIVIL SOCIETY

© Nadezhin Nickolay Nickolaevich (ar_shadow@mail.ru), Candidate of Legal Sciences, associate professor, Deputy Director, Krasnogorsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bld 8/1, Rechnaya Street, Krasnogorsk, 143402, Russian Federation.

Subject of Candidate's thesis: «Civil liability for damage caused by illegal actions of the bodies of inquiry and preliminary investigation». Author of more than 200 scientific works, including textbooks and monographs: «Obligations of harm» (2003), «Judicial system and problems of resolution of economic disputes in the evolution of state and law of Russia from IX to XX century» (2006), «Legal regulation of insurance in the Russian Federation» (2007), «Political and legal support of entrepreneurship in Russia» (2019).

Research interests: legal status of entrepreneurship entities, defense of entrepreneurship entities' rights._

ABSTRACT

A considerable amount of scientific work is devoted to the various problems of entrepreneurship. However, in legal literature not enough attention is paid to the study of the values of entrepreneurial activity. The author in the article analyzes the various approaches to understanding of an entrepreneurial activity. As a result, the presence of the following values of entrepreneurship is justified: well-being and prosperity of state, civil peace and harmony, freedom of economic activity, independent and risky nature of business activity, responsibility of the entrepreneur for the results of business activities.

A study of statutory and regulatory enactments allowed the author to separately distinguish constitutional and sectoral values of entrepreneurship. In addition, the author analyzed the directions of state policy in the field of entrepreneurship. The presence of economic and legal guarantees that can be recognized by means of means of ensuring the value of entrepreneurial activity is shown.

Key words: entrepreneurship, entrepreneurship values, ideology, welfare, economic activity liberty, liability.

Citation. Nadezhin N. N. Aksiologiya predprinimatel 'stva v grazhdanskom obshchestve [Entrepreneurship axiology in civil society]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 1, pp. 96-102. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-1-96-102 [in Russian].

Сложившиеся на сегодняшний день разносторонние подходы к правовому регулированию предпринимательской деятельности влекут необходимость не только их теоретического осмысления в юридической науке, но и пристального внимания к их конкретным сходствам и различиям. Даже краткое описание позволило нам выделить перечень признаков, по которым происходило сравнение. В первую очередь это отношение государства к свободной экономической деятельности человека. С этих позиций мы видим подходы, поддерживающие и, наоборот, противодействующие этой экономической свободе. Отношение к этой свободе и определяет цели концепции, которые всегда рассчитаны на общественную поддержку.

Общественное участие в достижении целей концепции не является чем-то стихийным и непредсказуемым, т. к. ценности конкретного общества могут быть выявлены и обозначены. Разумеется, это сделать необходимо для успешной реализации любого общественного проекта, и практика целенаправленной общественной поддержки тех или иных концепций предпринимательской деятельности есть. Еще в 1912 г. российское деловое сообщество приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России»,

а в 2004 г. на VIII Всемирном Русском Народном Соборе принят Свод нравственных принципов и правил хозяйствования [1, с. 216].

Сложность в определении ценностей предпринимательства связана с тем, что при определении государственной политики в этом направлении следует принимать во внимание неоднородность российского общества. Это вынуждает учитывать ценности тех сообществ, которые и оказывают влияние на реализацию тех или иных государственных мер. Соответственно, для реализации государственной политики необходимо не только выявление, но еще и согласование этих ценностей. Наиболее просто это сделать для людей одной культуры. В этом смысле одной из целей правового регулирования является выработка и поддержание общей культурной среды для взаимодействия между всеми участниками предпринимательских отношений. На это, в частности, направлено закрепление деловых обычаев в качестве источников предпринимательского права.

Мы можем выделить те сообщества, которые ждут конкретных результатов от вырабатываемой государственной политики в сфере предпринимательства. Разработка концепции как основы государственной политики ведется не на

пустом месте. Все вовлеченные в данный процесс участники воспринимают концептуальные положения уже со сформировавшейся «системой ценностей», или, другими словами, с собственной культурой. Очевидно, что чем легче и гармоничнее концептуальные ценности согласовываются с уже имеющимися у участников, тем легче происходит реализация государственной политики, без внутреннего сопротивления и непонимания происходящего. При наличии расхождения между выявленными и предлагаемыми ценностями государственная политика должна быть направлена на устранение противоречий. Лишь после принятия ценностных установок людьми, после изменения «субкультуры» возможно говорить о проведении концептуальных положений в жизнь. Основные направления государственной политики в области предпринимательства должны последовательно и непротиворечиво отражать образы деловой культуры, создавать условия для принесения ощутимой пользы человеку, принявшему новые ценности, ставшему предпринимателем.

Официальные юридические документы, да и монографические исследования, за редким исключением [2, с. 29; 3, с. 20], умалчивают о ценностях предпринимательства, которые, например, могли бы быть выражены в правовых принципах. Эти ценности приходится искать и выявлять в положениях концепций, тогда как при их четкой легитимации мы получили бы объективные критерии для оценки концепций. Дополнительной причиной «молчания» о ценностях предпринимательства выступает довлеющий «экономический» подход к определению предпринимательской деятельности в ГК РФ, где целью выступает прибыль. Прибыль же подлежит только количественным, но не нравственным оценкам. Подобный подход упрощает правотворчество, но делает непредсказуемым результат правового регулирования.

Ценности первых концепций предпринимательского права основывались на ценностях тех людей, которые предлагали практический материал для этих концепций, т. е. ценности предпринимателей. Какими ценностями руководствовали они? Эти ценности представлены нам в многочисленных описаниях личностей зарождающегося класса предпринимателей из художественной литературы (Е. А. Лопахин в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» и др.), в документальных биографиях и жизнеописаниях [4, с. 206; 5, с. 233; 6, с. 55]. Однако вряд ли литературные произведения могут быть признаны вполне точным и объективным описанием действительности. На сегодняшний день наблюдается острый дефицит социологических [7, с. 25] и психологических [8, с. 23] данных об этом предмете. Тем не менее наличие общественных организаций и политических партий, объединяющих предпринимателей, свидетельствует о том, что общие ценности существуют, могут быть выявлены, сформулированы и положены в основу федеральной государственной политики.

Какие же общие ценности были и есть у предпринимателей? Зачастую предприниматели - это люди, выбившиеся в свет и ставшие состоятельными благодаря личным способностям, развитым на поприще нового для своего времени дела. Дело это получило конкретное юридическое содержание лишь в период НЭПа как «управление и эксплуатация предприятием».

Понятие «предприятие» стало объединяющим для таких понятий дореволюционного права, как «фабрики», заводы» и «мануфактуры». Руководство предприятий, получивших особо благодатную почву для развития в период промышленной революции ХХ-ХХ1 в., и составляло новый класс российского общества - буржуазии. В том числе и ценности этого класса привели Россию к той экономической мощи, которая была достигнута к Первой мировой войне. Однако дальнейшее развитие событий показало, что ни буржуазия, ни весь правящий класс не смогли сохранить власть в стране и накопленное богатство в условиях открытого гражданского противостояния. И это закономерно для класса буржуазии, их способности получили в жизни другое применение. Важно различать и учитывать ценности предпринимательства, а также ценности других сообществ (армии, духовенства, чиновничества и др.). Каждому из этих сообществ присущи собственные ценности, зачастую противоречащие друг другу, но сила государства - в их сочетании для достижения процветания страны. История предлагает примеры, когда непререкаемый авторитет и засилье одного сообщества приводили к гибели всего государства. В этой связи ценности предпринимательства должны быть соотнесены с ценностями всего российского (гражданского) общества и только после этого получить концептуальное или законодательное закрепление.

Следует учитывать, что запрет, делегитимация ценностей того или иного сообщества приводит к непредсказуемым изменениям в структуре всего общества и государства в целом. Ценности советского общества были сформулированы именно как антитеза ценностям общества буржуазного. Однако такие «буржуазные» ценности, как хозяйственная самостоятельность, собственное дело, накопление капитала, не исчезли из жизни советских граждан, а стали скрытыми, ушли в «тень», породив уникальное для всего мира явление «теневая экономика». Таким образом, ценности очень плохо поддаются регламентации, а в случае запрета они просто уходят из вида и живут в сознании и практике «теневых» сообществ как «понятия».

Отказ от идеологических запретов, закрепление в Конституции РФ экономических свобод, расширение правоспособности российских граждан создали условия для развития предпринимательства. Начиная с 90-х годов XX века мы видим не только стихийное возрождение предпринимательства, но и поиск мер государственного управления этой сферой, что отразилось в концепциях различных законов. Анализ официальных доку-

ментов отражает не только и не столько ценности предпринимателей, сколько закрепляет общегосударственные ценности в этом направлении. В силу же того, что основной формой закрепления избраны нормативно-правовые акты, эти ценности сформулированы как ценности правовые или политико-правовые [9, с. 256]. Сформулированные именно так, они входят в иерархию государственных ценностей, соотносясь с ценностями других сообществ, государства и гражданского общества в целом. В наиболее широком смысле аксиология предпринимательства в современном обществе слагается из следующих составляющих:

- Ценности предпринимателя как человека, носителя определенной культуры (личные ценности). Отражением ценностей на индивидуальном уровне выступают цели и порядок осуществления предпринимательской деятельности данным лицом;

- Ценности предпринимательского сообщества, представителями которых выступают различные общественные организации и политические партии. Данные ценности находят свое закрепление в традициях предпринимательской деятельности (обычаях и обыкновениях делового оборота (ст. 5 ГК РФ)), общественных и политических платформах соответствующих объединений;

- Государственные (правовые) ценности в сфере предпринимательства. Отражением этих ценностей выступают государственные концепции, принципы (основные направления) государственной политики, нормативно-правовые акты, судебные решения и другие официальные документы.

Личностный уровень предпринимательских ценностей наименее изучен и оценен, хотя и наиболее важен. Основные наработки в этой области принадлежат социологии [10, с. 51]. Однако, на наш взгляд, основной движущей силой в этом направлении должна стать психология, т. к. именно эта наука изучает человеческую деятельность наиболее предметно. Можно утверждать, что основная личностная ценность предпринимательства состоит в том, что эта деятельность позволяет человеку выжить самому и членам его семьи. Поскольку эта связь предприимчивости и человеческой жизни будет сохраняться, постольку будут действенны и значимы для человека все остальные ценностные уровни. В противном случае все остальные ценности так и останутся идеологическими, правовыми или общественными, но никогда не станут настоящими, определяющими цель и смысл жизни человека, выбравшего для себя путь предпринимателя.

Ценности предпринимательского сообщества (корпорации) изначально рассчитаны на определенный круг предпринимателей. В зависимости от возможностей той или иной корпорации ее ценности могут быть легитимированы, в том числе и посредством лоббизма. Объективные различия в ценностях, а следовательно, и в интересах сообществ учитывает и законодатель, выделяя соответствующие группы предпринимателей (например, малые и средние). Успехи того или иного предпринимательского объединения могут привести к уси-

лению их роли в политической жизни страны, а их ценности сделать доминирующими в государстве или отдельной сфере деятельности. В то же время как личные, так и корпоративные ценности могут быть скрытыми, что требует дополнительного анализа при оценке их объективности.

Наиболее объективный характер имеют государственные ценности в сфере предпринимательства именно в силу их нормативного закрепления и постоянного использования в рамках юридической практики. Однако в российском законодательстве именно как «ценности» те или иные положения не определяются. Для их закрепления избраны различные юридические конструкции, что затрудняет поиск, а ценности, выявленные путем толкования, спорны и неочевидны.

В зависимости от источника закрепления можно выделить конституционные ценности предпринимательства:

- Гражданский мир и согласие (Преамбула Конституции РФ);

- Благополучие и процветание государства (Преамбула Конституции РФ);

- Свобода экономической деятельности (ст. 8, 34 Конституции РФ). В Грузии данному положению посвящен Органический закон об экономической свободе 2011 г. [11], т. е. это неконституционный уровень.

На наш взгляд, именно эти положения из многочисленных конституционных гарантий могут быть признаны правовыми ценностями предпринимательства на федеральном уровне. При этом личные и корпоративные ценности могут и не содержать указанных выше понятий, однако в случае выхода предпринимательской деятельности за пределы личного или корпоративного масштаба она должна отвечать государственным ценностям.

Остальные экономические и юридические гарантии (частная собственность, конкуренция, судебная защита, право на объединения и др.) могут быть признаны способами (средствами) обеспечения этих ценностей. Соотнесение ценностей и средств должно проводиться по их значимости для предпринимательской среды. Ценности выступают наиболее консервативными и неизменными положениями, тогда как средства носят вторичный, производный характер. Цель правовых средств -обеспечить наиболее эффективное достижение личных целей предпринимателя. Цель правовых ценностей - создать и закрепить общую культуру отечественного предпринимательства [12, с. 216, 13, с. 101-104].

Отраслевые ценности предпринимательства закреплены прежде всего в специальных (именных) законах, содержащих в своем названии указание на предпринимательскую сферу. К «именным» законам в сфере предпринимательства можно отнести 5 федеральных законов [14-18]. Практически все они посвящены различным мерам государственной поддержки и защиты предпринимателей. Это демонстрирует ценность предпринимательства для государства и заботу о нем, но не предлагает

ценности для занимающихся предпринимательской деятельностью. Деятельности же предпринимателей или их объединений не посвящено ни одного специального акта, что свидетельствует о достаточности общей нормативно-правовой базы с выделяемыми особенностями. Есть ряд нормативно-правовых актов, которые в названии своих внутренних структурных элементов используют указание на предпринимательство. Таких актов намного больше, чем «именных», к ним, в частности, относятся практически все кодексы Российской Федерации.

Наибольшее значение в отраслевом регулировании предпринимательской деятельности приобретает Гражданский кодекс Российской Федерации. Это проявляется как в легальном закреплении ряда основных понятий предпринимательского права, так и в том, что учебники по предпринимательскому праву в качестве его принципов называют в большинстве своем принципы гражданского права [19, с. 545; 20, с. 624]. В действительности это значит, что предпринимательское право до настоящего времени еще не устоялось в своих основах. Возможно, юриспруденция в форме предпринимательского права отразила ту часть, действительности, которая не может быть полностью выявлена юридическими средствами познания по самой природе этой действительности. Как мы видим, в работах Л. И. Петражицкого предпринимательство выражается психологическими категориями и может быть описано на поведенческом уровне как проявление некой «внутренней силы» [21, с. 307]. Юриспруденция была призвана придать средства для развития этой силы, являющейся проявлением силы к жизни, направления ее в формы, полезные и не разрушительные для окружавшего общества. В этом смысле мы разделяем позицию большинства ученых о вторичном и производном характере предпринимательского права (Ю. К. Толстой, В. П. Мозолин, В. Ф. Попондопуло, Е. А. Суханов и др.). Однако практически полное единодушие в этом оставляет открытым вопрос: а что же лежит в основе этой «вторичности»? Например, по мнению Ю. К. Толстого, в основе лежат нормы гражданского и административного права, а по мнению других указанных выше авторов - только гражданского. Популярной темой для научных дискуссий по этому предмету являются вертикальные и горизонтальные отношения.

ГК РФ не выделяет каких-либо отдельных структурных элементов в своем содержании для объединения положений предпринимательского права. Это объясняется тем, что гражданское законодательство закрепляет ценности гражданского общества в целом, не акцентируя внимания на тех или иных сообществах. Однако полностью избежать различий невозможно. В частности, можно выделить такие упоминаемые в ГК РФ группы, как иностранцы и лица без гражданства, несовершеннолетние, предприниматели, потребители и др. С учетом установленных особенностей на всех

указанных «лиц» распространяются общие принципы гражданского права.

ГК РФ в своем тексте под «ценностями» понимает материальные объекты, а не какие-либо нравственные установки. В связи с этим, как и в Конституции Российской Федерации, эти ценности следует выявлять из толкования соответствующих правовых норм. Возможно выделить те положения, которые считаются сущностными для определения предпринимательской деятельности:

- Самостоятельность (ст. 2, 5 ГК РФ);

- Ответственность (ст. 23, 401 ГК РФ);

- Риск (ст. 2 ГК РФ).

Как мы видим, отраслевые ценности предпринимательства частично развивают конституционные, но в большинстве своем являются оригинальными и утвержденными только ГК РФ.

Анализ аксиологии предпринимательства свидетельствует о его меняющемся значении в истории России. Изменения касаются только правовых ценностей, утверждаемых на государственном уровне и зависящих от политической конъюнктуры. На личном и корпоративном уровне ценность предпринимательства не закреплена нормативно, а зачастую и не осознается либо подменяется экономической категорией «прибыль». Ценности предпринимательства должны лежать в основе государственной политики, выступая критерием оценки пользы предпринимательской деятельности. В этом случае у предпринимательства есть возможность стать не просто признаваемой и поддерживаемой частью российского общества, а объединяющей силой и экономической опорой государства.

В результате исследования нами предлагаются следующие ценности предпринимательства:

1) благополучие и процветание государства;

2) гражданский мир и согласие;

3) свобода экономической деятельности;

4) самостоятельный и рисковый характер предпринимательской деятельности;

5) ответственность предпринимателя за результаты предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Свердликова Е. А. Традиции и ценности российской деловой культуры. М.: МАКС Пресс, 2011. 419 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=19965879.

2. Дацко С. Н. Социальная миссия предпринимательства на современном этапе. М.: Финансы и статистика, 2005. 29 c. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id= 19773145.

3. Максумова А. О. Нравственно-этические детерминанты личности: (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2010. 19 c. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/ 92341/2010-097.pdf.

4. Белякова О. Кузнецовы: монополисты фарфорового производства в России. М.: Бизнеском, 2011. 206 c. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=601913 &p=1.

5. Петров Ю. А. Рябушинские. Фабрики и банки знаменитой династии России. М.: Бизнеском, 2011. 233 c. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=601941&p=1.

6. Чумаков В. Демидовы: пять поколений металлургов России. М.: Бизнеском, 2011. 267 с. URL: https://fictionbook.ru/author/viktoriya_shilkina/ demidovyi_pyat_pokoleniyi_metallurgov_v_rossii/ read_online. html.

7. Зайцев М. Ю. Социологический портрет предпринимателя как элемента социальной

структуры России: автореф. дис.....канд. социол.

наук. Саратов, 1996. 25 с. URL: http://cheloveknauka. com/sotsiologicheskiy-portret-predprinimatelya-kak-elementa-sotsialnoy-struktury-rossii.

8. Белова Е. В. Личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 23 c. URL: http://nauka-pedagogika. com/psihologiya-19-00-03/dissertaciya-lichnostnye-osobennosti-uspeshnyh-predprinimateley-malogo-i-srednego-biznesa.

9. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В. С. Нерсесянц. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 256 с. URL: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=772.

10. Давыденко В. А. Предпринимательское поведение как объект социального управления: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 1996. 51 c.

11. Органический Закон Грузии «Об экономической свободе» № 4979-вс от 05.07.2011. Регистрационный код 010100000.04.001.01602.

12. Культура российского предпринимательства / отв. ред. Н. А. Кормин. М., 1997. 216 c.

13. Трухина Г. Д. О философско-культуро-логической специфике предпринимательства в религиозных конфессиях Калмыкии. // Философия права. 2011. № 1 (44). C. 101-104. URL: https://media. mvd.ru/files/embed/1186331.

14. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.02.19). URL: http://legalacts. ru/doc/FZ-o-gosudarstvennoj-registracii-juridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej-ot-08_08_01.

15. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.02.2019). URL: http://kodeks. systecs.ru/zakon/fz-209.

16. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.02.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_78582.

17. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и

доп., вступ. в силу с 27.01.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.02.2019). URL: https://base.garant.ru/5755566.

18. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.02.19).

19. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров / под ред. В. С. Белых. М.: Проспект, 2017. 649 с.

20. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2017. 624 с.

21. Петражицкий Л. И. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. Т. 1: Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. 319 с. URL: https://avidreaders.ru/ book/akcii-birzhevaya-igra-i-teoriya-ekonomicheskih. html.

References

1. Sverdlikova E. A. Traditsii i tsennosti rossiiskoi delovoi kultury [Traditions and values of the Russian business culture]. M.: MAKS Press, 2011, 419 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19965879 [in Russian].

2. Datsko S. N. Sotsial'naya missiya predprinimatel'stva na sovremennom etape [Social mission of business on the present stage]. M.: Finansy i statistika, 2005, 29 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19773145 [in Russian].

3. Maksumova A. O. Nravstvenno-eticheskie determinanty lichnosti: (na primere molodykh rukovoditelei malogo i srednego biznesa): avtoref. diss... kand. psikholog. nauk [Moral and ethical determinants of personality: (on the example of young heads of small and medium businesses): author's abstract of Candidate's of Psychological Sciences thesis]. Kazan, 2010, 19 p. Available at: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/ handle/net/92341/2010-097.pdf [in Russian].

4. Belyakova O. Kuznetsovy: monopolisty farforovogo proizvodstva v Rossii [The Kuznetsov family: Monopolists of porcelain production in Russia]. M.: Bizneskom, 2011, 206 p. Available at: https://www. litmir.me/br/?b=601913&p=1 [in Russian].

5. Petrov Yu. A. Ryabushinskie. Fabriki i banki znamenitoi dinastii Rossii [Ryabushinskie. Factories and banks of the well-known dynasty in Russia]. M.: Bizneskom, 2011, 233 p. Available at: https://www. litmir.me/bd/?b=601941 &p=1 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Chumakov V. Demidovy: pyat' pokolenii metallurgov Rossii [The Demidov family. Five generations of steel workers of Russia]. M.: Bizneskom, 2011, 267 p. Available at: https://fictionbook.ru/author/ viktoriya_shilkina/demidovyi_pyat_pokoleniyi_ metallurgov_v_rossii/read_online.html [in Russian].

7. Zaytsev M. Yu. Sotsiologicheskii portret predprinimatelya kak elementa sotsial'noi struktury

Rossii: avtoref. dis.....kand. sotsiol. nauk [Sociological

portrait of a businessman as an element of social structure of Russia: author's abstract of Candidate's of Social Sciences thesis]. Saratov, 1996, 25 p. Available at: http://cheloveknauka.com/sotsiologicheskiy-portret-predprinimatelya-kak-elementa-sotsialnoy-struktury-rossii [in Russian].

8. Belova E. A. Lichnostnye osobennosti uspeshnykh predprinimatelei malogo i srednego biznesa: avtoref.

dis. ... kand. psikhol. nauk [Successful entrepreneurs' personal features of small and medium business: author's abstract of Candidate's of Psychological Sciences thesis]. Saint Petersburg, 2012, 23 p. Available at: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-03/dissertaciya-lichnostnye-osobennosti-uspeshnyh-predprinimateley-malogo-i-srednego-biznesa [in Russian].

9. Politiko-pravovye tsennosti: istoriya i sovremennost'. Pod red. V. S. Nersesyants [Political and legal values: the past and the present. V. S. Nersesyants (Ed.)]. M.: Editorial URSS, 2000, 256 p. Available at: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page= Book&id=772 [in Russian].

10. Davydenko V. A. Predprinimatel'skoe povedenie kak ob"ekt sotsial'nogo upravleniya: teoretiko-metodologicheskie aspekty: avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk [Enterprise behavior as an object of social management: theoretical and methodological aspects: author's abstract of Doctor of Social Sciences thesis]. M., 1996, 51 p. [in Russian].

11. Organicheskii Zakon Gruzii «Ob ekonomicheskoi svobode» №4979-vs ot 05.07.2011. Registratsionnyi kod 010100000.04.001.016021 [Organic Law of Georgia «About Economic Freedom» № 4979-vs as of05.07.2011. Registration code 010100000.04.001.016021] [in Russian].

12. Kulturarossiiskogopredprinimatel'stva. Otv. red. N. A. Kormin [Culture of the Russian entrepreneurship. N. A. Kormin (Ed.)]. M., 1997, 216 p. [in Russian].

13. Trukhina G. D. O filosofsko-kulturologicheskoi spetsifike predprinimatel 'stva v religioznykh konfessiyakh Kalmykii [About philosophical and culturological specific features of business in Kalmyk religious confessions]. Filosofiyaprava [Philosophy of Law], 2011, no. 1 (44), pp. 101-104. Available at: https://media.mvd.ru/files/ embed/1186331 [in Russian].

14. Federal'nyi zakon ot 08.08.2001 № 129-FZ «O gosudarstvennoi registratsii yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimatelei» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) [Federal Law № 129-FZ as of 08.08.2001 «On State Registration of Legal Entities and Entrepreneurs» (as amended effective of 01.01.2019)]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 05.02.19). Available at: http://legalacts.ru/ doc/FZ-o-gosudarstvennoj-registracii-juridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej-ot-08_08_01 [in Russian].

15. Federal'nyi zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 27.12.2018) [Federal Law № 209-FZ as of 24.07.2007 «On development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation» (as amended effective of 27.12.2018)]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 05.02.2019). Available at: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-209 [in Russian].

16. Federal 'nyi zakon ot 22.07.2008 № 159-FZ (red. ot 03.07.2018) «Ob osobennostyakh otchuzhdeniya nedvizhimogo imushchestva, nakhodyashchegosya v gosudarstvennoi sobstvennosti sub "ektov Rossiiskoi Federatsii ili v munitsipal'noi sobstvennosti i arenduemogo sub "ektami malogo i srednego predprinimatel'stva, i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law № 159-FZ as of 22.07.2008 (revised 03.07.2018) «On peculiarities of alienation of property, which is in state ownership of the Russian Federation subjects or in municipal property and rented by small and medium businesses and about introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 05.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_78582 [in Russian].

17. Federal'nyi zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimatelei pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipal 'nogo kontrolya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 27.01.2019) [Federal Law № 294-FZ as of 26.12.2008 «On legal entities rights' protection and individual entrepreneurs at the implementation of the state control (supervision) and municipal control» (as amended effective of 27.01.2019)]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 05.02.2019). Available at: https://base.garant.ru/5755566 [in Russian].

18. Federal'nyi zakon ot 07.05.2013 № 78-FZ «Ob upolnomochennykh po zashchite prav predprinimatelei v Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 28.11.2015) [Federal law № 78-FZ as of 07.05.2013 «On Business Rights Comissioner in the Russian Federation» (revised 28.11.2015)]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 05.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 145997.

19. Belykh V. S. Predprinimatel'skoe pravo Rossii: uchebnik dlya bakalavrov [Entrepreneurial law of Russia: textbook for bachelors]. M.: Prospekt, 2017, 649 p. [in Russian].

20. Predprinimatel'skoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov. Otv. red. I. V. Ershova, G. D. Otnyukova [Entrepreneurial law: textbook for bachelors. I. V. Ershov, G. D. Otnyukov (Eds.)]. M.: Prospekt, 2017, 624 p. [in Russian].

21. Petrazhitsky L. I. Aktsii, birzhevaya igra i teoriya ekonomicheskikh krizisov. T. 1: Ob aktsionernom dele i tipicheskikh oshibkakh pri otsenke shansov neizvestnoi pribyli [Stocks, stockjobbing and theory of economic crises. Vol. 1: About joint-stock business and typical mistakes at unknown profit chances assessment]. SPb.: Tipografiya M. Merkusheva, 1911, 319 p. Available at: https://avidreaders.ru/book/akcii-birzhevaya-igra-i-teoriya-ekonomicheskih.html [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.